Разработка штатного расписания для предприятия
Штатное расписание аппарата управления ОАО «Завод ГрАЗ» представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Штатное расписание аппарата управления ОАО «Завод ГрАЗ»
Структурное подразделение | Должность | Кол-во штатных единиц | Оклад, руб. |
ОАО «Завод ГрАЗ» | директор | 100 000 | |
ОАО «Завод ГрАЗ» | зам. директора | 80 000 | |
ОАО «Завод ГрАЗ» | секретарь | 6 000 | |
Дирекция по экономике и финансам | главный бухгалтер | 11 500 | |
Дирекция по экономике и финансам | бухгалтер | 9 900 | |
Юридический отдел | Главный юрист | 15 000 | |
Юридический отдел | юрист | 12 000 | |
Экономический отдел | нач. экономического отдела | 19 500 | |
Экономический отдел | вед. экономист | 17 500 | |
Экономический отдел | экономист 2 к. | 11 200 | |
Отдел реализации и отгрузки | Менеджер по продажам | ||
Конструкторское бюро | нач. КБ | 12 000 | |
Конструкторское бюро | инженер-конструктор 1 к. | 9 300 | |
Конструкторское бюро | инженер-конструктор 2 к. | 7 800 | |
Итого | 417 900 | ||
Годовой фонд ОЗП | 5 014 800 |
С учетом предлагаемых мероприятий по совершенствованию организационной структуры разработаем штатное расписание аппарата управления ОАО «Завод ГрАЗ». Оно будет выглядеть следующим образом:
Таблица 2 – Изменения в штатном расписании аппарата управления ОАО «Завод ГрАЗ»
Структурное подразделение | Должность | Кол-во штатных единиц | Оклад, руб. |
ОАО «Завод ГрАЗ» | директор | 100 000 | |
ОАО «Завод ГрАЗ» | зам. директора | 80 000 | |
ОАО «Завод ГрАЗ» | секретарь | 6 000 | |
Дирекция по экономике и финансам | главный бухгалтер | 11 500 | |
Дирекция по экономике и финансам | бухгалтер | 9 900 | |
Юридический отдел | Главный юрист | 15 000 | |
Юридический отдел | юрист | 12 000 | |
Экономический отдел | нач. экономического отдела | 19 500 | |
Экономический отдел | вед. экономист | 17 500 | |
Экономический отдел | экономист 2 к. | 11 200 | |
Отдел реализации и отгрузки | менеджер по продажам | ||
Конструкторское бюро | нач. КБ | 12 000 | |
Конструкторское бюро | инженер-конструктор 1 к. | 9 300 | |
Конструкторское бюро | инженер-конструктор 2 к. | 7 800 | |
Итого | 367 700 | ||
Годовой фонд ОЗП | 4 412 400 |
Таким образом, сократив численность бухгалтеров, экономистов 2 категории, менеджеров по продажам, инженеров конструкторов 1 категории всего 1 одного работника предприятие получает значительную годовую экономию по ОЗП в сумме 602,4 тыс., при этом данные изменения не отразятся на качестве работы предприятия, а лишь в разы увеличат прибыль предприятия.
9. Система учета, контроля использования и планирования рабочего времени, организации труда
Рабочее время сотрудников — ценный и очень важный ресурс для любого предприятия! В условиях современного рынка проблема учета рабочего временистановится одним из важнейших факторов, повышающих конкурентоспособность компании.
Ни для кого не секрет, что подсчет рабочего времени - очень трудоемкий процесс. А если представить, что предприятие представляет собой целый завод с общей численностью сотрудников 1 000, 2 000, 3 000 или 10 000 человек.
Так и для «Завода ГрАЗ» из-за значительной численности работающих подсчет рабочего времени - трудоемкий процесс. Именно поэтому для упрощения этой процедуры, своевременного и оперативного упорядочения всех данных о сотрудниках на предприятиях всех отраслей и масштабов я предлагаю внедрить автоматизированные системы учета рабочего времени на базе биометрических технологий идентификации личности человека.
Основной принцип работы таких систем – это учет общего количества отработанных каждым сотрудником часов, проведение и учет всех опозданий, командировок и отпусков, отгулов и больничных. В любой момент система позволяет получать отчеты по всем вышеперечисленным параметрам.
Внедрение автоматизированных систем учета рабочего времени помогает решать многочисленные задачи, среди которых:
- экономия денежных средств;
- повышение уровня трудовой дисциплины;
- обеспечение справедливого начисления заработной платы;
- упрощение процедуры подготовки отчетности;
- сокращение времени и трудоемкости планирования рабочего времени;
- объективность в принятии решений по управлению персоналом;
- содействие рациональной организации и эффективной реализации бизнес-процессов компании;
- построение единой системы учета рабочего времени и контроля доступа; полное исключение злоупотреблений персонала, связанных с манипуляциями пропусков сотрудниками предприятия, при использовании в качестве идентификатора биометрических данных человека (как правило, это отпечаток пальца).
Функциональность систем:
- точный автоматизированный учет рабочего времени;
- формирование графиков рабочего времени;
- автоматизированный учет опозданий и ранних уходов;
- возможность задавать дополнительные параметры настройки работы системы под специфику деятельности компании;
- определение каждому работнику как нормированного, так и не нормированного графика работы.
Плюсы систем:
- гибкость – возможность настройки любых сколько угодно возможных параметров;
- экономичность;
- оперативная информация о присутствующих сотрудниках, определение местонахождения сотрудника в одной из зон предприятия;
- полное исключение возможности обмануть систему за счет использования биометрических идентификаторов (отпечатков пальцев человека);
- отображение персональных сообщений для сотрудников на дисплее терминала;
- использование при учете затрат, при выполнении каких-либо технических операций.
Механизм функционирования системы учета рабочего времени таков:
Для каждого сотрудника определяется пространство (территориальная зона нахождения) внутри предприятия, время его нахождения, которое считается в системе в качестве рабочего, и выдается идентификатор (как правило, пластиковая карта-пропуск), хотя учет рабочего времени может вестись и с использованием в качестве идентификаторов отпечатка пальца сотрудника или набора PIN - кода. Учет рабочего времени осуществляется по средствам сравнения зафиксированных приходов и уходов в системе с заданным режимом рабочего времени конкретного сотрудника.
Процедура регистрации занимает всего несколько секунд: для этого сотруднику достаточно лишь поднести свою карточку к терминалу или нажать кнопку. В большинстве систем предусматривается возможность указания причины выхода (например, набором кода). Система учета рабочего времени также ведет статистику и формирует отчеты. Результаты учета времени могут импортироваться в программу расчета заработной платы. В зависимости от постановки задачи, система может формировать отчеты по различным критериям: по приходам и уходам, по типам нарушений (приход после начала рабочего времени, ранний уход, и т.д.), по переработкам, по интервалам, по сотрудникам, по подразделениям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день была проделана огромная работа по совершенствованию структуры управления, но при этом недостатки все же имеют место. Старая система управления оставила свой след, большая часть управленцев осталась на своих местах, структура управления поменялась, требует это и изменение отношения руководителей к своей работе.
В данной отчете по практике основными направлениями, способствующими совершенствованию структуры управления предприятия ОАО «Завод ГрАЗ» можно выделить следующие:
- повышение профессионализма в управлении.
(непрофессионально принятое решение негативно сказывается на функционирование всего предприятия в целом). Поэтому нужно вести работу по повышению квалификации работников;
- применение современных технологий управления. Информация требует должного внимания (независимо от того из каких источников она получена). Ни одно управленческое решение не может быть принято без ознакомления и анализа соответствующей информации. Недостоверная информация приводит к ошибочным решениям.
Принять эффективное управленческое решение не такая простая задача.
Выработка и принятие управленческого решения – сердцевина управленческой деятельности руководителя предприятия. Выработать и принять управленческое решение невозможно без использования хорошо проанализированной информации о проблеме.
Современные технологии предоставляют руководителю дополнительные средства как по анализу информации, так и по процедурам выработки управленческих решений, сравнительной оценки альтернативных вариантов решений, прогнозированию и разработке сценариев ожидаемого развития ситуации.
В процессе управленческой деятельности руководителю зачастую необходимо пользоваться услугами консультантов. Сегодня уже понятно, что руководитель не обязан, да и не в состоянии, одинаково хорошо разбираться во всех областях деятельности предприятия.
Необходимо контролировать каждый шаг выполнения принятого решения. Совершенствование системы контроля повысит эффективность принимаемых решений.
Приведенные рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления на предприятие ОАО «Завод ГрАЗ» не являются исчерпывающими. Поэтому надежность аппарата управления в целом характеризуется его безотказным функционированием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф, Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: "Дело" 1992. 702 с.
2. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. – М.: Междунар. отношения, 1993. 352 с.
3. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. О.С. Виханского - М.: Прогресс, 1987. - 384 с.
4. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Издательство "Питер", 1999. 816 с.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001.501 с.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд. Учебник. – М.: «Фирма Гардарика», 1996. 416с
7. Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА – М,1998. 336 с.
8. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада Лтд», 1997. 384 с.
9. Грейсон Дж.К мл., О.Делл К. Американский менеджмент на пороге XX века: Пер. с англ./Авт. предисл. Б.Э.Мильмер.- М.: Экономика, 1991.319 с
10. www. graz. Ru
Приложение 1.
Структура управления ОАО «Завод ГРАЗ»
Приложение 2.
Характеристика бухгалтерии.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением ОАО «Завод ГРАЗ» и подчиняется непосредственно директору по экономике и финансам.
1.2. Бухгалтерия в своей работе руководствуется действующим законодательством, нормативными документами (правилами) приказами Госстандарта России, государственными стандартами, «Руководством по качеству» и нормативными документами системы менеджмента качества ОАО «Завод ГРАЗ », приказами по ОАО «Завод ГРАЗ », а также настоящим Положением и другими нормативными документами, действующими на ОАО «Завод ГРАЗ»
1.3. Бухгалтерия возглавляется главным бухгалтером.
1.4. Штатное расписание бухгалтерии разрабатывается начальником ОУП, согласовывается с главным бухгалтером и утверждается генеральным директором ОАО «Завод ГРАЗ».
1.5. Деятельность бухгалтерии осуществляется в соответствии с планом работы, утвержденным директором по экономике и финансам.
В своей деятельности бухгалтерия руководствуется:
Законодательными и нормативными документами, регулирующими вопросы бухгалтерского учета и отчетности.
Методическими материалами.
Уставом предприятия.
Правилами внутреннего трудового распорядка
1.6. В ведении бухгалтерии находится компьютерная и другая оргтехника, необходимая для выполнения бухгалтерией возложенных на нее обязанностей. Состав компьютерного обеспечения бухгалтерии: 1С: Бухгалтерия, 1С: Зарплата и Кадры, СПС Гарант.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Бухгалтерия осуществляет следующие задачи:
2.1. Ведение бухгалтерского учета на предприятии.
2.2. Составление бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности.
2.3. Формирование учетной политики предприятия.
2.4. Оказание методической помощи работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля и отчетности.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
В состав бухгалтерии входят
-главный бухгалтер
-заместитель главного бухгалтера
-бухгалтеры.
ФУНКЦИИ.
Бухгалтерия осуществляет следующие функции:
4.1. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно- финансовой деятельности и контроль над экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.
4.2. Организовывает учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств и своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета отражений этих операций.
4.3. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных документов.
4.4. Обеспечивает законность и своевременность оформления документов, выполняемых работ, расчеты по заработной плате, правильное исчисление налогов и сборов, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды,
4.5. Организует проведение инвентаризаций.
4.6. Участвует в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей.
4.7.Осуществляет работу по принятию плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций 4.8. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно — финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления потерь, непроизводственных затрат.
4.9. Обеспечивает организацию бухгалтерского учета и отчетности на пред приятии на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий.
ПРАВА
5.1. Права бухгалтерии осуществляются главным бухгалтером и в соответствии с установленным в должностных инструкциях распределением обязанностей другими работниками бухгалтерии.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
6.1. Ответственность бухгалтерии устанавливается должностными инструкциями работников, организационно-распорядительными документами по ОАО « Завод ГРАЗ» и трудовым законодательством Российской Федерации.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
7.1. Бухгалтерия взаимодействует с генеральным директором по вопросам:
получения: приказов, распоряжений, указаний, корреспонденции, присланной в адрес бухгалтерии.
предоставления: справок, сведений, информации по вопросам финансово - хозяйственной деятельности предприятия.
7.2. Бухгалтерия взаимодействует с исполнительным директором - первым заместителем генерального директора по вопросам:
получения: распоряжений, указаний.
предоставления: справок, сведений, информации по вопросам финансово - хозяйственной деятельности предприятия.
7.3. Бухгалтерия взаимодействует с директором по экономике и финансам по вопросам:
получения: распоряжений, указаний.
предоставления: справок, сведений, информации по вопросам финансово - хозяйственной деятельности предприятия.
7.4. Бухгалтерия взаимодействует с ОУП по вопросам:
получения: приказов, отпускные записки, штатное расписание, сведений о фактически отработанном времени.
предоставления: справок, сведений по начислению зарплаты, сведений о персональных данных всех сотрудников.
7.5. с инспекциями Министерства по налогам и сборам:
получения: актов проверок. Правильности учета платы налогов и сборов предоставления отчетности по ведению финансово- хозяйственной деятельности предприятия.
7.6. С отделом Государственной статистики по вопросам:
получения: форм статистической отчетности
предоставления: отчетности по ведению финансово- хозяйственной деятельности предприятия.
7.7. Со складами по вопросам:
получения: реестра документов по приходу и расходу ТМЦ предоставления: оборотно-сальдовой ведомости
7.8. С производственными цехами по вопросам:
получения: реестров документов
предоставления: результатов произведенных инвентаризаций, данных об ос татках ТМЦ в производстве.
7.9. С ОМТС по вопросам:
получения: представления номенклатуры справочника предоставления: доверенности на получение ТМЦ, пропуска на провоз ТМЦ, накладные на реализацию ТМЦ.
7.10. С юридическим отделом по вопросам:
получения: копий договоров.
предоставления: данные о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
7.11. Со всеми остальными структурными подразделениями по вопросам получения: данных о финансово-хозяйственной деятельности.
предоставления: начисления и выплаты заработной
платы.
7.12 Взаимодействие с группой управления качеством по вопросам:
- организации работ по разработке, внедрению и совершенствованию СМК;
- выполнения утвержденных в установленном порядке мероприятий по качеству, функционированию СМК;
-проведения внутренних аудитов подразделений предприятия в рамках СМК.
- организации работ стандартизации;
- предоставления необходимой информации о функционировании СМК.
7.13 Взаимодействие с ОТК:
- учет брака
- отметка входного контроля в ТТН
7.14 Взаимодействие с канцелярией:
- по вопросам получения организационно-распорядительной документации.