Фронтальная работа с учащимися. Объяснение нового; материала.
Следующий момент объяснения материала - выявление специфики взаимодействия общества и природы. Примерное изложение материала может быть следующим.
«Взаимодействие общества и природы указывает на их неразрывную связь друг с другом. Общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с нею, так как оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него (это произошло в длительном и сложном процессе становления человека), оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития (земледелие невозможно без существования, плодородных почв, современная промышленность не может существовать без целого ряда природных материалов, жизнь современного общества немыслима без использования различных природных источников; сырья), темпы и особенности его развития во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий (в! местах проживания северных народов (эскимосы, эвенки, чукчи) суровые климатические условия, поэтому они занимаются оленеводством и охотой; древние цивилизации Востока (Древний Египет, Древний Китай)возникают в долинах рек, где климат засушливый, необходимые ирригационные оросительные системы - это огромные трудозатраты, и поэтому всегда сильно деспотическое начало).
Вместе с тем общество оказывает огромное влияние на природу, так как оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии (человек научился пользоваться огнем, строить дома, шить одежду, создал искусственные материалы, необходимые для жизнедеятельности общества), в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития (последствия этого воздействия могут быть как разрушительными, так и благотворными)».
Фронтальная работа с учащимися. Формирование новых понятий.
Учитель рассказывает о существовании четырех важнейших социальных (общественных) сфер: экономической, политической, социальной и духовной.
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ:
экономическая- отношения в процессе материального производства;
социальная- взаимодействие классов, социальных слоев и групп;
политическая- деятельность государственных организаций, политических партий;
духовная- мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений.
Социальные сферы
Экономическая | Политическая | Социальная | Духовная |
Охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ | Охватывает отношения, связанные с взаимодействием государства, партий, политических организаций по поводу власти и управления | Охватывает отношения, связанные с взаимодействием классов, социальных слоев и групп | Охватывает отношения, связанные с развитием общественного сознания, науки, культуры и искусства |
Данные подсистемы (сферы), в свою очередь, могут быть представлены совокупностью входящих в них элементов:
экономическая-производственные учреждения (заводы, фабрики),учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.;
политическая-государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские и пр. организации и т.п.; социальная- классы, страты, социальные группы и слои, нации и т.п.;
духовная- церковь, образовательные учреждения, научные учреждения и т.п.
Фронтальная работа с учащимися. Объяснение нового материала.
Учитель характеризует общественные отношения. Для характеристики общества как системы недостаточно выделить входящие в него подсистемы и элементы. Важно показать, что они находятся во взаимной связи между собой и могут быть представлены как связи между социальными группами, нациями, индивидами, возникающими в процессе экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Для обозначения этих связей используется термин «общественныеотношения»:
Виды общественных отношений
Материальные | Духовные |
По поводу производства, распределения обмена и потребления материальных благ | Политические, правовые, нравственные, идеологические и др. |
Заключительная часть.
4.1. Проверочные вопросы.
В конце рассмотрения материала учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:
1. Дайте определения перечисленным выше понятиям: общество, политическая сфера, экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера и проанализируйте их.
2. Приведите примеры благотворного и негативного воздействия общества на природу.
3. Дайте классификацию сфер общественной жизни и видов общественных отношений. Приведите жизненные ситуации, которые иллюстрировали бы теоретический материал.
4. Приведите свои примеры (не менее двух) взаимодействия основных сфер общественной жизни.
Затем учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 1 учебника.