Тема 1. Международный бизнес и международный менеджмент
Восканян Л.В.
К.э.н., доцент
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат
Направление (специальность) подготовки 38.03.01. «Экономика»
Профиль (специализация) подготовки: «Мировая экономика»
Квалификация выпускника: академический бакалавр
Форма обучения: очная
Тула 2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры «Мировая экономика»
протокол № 8 от 30 августа 2013 г.
Зав. кафедрой «Мировая экономика»______________В.И. Белоцерковский
Содержание
Тема 1. Международный бизнес и международный менеджмент. 4
1.1. Международный бизнес: сущность, развитие, характерные черты.. 4
1.2. Международный менеджмент: сущность, структура, задачи, особенности развития. 15
1.3. Цели международной интеграции. 17
1.4. Риски в условиях зарубежного предпринимательства. 18
Тема 2. Интегрированные корпоративные структуры в международных фирмах. 19
2.1.Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе. 19
2.2. Виды международных корпораций и их отличительные черты.. 21
2.2.1. Разновидности международных корпораций. 22
2.2.2. Определение национальности ТНК.. 28
Тема 3. Эффективные формы международного предпринимательства. 33
3.1. Франчайзинг. 33
3.2. Лицензионная торговля. 36
3.3. Экспорт. 39
Тема 4. Выход в сферу внешнеэкономической деятельности. 41
4.1. Выбор сферы деятельности международной компании на внешнем рынке. 41
4.2. Выбор принимающей страны.. 45
4.3. Выбор зарубежного партнера. 50
4.4. Принципы подхода государства к деятельности на его территории международных компаний 54
Тема 5. Управление деятельностью фирмы и зарубежных филиалов. 60
5.1. Основные виды структур организации международного производства. 60
5.2. Организационная структура управления международными компаниями. 62
5.3. Этапы развития отношений головной компании с зарубежными филиалами. 63
5.4. Основные формы организационной структуры и принципы управления внешнеэкономической деятельностью международных компаний. 66
5.5.. Организационные формы бизнеса в зарубежных правовых системах. 72
Тема 6. Управление персоналом международных фирм.. 78
6.1. Кадровая политика в международном бизнесе. 78
6.2. Психология и этика международного бизнеса. 89
6.3. Организация деловых контактов с иностранными партнерами. 96
Тема 7. Стратегическое планирование в международной фирме. 104
7.1. Содержание стратегического плана международной корпорации. 104
7.2. Стратегические решения по международной деятельности. 106
7.3. Алгоритм стратегического планирования в международной фирме. 106
Тема 8. Конкурентоспособность продукции филиала многонациональной компании на мировом рынке 108
8.1. Методы оценки конкурентоспособности продукции на мировом рынке. 108
8.2. Разработка конкурентной стратегии. 112
Тема 9. Международный маркетинг. 118
9.1. План маркетинга компании при выходе на зарубежный рынок. 118
9.2. Особенности проведения маркетинговых исследований при выходе на зарубежные рынки. 121
9.3. Среда международного маркетинга. 124
9.4. Стратегии международного маркетинга. 129
Тема 10. Управление финансами в международных фирмах. 132
10.1. Валютно-финансовая среда международного менеджмента. 132
10.2. Основные концепции международных финансов. 136
10.3. Финансовый менеджмент международной фирмы. 137
Тема 11. Международное научно-техническое сотрудничество. 141
11.1. Глобализация научно-технической деятельности. 141
11.2. Международное научно-техническое сотрудничество как форма международных экономических отношений. 143
Библиографический список. 147
Тема 1. Международный бизнес и международный менеджмент
Предпосылки развития международного бизнеса
Отчетливое понимание причин выгодности для фирмы международных (а не внутристрановых) операций позволяет понять природу и специфику международного бизнеса как объекта взаимодействия формируемого им же международного менеджмента. Речь, таким образом, идет о мотивации предпринимателя (менеджера), а она развивалась в контексте исторического развития цивилизации в целом и ее экономического ядра — прежде всего. Каковы же основные этапы этого развития?
Интересную структуру для исследования этой проблемы предложил американский исследователь Р. Робинсон, который разделил историческое развитие международного бизнеса за пять последних веков на четыре эры. Приведем их краткие характеристики.
Эра экспансии (1850-1914 гг.)
В указанный период идет окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного индустриального развития европейских стран, а позднее США, вызванного промышленной революцией начала XIX в. и последующими достижениями технологического развития.
Значительную часть своих конкурентных преимуществ развитые европейские страны, и в первую очередь Англия и Франция, черпали именно в дешевом сырье, производимом в их колониях. Но это, в свою очередь, требовало инвестиций уже в развитие колониальной сырьепроизводящей индустрии. Одновременно росла и роль государственного колониального управления: защита колоний от внешней угрозы и сохранение самого колониального режима требовали от метрополий согласованных действий власти и национального бизнеса на территории колонии. Поскольку же в него уже начали вовлекаться массы работников-туземцев, а вывоз в колонии квалифицированной рабочей силы из метрополий был экономически невыгоден, то со всей остротой встали вопросы учета местных культурных особенностей, образования и социальных проблем местного населения. Понятно, что для простого грабежа местного населения и ресурсов ничего такого не требуется, но коль скоро речь идет о развитии местной промышленности и сельского хозяйства с использованием туземной рабочей силы, то колониальные власти и бизнесмены метрополии, ведущие дела в колониях, волей-неволей должны были начинать об этом думать. Именно начинать, поскольку к началу Первой мировой войны (то есть к концу эры экспансии) эти вопросы еще только-только вставали перед наиболее продвинутыми администраторами и предпринимателями в колониях.
Именно разные темпы развития европейских государств в этот период, различия в обеспеченности природными ресурсами, разный уровень образованности населения и другие факторы того же рода предопределили целесообразность и выгодность того, что лишь с известной долей условности можно назвать международным разделением труда. Скорее, следует различать своего рода страны-производители промышленной продукции и страны-рынки для этой продукции (справедливости ради надо признать, что последние во многих случаях производили дешевую сельскохозяйственную продукцию).
Если сегодня достаточно много говорится по поводу торговых войн между странами, то следует помнить, что уже конец XVIII в., и тем более XIX в., — это эпоха почти непрерывных конфликтов такого рода. Для примера напомним, что именно в итоге такого рода конфликтов Россия добилась режима наибольшего благоприятствования в торговле с ведущими европейскими странами в последнем десятилетии прошлого века (причем переговоры по этим вопросам были очень трудными и велись зачастую — как в случае с Германией — несколько лет). Интересным следствием всего этого стало развитие производственных предприятий и филиалов фирм за рубежом. Развивался и международный финансовый сервис (интересно отметить, что известный банк СгеаИ 1уоппа15 открыл свой филиал в России еще в 1879 г.), международный транспорт и т. д.
Эра концессий (1914-1945 гг.)
В этот период качественно изменилась роль крупнейших компаний, оперировавших на колониальных рынках. Компании-концессионеры превращаются в своего рода автономные экономические государства, осуществляющие производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные, а нередко и полицейские функции не только для своих работников, но зачастую и для всех жителей прилежащих к их концессиям районов.
Особый интерес в контексте нашего рассмотрения представляет формирование на концессионных предприятиях значительного слоя туземных, менеджеров среднего звена, которых специально обучали, нередко — на предприятиях и в учебных заведениях самой метрополии. Одновременно росло и национальное самосознание колониальных народов. И местным администрациям, и самим фирмам-концессионерам приходилось так или иначе учитывать эти процессы
В отношении международного бизнеса в неколониальной сфере следует отметить несколько наиболее характерных моментов. Первый — поражение Германии в Первой мировой войне и естественно последовавший за этим передел мировых рынков. Второй — Великая депрессия 1929-1932 гг.: она со всей остротой поставила вопрос об эффективности международного бизнеса в соотношении с внутристрановым, и интернационализация использования людских ресурсов (столь характерная для эры глобализации) впервые заявить о себе именно в эти годы. Именно тогда отмечены первые массовые появления рабочих из Азии, Африки и Латинской Америки на предприятиях стран Запада. Наконец, возникновение двух мощных тоталитарных режимов (в СССР и Германии) показывало достаточно ясно значительные возможности государственного управления внешнеэкономической деятельностью, но одновременно и все слабости государства как “международного предпринимателя”. И дело здесь вовсе не в тоталитарных режимах как таковых (опыт показывает, что в некоторых отношениях они иногда эффективнее традиционных демократий), а просто в том, что государство в принципе — неэффективный собственник и это доказано многократно и на примерах самых разных политических" режимов.
Финансово-промышленные группы (ФПГ)
Все крупнейшие современные МНК представляют собой международные финансово-промышленные объединения, включающие в свою структуру головную компанию финансовой либо производственной ориентации и многочисленные связанные с ней системой корпоративного (акционерного) участия дочерние и ассоциированные фирмы (подразделения), работающие в сфере промышленности, логистики, торговли и маркетинга, финансов, НИОКР и т.д., расположенные как в основной стране базирования МНК, так и за границей. Такую форму интегрированной корпоративной структуры называют финансово-промышленной группой (ФПГ).
Структура и характер деятельности интегрированных объединений в различных странах обнаруживают как схожие черты, так и заметные отличия. Эти отличия обусловлены конкретными историческими обстоятельствами формирования ФПГ в той или иной стране, особенностями законодательного регулирования корпоративных отношений (в особенности - антимонопольным законодательством), степенью развития фондового рынка, ролью финансовых организаций и государства в вопросах корпоративной собственности и управления. В таблице 2.1. сведены основные характеристики ФПГ различных стран, акцент сделан на формы привлечения капитала, механизм корпоративного управления и преобладающий тип интеграции предприятий, входящих в ФПГ.
Таблица 2.2 - Основные характеристики финансово-промышленных групп в международном бизнесе
Страна | Источник капитала | Механизм трансформации капитала | Тип акционерной структуры | Ядро ФПГ | Тип головной холдинговой компании |
США | Независимые частные инвесторы | Фондовый рынок | Иерархия | Банк | Банковская ХК |
Промышленная корпорация | Смешанная либо чистая ХК | ||||
Германия | Независимые частные инвесторы | Банковская система | Иерархия с элементами перекрестного участия | Банк | Банк |
Промышленная корпорация | Смешанная либо чистая ХК | ||||
Япония | Государство | Банковская система | Этархия | Банк | Отсутствует |
Южная Корея | Семейный капитал | Прямые инвестиции | Иерархия | Торгово-промышленная компания | Смешанная ХК |
Россия | Государство | Ваучерная приватизация, инвестиционные конкурсы | Иерархия | Промышленное либо торговое предприятие | Смешанная ХК |
Залоговые аукционы | То же | Банк | Чистая ХК |
Франчайзинг
Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании.
Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.
Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый ўбрэнднэйм). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу
Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.
Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору.
Формы и виды франчайзинга.
Франчайзинг имеет свои виды и формы. Традиционно франчайзинг подразделяется на следующие виды:
сбытовой,
товарный,
промышленный,
деловой.
По формам можно выделить региональный франчайзинг и субфранчайзинг. Рассмотрим каждый из видов подробнее.
Сбытовой франчайзинг - используется производителем товаров для построения единой разветвленной сбытовой сети, функционирование которой находится под его контролем;
Товарный франчайзинг. «Первыми, кто стал применять товарный франчайзинг были фирма Singer Sewing Machine Company (фирма, производившая швейные машинки) и General Motors Corp»[1]. Данный вид франчайзинга представляет собой передачу исключительных прав на реализацию продукции выпускаемой франчайзером и под его товарным знаком на определенной территории. Франчайзи становится единственным продавцом данного товара на закрепленной территории и эксклюзивным представителем торговой марки франчайзера. Основным условием данной сделки является то, что франчайзи обязуется закупать продукцию только у своего франчайзера и полностью отказывается от реализации аналогичных товаров других фирм, которые могут составить конкуренцию. Таким образом, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. Также присуща относительно невысокая степень регламентации обязанностей за счет однородности деятельности. Используя товарный франчайзинг, франчайзер не только увеличивает сбыт своей продукции, но и регулирует, закрепляя за франчайзи определенные территории, распределение объема продаж между различными регионами, расширяя географию рынка сбыта. Основными различиями между товарным франчайзингом и дилерством являются: большая привязанность к товарному знаку франчайзера, больший объем предоставления различных услуг франчайзером франчайзи и исключительный сбыт продукции;
Промышленный франчайзинг - представляет собой передачу прав на производство и сбыт под торговым знаком франчайзера продукции с использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья или исходного компонента продукции. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков (Coca Cola, Pepsi). «Первым договором коммерческой концессии, содержащим объекты промышленной собственности и зарегистрированным в Патентном ведомстве России (Роспатенте) в июне 1996 года, стал договор между компанией «Колгейт-Палмолив» США (правообладатель) и АО «Колгейт-Палмолив» РФ (пользователь), по которому наряду с правом использования фирменного наименования российскому пользователю было передано на использование 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое «ноу-хау»»1;
Деловой франчайзинг. Данный вид подразумевает передачу не только товарного знака, но и технологию ведения бизнеса, отработанной и апробированной фирмой франчайзером. Применение делового франчайзинга (“бизнес-формат”) характерно для предприятий общественного питания, проката и бытового обслуживания, деловых и профессиональных услуг бизнесу и населению. В данном случае, франчайзи берет на себя обязательства действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, с его правилами планирования и организации управления, соблюдать технические требования, стандарты и условия обеспечения качества, участвовать в программах обучения и развития производства, целиком отвечать за экономические результаты своей работы. Этот вид франчайзинга предусматривает безусловно тесный контакт франчайзера и франчайзи, постоянный обмен информацией, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности фирмы франчайзи. Следует отметить, что в некоторых системах франчайзинга разница между товарным и деловым франчайзингом порой не столь очевидна (например, магазины мороженого “Баскин-Роббинс”);
Региональный франчайзинг – форма организации франшизного бизнеса, при которой франчайзи получает право на освоение определенного района (создание франшизной системы) и контроль над ним в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия. Открываемые предприятия не имеют независимого юридического статуса и являются отделениями или филиалами франзайзи;
Субфранчайзинг – форма организации франшизного бизнеса, при которой франчайзер передает другой стороне – главному франчайзи – права (иногда исключительные) в пределах строго установленной территории на продажу франшиз третьим лицам – субфранчайзи. В соглашении может предусматриваться, что некоторые субфранчайзи имеют право управлять более чем одной торговой единицей. В таком случае договор на субфраншизу называют “многоэлементной франшизой”.
Смысл и ориентация франчайзинга на успех для его участников - факторы, которые отличают его от других концепций бизнеса. Их можно выразить лишь одним всеобъемлющим словом: система, которая предполагает наличие разнообразных дополнительных услуг и льгот. Отличительной чертой франшизы является не продукт или услуга сами по себе, а качество системы. Франчайзинг открывает широкие возможности для бизнесмена. Эта система позволяет осуществлять успешный бизнес, даже если он и невелик, дает ему большие возможности для развития, не принося в жертву прав собственности.
Используя франчайзинг, франчайзер стремится получить выгоды от широкого и быстрого расширения своего бизнеса, не прибегая к кредитам и не беря на себя серьезные финансовые обязательства. Чем больше он способствует успеху франчайзинга, тем на больший доход в виде роялти он может рассчитывать. Чтобы обеспечить такой успех, важно предоставить франчайзи стандартизированную систему учета и выполнения деловых операций, а также сохранить контроль над оформлением торговой точки, местом оказания услуг, оборудованием и поставками.
Лицензионная торговля
Лицензионная торговля (англ. license trade) - форма международной торговли технологией, включающая сделки с "ноу-хау", патентами и лицензиями на изобретения.
Предметом лицензионной торговли являются лицензии на использование технологического опыта, изобретений, промышленных секретов, товарных знаков и др. т.д.
Ноу-хау (англ. "know-how") - знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой. Ноу-хау включает в себя техническую документацию (чертежи, проекты, схемы, методики, инструкции и т.д.), образцы изделий, сведения коммерческого характера, данные об организации производства, подготовке персонала и использовании информации в производстве.
Передача на коммерческой основе, обмен, распространение “ноу-хау” осуществляется, прежде всего, путем заключения лицензионных соглашений, предусматривающий не только передачу соответствующей документации, но также и подготовку персонала, участие специалистов в налаживании производства, оказание другой технической помощи импортеру.
Продажу за границу лицензий на использование изобретений, технических знаний, опыта, а также товарных знаков принято называть заграничным лицензированием.
В современных условиях в развитых странах практически все изобретения и новые товары патентуются. Патентные лицензии, т.е. разрешения на передачу прав использования патентов без соответствующего "ноу-хау", играют относительно скромную роль в лицензионной торговле. Это объясняется необходимостью проведения дополнительных НИОКР и расходов на внедрение, оптимизацией технологического процесса, а также риском, что данное изобретение окажется экономически нерентабельным и технологически неприемлемым.
Наибольшее распространение в международной торговле получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними "ноу-хау".
Основные понятия и принципы лицензионной торговли
Лицензиар (англ. lisenser) - юридическое лицо, собственник изобретения, патента, технологических знаний и пр., выдающий своему контрагенту (лицензиату) лицензию на использование своих прав в определенных пределах.
Лицензиат (англ. lisensee) - юридическое лицо, приобретающее у собственника изобретений, патентов, производственных и коммерческих знаний и пр. (лицензиара) лицензию на право их использования в определенных пределах.
Лицензия- разрешение лицензиара на использование принадлежащих ему прав промышленной собственности (на изобретение, промышленный образец, товарный знак, “ноу-хау”), выдаваемое другому лицу (лицензиату) на определенных условиях. Эти условия (срок, объемы, вознаграждение) составляют содержание заключаемого ими лицензионного соглашения.
По характеру и объему прав на использование технологии, предоставляемой соглашением лицензиату, различают неисключительные (простые), исключительные и полные лицензии. Неисключительная лицензия дает лицензиару право самостоятельного использования лицензии и выдачи аналогичных лицензий любым заинтересованным лицам. Исключительная лицензия предусматривает монопольное право лицензиата использовать изобретение или секрет производства на данной территории, при этом лицензиар отказывается от самостоятельного использования лицензии и ее продажи. Полная лицензия предоставляет лицензиату исключительное право на ее использование в течение всего срока действия лицензионного соглашения.
Лицензионное соглашение - соглашение о передаче прав на использование лицензий, "ноу-хау", товарных знаков и др.
Лицензионное соглашение может предусматривать передачу патентной лицензии; комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними "ноу-хау"; растет также число лицензионных соглашений на использование "ноу-хау" без патентов на изобретение. Лицензионные соглашения последних двух типов предусматривают помимо передачи технических знаний оказание лицензиаром (владельцем патента) сопутствующих инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, а также соответствующие поставки оборудования, исходного сырья, отдельных узлов и т.п.
Лицензионные соглашения различаются в зависимости от того:
a) разрешают они экспорт лицензионной продукции, полностью исключают его или частично ограничивают;
b) наличием или отсутствием в них обязательства лицензиара в течение срока действия соглашения предоставлять лицензиату (покупателю лицензии) информацию о новых усовершенствованиях лицензионной техники;
c) по способу передачи технологии, т.е. лицензия предоставляется независимо или одновременно с заключением контракта на строительство объекта, поставку комплектного оборудования и оказание инжиниринговых услуг (самостоятельные или сопутствующие лицензионные соглашения).
Лицензионный договор - договор, по которому одна сторона (лицензиар) предоставляет право на использование изобретения или иного технического достижения (лицензию), а другая сторона (лицензиат) выплачивает за это определенное вознаграждение.
Объектом лицензионного договора являются технические решения, признаваемые изобретениями по закону страны, гражданином которой является приобретатель лицензии; ими могут быть также иные технические достижения, в т.ч. секреты производства, "ноу-хау" и т.п.
Условия лицензионного договора могут устанавливать:
a) территорию применения лицензии (часть государства, одно или несколько государств),
b) форму использования объекта лицензии (производство изделий и (или) их продажа, применение технологии и т.д.),
c) его объем в количественном отношении,
d) срок применения (обычно от пяти до десяти лет) и т.д.
В лицензионный договор включаются также условия для передачи приобретателю лицензии технической документации, оказания ему технической помощи путем посылки и приема специалистов, о поставке образцов машин и оборудования, взаимной информации сторон о внесенных в объект технических усовершенствованиях, об участии сторон в защите прав владельца лицензии против нарушения этих прав третьими лицами, о порядке разрешения споров по лицензионному договору и др. В лицензионном договоре устанавливается также размер лицензионного вознаграждения, порядок его определения и выплаты.
Лицензионное вознаграждение - возмещение за предоставление прав на использование лицензий, "ноу-хау" и др., являющихся предметом лицензионного соглашения.
На практике используют несколько видов расчетов за лицензии:
- периодические процентные отчисления (“роялти”) от стоимости производимой и продаваемой лицензионной продукции;
- одноразовые вознаграждения (“паушальные платежи”) - определенная твердо зафиксированная в соглашениях сумма лицензионного вознаграждения, устанавливаемая исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии.
Паушальный платеж может производиться как единовременное, в разовом порядке, так и в рассрочку. Преимуществом этого вида лицензионного вознаграждения является получение лицензиаром (владельцем лицензии) всей суммы вознаграждения в относительно короткий срок и без какого либо риска.
Экспорт
Экспорт - это продажа товара в другой стране, отличающаяся от его реализации на собственном внутреннем рынке условиями сбыта традициями и обычаями, языком и т.п.
Самым простым способом вступления в деятельность на зарубежном рынке является экспорт. Нерегулярный экспорт - это пассивный уровень вовлечения, когда компания время от времени экспортирует свои издержки и продает товары местным оптовикам, представляющим зарубежные фирмы. Активный экспорт имеет место в тех случаях, когда компания задается целью расширить свои экспортные операции на конкретном рынке.
В обоих случаях компания производит все свои товары в собственной стране. На экспорт она может предлагать их как в модифицированном, так и не модифицированном виде. Из трех возможных вариантов стратегии «экспорт» требует внесение минимальных изменении в товарный ассортимент компании, ее структуру, капитальные затраты и программу деятельности.
Компания может экспортировать свой товар двумя способами. Можно воспользоваться услугами независимых международных маркетинговых посредников (косвенный экспорт) или проводить экспортные операции самостоятельно (прямой экспорт). Практика косвенного экспорта наиболее распространена среди компаний, только начинающих свою экспортную деятельность. Во-первых, она требует меньше капиталовложений. Компании не приходится обзаводиться за рубежом собственным торговым аппаратом или налаживать сеть контактов. Во-вторых, она связана с меньшим риском.
Международные маркетинговые посредники - это отечественные экспортеры, отечественные агенты, но экспорту или кооперативные организации, которые привносят в эту деятельность свои профессиональные специфические знания, умения и услуги, и поэтому продавец, как правило, совершает меньше ошибок.
Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой промышленно развитых стран. Так, в середине 90-х гг. на них отводилось около 70% мирового экспорта.
В отличие от большинства развивающихся стран, «новые индустриальные страны») в особенности четыре «малых дракона» Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур), демонстрируют быстрый рост экспорта. Их доля в мировом экспорте в середине 90‑х годов составляла 10,5%. Набирающая экономические обороты в последнее десятилетие КНР достигла 2,9% (было менее 1%). США в мировом экспорте занимают 12,3%, Западная Европа - 43%; Япония -9,5% (см. табл. 3.1).
Характеризуя основные тенденции в географической направленности международной торговли, следует подчеркнуть тот факт, что развитие и углубление международного разделения труда между промышленно развитыми странами вздет к увеличению их взаимной торговли и уменьшению доли развивающихся стран. Основные товаропотоки протекают в рамках «большой триады»: США - Западная Европа - Япония.
Таблица 3.1. Крупнейшие государства-экспортеры в 2000 г.*
Страны | Экспорт, млрд. долл. | Доля в мировой торговле, % |
США | 12,3 | |
Германия | 10,1 | |
Япония | 9,5 | |
Франция | 5,7 | |
Великобритания | 4,9 | |
Италия | 4,5 | |
Канада | 4,0 | |
Гонконг | 3,7 | |
Голландия | 3,6 | |
Бельгия/Люксембург | 3,1 | |
Китай | 2,9 |
На долю Азии, не считая Японии, приходится 20 процентов товарного экспорта США. Общий объем американского экспорта в страны этого региона соответствует 1,6 процента ВВП США. Сокращение экономической активности переживающих кризис стран может обернуться замедлением экономического роста Соединенных Штатов на 0,25-0,5 процента. Таково мнение известного экономиста С. Роча.
Заметной тенденцией современной международной торговли является увеличение объемов торговли между развивающимися странами. В особенности заметна экспортная экспансия «новых индустриальных стран».
Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, развивающиеся страны представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она просто им не по карману.
Правовые аспекты
К правовым аспектам относятся:
-Прямое запрещение некоторых форм деятельности
-Косвенное противодействие определенным формам деятельности (например, путем воздействия на прибыль)
Издержки
Производство за границей или продажа продукции на внешних рынках сопряжены с постоянными издержками, поэтому при малом объеме производства дешевле подрядить на работу постороннюю фирму, занимающуюся международным бизнесом. Когда бизнес возрастает в достаточной степени, менее дорогостоящим вариантом может стать ведение международных операций своими силами. Поэтому любой фирме следует периодически заново оценивать проблему ведения международных операций собственными силами.
Опыт
На начальном этапе выхода на международные рынки лишь немногие компании готовы расходовать значительную часть ресурсов на международные операции: фирмы могут просто не располагать средствами, достаточными для быстрого развертывания деятельности за границей. Как следствие, такие фирмы наращивают свое участие в международном бизнесе поэтапно. На начальных этапах они стараются сберечь свои ресурсы и сосредотачивают их преимущественно в стране базирования. Этим обуславливается выбор таких операционных форм, которые связаны с перекладыванием бремени ведения международных операций на сторонние фирмы. С расширением предприятия и накапливанием опыта появляется тенденция к обслуживанию операций собственными силами и к росту доли ресурсов, размещенных за границей.
4. Конкуренция
Когда фирма обладает уникальным ресурсом, ей гораздо проще выбрать желаемую форму деятельности за границей. Если вероятна острая конкуренция, фирма может быть вынуждена выбрать не самую эффективную форму бизнеса, но если она этого не сделает, конкурент захватит рынок. Возможность конкуренции может заставлять фирму выбирать стратегию ускоренного расшире<