Анализ показателей финансово-экономической деятельности предприятия
Объем производственной деятельности ООО «Интурбюро» вырос за три года исследования на 6,8%, что значительно ниже роста выручки от реализации за данный период (21,6%). При этом затраты на производство выросли на 16,7%, а себестоимость реализации - на 19,4%. Поскольку прибыль от основной деятельности растет за 2014-2016 гг., то это приводит к росту рентабельности продукции на 1,7%. В 2016 г. на каждый рубль реализованной продукции приходится 4,4 коп. прибыли от продаж. Предприятие несет высокие убытки от прочей деятельности, которые выросли за три года на 40,6%, однако рост прибыли от продаж значительно выше, что и привело к росту показателя чистой прибыли на 1351 тыс. руб. Данное исследование позволяет сделать вывод о росте эффективности функционирования ООО «Интурбюро». Однако следует обратить внимание на соотношение темпов роста производительности и заработной платы (рис. 4).Таким образом, при росте численности персонала их среднегодовая заработная плата увеличилась за 2014-2016 гг. на 23,3%, при этом производительности труда работников снизилась на 1,9%.
На рисунке 4 представлено соотношение темпов роста заработной платы и производительной труда сотрудника в ООО «Интрбюро».
Рисунок4. Соотношение темпов роста заработной платы и производительности труда сотрудника в ООО «Интурбюро» [2]
Данное соотношение свидетельствует о нерациональной системе оплаты труда, его стимулирования в ООО «Интурбюро». Это может в дальнейшем снизить эффективность деятельности предприятия.
Для характеристики предприятия следует остановиться на анализе его размера (таблица 5).
Таблица 5 - Размер предприятия ООО «Интурбюро»
Наименование показателя | 2014 г | 2015 г. | 2016 г. | Изменение в % от 2014 г. | |
2015 г. | 2016 г. | ||||
Валовая продукция в сопоставимых ценах, тыс.руб. | 2,8 | 6,8 | |||
Выручка от продаж, тыс.руб. | -0,5 | 21,6 | |||
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб. | 2,9 | 6,5 | |||
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. | 12,5 | 43,5 | |||
Среднегодовая численность, чел. | 11,1 | 8,9 |
Источник: данные бухгалтерской отчетности предприятия [3]
На основании данных таблицы 5 видно, что при росте среднегодовой стоимости основных производственных фондов за 2014-2016 гг. на 6,5% увеличивается объем валовой продукции (на 6,8%), что является положительным фактором.
Следует также отметить, что за 2014-2016 гг. наблюдается более быстрый темп роста оборотных средств по сравнению с объемом валовой продукции. Это является негативной тенденцией, т.к. приводит к сокращению оборачиваемости оборотных фондов и росту длительности одного оборота оборотных средств.
Рассмотрим состав и структуру производственной деятельности анализируемого предприятия по данным таблицы 6.
Таблица 6 - Состав и структура реализации продукции и услуг в ООО «Интурбюро»
Наименование видов деятельности | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | |||
тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | |
Продажи туристских направлений | 39,2 | 40,5 | 41,1 | |||
Оказание иных туристских услуг | 19,2 | 18,4 | 17,3 | |||
Прочие услуги | 13,2 | 12,1 | 10,4 | |||
Итого: | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Источник: данные бухгалтерской отчетности предприятия[3]
Как показывает таблица 7, наибольший удельный вес в структуре производимых услуг ООО «Интурбюро» занимает продажа туристических билетов. В частности, удельный вес данного направления вырос с 39,2% в 2014 г. до 41,1% в 2016 г.
Таблица 7 - Базисные темпы роста реализации продукции и услуг в ООО «Интурбюро», % к 2014 г
Наименование продукции | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
Продажи | 100,0 | 106,3 | 111,9 |
Оказание иных туристских услуг | 100,0 | 98,6 | 96,2 |
Прочие услуги | 100,0 | 94,3 | 84,1 |
В целом | 100,0 | 102,8 | 106,8 |
Источник: данные бухгалтерской отчетности предприятия
На основании данных таблицы 7 следует отметить, что объем реализуемых продукции и услуг ООО «Интурбюро» вырос за 2014-2016 гг. на 4056 тыс. руб., что составило 6,8% прироста.
Анализ себестоимости продукции позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов предприятия, с другой - выявить резервы снижения себестоимости и увеличения прибыли, а также возможности снижения цены единицы продукции. Рассмотрим структуру производственных затрат.
Рисунок 5. Структура затрат на производство услуг предприятия ООО «Интурбюро», в % [2]
Как видно из рисунка 5, производство услуг анализируемого предприятия можно считать материалоемким, т.к. затраты на материальные ресурсы занимают наибольший удельный вес в совокупных производственных затратах. Однако данная статья расходов понизила свою долю с 54,6% в 2014 г. до 46,2% в 2016 г. Это связано с ростом удельного веса остальных статей затрат.
В частности, доля расходов на оплату труда за трехлетний период исследования увеличилась с 13,6% до 15,6%, а доля прочих расходов выросла на 6,0% до 36,2% удельного веса.
В статью прочих расходов включены такие затраты как общехозяйственные расходы, управленческие и коммерческие расходы, расходы на социальное страхование работников.
Увеличение размера данной группы затрат связано с ростом рекламной деятельности на предприятии. Наименьшую долю занимает амортизация, которая составила в 2016 г. 2,0% по сравнению с 1,7% в 2014 г.
В 2016 г. все статьи затрат увеличились, что привело к росту их суммарного размера на 15,7%. Как показывают расчеты себестоимость товарной продукции за весь период исследования выросла на 16,7%. При этом основное увеличение наблюдается по статьям прочих затрат (на 40,2%), затрат на оплату труда (на 34,3%), амортизации (на 33,7%). Материальные затраты снизились на 1,1%.
Остановимся на показателях прибыли компании и их анализе. Важнейшей составляющей валовой прибыли является прибыль от реализации продукции, работ и услуг. Проанализируем ее динамику за исследуемый период (табл. 8).
Таблица 8 - Динамика прибыли от продаж ООО «Интурбюро»
Показатели деятельности | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | ||
тыс. руб. | тыс. руб. | в % к 2014 г. | тыс. руб. | в % к 2015 г. | |
Выручка от реализации, работ | 99,5 | 122,1 | |||
Себестоимость продукции | 101,8 | 117,3 | |||
Прибыль от продаж | 17,7 | 1121,4 |
Источник: расчетные данные на основе отчетности предприятия[3]
Как видно из таблицы 8 рост прибыли от реализации продукции на 17,7% в 2015 г. к уровню 2014 г. обусловлен превышением выручки от реализации продукции над себестоимостью, но темпы роста здесь весьма негативные. Но данная тенденция не продолжилась в 2016 г., в частности, выручка от реализации продукции выросла на 22,1%, а себестоимость продукции - в 17,3%.Данные обстоятельства вызвали увеличение прибыли от реализации продукции в 11,2 раза. Следовательно, можно сделать вывод, что дальнейшее сокращение себестоимости продукции является резервом роста прибыли от реализации продукции. Проведем оценку изменения прибыли до налогообложения и прибыли от продаж, но при условии влияния ценовых факторов проанализируем эти прибыли в действующих и в сопоставимых ценах (табл. 9).
Таблица 9 - Сводная динамика прибыли, тыс. руб.
Показатели | Факт за 2014 г. | Факт за 2016 г. | Темп роста к 2014 г., % | ||
в действующ. ценах | в ценах 2014 г. | в действующ. ценах | в сопостав. ценах | ||
Прибыль до налогообложения | 1721,6 | 256,8 | 205,4 | ||
Прибыль от продаж | 2794,2 | 198,2 | 165,1 | ||
Удельный вес прибыли от продаж в прибыли до налогообложения, % | 201,9 | 155,8 | 162,3 | - | - |
Источник: расчетные данные на основе отчетности предприятия[3]
Как видно из таблицы 10, суммы прибыли до налогообложения и от продаж за трехлетний период выросли в действительных ценах, соответственно на 156,8% и 98,2%.
Представим результаты таблицы 10 графически (рис. 6).
Рисунок 6. Динамика прибыли от продаж и прибыли до налогообложения [2]
В сопоставительных ценах наблюдается аналогичная тенденция, но чуть в меньших темпах. В частности, прибыль до налогообложения выросла на 105,4%, а прибыль от реализации продукции выросла на 65,1%. Следует отметить, что удельный вес прибыли от продаж в прибыли до налогообложения имеет значительную величину от 201,6% до 155,8%. Это объясняется тем, что и в 2016 г. и в 2014 г. результаты от прочей деятельности были значительно меньше, чем от основной. Это говорит об эффективном функционирования предприятия.
Показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия кроме прибыли является рентабельность, которая характеризует прибыль, полученную с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции. Для анализа динамики рентабельности составлена таблица 10.
Таблица 10 - Показатели рентабельности деятельности ООО «Интурбюро»
Показатели | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | Изменение |
Чистая прибыль, тыс. руб. | -247 | |||
Прибыль от продаж, тыс. руб. | ||||
Стоимость активов (имущества), тыс. руб. | ||||
Стоимость оборотных средств, тыс. руб. | ||||
Стоимость собственного капитала, тыс. руб. | ||||
Затраты на производства, тыс. руб. | ||||
Выручка от реализации, тыс. руб. | ||||
Рентабельность активов (имущества), % | 2,6 | -1,1 | 5,2 | 2,6 |
Рентабельность текущих активов, % | 18,3 | 2,9 | 25,2 | 7,0 |
Рентабельность собственного капитала, % | 4,6 | -2,0 | 10,5 | 5,9 |
Рентабельность основной деятельности, % | 0,9 | -0,4 | 1,8 | 0,9 |
Рентабельность продаж, % | 2,7 | 0,5 | 4,4 | 1,7 |
Источник: данные собственной разработки
Так, можно заключить, что рентабельность основной деятельности за 2014-2016 гг. выросла на 0,9%, в частности, доля прибыли по основному виду деятельности в сумме себестоимости реализации в 2014 г. составила 0,9%, а в 2016 г. - 1,8%. Для ООО «Интурбюро» это низкий процент, поэтому рост данного показателя можно считать существенным, но в тоже время необходимо предпринимать меры по снижению производственных затрат.
Произведенный анализ свидетельствует о росте эффективности деятельности предприятия ООО «Спорткомм». Тем не менее, предприятию следует провести мероприятия по эффективному использованию финансовых ресурсов за счет снижения производственных затрат.