Общие принципы управления предприятием и их классификация.
Чтобы обеспечить координацию и контроль деятельности своих работников организации создают структуры управления.
ОСУ (организационная структура управления) – это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнениям бизнес-плана, инновационного проекта.
В структуре выделяют:
- Элементы/звенья (службы, группы, работники), выполняющие функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих задач, функций, работ;
- Связи, которые поддерживают отношения между элементами.
Связи:
§ горизонтальные (согласование, явл. одноуровневым);
§ вертикальные (подчинение). Необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления;
- линейные (отражают движение управленческих решений и информаций. Между линейными руководителями (лицами) полностью отвечающими за деятельность организации и ее структурных подразделений);
- функциональные (связи по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
Построение ОСУ требует:
1. Группировки всех видов работ по функциям, обязанностям, задачам;
2. Формирование соответствующих отделов, групп и определение индивидуальных исполнителей;
3. Установление полномочий по принятию решений и отношений между отделами, рабочими группами, индивидуумами по поводу выполнения или функций, обязанностей, задач;
4. Установление каналов коммуникаций, обеспечивающих координацию и передачу решений по вертикали и горизонтали.
Иерархия – многоуровневость системы, она помогает рассматривать любой элемент системы, как систему более низкого уровня. Одноступенчатая иерархия управления осуществляется очень редко.
Обычно существует пирамида управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений.
Иерархия менеджмента
ОСУ отличаются друг от друга:
- Сложностью. Степень разделения деятельности на различных функциях. Определяется по количеству отделов групп, квалифицированных специалистах, уровней иерархии;
- Формализацией. Степень использования заранее установленных правил и процедур. Характеризует масштабы используемых правил и регулированных механизмов для управления поведения людей, т.е. уровень стандартизации работ внутри организации;
- Соотношение централизации и децентрализации.
Централизация – сосредоточение функций управления на верхнем уровне иерархии управления;
Децентрализация – сосредоточение функций управления на нижнем уровне иерархии управления.
Соотношение между централизацией и децентрализацией определяют распределение прав принятия решений по вертикали управления. Высокий уровень централизации предполагает сосредоточение прав у руководителя. Высокий уровень децентрализации обеспечивает более быструю реакцию на изменение внешней среды, т.е. к управленческому решению привлекается большее число участников, что повышает качество управленческого решения.
В структурах управления выделяются 2 подхода:
Иерархическая СУ (бюрократическая) – это СУ, в которой преобладают отдельные связи, когда верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решения и эти решения строго обязательны для низшего уровня.
Органическая СУ – это структура организации, характеризующаяся децентрализованной иерархией, гибкими рабочими процедурами и демократическим стилем руководства.
Принципы ИСУ и ОСУ
Иерархическая СУ | Органическая СУ |
1) единоначалие, в соответствии с которым каждый работающий в организации не должен иметь более 1 непосредственного руководителя | 1) Полицентризм – множественность лидера деятельности |
2) Четкие вертикальные линии распределения прав, идущие сверху вниз | 2) Снижение до минимума иерархии |
3) соответствие прав и обязанностей каждого звена | 3) Высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом |
4) Специализация работ с выделением одной основной функции каждого работника | 4) Ориентация на проблему и возможности |
5) Абсолютная ответственность руководителя за действия своих подчиненных | 5) Ориентация на культуру взаимоотношений, на кооперацию, взаимную информированность, самоуправление и самоорганизацию персонала |
Иерархические структуры представляют собой стержень, основу любого гос. устройства. Они показали свою эффективность, особенно в крупных организациях.
Но есть недостатки:
- четко сформулированное предписание по каждой работе не оставляет места для проявления индивидуального подхода;
- бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которой непосредственно требуется по характеру выполняемой работы;
- т.к. вопросы стратегии и тактики решаются только на высшем уровне, теряется общий управленческий интеллект организации.
Для современных управленческих структур необходимо сочетание иерархических моделей и органических.