Порядок осуществления проверок деятельности субъектов хозяйственной деятельности(по Украине)

Контроль за осуществлением хозяйственной деятельности состоит в обеспечении соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами законодательства Украины.

Контроль за осуществлением хозяйственной деятельности осуществляется в следующих формах:

1) государственный контроль (осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти);

2) самоуправляемый контроль (осуществляется сельскими, поселковыми, городскими, районными и областными советами)

3) общественный контроль (осуществляется общественными инспекторами, которые назначаются соответствующими органами местного самоуправления; профсоюзами, объединениями потребителей и другими общественными организациями).

Согласно ст. 19 ГК Украины государство осуществляет контроль и надзор за хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования в таких сферах: сохранение и расходование средств и материальных ценностей субъектами хозяйственных отношений - за состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности; финансовых, кредитных отношений, валютного регулирования и налоговых отношений - за соблюдением субъектами хозяйствования кредитных обязательств перед государством и расчетной дисциплины, соблюдением требований валютного законодательства, налоговой дисциплины; цен и ценообразования - по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования государственных цен на продукцию и услуги; монополизма и конкуренции - по вопросам соблюдения антимонопольно-конкурентного законодательства; земельных отношений - за использованием и охраной земель;водных отношений и лесного хозяйства - за использованием и охраной вод и лесов, воспроизведением водных ресурсов и лесов; производства и труда - за безопасностью производства и труда, соблюдением законодательства о труде; за пожарной, экологической, санитарно-гигиенической безопасностью; за соблюдением стандартов, норм и правил, которыми установлены обязательные требования к условиям осуществления хозяйственной деятельности; потребление - за качеством и безопасностью продукции и услуг; внешнеэкономической деятельности - по вопросам технологической, экономической, экологической и социальной безопасности.

Статус органов государственной власти и должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный контроль и государственный надзор за хозяйственной деятельностью, общие условия и порядок осуществления контроля и надзора определяются действующим законодательством Украины.

Согласно ЗУ «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине" от 26 января 1993 (название ЗУ в ред. Закона Украины от 16 октября 2012) осуществление государственного финансового контроля обеспечивает центральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Украины на реализацию государственной политики в сфере государственного финансового контроля. Центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется КМУ через Министра финансов и реализующий государственную политику в сфере государственного финансового контроля, является Государственная финансовая инспекция Украины(Положение о Государственной финансовой инспекции Украины утв. Постановлением КМУ от 6 августа 2014Контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства, законодательства о трансфертном ценообразовании, законодательства по администрированию единого взноса и иного законодательства осуществляет Государственная фискальная служба Украины (Положение о Государственной фискальную службу Украины утв. Постановлением КМУ от 21 мая 2014 №236).

Органами государственного контроля (надзора) и наблюдения в сфере ценообразования в соответствии со ст. 16 ЗУ "О ценах и ценообразовании" от 21 июня 2012 является центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по контролю за ценами (Государственная инспекция Украины по контролю за ценами) и другие органы, определенные законом.

Государственный контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом Украины и его территориальными отделениями (ЗУ "Антимонопольный комитет Украины" от 26 ноября 1993 г .; Положение о территориальном отделении Антимонопольного комитета Украины, утв. Распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 23 февраля 2001 г. .).

Специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей является Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. Данная Служба создана КМУ с целью оптимизации системы центральных органов исполнительной власти на базе Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы (Госветфитослужбы), Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей (Госпотребинспекции) и Государственной санитарно-эпидемиологической службы (Госсанэпидемслужбы). Соответствующее решение закреплено правительственным постановлением № 442 "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти" от 10 сентября 2014

Контролирующие органы осуществляют проверки двух видов: плановые и внеплановые, которые могут быть как выездными (осуществляться по местонахождению субъекта хозяйствования или по местонахождению его обособленного структурного подразделения), так и невыездными (осуществляться путем истребования у субъектов хозяйствования необходимых для проверки документов без непосредственного выезда на объект проверки).

Плановая проверка, как правило, проводится не чаще одного раза в календарный год. Основанием для проведения плановых проверок является план-график проверок, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, который возглавляет соответствующую систему контролирующих органов.

Внеплановая проверка проводится в соответствии с приказом центрального органа исполнительной власти, который возглавляет соответствующую систему контролирующих органов, по местонахождению объекта проверки или по местонахождению его обособленного структурного подразделения уполномоченными органами, исходя из их функциональных полномочий, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

- По поручению Президента Украины, Кабинета Министров Украины;

- По заявлениям субъектов хозяйствования, граждан, объединений, учреждений, организаций о нарушении их прав в результате действия или бездействия субъекта хозяйствования (объекта проверки)

- По представлению органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля о нарушении законодательства субъектом хозяйствования (объектом проверки);

- По инициативе контролирующих органов - в случае непосредственного обнаружения признаков нарушения законодательства субъекта хозяйствования (объектом проверки);

- По личной просьбе (предприятия) объекта проверки;

- При других обстоятельствах, предусмотренных в действующих нормативно-правовых актах.

Основными задачами проверок являются: осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере хозяйствования; своевременное предупреждение, выявление и пресечение действий, которые содержат признаки нарушения законодательства, а в случае, если нарушение прекращено, - принятия мер по устранению последствий этих нарушений; сбор доказательств в заявлениях и делах о нарушении законодательства; оценка деятельности объектов проверки соблюдения законодательства и выполнения решений или распоряжений контролирующих органов; анализ решений органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля на соответствие хозяйственному законодательству.

Результаты проверок субъектов хозяйствования контролирующими органами, их должностными лицами оформляются соответствующими актами. При установлении факта правонарушений к субъектам хозяйствования на основании составленных актов применяются административно хозяйственные санкции.

Органы государственной власти и должностные лица обязаны осуществлять инспектирование и проверки деятельности субъектов хозяйствования беспристрастно, объективно и оперативно, придерживаясь требований законодательства, уважая права и законные интересы субъектов хозяйствования. Незаконное вмешательство и препятствование хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования со стороны органов государственной власти, их должностных лиц при осуществлении ими государственного контроля и надзора запрещаются.

Субъект хозяйствования имеет право на получение информации о результатах инспектирования и проверок его деятельности. Действия и решения государственных органов контроля и надзора, а также их должностных лиц, проводивших инспектирование и проверку, могут быть обжалованы субъектом хозяйствования в установленном законодательством порядке.

Наши рекомендации