Тема 24 (15). Международный менеджмент и бизнес. 2часа

1. Рыночные факторы глобализации.

2. Барьеры выхода на мировой рынок.

3. Стратегии проникновения на рынок.

4. Причины выхода на международные рынки.

5. Возможности малого бизнеса на мировом рынке.

1. РЫНОЧНЫЕ ФАКТОРЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

Рост международного бизнеса в последние годы был вполне очевидным и весьма впечатляющим. Однако почему такое развитие стало возможным? Кроме того, почему так высока вероятность дальнейшей активизации международного бизнеса на протяжении следующего десятилетия? Существуют две основные причины этого явления: стратегические потребности компаний, которые дают импульс процессу глобализации, а также изменение среды международного бизнеса, способствующее этому процессу.

Глобализация экономических процессов – означает стирание экономических особенностей отдельных стран и формирование у них рыночных отношений, общих для мирового сообщества. Этот процесс стал проявляться значительно позже интернационализации мировой экономики. Интернационализация мировой экономики – т.е. формирование устойчивых экономических связей между отдельными странами на основе международного разделении труда. Эти связи формировались давно и между странами с различным экономическим и политическим строем.

Схема интернационализации компании:

Национальная компания®экспортная компания®международная компания.

Важнейшими условиями развития международной торговли являются:

- наличие рыночных отношений в стране;

- вовлеченность страны в мировой рынок и развитие ВЭД;

- развитие информационных технологий и средств коммуникации;

Изменения в мировой экономике, которые происходят на рубеже веков, создают с одной стороны, новые проблемы для международного маркетинга, с другой стороны, открывают новые возможности для его развития:

1. Глобализация экономических процессов.

2. Обострение глобальной конкуренции.

Эти две причины вызвали развитие конкуренции в глобальных масштабах. Для обеспечения выживаемости в этих условиях неизбежным является организация хозяйства на принципах маркетинга.

2. БАРЬЕРЫ ВЫХОДА НА МИРОВОЙ РЫНОК.

Самым распространенным ограничением является таможенный тариф,представляющий собой налог, которым иностранное правительство облагает некоторые ввозимые в его страну товары. Таможенный тариф может преследовать цели увеличения поступлений (фискальный тариф) или защиты интересов отечественных фирм (протекционистский тариф). Кроме того, экспортер может столкнуться с квотой,т. е. количественным пределом товаров определенных категорий, разрешенных к ввозу в страну. Целями квоты являются сохранение иностранной валюты, защита местной промышленности и охрана занятости. Предельной формой квоты выступает эмбарго, при котором отдельные виды импорта оказываются полностью запрещенными. Не благоприятствует торговле и валютный контроль,посредством которого регулируют объемы наличности в иностранной валюте и ее обменный курс на другие валюты. Американская фирма может столкнуться и с рядом нетарифных барьеров,таких, как дискриминация ее предложений и наличие производственных стандартов, дискриминационных по отношению к американским товарам. Например, голландское правительство запрещает ввоз тракторов, способных двигаться со скоростью более 10 миль в час. А это означает, что под запрет подпадает большинство тракторов американского производства.

Основной формой внешнеэкономических связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров). Схема 2.

Тема 24 (15). Международный менеджмент и бизнес. 2часа - student2.ru

Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

Таможенная пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции:

- фискальную - пополнение госбюджета;

- протекционистскую - защита отечественных производителей;

- регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.

Таможенный тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком.

Существуют различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными является по объекту обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные; по способу взимания - адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины.

Нетарифные барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. Среди международных организаций выделяются классификации ЮНКТАД и ООН.

В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы:

- меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;

- меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия:

- совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения

- внешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к этому:

а) наличие определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке, доставке);

б) введение дополнительных таможенных или иных административных формальностей; отсутствие возможностей применения национального режима к иностранным фирмам и предпринимателям (различные тарифы при оплате грузовых и пассажирских потоков, разрешение на перемещение грузов иностранцами только через определенные порты и железнодорожные станции и т.д.) совокупность финансовых мер, регулирующих импортно-экспортные потоки:

а) специальные правила импортных платежей

б) множественные валютные курсы

в) ограничения на накопление иностранной валюты

г) импортные депозиты

д) отсрочки импортных платежей

е) субсидирование и кредитование экспорта.

Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры. Паратарифные барьеры - разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:

- внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость)

- различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства

- декретированая таможенная оценка - установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.

Всемирная торговая организация (ВТО) стремится максимально ограничить использование нетарифных барьеров в мировой торговле. В соответствии со ст.111 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) налогообложение импортных товаров должно осуществляться на условиях национального режима. Согласно ст. XIII ГАТТ, правила таможенного оформления не должны затруднять внешнюю торговлю. К 2000 г. страны-члены ВТО планируют отказаться от добровольных экспортных ограничений, к 2005 - прекратить квотирование торговли текстилем.

Сохранившиеся количественные ограничения на торговлю (в первую очередь сельскохозяйственными товарами) подвергнуты тарификации, т.е. пересчету в тарифные эквивалент.

В развитых странах ряд видов квотируемой продукции облагается сравнительно низкими пошлинами, а к продукции ввозимой сверх этих квот, применяются консолидированные тарифы, представляющие собой ставку тарифа плюс тарифицированные нетарифные ограничения.

При необходимости использования нетарифных барьеров ГАТТ/ВТО рекомендуется отдавать предпочтение финансовым мерам.

Тарифные и нетарифные методы регулирования составляют основу протекционистской политики государства.

3. СТРАТЕГИИ ПРОНИКНОВЕНИЯ НА РЫНОК.

Наибольшее распространение получили три стратегии проникновения: 1. Экспортная; 2. Контрактная; 3. Инвестиционная.

Каждую из этих стратегий характеризуют:

- уровень контроля;

- уровень риска, который сопровождает ту или иную стратегию.

- гибкость, степень приспособления к изменениям зарубежного рынка.

С учетом этих характеристик рассмотрим каждый вид стратегий.

Экспортная стратегия – низкий уровень контроля и риска, но высокая гибкость. Форма реализации – экспорт.

Контрактная стратегия – распределение контроля и риска между участниками контракта.

Реализуется через следующие формы контрактов:

- лицензировании;

- о франчайзинге;

- об управлении;

- о выполнении работ «под ключ»;

- о передаче «ноу-хау»;

- о совместном производстве;

- о совместном владении.

Мотивация контрактной стратегии может быть различной.

Инвестиционная стратегия – высокий уровень контроля, высокий уровень риска, низкая гибкость. Предусматривает создание фирмой за рубежом собственного, подконтрольного её дочернего предприятия. Это осуществляется покупкой готового предприятия или созданием своего «с нуля».

Тема 24 (15). Международный менеджмент и бизнес. 2часа - student2.ru

Рисунок 8.1 - Формы выхода на внешний рынок

Таблица 8.1 - Характеристика основных форм выхода фирмы на внешние рынки

Формы выхода Объем капиталовложений Степень контроля ВЭД Месторасположение подразделений по осуществлению ВЭД Степень риска
Экспорт (прямой, косвенный) незначительный очень незначительный высокая невысокая национальный рынок невысокая невысокая
Сбытовая сеть за рубежом средний высокая зарубежный рынок невысокая
Лицензинг незначительный незначительная национальный рынок средняя
Производство за рубежом высокий высокая зарубежный рынок невысокая
Совместное предприятие высокий средняя зарубежный рынок высокая
Дочернее предприятие высокий высокая зарубежный рынок невысокая

Экспорт – это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Беларуси за границу без обязательства об обратном ввозе. При этом используется косвенный экспорт, прямой и совместный экспорт.

Косвенный (непрямой) экспорт – это продажа товара резиденту, который после вывозит его за рубеж..

Прямой – это любая продажа товара нерезиденту:

Совместный – предполагает заключение соглашения с другими фирмами о совместном осуществлении экспортных операций.

Форма совместных предприятийосновывается на партнерстве, предусматривающем создание за рубежом различных коммерческих производственных структур, действующих на основе контракта в различных формах ведения производственной деятельности.

Международные товарные аукционы –это специально организованные, периодически действующие в определенных местах рынки. Производящие реализацию предварительно осмотренных покупателем товаров, которые переходят в собственность покупателя, предложившего наиболее выгодную цену. Аукционы бывают открытые и закрытые. Наиболее известные международные аукционы функционируют а США, Канаде, России, Швеции и Норвегии.

Международный торг (тэндер) –это коммерческая операция, представляющая собой особый метод продажи специфического товара путем заключения договоров купли-продажи или размещения заказов на условиях покупателя. Широко применяют эту форму страны Латинской Америки, Иран, Индия, Египет и др.

Международный бизнес охватывает много различных видов услуг: путешествия, туризм, аренду или прокат, банковские операции, страхование, проектно-конструкторские и управленческие услуги и т.п. Оказание таких услуг связано с целым комплексом экономических отношений, которые сформировались в отдельные виды бизнеса. К ним следует отнести консалтинг, инжиниринг, лизинг, факторинг, лицензинг, франчайзинг, толлинг, аутсорсинг, аквизиции, лицензинг, франчайзинг.

Консалтинг – это деятельность специализированных компаний по консультированию производителей, фирм-продавцов и фирм-покупателей по широкому кругу вопросов.

Инжиниринг – это по сути одна из форм консалтинга. Это предоставление инженерно- консультационных услуг по подготовке к строительству объектов, по их строительству и по обеспечению нормального процесса эксплуатации построенных объектов. В ММ различают:

- проектно-строительный,

- управленческий,

- технологический инжиниринг.

Международная аренда (лизинг) – это процедура предоставления внаем товаров, пересекающих границу страны арендодателя. Это долгосрочная (свыше 1 года) аренда машин, оборудования, складских помещений или других материальных средств.

Краткосрочная аренда (от одного дня до одного года) – рентинг.

Среднесрочная (от 1 до 3 лет) – хайринг.

Существуют следующие виды лизинга:

- экспортный;

- импортный;

- транзитный;

- обратный;

- лизинг поставщика;

- сложный.

Международный лизинг – это договор об аренде между лизинговой компанией и арендатором, находящихся в разных странах. Бывает импортный и экспортный. Импортный – компания закупает материальные средства у иностранной фирмы и сдает их в аренду отечественным арендаторам. Экспортный – наоборот.

Лизинг бывает также оперативным и финансовым. Оперативный (более короткий) – арендная плата включает только прибыль лизинговой компании. Финансовый – арендная плата = прибыль лизинговой компании + стоимость амортизации арендуемых средств.

Главное достоинство лизинга – он дает возможность арендатору обезопасить себя от быстрого морального старения перечисленных средств и получает самое современное оборудование, не делая предварительных крупных затрат.

Факторинг – это вид посреднических финансовых услуг. Посредник приобретает у одного клиента право на взыскание долга у другого клиента. Посредником выступают банки или специализированные фактор-компании. Обычно факторинговые услуги оказывают мелким и средним клиентам.

В факторинговой сделке участвуют три юридических лица:

1) Фирма-продавец товара.

2) Посредник.

3) Фирма-покупатель товара.

Факторинг бывает открытый – когда продавец указывает на своих счетах (платежных требованиях) покупателю о том, что требование о взыскании долга продано посреднику.

И конфиденциальный, т.е. скрытый, когда фирма-покупатель не знает о вмешательстве посредника до тех пор, пока не просрочит платеж.

Чтобы понять суть факторинга, необходимо рассмотреть открытый Ъ
факторинг.

В международном бизнесе работают факторинговые компании, которые являются членами международной организации «International Factors Group». Поэтому в любой стране они могут применять правовые санкции к покупателю через членов этой организации – представителей данной страны.

Заграничное лицензирование (лицензинг) – это международная торговля лицензионными соглашениями.

Лицензионное соглашение – договор между двумя сторонами о передаче прав на использование интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность – это собственность на результаты интеллектуального труда, т.е. на объекты изобретательского и авторского права. К этим объектам относят изобретения, товарные знаки, промышленные образцы изделий, техническая или коммерческая информация, а также художественные и научные произведения, результаты актерской деятельности, звукозаписи, радио и телевидения и т.п.

Лицензионное соглашение подписывают две стороны:

лицензиар – владелец новшества;

лицензиат – покупатель права на использование новшества.

Франчайзинг. Суть франчайзинга – крупная материнская фирма (франчайзер) предоставляет право мелкому предприятию (франчайзи) в течение определенного промежутка времени и в определенном месте вести предпринимательскую деятельность с использованием ее торговой марки, технологий производства, ноу-хау в форме, которая определяется условиями договора.

Цель франчайзинга – осуществление крупными компаниями экспансии при освоении новых рынков с минимальными рисками.

Виды франчайзинга: товарный; производственный; сервисный; франчайзинг бизнес-формата.

Бурный рост популярности франчайзинга обусловлен двумя причинами: происходящей во всем мире перестройкой структур управления предприятиями и значительным увеличением числа малых предприятий.

Все факторы, влияющие на выбор бизнеса для выхода на зарубежный рынок, можно разделить на следующие группы:

- факторы внутренней маркетинговой среды,

- факторы внешней маркетинговой среды,

- факторы, которые определяются избранным фирмой бизнесом для выхода на зарубежный рынок.

К внутренним факторам следует отнести:

· Финансовые возможности фирмы.

· Особенности товара или услуги.

· Опыт работы фирмы за рубежом.

Факторы внешней маркетинговой среды:

· Уровень конкуренции.

· Инвестиционный климат в чужой стране (или экология бизнеса).

Факторы, которые определяются тем видом бизнеса, которые выбирают фирмы для выхода на мировой рынок.

· Объем капиталовложений, который потребуется для выхода за рубеж.

· Степень контроля ВЭД предприятия.

· Степень риска, который сопровождает ту или иную форму выхода при её осуществлении за рубежом.

4. ПРИЧИНЫ ВЫХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ.

Выход на международные рынки и расширение торговых отношений с зарубежными странами диктуется разными потребностями предприятия и причинами их возникновения. Укрупнено их можно свести к, выделенным далее:

1. Развитие внутреннего рынка (насыщение рынка товарами; усиление давления конкурентов; возрастание зависимости от посреднической торговли, в особенности в вопросах качества, цен, рентабельности и расширения производства; рост сборов, связанных с защитой окружающей среды; трудности соблюдения социального законодательства), при котором выгодно вкладывать капиталы за рубежом.

2. Активность зарубежного конкурента и его успехи на внутреннем рынке вынуждают искать собственный ангажемент. Не в последнюю очередь это связано с необходимостью поддержания своего имиджа на должном уровне.

3. Преодоление зависимости от внутреннего рынка и «рассеивание» рыска путем завоевания иностранных рынков.

4. Решение проблемы зависимости фирмы от сезонных колебаний спроса на внутреннем рынке.

5. Улучшение загрузки имеющихся и дополнительно создаваемых, мощностей.

6. Снижение затрат на заработную плату, сырье, транспорт, уменьшение налоговых выплат, в частности путем использования различных форм производства продукции за рубежом, включая даже реимпорт с соответствующими ценовыми льготами для внутреннего рынка.

7. Использование государственных программ содействия, которые приняты в своей стране или в стране пребывания.

8. Повышение эффективности сбытовой деятельности путем усиления рыночных позиций, например на основе создания отделений, филиалов и дочерних предприятий, расширения сети сервисных пунктов и т. п.

9. Компенсация колебаний валютного курса путем организации частичного производства и сбыта в соответствующих странах.

10. Получение доступа к ноу-хау, который является возможным при условии продолжительного ангажемента на определенных зарубежных рынках, например в форме партнерства с инофирмами.

11. Наличие потребности в том, чтобы обойти тарифы и административные препятствия импорта с помощью форм прямого ангажемента на зарубежном рынке.

12. Обеспечение долгосрочного успешного сбыта и соответственно экономического роста.

13. Снижение общего риска путем отнесений его на больший объем продукции в штуках, часть из которых производится на своих зарубежных фирмах.

14. Высвобождение высококвалифицированного кадрового персонала для решения более сложных задач в своей стране путем переноса за рубеж производства отдельных изделий или комплектующих к ним.

15. Стабилизация ценовой политики или расширение рамок для ее осуществления на внутреннем и зарубежном рынках, применяя дегрессию до относительно количества продукции.

5. ВОЗМОЖНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА МИРОВОМ РЫНКЕ.

Сегодня малый бизнес при помощи современных технологий конкурирует и эффективно сотрудничает со своими крупными собратьями по производству и торговле. Многие МСБ, работающие в интернете, имеют ограниченное количество сотрудников, но весьма успешно работают не на региональном, а мировом рынке.

Так одна небольшая софтверная фирма из Калифорнии серьезно заявила о себе, имея в штате всего 4 программиста. Они работали на нее… из Индии. Ее основатели опасались, что из-за размера фирмы с ними никто не будет разговаривать. При помощи телефонной системы профессиональная актриса направляла клиентов якобы в разные отделы, но практически на все звонки отвечал директор компании. Платя за компьютерную программу $150 в месяц, он в режиме он-лайн показывал клиентам достоинства своих продуктов. Так с минимальными издержками, компания сумела расширить сеть клиентов до 500.

Большие фирмы имеют гораздо больше возможностей в привлечении ресурсов, диверсификации рынков и товаров. Они технически и технологически лучше оснащены, используют эффект масштаба. Им легче справляться с запутанным госрегулированием. По мере развития технологий возможности большого и малого бизнеса в этих серах выравниваются. Компьютер, доступ к скоростному интернету в западных странах есть у каждого. Сделать веб страницу не составляет большого труда. Место толстых телефонных справочников заняли удобные базы данных на компьютере и поисковики. За небольшую плату Google и Yahoo найдут тебе все, что угодно.

Экспресс доставка в любую часть земного шара также увеличила шансы малого бизнеса в конкуренции с большим. Если в 1990-х никто из гигантов софтверного бизнеса не думал о написании специальных программ для МСБ, то сейчас это обычная практика. Компании, имена которых практически никому не известны, стали одним из ключевых элементов успеха ведущих ТНК. Именно они качественно и быстро поставляют им товары и оказывают качественные услуги.

Так при помощи современных технологий любой человек с классной идеей получает доступ ко всему миру. Если ему повезло жить в гостеприимной к глобализации стране. В ней малый бизнес имеет уникальную возможность стать интернациональным и зарабатывать деньги не на локальном, а на глобальном рынке. Малые открытые экономики (Швеция, Сингапур, Новая Зеландия, Ирландия) убедительно доказали, что малый бизнес является самым надежным локомотивом устойчивого развития. Главное – не бояться, а приветствовать глобализацию. Репутация страны, экономическая политика власти могут или поставить крест на возможностях национального бизнеса в глобальном рынке, или оказать ему очень важную поддержку. К сожалению, наши власти имеют такую репутацию в мире, что привлекают к себе, в основном, олигархов и высокорисковых кредиторов.

Наши рекомендации