Тема 1. Введение в международный менеджмент

Курс лекций

Тема 1. Введение в международный менеджмент

1. Международный бизнес: сущность, развитие, характерные черты

2. Международный менеджмент: сущность, структура, особенности развития

Международный бизнес: сущность, развитие, характерные черты

Будучи мощным инструментом экономической интеграции страны в миро­вую экономику, а, следовательно — инструментом глобализации как таковой, международный бизнес в современных условиях определяется следующими характерными чертами:

Доступность и всеобщность. Хотя международный бизнес и регулируется соответствующими законодательствами стран, он все больше и больше превращается в своего рода неотъемлемую возможность практически для любой фирмы почти каждой страны, принципиально изменяя стратегические и тактические перспективы фирм и открывая перед ними невиданные ранее потенциальные поля деловой активности. В то же время здесь есть, конечно, и свои ограничения.

Ступенчатость развития. Речь идет о том, что вхождение фирмы в международный бизнес, по существу и, как правило, начинается с простейших форм обычной зарубежной торговли и по мере развития достигает высшей формы – мультинациональной корпорации.

Технологическая глобализация. Возможности компьютеризации, информатизации и телекоммуникаций принципиально изменили характер международного бизнеса, который в современных условиях приобрел три принципиально новые черты:

· он может эффективно осуществляться «не выходя из офиса»;

· он может осуществляться в режиме реального времени;

· он может с помощью телекоммуникаций охватывать все интересующие бизнес рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации и т. д.

«Финансиаризация». Этот термин был введен в оборот Ж.-П. Серван Шрайбером и очень точно отражает важнейшую черту «глобализированного» международного бизнеса: финансовое содержание международных деловых операций, начиная от их замысла и кончая реальным результатом, становится центром международного бизнеса, вокруг которого вращаются все интересы, решения, стратегии.

Накладываясь на уникальные возможности компьютеризации и телекоммуникаций, финансиаризация стала, по существу, мерилом совершенства любого международного бизнеса.

Сложное взаимодействие национального и интернационального. С одной стороны, глобализация явно вела и ведет к чисто конвергентным процес­сам: начиная от джинсов, телевизоров и гамбургеров до формирования некоей мультинациональной деловой культуры, определенные принципы и правила которой разделяются практически большинством серьезных бизнесменов мира. Но, с другой стороны, нарастает национальная и культурная дифференциация, которая в крайних формах национализма и/или религиозной нетерпимости про­является в тяжелых конфликтных формах; очевидно совершенно естественное стремление народов и этнических общностей сохранить свои культурные и на­циональные ценности, установки, стереотипы поведения. Зачастую это стрем­ление принимает формы разного рода ограничений и запретов именно на меж­дународную экономическую деятельность в той или иной стране. И, наконец, профессионалы в системе международного бизнеса постоянно убеждаются в том, что если обостренные национальные чувства и несут в себе немало про­блем для их работы, то одновременно они же дают и интереснейшее поле но­вых достижений и мощного роста эффективности межстрановых деловых опе­раций, если правильно учитывается и грамотно используется национально-культурный момент.

Сегодня однозначно можно сказать, что эффективная стратегия любой фирмы (за редким исключением) в эпоху глобализации должна сочетать в себе максимальное использование национального везде, где это можно. Отнюдь не случаен тот факт, что во всех крупнейших и даже средних центрах бизнес-подготовки в мире столь большое внимание уделяется сегодня дисциплинам страноведческого и национально-культурного циклов. Эти знания востребованы сегодня передовой практикой международного бизнеса, а она-то и является в этом смысле наиболее объективным критерием и существования самой про­блемы, и ее реальной значимости.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы основные элементы внешней среды международного бизнеса?

2. В чем состоят наиболее значимые возможности выхода на внешний рынок для российской фирмы?

3. Каковы основные ролевые функции международного менеджера и в чем их сущность?

4. Экономический анализ внешней среды: что необходимо международному менеджеру?

5. Правовой анализ внешней среды: что важно для принятия грамотных управленческих решений?

6. Что существенно для международного менеджера в политических аспектах внешней среды?

7. Какова роль маркетингового анализа в принятии управленческих решений в международном бизнесе?

8. В чем состоит основное различие кластерного, культурно-константного и ценностного подходов к объяснению феномена культуры?

9. Каковы характерные черты европейских поведенческих стереотипов (Франция, Англия) и

американского стереотипа (США)?

10. Каковы характерные черты восточных поведенческих стереотипов (Китай, Япония, страны Ближнего Востока и Среднего Востока)?

11. В чем значение международного права для функционирования и развития международного менеджмента?

12. Какие имущественные отношения регулируются нормами международного частного права?

13. В чем проявляется связь международного частного права и международного публичного права?

14. Какие источники международного частного права вам известны и каково их значение?

ГЛАВА 3 ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ

МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ МСА

3.7.1. ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ РЕШЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ АЛЬЯНСА

3.7.2. ФАКТОРЫ УСПЕХА СОЗДАВАЕМОГО АЛЬЯНСА

3.7.3. ВОЗДЕЙСТВИЕ СЛОЖНОСТИ В ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ НА ОРГАНИЗАЦИЮ АЛЬЯНСА

вопросы

1. Охарактеризуйте основные факторы, способствующие корпоративной интеграции в международном бизнесе.

2. Какие формы международной кооперации вам известны? В чем заключается особенность

многонациональной компании как формы международного бизнеса?

3. Какие цели реализует МНК за счет использования международной сети подразделений?

4. В чем причины многообразия форм международных финансово-промышленных групп?

5. По какому принципу организовано большинство многонациональных компаний Европы и Северной

Америки? В чем основные отличия финансово-промышленных групп Японии?

6. Опишите механизм формирования группы компаний. Каково влияние антимонопольного

законодательства на этот процесс?

7. В чем заключается экономическая роль головной холдинговой компании МНК?

8. Назовите основные элементы международной банковской группы. Каковы преимущества и недостатки использования различных организационных форм международного банковского бизнеса?

9. В чем заключаются преимущества банковских холдинговых компаний перед самостоятельными банками? При ответе рассмотрите пример международной банковской группы.

10. В чем заключается сущность МСА? Чем отличается МСА от обычного межорганизационного сотрудничества?

11. В чем отличие совместного предприятия от других форм МСА?

12. Каковы преимущества (недостатки) международной альянсовой сети?

13. Объясните основные мотивы вступления организации в МСА. Какие выгоды и издержки сопряжены с организацией альянса?

14. Опишите процесс принятия решения руководством МНК о вступлении в стратегический альянс с местной фирмой.

15. Охарактеризуйте основные проблемы межорганизационного сотрудничества, которые должны разрешаться на этапе формирования стратегического альянса.

По обмену товаров / услуг

1. Международные торговые операции

2. Международное торговое посредничество

3. Институционально-конкурсные методы торговли

Международный инжиниринг

Термин «инжиниринг» в российской экономической литературе определяется как совокупность работ прикладного характера, включающих предпроектные технико-экономические исследования и обоснования оптимальности планируемых капиталовложений, необходимую лабораторную доработку технологии, проектную промышленную проработку от эскизного варианта до детального проекта с выдачей спецификаций компонентов или оборудования, соответствующих требованиям заказчика, а также последующие услуги или консультации.

Однако отмечается, что с данным выше определением термина не обязательно будут согласны в других странах. Так, например, французский комитет по планированию считает, что инжиниринг – это интеллектуальные действия всякого рода, необходимые для оптимизации инвестиций на всем пути их осуществления, – от выбора места до практической реализации проекта и управления. Такое разночтение не столь безобидно, как может показаться на первый взгляд, – очень часто результаты судебных разбирательств по коммерческим спорам зависят от такого значения слов, примененных в контрактах.

Услуги типа «инжиниринг» возникли в развитых странах в 60-е годы и к настоящему времени получили повсеместное распространение. Основной причиной этого называют рост капиталовложений в основные фонды предприятий и необходимость повышения эффективности их освоения. Обострение конкуренции за высококвалифицированных специалистов, способных «оживить» и заставить эффективно работать все более дорогую сложную технику, привело к закреплению в зарубежной управленческой лексике терминов «человеческий капитал» и «человеческий ресурс».

Именно применение высококвалифицированного человеческого ресурса способствует максимальному сокращению сроков ввода объектов в эксплуатацию, ускорению отдачи капитала. Причем большое разнообразие возникающих технических, коммерческих, финансовых, юридических, административных и других вопросов требует привлечения значительного числа специалистов разного профиля. Увеличение численности штатных сотрудников фирмы не всегда желательно из-за постоянно присутствующего риска ухудшения конъюнктуры и, как следствие, невозможности их эффективного использования. Поэтому более выгодным представляется использование труда специалистов инженерно-консультативных фирм. Они помогают сократить сроки осуществления проектов, быстро получить специальные знания и опыт в области техники, технологии, организации и управлении производством и сбытом, а также (очень часто) уменьшить необходимые инвестиции, снизить производственные затраты на единицу продукции, повысить эффективность капиталовложений.

Поскольку консультант независим от администрации заказчика, он способен объективно оценить ситуацию, сложившуюся на фирме, лучше разглядеть имеющиеся недостатки и упущения, поставив о них в известность заказчика. Большой опыт консультанта по решению аналогичных задач на многих предприятиях помогает ему глубже вникнуть в суть проблемы и найти более эффективное решение. По-видимому, вследствие этого иностранные фирмы прибегают к услугам консультантов даже в тех случаях, когда та или иная работа может быть выполнена собственными силами без расширения штата.

Особенности инжиниринговых сделок, отличающих их от контрактов на поставку товаров и традиционных лицензионных соглашений, создают определенные трудности для предпринимателей, заключающих такие сделки. Так, например, бывает сложно:

· определить целесообразность заключения сделки;

· определить стоимость услуг или их долю в общей сумме контракта;

· решить вопрос о распределении поступлений между промышленными, научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями;

· решить задачу оптимального премирования специалистов, чьи опыт и знания передаются в процессе оказания услуг типа «инжиниринг».

Кроме того, сама природа ноу-хау достаточно сложна, мало исследованы юридические аспекты их передачи и защиты. Все это воздвигает определенные барьеры на пути инжиниринговых услуг, тормозит их распространение. В то же время в развитых странах услуги типа «инжиниринг» широко используются во всех отраслях промышленности, особенно в химической и нефтехимической.

По роду оказываемых услуг в развитых капиталистических странах различают четыре группы фирм, предоставляющих инжиниринговые услуги:

· инженерно-консультативные;

· инженерно-строительные;

· консультативные по вопросам организации и управления;

· инженерно-исследовательские.

Инженерно-консультативные фирмы обычно не имеют собственной производственной базы, хотя в отдельных случаях у них есть опытное производство. Их сфера деятельности – выполнение работ типа «инжиниринг» без последующих поставок машин и оборудования или строительства объектов. Обычно предоставляется полный комплекс инженерных услуг либо услуги, связанные с модернизацией или расширением существующих объектов.

В соответствии с классификацией США все многообразие услуг, оказываемых профессиональными инженерно-консультативными фирмами, можно разделить на два направления:

· консультации и доклады: услуги, не связанные с созданием проектов, а также предшествующие их разработке и практическому осуществлению (например, технико-экономические исследования). В основе этих работ лежит главным образом сбор и интерпретация информации, подготовка замечаний, выводов и рекомендаций;

· услуги по разработке и осуществлению проектов: подготовка технико-экономического обоснования проекта, разработка рабочего проекта, строительство и специальные услуги, потребность в которых возникает в ходе выполнения проекта.

Инженерно-строительные организации подразделяются на инженерно-строительные компании и фирмы.

Инженерно-строительные компании, представляющие собой многочисленную группу, выполняют заказы на проектные услуги, включая маркетинг, материально-техническое снабжение, подготовку кадров и пр., без последующих поставок оборудования или осуществления строительства.

Инженерно-строительные фирмы оказывают комплекс услуг, связанных с проектированием промышленных и иных объектов, а также выполнением строительных работ, поставкой, установкой и монтажом оборудования, пуском объектов в эксплуатацию, т. е. выполняют заказы на условиях «под ключ» или на условиях «готовой продукции».

Консультативные фирмы по вопросам организации и управления оказывают значительный объем услуг, главным образом по проблемам руководства, организации и управления предприятиями, организации производства сбыта и т. д.

Поскольку методы управления предприятиями составляют часть их технологии организации выпуска конкурентоспособной продукции, эти методы в качестве объектов ноу-хау становятся все более распространенным и ценным товаром. Этот товар разрабатывается и предоставляется для продажи не только наиболее крупными фирмами, успешно организовавшими выпуск другой (профильной) продукции, но и специально учреждаемыми для оказания управленческих услуг фирмами управленческого консультирования.

Инженерно-исследовательские фирмы специализируются на разработке технологических процессов и материалов, решении проблем, связанных с промышленным или коммерческим освоением технических новшеств. Они занимаются изучением рынков, составлением смет, наблюдением за пуском оборудования в эксплуатацию, иногда осуществляют изготовление специального оборудования.

Поскольку для российских организаций сделки типа «инжиниринг» являются сравнительно новым видом деятельности, следует отметить некоторые их преимущества перед другими видами торговых сделок. Прежде всего отмечается меньшая по сравнению с поставками оборудования зависимость объема продаж услуг от производственной базы, а также то, что торговля услугами стимулирует рост торговли оборудованием и лицензиями. Предоставление услуг типа «инжиниринг» выгодно не только при осуществлении крупных проектов, но и при проведении небольших объемов работ какого-либо одного профиля (например, проведение анализа юридической состоятельности одного из контрактов заказчика с третьим лицом). Обычно в качестве помощи предпринимателям приводятся перечни основных услуг типа «инжиниринг», которые могут быть предметом торговли. К таким услугам относятся:

· оценка технических и экономических возможностей организации производства;

· составление технических зданий;

· составление проектных предложений и технико-экономических обоснований строительства промышленных и других объектов;

· составление смет расходов, оказание помощи в финансировании и проведении переговоров о заключении контракта, контроль за расходами;

· проведение научно-исследовательских работ;

· проведение инженерно-изыскательских работ для строительства объектов;

· разработка технических проектов и рабочих чертежей строительства новых и реконструкции действующих промышленных и других объектов;

· разработка предложений по внутризаводской и внутрицеховой планировке, межоперационным связям и переходам;

· проектирование оборудования и помещений для его установки, включая проведение сопутствующих исследований, опытно-конструкторских работ, испытаний, составление спецификаций;

· разработка составов материалов, сплавов, других веществ и проведение их испытаний;

· разработка технологических процессов, приемов и способов;

· изготовление опытных образцов, разработка инструкций и отправных данных, необходимых для организации производства;

· организация сбыта продукции;

· обучение персонала;

· помощь в техническом управлении производством;

· консультации и авторский надзор при строительстве, шеф-монтаже, пусконаладочных работах и эксплуатации оборудования и объектов в целом;

· консультации по оптимизации технологических процессов;

· консультации экономического, финансового или иного порядка.

Поскольку услуги типа «инжиниринг» часто присутствуют в одном «пакете» вместе с другими формами передачи технологии, актуален вопрос об их разграничении как по юридическим, так и по экономическим признакам. Наибольший практический интерес, по-видимому, представляет вопрос разграничения инжиниринга и простой передачи ноу-хау. Несмотря на значительную условность такой грани, главное отличие состоит в том, что при оказании услуг типа «инжиниринг» обязательно проведение конкретного, оговариваемого в контракте комплекса работ по заданию или требованию заказчика. При простой же передаче ноу-хау это вовсе не обязательно. Таким образом, инжиниринг – это одна из возможных форм передачи ноу-хау при выполнении конкретного комплекса работ, предусмотренного контрактом. Передача ноу-хау может быть оформлена лицензионным соглашением.

Вопрос о возможности передачи ноу-хау на условиях лицензионного соглашения решается с учетом того, будет ли партнер использовать ноу-хау и изобретения, передаваемые в технической документации, в виде консультаций, обучения и т.д., и если будет, то в каком объеме. Необходимые для принятия решения сведения можно получить, проанализировав условия контракта.

Международный франчайзинг

Термин «франшиза», получивший широкое распространение в последние три десятилетия, происходит от французского «franchise» – льгота, привилегия и обычно означает, что одна, как правило, крупная компания («франчайзер») разрешает другой организации («франчайзи») использовать свое широко известное фирменное наименование при условии, что «франчайзи» будет под этим наименованием сбывать продукцию этой корпорации, получая за это от нее техническую, коммерческую и иную консультацию, помощь и т.п.

Франчайзинг – это форма стратегического альянса, которая позволяет головной фирме, расти быстрее и с меньшими капитальными затратами, чем при традиционных способах организации бизнеса. В тоже время предприниматель, присоединившись к такой системе, снижает свой риск. То есть, это форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и условиях, определенных договором. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную поддержку.

Системе франчайзинга свойственны следующие основные черты и особенности:

· франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон соглашения (договора) – «франчайзера» и «франчайзи»;

· франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав. Применяя российскую терминологию, франчайзер является правообладателем;

· франчайзер, являясь правообладателем, передает свои права франчайзи на определенных условиях. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, использует его репутацию на рынке товаров (услуг, работ) и по своему фирменному стилю идентифицируется с франчайзером;

· франчайзер выступает в единственном числе; франчайзи, работающих по договору с правообладателем, может быть несколько, т.е. это сеть, работающая по единой методологии;

· для успешного ведения бизнеса франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и пользуется правом регулирования деятельности

· франчайзи с целью сохранения репутации на рынке, не нарушая при этом его экономической и юридической самостоятельности;

· за пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи;

· договор франчайзи имеет индивидуальный характер и находится в зависимости от условий деятельности, политики, проводимой франчайзером, и не может быть тиражирован на другие системы.

В настоящее время крупнейшими мировыми экспортерами в системе франчайзинга считаются США, Канада, Япония, Австралия, Франция, Гер­мания, Великобритания.

Сегодня франчайзинг получил развитие более чем в 70 отраслях хозяйствования и признан в мире как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса.

В России франчайзинг получил свое развитие с приходом на рынок таких крупных компаний как «Pizza Hut», «Kodak», «McDonalds», «Coca-Cola».

Существует несколько разновидностей франчайзинговых систем.

Можно провести следующую классификацию систем по типу франчайзинговой стратегии:

· франчайзинг товара,

· производственный франчайзинг,

· сервисный франчайзинг,

· франчайзинг бизнес-формата.

Франчайзинг товара представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером и каким-либо образом маркированных его товарным знаком, Фран-чайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание.

Правообладателем (франчайзером) при данном виде франчайзинга выступает производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера.

Франчайзинг товара не нашел широкого распространения. Такого рода отношения в большинстве случаев выгодны франчайзеру, так как они обеспечивают ему продвижение товарного знака, расширение системы сбыта и непрерывную связь с потребителями через систему сбыта. Франчайзи при этом является частью контролируемой франчайзером системы сбыта.

Поскольку в подавляющем большинстве случаев для торговых предприятий большое значение имеет ассортиментная политика, торговля избранным товаром не всегда является эффективной.

Производственный франчайзинг – это наиболее эффективная организация производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает права на использование этой технологии.

Производственный франчайзинг основывается на общих для сторон целях:

· разделение труда и специализация производства;

· повышение объема производства и расширение производственной программы;

· обеспечение экономичности производства;

· увеличение гибкости производства и сбыта в соответствии с требованиями рынка;

· освоение производства новых изделий в зависимости от изменений на рынке.

Схема производственного франчайзинга работоспособна практически во всех отраслях производства, но только при наличии прав на объекты интеллектуальной собственности, подтвержденных охранными документами, в том числе товарный знак.

Сервисный франчайзинг представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Сфера его применения – услуги. Сущность заключается в том, что франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи.

Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. Основная направленность сервисного франчайзинга – высокий уровень обслуживания потребителей.

Франчайзинг применим практически во всех направлениях сферы услуг. Все активнее выходят на российский рынок зарубежные сервисные компании с предложением покупки франшизы. Франшиза – это весь пакет прав, технологии, оборудования, услуг и т.д., предлагаемых франчайзером к продаже.

По определению Британской ассоциацией франчайзинга, контрольная лицензия, которую франчайзер выдает франчайзи, называется франшизой.

Франшиза:

· дает разрешение и обязывает франчайзи заниматься в течение франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее франчайзеру или ассоциирующиеся с ним;

· позволяет франчайзеру осуществлять контроль в течение всего периода франшизы за качеством бизнеса, являющегося предметом франчайзингового договора;

· обязывает франчайзера предоставлять франчайзи помощь в бизнесе, который служит предметом франшизы (в отношении организации предприятия франчайзи, обучения персонала, управления продажами и т. д.);

· требует от франчайзи регулярно в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы в оплату франшизы или товаров, услуг, предоставляемых франчайзером франчайзи;

· не является обычной сделкой между холдинговой и ее дочерней компаниями, или между дочерними компаниями одной холдинговой компании, либо между физическим лицом и контролируемой им компанией.

Часто франшизой называют и саму сеть предприятий.

Франчайзинг бизнес – формата является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле соблюдать внутрисистемные интересы. Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и определенных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса.

При создании франчайзинговой системы ее тип определяется исходя из рыночной ситуации, вида деятельности и стратегической цели фирмы. Например, на быстро растущем рынке фирме с сильной конкурентной позицией целесообразнее всего использовать товарный франчайзинг, создавая дилерскую сеть, но сохраняя при этом жесткий контроль над рынком.

У любого типа франчайзинговой системы, будь то франчайзинг бизнес- формата или производственный франчайзинг существуют свои достоинства, основные из которых можно сформулировать следующим образом.

1. Минимализация риска. Начало своего бизнеса очень рискованно. По статистике от 80 % до 90 % компаний малого предпринимательства терпят неудачу в течение 3 лет деятельности. При франчайзинге же предпринимателю не придется начинать свое дело с нуля франчайзи, получает поддержку франчайзера, имеющего большой опыт в своем сегменте рынка, который он может передать другим.

2. Совместный рост. Другая причина покупки франчайза – это совместность предприятий. В сети, как правило, много франчайзи и каждый приносит свой капитал. При расширении сети есть много положительных моментов. Торговое имя продукта становится хорошо узнаваемым, потому что люди могут купить его везде. Огромная сеть производит впечатление успешного бизнеса. Франчайзинг вытесняет конкуренцию своими абсолютными размерами.

3. . Финансирование. Франчайзер может содействовать франчайзи в получении финансирования для начала бизнеса.

4. Поддержка деятельности. Обычно франчайзи достаточно только первоначальное обучение и консультации франчайзера для организации бизнеса. Но иногда необходимо постоянно извлекать опыт из маркетинговой деятельности франчайзера.

5. Реклама. Расходы на рекламу, как правило, сокращаются, потому что все франчайзи делят их между собой.

Вместе с тем франчайзингу присущи и определенные недостатки

1. Вступительный взнос. Это взнос, который необходимо оплатить франчайзеру, для заключения франчайзингового соглашения. Эта стоимость варьируется в зависимости от природы и уровня развития франчайза. Вступительный взнос обычно платится единовременно при заключении контракта.

2. Роялти. Это повторяющиеся во времени выплаты франчайзеру. Он основывается на проценте от доходов или продаж.

3. Потеря контроля. Франчайзи теряет большое количество самостоятельности, все свои действия ему необходимо согласовывать с франчайзером. Он должен неуклонно следовать договору франчайзинга. Такие ограничения могут касаться рабочих, часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю. Франчайзер, также, испытывает трудности при контроле сделок франчайзи, так как последний является не его работником, а независимым совладельцем бизнеса.

IX. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Содержание и характер международных торговых сделок в современных условиях (на конкретные виды или группы товаров по выбору)

2. Формы и методы осуществления международных торговых сделок (на конкретные виды или группы товаров по выбору)

3. Торгово-политические средства регулирования экспортно-импортных операций (страна по выбору)

4. Торговые обычаи и их значение в международной торговле

5. Международная встречная торговля (сделки по выбору) и особенности ее развития в современных условиях

6. Значение торгово-посреднических операций в международной торговле

7. Организационные формы торгово-посреднических операций (виды фирм по выбору)

8. Особенности деятельности торгово-посреднических фирм (страны и фирмы по выбору)

9. Организация и деятельность международных товарных бирж (одной из бирж или бирж одной страны по выбору)

10. Организация и деятельность международных аукционов (одного из крупнейших аукционов или аукционов в торговле конкретными товарами по выбору)

11. Организация и техника проведения международных торгов (торгов на конкретные виды оборудования или торгов в отдельной стране по выбору)

12. Особенности международной торговли научно-техническими знаниями в современных условиях

13. Значение и развитие международного инжиниринга

14. Особенности международной аренды в современных условиях

15. Организационные формы международных арендных операций

16. Организация международного туризма (в отдельной стране по выбору)

17. Создание совместных предприятий и консорциумов для осуществления конкретных проектов (объекты и фирмы по выбору)

18. Система государственного регулирования внешнеэкономической политики в развитых странах (страна по выбору)

19. Система финансового и организационного содействия развитию международной деятельности фирм (страна и виды содействия по выбору)

20. Союзы предпринимателей, их функции и организация деятельности (страна и конкретные союзы по выбору)

21. Торговые палаты, их функции и организация деятельности (страна по выбору)

22. Анализ деятельности международных экономических организаций (любой конкретной организации)

23. Особенности, цели и направления технологической политики многонациональных компаний

24. Особенности создания и функционирования международных инвестиционных компаний

25. Современное состояние и перспективы развития международного рынка инвестиций

26. Нетрадиционные методы финансирования внешней торговли: характеристика, преимущества и недостатки

26. Особенности государственного страхования экспортных торговых операций

27. Характеристика современной валютно-финансовой среды международного менеджмента

28. Особенности, цели и инструменты финансового менеджмента международной фирмы

29. Интегрированные корпоративные структуры в международном менеджменте

30. Системы организационно-правовых форм бизнеса в России и за рубежом

31. Кросс-культурные проблемы организации и управления международными бизнес-операциями

32. Этика управленческих решений в международном менеджменте

33. Модели влияния национальной культуры на менеджмент

35. Особенности деятельности международных банков в отдельных странах (страна по выбору)

34. Формы международных стратегических альянсов (отдельная форма по выбору)

35. Особенности управления человеческими ресурсами международной фирмы

36. Жизненный цикл международной компании

37. Факторинговые операции в системе международных экономических связей

40. Особенности и современное развитие глобального трансферта технологий

38. Особенности международных соглашений по лайсензингу и франчайзингу

39. Особенности, структура и содержание инжиринговых соглашений

40. Особенности организации собственного производства за рубежом

41. Международный маркетинг и его влияние на процесс товарообмена

42. Особенности, структура и содержание международных лизинговых соглашений

43. Особенности, структура и содержание международного управленческого контракта

44. Инструментарий оперативных менеджерских решений по вхождению на зарубежные рынки

45. Развитие бизнес-операций между Россией и Западной Европой на современном этапе

46. Особенности осуществления страховых операций в международном бизнесе

47. Операции франчайзинга как форма международного сотрудничества стран

48. Становление рынка международного туристического бизнеса

X. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

1. Международный бизнес: сущность, развитие, характерные черты

2. Международный менеджмент: сущность, структура, особенности развития

3. Цели и задачи международного менеджмента

3. Функции международного менеджера в контексте анализа внешней среды.

4. Экономический, правовой и политический анализ внешней среды международной компании

5. Особенности маркетингового анализа внешней среды международного бизнеса

6. Комплексный анализ культурной внешней среды

7. Учет национальных стереотипов поведения в международном менеджме

Наши рекомендации