Организация восприятия, осмысления и усвоения (запоминания) учащимися нового материала как этап комбинированного урока. Блочно-модульное изложение учебного материала.

Овладение новым материалом, как правило, должно предусматривать двукратную работу по его восприятию, осмыслению и усвоению (запоминанию). Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и усвоению теоретического материала по новой теме может включать в себя следующие методические варианты:

1. Учитель сам дважды излагает материал с помощью рассказа, объяснения или беседы, организуя первичное и последующее восприятие, осмысление и усвоение его учащимися.

2. Вначале учитель сам излагает новую тему, а затем организует самостоятельную работу учащихся по учебнику в порядке последующего более обстоятельного осмысления и усвоения материала.

3. Учитель определяет тему и цель урока, ставит вопросы, которые необходимо усвоить учащимся, а затем организует их самостоятельную работу по учебнику. После этого проводится беседа по более глубокому осмыслению и усвоению материала.

4. Учащиеся могут овладеть новым материалом путем выполнения лабораторной (практической) работы под руководством учителя и с помощью учебника.

5. Блочно-модульное изложение материала. Учитель может объяснять на одном уроке 3-4 родственные темы с последующей организацией работы по их закреплению (проверке усвоения знаний и проведению тренировочных упражнений по формированию практических умений и навыков).

36. Закрепление нового материала, работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике, задание урока на дом как этапы комбинированного урока.

Закрепление нового материала проводится обычно в форме опроса учащихся по изложенному учителем материалу или по материалу, который осмыслен учащимися в процессе самостоятельной работы с учебником. В процессе опроса по изучаемой теме необходимо ставить проблемные вопросы, побуждать учащихся к аргументации усваиваемых теоретических положений новым фактическим материалом, находить в них те аспекты, которые были недостаточно осмыслены, а также вовлекать их в обсуждение вопросов и таким образом придавать учебной работе действенный обучающее-развивающе-воспитательный характер.

Нельзя проводить тренировочные упражнения при формировании умений и навыков применения знаний на практике, пока учащиеся не осмыслили и не усвоили теоретических знаний.

Процесс организации упражнений включает в себя следующие этапы:

- показ учителем образцов (действий) по применению знаний на практике;

- начальное воспроизведение учащимися показанных действий по применению знаний на практике;

- последующая тренировочная деятельность по выработке умений и навыков;

- дальнейшие упражнения по закреплению вырабатываемых умений и навыков и их совершенствованию.

Во многих случаях данный этап смешанного урока полезно заканчивать небольшой тренировочно-проверочной работой, за которую можно выставлять оценки в классный журнал.

Чтобы предупредить забывание, учащиеся должны выполнять соответствующие учебные задания дома.

Основными видами домашних заданий являются: изучение материала по учебнику; выполнение различных письменных и практических работ (упражнений); написание сочинений и других творческих работ; подготовка различных схем, диаграмм; подготовка гербариев по биологии; проведение наблюдений за явлениями природы, а также различных опытов по физике, химии и др.

Чтобы домашняя работа давала надлежащий эффект, учителю необходимо:

- в процессе учебной работы над новым материалом обращать внимание на те вопросы, усвоение которых будет служить предпосылкой для успешного выполнения домашнего задания;

- не сводить домашнее задание только к воспроизводящей деятельности, оно должно включать в себя вопросы и положения, требующие от учащихся размышлений, проявления интуиции и творческих усилий;

- по возможности дифференцировать домашние задания и наряду с предназначенными для среднеуспевающих учащихся, давать задания дополнительные или повышенной трудности для тех, кто обнаруживает способности и стремление к более углубленному изучению предмета;

- давать рекомендации по рациональному подходу к выполнению домашней работы;

- приучать учащихся к активному воспроизведению изучаемого материала и самоконтролю за качеством его усвоения.

Структура и методика проведения уроков изложения нового материала, уроков повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала, уроков проверки и оценки знаний учащихся. Виды нестандартных уроков.

Уроки изложения нового материала проводятся в средних и старших классах, когда изучается довольно объемистый и достаточно сложный материал. В средних классах они обычно проводятся методом рассказа-объяснения в сочетании с элементами беседы, демонстрацией учебно-наглядных пособий и применением технических средств обучения. В старших классах изложение такого материла осуществляется в форме урока-лекции с использованием приемов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, в т.ч. приучения их к конспектированию излагаемого материала.

Для структуры этих уроков характерны следующие этапы:

- организация учащихся к занятиям;

- краткий фронтальный опрос учащихся по пройденной теме с целью установления связи нового материала с ранее изученным;

- четкое определение темы урока, его целей и узловых вопросов, которые надлежит осмыслить учащимся;

- изложение новой темы учителем с применением приемов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;

-краткий опрос учащихся по изложенному материалу с целью более глубокого уяснения ими основных вопросов новой темы;

- задавание урока на дом.

Уроки повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала. Эти уроки связаны с повторением крупных разделов учебной программы и проводятся сразу после их изучения или же в конце учебного года. Их специфической особенностью является то, что учитель для повторения, систематизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых имеет решающее значение для овладения предметом. Важно, однако, не только определить вопросы для повторения пройденного материала, но и указать учащимся те параграфы и места в учебнике, материал которых им следует использовать при подготовке к занятиям. В качестве методов обучения на этих уроках могут выступать обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, упражнения по углублению практических умений и навыков.

Уроки проверки и оценки знаний. Они проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы. По многим предметам (история, литература, география и др.) эти уроки проводятся с использованием различных видов устного опроса, а также включают в себя проведение небольших письменных работ. По языкам же, математике, физике и химии используются контрольные работы (диктанты, изложения, решение задач и примеров и др.). После проверки контрольных работ специальные уроки посвящаются их анализу и выявлению типичных недостатков в знаниях учащихся, которые необходимо преодолеть в процессе последующих учебных занятий.

Виды нестандартных уроков:

1. Уроки-семинары. Цель и специфика уроков-семинаров состоит в том, чтобы, активизировать самостоятельную работу учащихся над учебной и дополнительной литературой и таким образом побуждать их к более глубокому осмыслению и обогащению знаний по изучаемой теме. Проводятся они, как правило, в старших классах.

2. Уроки-конференции. Если семинары призваны углублять и обогащать знания учащихся по отдельным темам учебной программы, то уроки-конференции посвящаются обсуждению наиболее существенных и обобщающих вопросов, вытекающих из изучения нескольких родственных тем. Главное их назначение — обобщить этот материал, углубить знания школьников по наиболее важным проблемам, конкретизировать и более детально осмыслить основные выводы и ключевые положения.

3. Интегрированные уроки. Проводятся одновременно по 2-3 учебным предметам: по языку и литературе, по физике, химии и математике и др.

4. Уроки-викторины по определению победителей в знании истории, географии и др.

5. Уроки-конкурсы, на которых учащиеся соревнуются в умении решать задачи по математике.

Наши рекомендации