Анализ внешней и внутренней среды предприятия. Выявление возможностей и угроз предприятия на основе STEP-анализа.

Предприятие. Продукт. Сфера деятельности.

Предприятие ООО «Анком» занимается заготовкой и переработкой древесины в Костромской области.

Широта товарной номенклатуры общества представлена семью ассортиментными группами товаров:

1) Пиломатериал

2) Пиловочник

3) Изделия столярного цеха

4) Баланс

5) Дрова

6) Фанерный кряж

7) Услуги

На предприятии ООО «Анком» нет отдельно выделенного отдела сбыта и маркетингового отдела. Прежде всего, это связанно с тем, что сбытом продукции занимается всего 2 человека: главный инженер предприятия и непосредственно сам директор, а выделить отдельно отдел маркетинга не представляется эффективным. Отдельные маркетинговые задачи выполняются главным инженером, директором или сторонними организациями, специализирующиеся в данной сфере.

Анализ внешней и внутренней среды предприятия. Выявление возможностей и угроз предприятия на основе STEP-анализа.

Политические факторы:

1. Подъем цен на аренду земельных участков, как произошло в 2008 году.

2. Бюрократические преграды при создании новых и расширении действующих производств, в первую очередь для малого и среднего бизнеса.

3. Много плановых и не плановых проверок лесных предприятий со стороны государства, налоговых органов, департамента по лесному хозяйству и т.п.

4. Ограничения на аренду лесных участков и большие сложности в их расширении.

5. Политическая воля руководства Костромской области в необходимости обеспечения устойчивого, эффективного и приоритетного функционирования лесопромышленного комплекса.

6. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: гранты, дотации и т.п.

Экономические факторы:

1. Ужесточение конкуренции на рынке ЛПК в связи с вступлением России в ВТО

2. Увеличение спроса на 10-15% на продукцию предприятия в 2012 году.

3. Увеличение предложения продукции за счет инвестиций в собственный капитал в 2011 году (приобретение нового оборудования и ТС для заготовки древесины).

4. Рост цен на основную продукцию. (Из-за кризиса в 2009 году резко упали цены на продукцию. В 2010 году цены вновь начали расти и к 2012 году должны достигнуть уровня 2008 года, а в последствии и еще прибавить.)

5. Рост объемов продаж за счет увеличения прибыли от продажи пиломатериала. На протяжении 2 лет идет повышение объёмов сбыта, увеличение спроса и цен на пиломатериал, продажа которого приносит предприятию более 50% прибыли.

6. Увеличение ж\д. тарифа на перевозку грузов на 6% в 2012 году и постепенное увеличение на 5,5% и 5% в 2013 и 2014 году соответственно.

7. Пагубное влияние погоды на деятельность предприятия, а именно: лесные пожары в летний сезон, размытие дорог вследствие осенне-весенних паводков или тёплой зимы, ураганы и смерчи и т.п.

8. Высокая кредитная ставка финансовых организаций.

9. Углубление переработки древесины.

10. Преимущественное изготовление высококачественной продукции с высокой добавочной стоимостью.

11. Техническое перевооружение и модернизация перспективных действующих лесопромышленных предприятий.

12. Повышение эффективности использования сырья и топлива за счет введения в действие ресурсосберегающих технологий.

13. Совершенствование и развитие внешнеторговой деятельности.

14. Широкое использование древесины в строительстве.

Социальные факторы:

1. Недостаток квалифицированных кадров на производстве.

2. Отток молодых кадров из сельской местности в крупные города.

3. Низкая производительность труда (по различным причинам: ужасные дороги, трудно добираться до делянок, износ оборудования, мало квалифицированных кадров, рабочие периодически уходят в запой и т.п.).

4. Инфраструктурные ограничения: дороги, в первую очередь для лесозаготовительной под отрасли, инженерные сети − на земельных участках для создания новых производств в рамках населенного пункта.

5. Ухудшение размерно-качественных характеристик древостоев вследствие снижения объемов проведения лесокультурных мероприятий, рубок ухода и т. п.

6. Выгодное географическое расположение области и близость ее к центрам потребления лесобумажной продукции.

Технологические факторы:

1. Продукция столярного цеха не пользуется большим спросом в Антроповском районе, а выходить на областной или региональный уровень сбыта не позволяют мощности столярного цеха и политические барьеры.

2. Морально и физически стареющее оборудование, слабо развитое отечественное деревоперерабатывающее станкостроение.

3. Снижение энергозатрат на выпуск единицы продукции.

4. Использование на предприятии отходов основного производства для получения тепловой и электрической энергии без их переработки в брикеты и гранулы.


Группа факторов Факторы Возможность Угроза Вероятность проявления фактора Влияние на компанию
+ - 0-1
Социальные факторы недостаток квалифицированных кадров на производстве   -3 0,6 -1,8
Отток молодых кадров из сельской местности в крупные города   -2 0,9 -1,8
низкая производительность труда (по различным причинам: ужасные дороги, трудно добираться до делянок, износ оборудования, мало квалифицированных кадров, рабочие периодически уходят в запой и т.п.)   -4 0,3 -1,2
инфраструктурные ограничения: дороги, в первую очередь для лесозаготовительной под отрасли, инженерные сети − на земельных участках для создания новых производств в рамках населенного пункта.   -4 0,3 -1,2
ухудшение размерно-качественных характеристик древостоев вследствие снижения объемов проведения лесокультурных мероприятий, рубок ухода и т. п.   -2 0,15 -0,3
выгодное географическое расположение области и близость ее к центрам потребления лесобумажной продукции   0,3 1,2
Итого социальные факторы -5,1
Технологические факторы Продукция столярного цеха не пользуется большим спросом в Антроповском районе, а выходить на областной или региональный уровень сбыта не позволяют мощности столярного цеха.   -2 0,7 -1,4
морально и физически стареющее оборудование, слабо развитое отечественное деревоперерабатывающее станкостроение   -5 0,7 -3,5
снижение энергозатрат на выпуск единицы продукции   0,1 0,4
использование на предприятии отходов основного производства для получения тепловой и электрической энергии без их переработки в брикеты и гранулы   0,05 0,2
Итого технологические факторы -4,3

Таблица 1: STEP-анализ макросреды предприятия.

(продолжение на следующей странице)

Экономические факторы Увеличение спроса на 10-15% на продукцию предприятия в 2012 году   0,8 2,4
Увеличение предложения продукции за счет инвестиций в собственный капитал в 2011 году (приобретение нового оборудования и ТС для заготовки древесины)   0,6 1,8
Рост цен на основную продукцию. (из-за кризиса в 2009 году резко упали цены на продукцию. В 2010 году цены вновь начали расти и к 2012 году должны достигнуть уровня 2008 года, а в последствии и еще прибавить.)   0,9 3,6
Рост объемов продаж за счет увеличения прибыли от продажи пиломатериала. На протяжении 2 лет идет повышение объёмов сбыта и цен на пиломатериал, продажа которого приносит предприятию более 50% прибыли.   0,8
Увеличение жд тарифа на перевозку грузов на 6% в 2012 году и постепенное увеличение на 5,5% и 5% в 2013 и 2014 году соответственно.   -3 0,9 -2,7
Пагубное влияние погоды на деятельность предприятия, а именно: лесные пожары в летний сезон, размытие дорог вследствие осенне-весенних паводков или тёплой зимы, ураганы и смерчи и т.п.   -4 0,6 -2,4
высокая кредитная ставка финансовых организаций   -2 0,8 -1,6
углубление переработки древесины   0,15 0,6
преимущественное изготовление высококачественной продукции с высокой добавочной стоимостью   0,1 0,5
Техническое перевооружение и модернизация перспективных действующих лесопромышленных предприятий   0,1 0,3
Повышение эффективности использования сырья и топлива за счет введения в действие ресурсосберегающих технологий.   0,05 0,2
Совершенствование и развитие внешнеторговой деятельности.   0,1 0,3
Широкое использование древесины в строительстве   0,2 0,2
Ужесточение конкуренции на рынке ЛПК в связи с вступлением России в ВТО   -4 0,7 -2,8
Итого экономические факторы 4,4
Политические факторы подъеме цен на аренду земельных участков, как произошло в 2008 году   -5 0,4 -2
бюрократические преграды при создании новых и расширении действующих производств, в первую очередь для малого и среднего бизнеса   -3 0,8 -2,4
очень много плановых и не плановых проверок лесных предприятий со стороны государства, налоговых органов, департамента по лесному хозяйству и т.п.   -4 0,8 -3,2
политическая воля руководства Костромской области в необходимости обеспечения устойчивого, эффективного и приоритетного функционирования лесопромышленного комплекса   0,5
ограничения на аренду лесных участков и большие сложности в их расширении   -5 0,8 -4
государственная поддержка малого и среднего бизнеса: гранты, дотации и т.п.   0,1 0,3
Итого политические факторы -3,4
Итого влияние макросреды -8,43
Социальные факторы -5,1
Технологические факторы -4,3
Экономические факторы 7,2
Политические факторы -3,4

Диаграмма 1: оценка STEP-факторов.

Анализ внешней и внутренней среды предприятия. Выявление возможностей и угроз предприятия на основе STEP-анализа. - student2.ru

Таблица 2: Внешние факторы макросреды, оказывающие наибольшее влияние на ООО "АНКОМ"

Внешние факторы макросреды, оказывающие наибольшее влияние на ООО "АНКОМ"
Возможности Влияние на компанию Угрозы Влияние на компанию
Увеличение спроса на 10-15% на продукцию предприятия в 2012 году 2,4 морально и физически стареющее оборудование, слабо развитое отечественное деревоперерабатывающее станкостроение -3,5
Увеличение предложения продукции за счет инвестиций в собственный капитал в 2011 году (приобретение нового оборудования и ТС для заготовки древесины) 1,8 Увеличение жд тарифа на перевозку грузов на 6% в 2012 году и постепенное увеличение на 5,5% и 5% в 2013 и 2014 году соответственно. -2,7
Рост цен на основную продукцию. (из-за кризиса в 2009 году резко упали цены на продукцию. В 2010 году цены вновь начали расти и к 2012 году должны достигнуть уровня 2008 года, а в последствии и еще прибавить.) 3,6 Пагубное влияние погоды на деятельность предприятия, а именно: лесные пожары в летний сезон, размытие дорог вследствие осенне-весенних паводков или тёплой зимы, ураганы и смерчи и т.п. -2,4
Рост объемов продаж за счет увеличения прибыли от продажи пиломатериала. На протяжении 2 лет идет повышение объёмов сбыта и цен на пиломатериал, продажа которого приносит предприятию более 50% прибыли. бюрократические преграды при создании новых и расширении действующих производств, в первую очередь для малого и среднего бизнеса -2,4
    очень много плановых и не плановых проверок лесных предприятий со стороны государства, налоговых органов, департамента по лесному хозяйству и т.п. -3,2
    ограничения на аренду лесных участков и большие сложности в их расширении -4
    Ужесточение конкуренции на рынке ЛПК в связи с вступлением России в ВТО -2,8
итого 11,8 -21

Программа действий.

Социальные:

1) Переманивание квалифицированных кадров с предприятий-конкурентов.

2) Периодически предоставлять возможность выпускникам школы обучаться в университете по целевому договору от нашего предприятия.

3) Проведение лесокультурных мероприятий на должном уровне, "не для галочки" в отчетности.

4) Необходимо больше средств выделять на прокладывание временных и постоянных дорог до делянок, особенно учитывая то, что площадь и место арендуемого лесного участка остается неизменной на протяжении длительного периода.

5)Необходимо ужесточить меры в отношении недобросовестных сотрудников, вплоть до увольнения.

Технологические:

1) Увеличение темпов роста производительности труда путем замены морально и физически устаревшего оборудования, совершенствования организации производства, управления.

2) Снижение энергопотребления путем замены морально и физически устаревшего оборудования.

3) Использование древесины в качестве энергоресурса − путем сжигания отходов в естественном виде непосредственно на предприятии для получения как тепловой, так и электрической энергии.

Экономические:

1) В связи с прогнозируемым увеличением спроса и ростом цен на продукцию нашего предприятия необходимо обеспечить высокий уровень запасов продукции.

2) Необходимо сделать основной упор на производстве пиломатериалов, т.к. спрос и цены на него сопровождаются постепенным ростом, а рентабельность по сравнению с остальными группами товаров весьма высока.

3) Подготовка техники, дорог, материалов к сезонным природно-климатическим проблемам.

4) Инвестирование средств в закупку новой техники и оборудования для изготовления более качественной продукции.

5) Необходимо рассмотреть варианты о возможности переориентации производства на более глубокую переработку древесины.

Политические:

1) Повлиять каким-либо образом на политическую обстановку в области весьма затруднительно, поэтому разумнее всего сосредоточиться на всестороннем и правомерном развитии предприятия, обеспечении должных показателей в финансово - экономической сфере, оптимизации внутрифирменных процессов, а так же необходимо обеспечить контроль за правомерной и эффективной трудовой деятельностью сотрудников и ведения внутренней отчетности организации.

Наши рекомендации