Фронтальная работа с учащимися. Организация учебной дискуссии.

Фронтальная работа с учащимися. Организация учебной дискуссии.

Названия некоторых тем уроков может не совпадать с названием параграфов в учебнике.

Рабочий урок начинается с выявления исходного противоречия посредством различных приемов - смыслового вопроса, постановки проблемы, организации учебной дискуссии, анализа исторического документа, с опорой на ранее из­ложенный материал и информацию учителя. Цель данного этапа - формулиро­вание частной учебной задачи.

Формулирование частной учебной задачи начинается с наво­дящего вопроса учащимся: ,

- Вспомните, в чем заключается предмет обществознания, ка­кие явления жизни общества он охватывает?

Учитель записывает тему урока на доске, просит учеников от­метить её в тетрадях, после чего произносит вводную речь, обобщая сделанные учащимися высказывания, и отмечает специфику изучаемой дисциплины.

Вводно-организационная часть.

Учитель, пользуясь пояснительной запиской, показывает уча­щимся учебник, объясняет его структуру, особенности работы с ним, а также особенности изучения истории, особо обращая при этом вни­мание на то, что человек должен иметь самостоятельную позицию, высказывать и доказывать собственное мнение.

Собственно учебная деятельность

2.1. Фронтальная работа с учащимися. Формирова­ние новых понятий.

Затем учитель осуществляет подробный разбор каждого из предложенных к рассмотрению терминов: социум, социальная сфе­ра, социология.

2.2. Фронтальная работа с учащимися. Объяснение
нового материала.

Учитель объясняет учащимся сущность, механизмы функцио­нирования и структуру таких явлений исторического процесса, как «цивилизация», «государство» и «народ».

Учащиеся в зависимости от опыта и подготовленности могут сами попытаться составить план действий по решению учебной задачи, ко­торый оформляется в процессе беседы. Этот план призван расчленить частную учебную задачу на отдельные вопросы.

Учебник, учебные пособия, хрестоматии и т.п. становятся средством решения учебной задачи. Данное планирование позволяет использо­вать в качестве источника информации практически любой школьный учебник.

3. Заключительная часть (5-7 мин.)

Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание.

В целях активизации мотивационного компонента учебной дея­тельности на вводном занятии рекомендуется небольшое и несложное задание, например, подготовить небольшое письменное сочинение «Осо­бенности развития российского общества на современном этапе» и т.д.

Глава 1. Государство.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ТЕМЫ:авторитаризм, тотали­таризм, парламент, активное избирательное право, пассивное избира­тельное право, электорат, референдум, государство, суверенитет, суве­ренность, функция государства, государственная монополия, граждан­ское общество, гражданство, правовое государство, монархия, аристо­кратия, демократия, тирания, олигархия, республика, импичмент, на­ционально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство, империя, политическая партия, многопартийность, поли­тическая программа, сила, власть, авторитет, иерархия власти.

Урок 2. Политическая власть.

Тип урока: рабочий (комбинированный)

Цель и задачи урока:

ЗНАТЬ:сущность политической власти, теорию и принципы разделения политической власти.

УМЕТЬ:вести дискуссию, выражать и отстаивать собствен­ное мнение, владеть основами культуры диалога.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ УРОКА:сила, власть, автори­тет, иерархия власти.

План урока:

1. Проверка домашнего задания (10-20 мин.)

В начале урока учащиеся зачитывают заданные на прошлом уроке сочинения.

Вводно-мотивационный этап (до 10 мин.)

Фронтальная работа с учащимися. Организация учебной дискуссии.

В вводной речи учитель кратко обобщает все ранее изученное, объявляет о начале новой темы и сообщает её основное содержание.

Перед началом разбора новой темы учитель задает ряд наво­дящих вопросов учащимся, узнавая их видение и понимание сущности таких социальных явлений, как политическая власть, политическая воля и политическая сила. Целесообразно спросить учащихся об их понимании таких дефиниций, как авторитет, верховная власть, напри­мер: «Кто в вашей семье имеет большую власть? Почему вы слушае­тесь своих родителей или учителей?»

Заключительная часть (5-7 мин.)

Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 1 учебника.

Урок 3. Государство.

Тип урока: рабочий (комбинированный)

Цель и задачи урока:

ЗНАТЬ:сущность государства, функции государства, призна­ки государства, основные теории образования государства, основные государственные институты, причины возникновения государства.

УМЕТЬ:вести дискуссию, выражать и отстаивать собствен­ное мнение, владеть основами культуры диалога.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ УРОКА:государство, сувере­нитет, суверенность, функция государства, государственная монополия.

План урока:

1. Проверка домашнего задания (10 - 20 мин.)

Учащиеся по выбору учителя отвечают на вопросы по про­шедшей теме и изученному параграфу.

Внутренние функции.

Охранительная функция.

Эта функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, за­щите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите кон­ституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неиз­бежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, -это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

Под общественным порядком понимается система обществен­ных отношений, регулируемых нормами правового и неправового ха­рактера (нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.)

Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет собой систему общественных отношений, которые скла­дываются, главным образом, в общественных местах и по-своему обес­печивают свободу и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха граждан, функ­ционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, ор­ганизаций.

Общественный порядок охраняется государственными органа­ми, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.

За все виды правонарушений, посягающих на общественный порядок, установлены различные виды наказаний. Мера наказания должна быть соразмерна вине нарушителя.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Феде­рации (пункт 1) сказано, что "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общеуказанным принципам и нормам международного права и в соот­ветствии с настоящей Конституцией."

Основные принципы прав и свобод человека и гражданина из­ложены в статьях 17-64 Конституции Российской Федерации

В статье 35 (пункт 2) сказано, что каждый вправе иметь иму- -щество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Право частной собст­венности охраняется законом.

Таким образом, любое посягательство на частную собствен­ность граждан, их имущество, а также на государственное имущество влечет за собой административные и уголовные наказания.

Экологическая функция.

Эта функция государства сильно изменилась в ходе историче­ского существования государства от полного невмешательства в эконо­мику (концепция "государства-ночного сторожа") до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов эконо­мической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и ус­ложнились хозяйственные связи, демократическое государство не ос­тается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и прово­дит экономическую политику, которая строится на принципах свобод­ного рынка и свободного предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

Внешние функции

Функция защиты извне.

Данная функция является важнейшим направлением деятель­ности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, сувере­нитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации, "за­щита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Россий­ской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом".

Согласно этому закону, все мужчины-граждане РФ, независи­мо от происхождения, социального и имущественного положения, мес­та жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

Согласно статье 59 пункт 3 Конституции Российской Федера­ции, "гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или верованиям противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой". Также граждане, достигшие 17-летнего возраста, имеют право учиться в военно-учебных заведениях. В этом случае они не несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно статье 87 Конституции Российской Федерации, "Президент Российской Федерации является Верховным Главнокоман­дующим Вооруженными Силами Российской Федерации. В случае агрес­сии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Фе­дерации или в ее отдельных местностях военное положение..."

За воинское преступление - преступление против установлен­ного порядка несения воинской службы - военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения ими учебных или поверочных сборов несут ответственность (уголовную). Санкции за различные ви­ды воинских преступлений предусмотрены в статьях 238-269 Уголов­ного Кодекса РСФСР.

Практическое исполнение функции защиты извне также может быть возложено на особые государственные вооруженные организа­ции. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечения общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствии с Конституцией. Характер задач, выполняемых вооруженными государственными организациями, обуславливает особенности их формирования, дея­тельности, управления и обеспечения.

К особым вооруженным государственным организациям отно­сятся:

1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор инфор­мации на случай ведения военных действий.

2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты госу­дарственной безопасности и конституционного строя от внешних пося­гательств.

3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общест­венного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспе­чивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

2. Функция сотрудничества с другими странами.

В основе этой функции заложены интересы каждого государ­ства, В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и со­трудничества со всеми странами.

В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования со­трудничества.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, поли­тической и культурной жизни общества (ООН, НАТО).

Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанав­ливать, развивать и регулировать.

I. Политические отношения.

Государство обязано защищать своих граждан, находящихся на территории других государств, и оказывать им покровительство (статья 61 пункт 2 Конституции Российской Федерации). Для поддер­жания международных политических отношений государства обеспе­чиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, кон­сулов и др.

2. Экономические отношения.

Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекает­ся в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке. Ни одно государство не может существовать без экономических связей с дру­гими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

3. Культурные отношения.

Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогаще­нию. Конкретными видами деятельности государства в этом направле­нии являются международные выставки, фестивали, олимпиады, меж­дународный туризм и многое другое.

Заключительная часть (5-7 мин.)

Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 2 учебника.

Заключительная часть (5-7 мин.)

Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 3 учебника.

Урок 5 Формы правления.

Тип урока: рабочий(комбинированный)

Цель и задачи урока:

ЗНАТЬ:понятие формы правления и государственного режима.

УМЕТЬ:вести дискуссию, выражать и отстаивать собствен­ное мнение, владеть основами культуры диалога.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ УРОКА:монархия, аристокра­тия, демократия, тирания, олигархия, республика, импичмент.

План урока: 1. Проверка домашнего задания (10-20 мин.)

Учащиеся по выбору учителя отвечают на вопросы по про­шедшей теме, изученному параграфу и зачитывают сочинения.

Заключительная часть (5-7 мин.)

Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 4 учебника.

Урок 6 Политические режимы.

Тип урока: рабочий (комбинированный)

Цель и задачи урока:

ЗНАТЬ:сущность политического режима, разновидности по­литических режимов, основное отличие демократических от недемо­кратических режимов, социально-политическую сущность тоталита­ризма и авторитаризма.

УМЕТЬ:вести дискуссию, выражать и отстаивать собствен­ное мнение, владеть основами культуры диалога.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ УРОКА:авторитаризм, тотали­таризм, парламент.

План урока: 1. Проверка домашнего задания (10-20 мин.)

Учащиеся по выбору учителя отвечают на вопросы по про­шедшей теме, изученному параграфу и зачитывают сочинения.

Заключительная часть (5-7 мин.)

Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 5 учебника.

Заключительная часть (5-7 мин.)

Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 6 учебника.

Урок 8 Выборы.

Тип урока: рабочий (комбинированный)

Цель и задачи урока:

ЗНАТЬ:сущность и принципы избирательной системы; различные виды избирательных систем.

УМЕТЬ:вести дискуссию, выражать и отстаивать собствен­ное мнение, понимать динамику исторического процесса.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ УРОКА:активное избиратель­ное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум.

План занятия:

1. Проверка домашнего задания (10 - 20мин.)

Учащиеся по выбору учителя отвечают на вопросы по про­шедшей теме и изученному параграфу.

Заключительная часть (5-7 мин.)

Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 7 учебника.

Заключительная часть (5-7 мин.)

Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 8 учебника.

Глава 2. Право.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ТЕМЫ:брачный контракт, правоспособность, дееспособность, преступление, проступок, наказа­ние несовершеннолетних, имущественные отношения, право собствен­ности, сделка, договор, иск, Конституция, правовой статус человека, гражданство, конституционные обязанности, потребитель, исполни­тель, изготовитель, социальные нормы, право, правовая культура, нор­ма права, отрасль права, трудовое право, детский труд, федеральное собрание, правительство, президент, Конституционный суд, правоох­ранительные органы, адвокатура.

Контрольный тест.

Подведение итогов осуществляется при помощи тестирования.

Вопросы теста:

/. Какой политический режим не заинтересован в реализации гражданами свободы мысли и слова?

а) демократический;

б) тоталитарный;

в) либеральный.

2. На что имеет право человек в случае, если он будет невинно
осужден?

а) на устное извинение секретаря судебного заседания;

б) на получение справки о случившейся судебной ошибке;

в) на возмещение государством причиненного ему вреда.

3. Может ли быть закрыта религиозная секта, которая, при­влекая в свои ряды молодых людей, настраивает их против семьи, ро­дителей, школы, приводит их к психическим заболеваниям?

а) может;

б) не может;

в) для закона это безнравственно.

4. Где дети имеют право свободно выражать свое мнение?

а) во всех сферах жизни и деятельности;

б) только среди своих друзей;

в) только в семье.

5. В случае совершения правонарушения дети должны содер­жаться под стражей:

а)отдельно от взрослых;

б) вместе со взрослыми;

в) это не имеет существенного значения.

6. Являются ли постоянные споры с учителем проявлением
свободы выражения мнений учащихся?

а) да, являются;

б) нет, не являются;

в) все зависит от страны.

7. Какая известная международная неправительственная ор­ганизация контролирует соблюдение прав человека в различных стра­нах, вне зависимости от политической и государственной системы?

а) "Международная амнистия";

б) "Общество в защиту прав человека";

в) "Союз жертв тоталитаризма".

8. Какие властные государственные учреждения должны об­ладать наиболее масштабным и действенным средством защиты
прав населения?

а) магистратуры;

б) суды;

в) мэрии.

9. Как именуется должность человека, избираемого Государ­ственной Думой для сбора информации о нарушениях прав человека и
содействия тем, чьи права ущемлены?

а) магистр;

б) председатель союза правозащитников;

в) уполномоченный по правам человека.

Тестирование позволяет проконтролировать фактический объ­ем знаний, усвоенных учащимися. Но в любом случае учитель должен обобщить итоги урока-дискуссии, дать соответствующую оценку про­деланной работе, сделать необходимые выводы, что позволит избежать ошибок на следующих занятиях курса "Обществознание".

4.2. Контрольные вопросы.

В оставшееся время на данном уроке учащиеся выполняют за­дания 1,2, 3,4, 5, 6, 7, 8 на стр. 81.

Выполнение данных заданий возможно как письменно, так и устно при использовании различных форм обучения - фронтальным, групповым и индивидуальным способом.

Заключительная часть (5-7 мин.)

Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 9 учебника.

Фронтальная работа с учащимися. Организация учебной дискуссии.

Названия некоторых тем уроков может не совпадать с названием параграфов в учебнике.

Рабочий урок начинается с выявления исходного противоречия посредством различных приемов - смыслового вопроса, постановки проблемы, организации учебной дискуссии, анализа исторического документа, с опорой на ранее из­ложенный материал и информацию учителя. Цель данного этапа - формулиро­вание частной учебной задачи.

Формулирование частной учебной задачи начинается с наво­дящего вопроса учащимся: ,

- Вспомните, в чем заключается предмет обществознания, ка­кие явления жизни общества он охватывает?

Учитель записывает тему урока на доске, просит учеников от­метить её в тетрадях, после чего произносит вводную речь, обобщая сделанные учащимися высказывания, и отмечает специфику изучаемой дисциплины.

Наши рекомендации