SWOT-анализа внешней (внутренней) среды функционирования предприятия
РАЗДЕЛ
Этап – ситуационный анализ
Таблица 1
Направление анализа | Содержание | Источники информации |
1. SWOT-анализ | Выявление, анализ и оценка сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз, исходя из состояния внешней и внутренней среды | Информация о внешней среде, сведения о производственной структуре компании и пр. |
2. Анализ стратегических позиций | Выявление и анализ стратегических зон хозяйствования и стратегического портфеля в целом | Информация о внешней среде, производственные показатели деятельности фирмы, организационная структура |
3. Анализ сегментов рынка | Определение и анализ рыночных сегментов, на которых функционирует компания; анализ покупательского спроса | Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования) |
4. Анализ конкуренции | Определение и анализ видов и основных факторов конкуренции, конкурентов (прямых и непрямых) | Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования) |
5. Позиционный анализ | Определение и анализ места, занимаемого фирмой, ее продукцией, отдельными торговыми марками и товарами по отношению к другим фирмам, торговым маркам и продуктам | Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования), анализ собственной продукции |
SWOT-анализа внешней (внутренней) среды функционирования предприятия
SWOT-анализ –исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и потенциальных угроз. Возможности предприятия определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить продукт, завоевать клиентов, внедрить новую технологию, перестроить бизнес-процессы и т.п. Угрозы – это то, что может насести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ (появление новых конкурентов, товаров-заменителей и т.п.).
На первом этапе SWOT-анализаперечисляются слабые и сильные стороны организации по схеме: сильные стороны; слабые стороны; угрозы; возможности (табл. 2).
Таблица 2
Матрица SWOT-анализа внешней (внутренней) среды функционирования предприятия
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
Возможности | Угрозы |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
Этап
На втором этапеSWOT-анализарассматриваются различные сочетания сильных сторон с угрозами и возможностями, а также слабых сторон с угрозами и возможностями. При этом используется 5-балльная шкала для количественной оценки различных сочетаний сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внутренней и внешней среды компании (табл. 3).
Таблица 3
Количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней (внутренней) среды предприятия
Сильные стороны | Слабые стороны | Сумма баллов | ||||||
Угрозы | ||||||||
Возможности | ||||||||
Сумма баллов |
Расшифровка 5-балльной шкалы:
1 балл – плохо
2 балла – слабо
3 балла – средне
4 балла – хорошо
5 баллов – отлично
Этап
На третьем этапе SWOT-анализасуммируются полученные оценки и определяется общая значимость сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней (внутренней) среды (табл. 4). Количественная оценка сильных и слабых сторон позволяет расставить приоритеты и на их основе распределить ресурсы на решение различных проблем.
Таблица 4
Совокупная количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней (внутренней) среды компании
Сильные стороны | Возможности | ||
Характеристика | Баллы | Характеристика | Баллы |
1. | 1. | ||
2. | 2. | ||
3. | 3. | ||
Слабые стороны | Угрозы | ||
Характеристика | Баллы | Характеристика | Баллы |
1. | 1. | ||
2. | 2. | ||
3. | 3. |
Этап
На четвертом этапе SWOT-анализав рамках SWOT-матрицы (рис. 1)формируется проблемное поле компании (табл. 5).
Сочетая сильные стороны и возможности (поле СИВ), менеджерам подразделений следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получать максимальную отдачу от возможностей. При учете слабых сторон и возможностей (поле СЛВ) стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Сочетая сильные стороны и угрозы (поле СИУ), разрабатываемая стратегия должна предполагать максимальное использование силы организации для устранения угроз. При учете слабых сторон и угроз (поле СЛУ), организационная структура должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
Возможности 1. 2. 3. | Угрозы 1. 2. 3. | |
Сильные стороны 1. 2. 3. | Поле СИВ | Поле СИУ |
Слабые стороны 1. 2. 3. | Поле СЛВ | Поле СЛУ |
Рис. 1. SWOT-матрица
Таблица 5
Таблица 6
РАЗДЕЛ
Таблица 1.
Таблица 2.
Таблица 4.
Таблица 6
Группировка статей баланса
Наименование групп | Содержание |
А1 – наиболее ликвидные активы | Активы, моментально обращающиеся в денежную форму: денежные средства предприятия и текущие финансовые инвестиции |
А2 – быстрореализуемые активы | Активы, для обращения которых в денежную форму требуется более продолжительное время: готовая продукция, дебиторская задолженность, векселя полученные |
А3 – медленно реализуемые активы | Активы, для обращения которых в денежную форму понадобится большой срок: производственные запасы, животные на выращивание и откорме, незавершенное производство, другие оборотные активы, расходы будущих периодов |
А4 – трудно реализуемые активы | Необоротные активы предприятия, стоимость которых отражена в первом разделе актива баланса |
П1 – наиболее срочные обязательства | Кредиторская задолженность по приобретенным товарам, работам, услугам |
П2 – краткосрочные пассивы | Краткосрочные заемные средства, текущие обязательства по расчетам и прочие текущие обязательства. Кроме того, часть пассивов, представленных в разделах II и Vпассива баланса в части сумм, планируемых к выплате в течение 12 месяцев, начиная с даты составления баланса, или в течение одного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев |
П3 – долгосрочные пассивы | Долгосрочные обязательства предприятия, отраженные в третьем разделе пассива баланса, а также статьи II и V разделов, не отнесенные ко второй группе |
П4 – постоянные пассивы | Статьи первого раздела пассива баланса |
Таблица 7 (задание 7)
Анализ ликвидности баланса (название предприятия) за 20__-20__ гг.
Актив | Начало 20__ г. | Конец 20__ г. | Пассив | Начало 20__ г. | Конец 20__ г. | Платежный излишек (+) или недостаток (-) | |
7=2-5 | 8=3-6 | ||||||
А1 | П1 | ||||||
А2 | П2 | ||||||
А3 | П3 | ||||||
А4 | П4 | ||||||
Баланс | Баланс |
Для определения ликвидности баланса необходимо сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если соблюдаются следующие неравенства: Л1≥П1; Л2≥П2; Л3≥П3; Л4≥П4. Если выполняются первые три неравенства в этой системе, то это влечет и выполнение четвертого неравенства. В случае, когда одно или несколько неравенств системы имеют противоположный знак от зафиксированного в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом теоретически недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой в стоимостной оценке, в реальной же ситуации менее ликвидные активы не могут заменить в полной степени более ликвидные.
Сопоставление итогов первой группы по активу и пассиву (Л1 и П1) отражает соотношение текущих платежей и поступлений. Сравнение второй группы по активу и пассиву (Л2 и П2) показывает тенденцию увеличения или уменьшения текущей ликвидности в недалеком будущем. Сопоставление итогов по активу и пассиву для третьей (Л3 и П3) и четвертой (Л4 и П4) групп отражает соотношение платжей в относительно отдаленном будущем.
Более детальным анализом ликвидности (и, поэтому, чаще используемом на практике) является анализ с помощью коэффициентов. В таблице 8 представлена методика анализа ликвидности предприятия
Таблица 8
Таблица 9
Анализ показателей ликвидности (название предприятия) за 20__-20__ гг.
Наименование показателя | 20__ г. | 20__ г. | Изменения | |
Абсолютное, тыс. руб. | Относительное, % | |||
3=2-1 | 4=2:1*100% | |||
Далее, проанализировав ликвидность предприятия, следует перейти к анализу финансовой устойчивости.
Финансовая устойчивость предприятия – это способность хозяйствующего субъекта функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среды, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.
Финансовая устойчивость предусматривает, что ресурсы, вложенные в предпринимательскую деятельность, должны окупаться за счет денежных поступлений от хозяйственной деятельности, а полученная прибыль обеспечивать самофинансирование и независимость предприятия от внешних источников финансирования.
Для того чтобы оценить финансовую устойчивость предприятия необходимо рассчитать:
1) Коэффициенты капитализации, характеризующие финансовое состояние предприятия с позиции структуры источников средств;
2) Коэффициенты покрытия, характеризующие финансовую устойчивость предприятия с позиции расходов, связанных с обслуживанием внешних источников привлеченных средств (табл. 10).
Таблица 10
Таблица 12
Таблица 14
РАЗДЕЛ
Этап – ситуационный анализ
Таблица 1
Направление анализа | Содержание | Источники информации |
1. SWOT-анализ | Выявление, анализ и оценка сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз, исходя из состояния внешней и внутренней среды | Информация о внешней среде, сведения о производственной структуре компании и пр. |
2. Анализ стратегических позиций | Выявление и анализ стратегических зон хозяйствования и стратегического портфеля в целом | Информация о внешней среде, производственные показатели деятельности фирмы, организационная структура |
3. Анализ сегментов рынка | Определение и анализ рыночных сегментов, на которых функционирует компания; анализ покупательского спроса | Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования) |
4. Анализ конкуренции | Определение и анализ видов и основных факторов конкуренции, конкурентов (прямых и непрямых) | Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования) |
5. Позиционный анализ | Определение и анализ места, занимаемого фирмой, ее продукцией, отдельными торговыми марками и товарами по отношению к другим фирмам, торговым маркам и продуктам | Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования), анализ собственной продукции |
SWOT-анализа внешней (внутренней) среды функционирования предприятия
SWOT-анализ –исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и потенциальных угроз. Возможности предприятия определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить продукт, завоевать клиентов, внедрить новую технологию, перестроить бизнес-процессы и т.п. Угрозы – это то, что может насести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ (появление новых конкурентов, товаров-заменителей и т.п.).
На первом этапе SWOT-анализаперечисляются слабые и сильные стороны организации по схеме: сильные стороны; слабые стороны; угрозы; возможности (табл. 2).
Таблица 2