Значение технических регламентов в хозяйственной деятельности
Технические регламенты
Вместо государственных стандартов, содержавших обязательные требования к объектам регулирования, в Законе о техническом регулировании предусмотрено принятие новых нормативных документов - технических регламентов. Их значение по сравнению с ГОСТами значительно возрастет, поскольку технические регламенты должны приниматься, как правило, федеральным законом или международным договором, заключенным Российской Федерацией. Тем самым резко сокращается сфера действия ведомственных нормативных актов.
Технические регламенты устанавливают требования, обеспечивающие различные виды безопасности (излучений, биологическую, взрывобезопасность, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную, электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования), а также единство измерений.
Обязательные требования к качеству технические регламенты в отличие от государственных стандартов не устанавливают.
Технические регламенты должны приниматься в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в других целях не допускается. Процесс реформирования займет довольно длительный период.
Технические регламенты, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования, должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании. До принятия соответствующих технических регламентов требования к продукции, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям принятия технических регламентов. Правительством РФ утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.
Принципиальным является положение Закона о том, что техническое регулирование не должно служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо для соблюдения установленных целей принятия технических регламентов. Тем самым вмешательство государства в предпринимательскую деятельность ограничивается строго определенными законом целями. Технические регламенты устанавливают с учетом риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие различные виды безопасности, в том числе ветеринарно-санитарные и фитосанитарные.
Требования к содержанию и применению технических регламентов установлены в Законе о техническом регулировании. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования.
В техническом регламенте могут содержаться правила и формы оценки соответствия, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Важно отметить, что содержащиеся в технических регламентах обязательные требования являются исчерпывающими, имеют прямое действие на территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
В техническом регламенте содержатся требования кхарактерᴎϲтикам продукции, процессам производства, эксплуатации, перевозки, реализации и утилизации, но не должны содержаться требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, когда из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента.
Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В таких случаях в техническом регламенте могут содержаться требования, касающиеся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
В технических регламентах могут содержаться специальные требования, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, инвалидов, беременных женщин, кормящих матерей).
Законом предусмотрено принятие технических регламентов двух видов: общих и специальных.Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Общие технические регламенты принимаются по вопросам: пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности эксплуатации и утилизации машин и оборудования, электромагнитной совместимости, безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий.
В требованиях специальных технических регламентов учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Следует подчеркнуть, что специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем видам продукции, процессам производства и другим видам деятельности, в отношении которых установленные законом цели принятия технических регламентов не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов
. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента установлен Законом о техническом регулировании. Процесс разработки и принятия технических регламентов характеризуется открытостью и доступностьюдля обсуждения любыми заинтересованными лицами. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.
2 вариант
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
Технический регламент – это документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, а также зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технический регламент – это документ, в котором изложен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых государством к тому или иному виду деятельности. Иные требования могут вноситься только изменениями и дополнениями в данный регламент. Единицей такого нормирования, его базовым модулем становится уже не отдельный документ (что удобно для инстанций нормирования), а регламент на вид деятельности, своего рода исчерпывающий свод норм и правил (что удобно для предприятий и необходимо для эффективного контроля).
Правительство РФ вправе издать постановление о техническом регламенте, являющееся временным и действующее впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона. При этом порядок принятия такого постановления должен полностью соответствовать требованиям Закона «О техническом регулировании».
В РФ действуют общие технические регламенты и специальные технические регламенты.
Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В регламент должны включаться только те требования, которые обеспечивают достижение следующих целей: безопасность жизни или здоровья граждан; безопасность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды; охрана жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Под обеспечением безопасности имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, как правило, понимаются требования, позволяющие избежать (конечно, с определенной вероятностью) угрозы его уничтожения.
Под охраной окружающей среды понимается обеспечение защиты окружающей среды от вредных воздействий, связанных с деятельностью человека. При этом должен учитываться вред, наносимый как людям, проживающим рядом с опасным объектом, так и животному и растительному миру, имуществу, постройкам и сооружениям.
Охрана жизни животных включает, кроме предотвращения непосредственных угроз конкретным видам животных, также и вопросы предотвращения распространения инфекционных заболеваний и эпизоотии. Что же касается охраны «жизни и здоровья растений», то речь идет об обеспечении предотвращения заболеваний растений и защиты территорий от распространения болезней растений.
Предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, обеспечивается достоверной информацией о реализуемой продукции, работах и услугах, т. е. путем информирования, маркирования, этикетирования и других подобных мер и действий.
Технический регламент не должен содержать требования к качеству и потребительским свойствам продукции, поскольку такие требования должны регулироваться рыночными отношениями, а не административными мерами. К ним, например, относятся показатели внешнего вида изделий, вкусовые характеристики, запах, качество отделки, характеристики, совместимые с другими изделиями, и т. п.
60. Стандартизация и сертификация в хозяйственной деятельности(украина)
Для успешного решения заданий, связанных с повышением качества продукции, необходимая определенная система мероприятий, какая бы ориентировала весь хозяйственный механизм, всю совокупность технических, организационных и социальных факторов современного производства на достижение такого уровня качества продукции, который полнее всего отвечал бы общественным потребностям. Объединение работ относительно улучшения технико-эксплуатационных потребительских свойств продукции в единственную систему целевых, постоянно осуществляемых мероприятий достигается на основе систем управления качеством.
Управление качеством продукции - это установление, обеспечение и соблюдение необходимого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении и эксплуатации, что достигается путем систематического контроля за качеством и целеустремленного влияния на условия и факторы, от которых она зависит. Система управления качеством продукции имеет многоуровневый (отрасль, объединение, предприятие, цех) комплексный (многоаспектный) характер. Она обеспечивает единство и взаимосвязь технического, организационного, экономического, социального и правового (юридического) аспектов.
Современные условия ведения хозяйства требуют от каждого предприятия внедрять действенные механизмы формирования качества продукции и сурово придерживаться их требований. Определяющими элементами этого процесса является стандартизация и сертификация продукции.
В соответствии с Законом Украины "О стандартизации" стандартизация- деятельность, что заключается в становлении положений для общего и многократного применения, относительно имеющихся или возможных заданий с целью достижения оптимальной степени благоустройства в определенной сфере, результатом которой является повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранению барьеров в торговле и содействию научно-техническому сотрудничеству.
Различают международную, региональную и национальную стандартизации:
- международная - стандартизация, что проводится на международном уровне и участие, в которой открыто для соответствующих органов всех стран;
- региональная— стандартизация, что проводится на соответствующем региональном уровне и участие, в которой открыто для соответствующих органов стран определенного географического или экономического пространства;
- национальная- стандартизация, что проводится на уровне одной страны.
Государственная политика в сфере стандартизации базируется на таких принципах:
- обеспечение участия физических и юридических лиц в разработке стандартов и свободного выбора ими видов стандартов при производстве или снабжении продукции;
- открытости и прозрачности процедур разработки и принятия стандартов с учетом интересов всех заинтересованных сторон, повышения конкурентоспособности продукции отечественных производителей;
- доступности стандартов и информации относительно них для пользователей;
- соответствия стандартов законодательству;
- адаптации к современным достижениям науки и техники с учетом состояния национальной экономики;
- приоритетности прямого внедрения в Украине международных и региональных стандартов;
- соблюдение международных и европейских правил и процедур стандартизации;
- участия в международной (региональной) стандартизации. Организация работ в системе управления качеством определяется стандартами, которые регламентируют технический уровень продукции, ЕЕ надежность, долговечность, экономические, эстетичные и эргономичные характеристики.
Стандарт - документ, что устанавливает для общего и многократного применения правила, общие принципы или характеристики, которые касаются деятельности или ее результатов, с целью достижения оптимальной степени упорядоченности в определенной отрасли, разработанный в установленном порядке на основе консенсуса.
Согласно с Декретом Кабинета Министров Украины "О стандартизации и сертификации" нормативные документы из стандартизации разделяются на:
- государственные стандарты Украины;
- отраслевые стандарты;
- стандарты научно-технических и инженерных обществ и союзов;
- технические условия;
- стандарты предприятий.
Государственные (национальные) стандарты - стандарты Украины, принятые центральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и доступные для широкого круга пользователей.
Отраслевые стандарты разрабатываются на продукцию при отсутствии государственных стандартов Украины или в случае необходимости установления требований, которые превышают или дополняют требования государственных стандартов.
Стандарты научно-технических и инженерных обществ и союзов разрабатываются в случае необходимости распространения результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в отдельных отраслях знаний или сферах профессиональных интересов. Эти стандарты могут использоваться на основе добровольного согласия пользователей.
Технические условия — документ, что устанавливает технические требования, которым должны отвечать продукция, процессы или услуги. Технические условия могут быть стандартом, частью стандарта или отдельным документом.
Технические условия содержат требования, которые регулируют отношения между поставщиком (разработчиком, изготовителем) и потребителем (заказчиком) продукции.
Стандарты предприятий разрабатываются на продукцию, что используется лишь на конкретном предприятии.
Применяются также международные и региональные стандарты — стандарты, принятые соответственно международным и региональным органом стандартизации.
Важным элементом управления качеством продукции является ее сертификация — элемент, что значит оценку соответствия продукции конкретным требованиям и выдачу соответствующего документа — сертификата.
Сертификация - это система мер и действий, которые подтверждают соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, технических условий и других нормативных документов, которые действуют на мировом рынке в той или другой стране-импортере продукции или услуг.
Сертификат — это документ, что подтверждает высокий уровень качества продукции и ее соответствие требованиям международных стандартов ISO серии 9000.
Сертификация продукции осуществляется с целью:
- предотвращение реализации продукции, опасной для жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей естественной среды;
- содействие потребителю в компетентном выборе продукции;
- создание условий для участия субъектов предпринимательской деятельности в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.
Каждый вид товаров, который предприятие хочет выгодно продать на мировом рынке, должен быть сертифицированным, то есть иметь документ, что удостоверяет высокий уровень его качества и соответствие требованиям международных стандартов.
В Украине различают обязательную и добровольную сертификацию.
Обязательная сертификация осуществляется только в пределах государственной системы управления субъектами ведения хозяйства, охватывает проверку и испытание продукции с целью определение ее характеристик (показателей) и последующий государственный технический надзор за сертифицированными изделиями.
Добровольно сертификация может проводиться по инициативе самих субъектов ведения хозяйства на соответствие продукции требованиям, которые не являются обязательными (на договорных принципах).