SWOT-анализа внешней (внутренней) среды функционирования предприятия

РАЗДЕЛ

Этап – ситуационный анализ

Таблица 1

Направление анализа Содержание Источники информации
1. SWOT-анализ Выявление, анализ и оценка сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз, исходя из состояния внешней и внутренней среды Информация о внешней среде, сведения о производственной структуре компании и пр.
2. Анализ стратегических позиций Выявление и анализ стратегических зон хозяйствования и стратегического портфеля в целом Информация о внешней среде, производственные показатели деятельности фирмы, организационная структура
3. Анализ сегментов рынка Определение и анализ рыночных сегментов, на которых функционирует компания; анализ покупательского спроса Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования)
4. Анализ конкуренции Определение и анализ видов и основных факторов конкуренции, конкурентов (прямых и непрямых) Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования)
5. Позиционный анализ Определение и анализ места, занимаемого фирмой, ее продукцией, отдельными торговыми марками и товарами по отношению к другим фирмам, торговым маркам и продуктам Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования), анализ собственной продукции

SWOT-анализа внешней (внутренней) среды функционирования предприятия

SWOT-анализ –исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и потенциальных угроз. Возможности предприятия определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить продукт, завоевать клиентов, внедрить новую технологию, перестроить бизнес-процессы и т.п. Угрозы – это то, что может насести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ (появление новых конкурентов, товаров-заменителей и т.п.).

На первом этапе SWOT-анализаперечисляются слабые и сильные стороны организации по схеме: сильные стороны; слабые стороны; угрозы; возможности (табл. 2).

Таблица 2

Матрица SWOT-анализа внешней (внутренней) среды функционирования предприятия

Сильные стороны Слабые стороны
1. 1.
2. 2.
3. 3.
Возможности Угрозы
1. 1.
2. 2.
3. 3.

Этап

На втором этапеSWOT-анализарассматриваются различные сочетания сильных сторон с угрозами и возможностями, а также слабых сторон с угрозами и возможностями. При этом используется 5-балльная шкала для количественной оценки различных сочетаний сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внутренней и внешней среды компании (табл. 3).

Таблица 3

Количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней (внутренней) среды предприятия

    Сильные стороны Слабые стороны Сумма баллов
   
Угрозы              
             
             
Возможности              
             
             
Сумма баллов              

Расшифровка 5-балльной шкалы:

1 балл – плохо

2 балла – слабо

3 балла – средне

4 балла – хорошо

5 баллов – отлично

Этап

На третьем этапе SWOT-анализасуммируются полученные оценки и определяется общая значимость сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней (внутренней) среды (табл. 4). Количественная оценка сильных и слабых сторон позволяет расставить приоритеты и на их основе распределить ресурсы на решение различных проблем.

Таблица 4

Совокупная количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней (внутренней) среды компании

Сильные стороны Возможности
Характеристика Баллы Характеристика Баллы
1.   1.  
2.   2.  
3.   3.  
Слабые стороны Угрозы
Характеристика Баллы Характеристика Баллы
1.   1.  
2.   2.  
3.   3.  

Этап

На четвертом этапе SWOT-анализав рамках SWOT-матрицы (рис. 1)формируется проблемное поле компании (табл. 5).

Сочетая сильные стороны и возможности (поле СИВ), менеджерам подразделений следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получать максимальную отдачу от возможностей. При учете слабых сторон и возможностей (поле СЛВ) стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Сочетая сильные стороны и угрозы (поле СИУ), разрабатываемая стратегия должна предполагать максимальное использование силы организации для устранения угроз. При учете слабых сторон и угроз (поле СЛУ), организационная структура должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.



  Возможности 1. 2. 3. Угрозы 1. 2. 3.
Сильные стороны 1. 2. 3. Поле СИВ Поле СИУ
Слабые стороны 1. 2. 3. Поле СЛВ Поле СЛУ

Рис. 1. SWOT-матрица

Таблица 5

Таблица 6

РАЗДЕЛ

Таблица 1.

Таблица 2.

Таблица 4.

Таблица 6

Группировка статей баланса

Наименование групп Содержание
А1 – наиболее ликвидные активы Активы, моментально обращающиеся в денежную форму: денежные средства предприятия и текущие финансовые инвестиции
А2 – быстрореализуемые активы Активы, для обращения которых в денежную форму требуется более продолжительное время: готовая продукция, дебиторская задолженность, векселя полученные
А3 – медленно реализуемые активы Активы, для обращения которых в денежную форму понадобится большой срок: производственные запасы, животные на выращивание и откорме, незавершенное производство, другие оборотные активы, расходы будущих периодов
А4 – трудно реализуемые активы Необоротные активы предприятия, стоимость которых отражена в первом разделе актива баланса
П1 – наиболее срочные обязательства Кредиторская задолженность по приобретенным товарам, работам, услугам
П2 – краткосрочные пассивы Краткосрочные заемные средства, текущие обязательства по расчетам и прочие текущие обязательства. Кроме того, часть пассивов, представленных в разделах II и Vпассива баланса в части сумм, планируемых к выплате в течение 12 месяцев, начиная с даты составления баланса, или в течение одного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев
П3 – долгосрочные пассивы Долгосрочные обязательства предприятия, отраженные в третьем разделе пассива баланса, а также статьи II и V разделов, не отнесенные ко второй группе
П4 – постоянные пассивы Статьи первого раздела пассива баланса

Таблица 7 (задание 7)

Анализ ликвидности баланса (название предприятия) за 20__-20__ гг.

Актив Начало 20__ г. Конец 20__ г. Пассив Начало 20__ г. Конец 20__ г. Платежный излишек (+) или недостаток (-)
7=2-5 8=3-6
А1     П1        
А2     П2        
А3     П3        
А4     П4        
Баланс     Баланс    

Для определения ликвидности баланса необходимо сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если соблюдаются следующие неравенства: Л1≥П1; Л2≥П2; Л3≥П3; Л4≥П4. Если выполняются первые три неравенства в этой системе, то это влечет и выполнение четвертого неравенства. В случае, когда одно или несколько неравенств системы имеют противоположный знак от зафиксированного в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом теоретически недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой в стоимостной оценке, в реальной же ситуации менее ликвидные активы не могут заменить в полной степени более ликвидные.

Сопоставление итогов первой группы по активу и пассиву (Л1 и П1) отражает соотношение текущих платежей и поступлений. Сравнение второй группы по активу и пассиву (Л2 и П2) показывает тенденцию увеличения или уменьшения текущей ликвидности в недалеком будущем. Сопоставление итогов по активу и пассиву для третьей (Л3 и П3) и четвертой (Л4 и П4) групп отражает соотношение платжей в относительно отдаленном будущем.

Более детальным анализом ликвидности (и, поэтому, чаще используемом на практике) является анализ с помощью коэффициентов. В таблице 8 представлена методика анализа ликвидности предприятия

Таблица 8

Таблица 9

Анализ показателей ликвидности (название предприятия) за 20__-20__ гг.

Наименование показателя 20__ г. 20__ г. Изменения
Абсолютное, тыс. руб. Относительное, %
3=2-1 4=2:1*100%
         
         
         

Далее, проанализировав ликвидность предприятия, следует перейти к анализу финансовой устойчивости.

Финансовая устойчивость предприятия – это способность хозяйствующего субъекта функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среды, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.

Финансовая устойчивость предусматривает, что ресурсы, вложенные в предпринимательскую деятельность, должны окупаться за счет денежных поступлений от хозяйственной деятельности, а полученная прибыль обеспечивать самофинансирование и независимость предприятия от внешних источников финансирования.

Для того чтобы оценить финансовую устойчивость предприятия необходимо рассчитать:

1) Коэффициенты капитализации, характеризующие финансовое состояние предприятия с позиции структуры источников средств;

2) Коэффициенты покрытия, характеризующие финансовую устойчивость предприятия с позиции расходов, связанных с обслуживанием внешних источников привлеченных средств (табл. 10).

Таблица 10

Таблица 12

Таблица 14

РАЗДЕЛ

Этап – ситуационный анализ

Таблица 1

Направление анализа Содержание Источники информации
1. SWOT-анализ Выявление, анализ и оценка сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз, исходя из состояния внешней и внутренней среды Информация о внешней среде, сведения о производственной структуре компании и пр.
2. Анализ стратегических позиций Выявление и анализ стратегических зон хозяйствования и стратегического портфеля в целом Информация о внешней среде, производственные показатели деятельности фирмы, организационная структура
3. Анализ сегментов рынка Определение и анализ рыночных сегментов, на которых функционирует компания; анализ покупательского спроса Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования)
4. Анализ конкуренции Определение и анализ видов и основных факторов конкуренции, конкурентов (прямых и непрямых) Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования)
5. Позиционный анализ Определение и анализ места, занимаемого фирмой, ее продукцией, отдельными торговыми марками и товарами по отношению к другим фирмам, торговым маркам и продуктам Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования), анализ собственной продукции

SWOT-анализа внешней (внутренней) среды функционирования предприятия

SWOT-анализ –исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и потенциальных угроз. Возможности предприятия определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить продукт, завоевать клиентов, внедрить новую технологию, перестроить бизнес-процессы и т.п. Угрозы – это то, что может насести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ (появление новых конкурентов, товаров-заменителей и т.п.).

На первом этапе SWOT-анализаперечисляются слабые и сильные стороны организации по схеме: сильные стороны; слабые стороны; угрозы; возможности (табл. 2).

Таблица 2

Наши рекомендации