Фронтальная работа с учащимися. Письменная работа.

Учитель объясняет функции государства:

«Деятельность государства многогранна, она охватывает са­мые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства.

В функциях государства выражается его сущность, его предна­значение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, опре­деляется, в первую очередь, его назначением и направлением деятель­ности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, про­являющееся в его функциях, есть объективная необходимость выпол­нения общественно полезной, социально обусловленной деятельности. Функции делятся на внутренние и внешние».

Учащиеся записывают функции государства в тетрадях.

«К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающейся каждого члена общества, относятся следующие:

1. Охранительная.

2. Экономическая.

3. Социальная.

4. Культурно-воспитательная.

5. Природоохранительная.

К внешним функциям, направленным на обеспечение сущест­вования государства в мировом обществе, относятся следующие:

1. Защита государства от вооруженных нападений других го­сударств.

2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и куль­турных связей.

3. Борьба с международной преступностью.

4. Участие в международной охране окружающей среды».

3.4. Самостоятельная работа учащихся. Организа­ция учебной дискуссии.

Учитель предлагает учащимся прочитать описания государств древности и определить, какие функции из вышеперечисленных, ис­полняли государственные органы.

3.5. Фронтальная работа с учащимися. Объяснение
нового материала.

Учитель объясняет сущность государственных институтов и организаций. Примерное изложение материала может быть таким:

«Реализация функций осуществляется различными государст­венными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимо­отношения и связи между ними определяются функциями государства.

Функция всегда первична по отношению к выполняющей ее государственной организации. Функция - это идея, необходимость деятельности, ее направление, а государственная организация -' это та материальная сила, которая воплощает данную идею, материализует ее.

Государственная функция - это очень широкое направление деятельности, и она не может быть реализована какой-то одной госу­дарственной организацией.

Каждая из государственных организаций в отдельности имеет свои, особенные функции, отличающиеся по масштабу от государст­венных. Функции государства выполняются совокупностью государст­венных организаций.

Существуют два вида государственных организаций.

К первому видуотносятся государственные организации, ко­торые осуществляют властную, организационно-регулятивную дея­тельность.

Второй видпредставляют государственные организации, ос­новным назначением которых является непосредственная, практиче­ская деятельность по выполнению функций государства. Они создают­ся органами государства и управляются ими.

В зависимости от того, в какой сфере государственной дея­тельности (охранительной, экологической или культурно-воспитательной) действуют государственные организации, они подраз­деляются на три вида.

В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств.

В их число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые дру­гие вооруженные государственные организации.

В экономической сфере действуют государственные организа­ции - предприятия и учреждения, основным назначением которых яв­ляется производственная либо обеспечивающая производство деятель­ность, а также оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммуналь­ных услуг населению. К ним относятся, например:

• государственные заводы и фабрики,

• сельскохозяйственные предприятия,

• предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др.),

• торговых и бытовых услуг,

• кредитно-расчетные учреждения и т.д.

Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой се­тью таких государственных организаций, как учебные заведения, биб­лиотеки, музеи, театры и др.

Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-воспитательные задачи выполняются не только государст­венными организациями. Во всех этих сферах наряду с государствен­ными организациями действуют частные и общественные организации и объединения.

В различных современных государствах степень развития ча­стной инициативы и частной предпринимательской деятельности не­одинакова и зависит от общественного строя, политических, экономи­ческих и исторических традиций, определяется национальной психоло­гией, особенностями быта и многими другими факторами.

Частные и общественные организации и предприятия наиболее представлены в экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной сфере действуют негосударственные организации, например, частная полиция и охрана, частные детективные организа­ции, объединения и организации общественности по охране общест­венного порядка и самозащите и некоторые другие».

Далее учителем подробно описываются вышеуказанные функ­ции (учащиеся фиксируют объяснение в тетрадях).

Внутренние функции.

Охранительная функция.

Эта функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, за­щите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите кон­ституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неиз­бежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, -это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

Под общественным порядком понимается система обществен­ных отношений, регулируемых нормами правового и неправового ха­рактера (нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.)

Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет собой систему общественных отношений, которые скла­дываются, главным образом, в общественных местах и по-своему обес­печивают свободу и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха граждан, функ­ционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, ор­ганизаций.

Общественный порядок охраняется государственными органа­ми, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.

За все виды правонарушений, посягающих на общественный порядок, установлены различные виды наказаний. Мера наказания должна быть соразмерна вине нарушителя.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Феде­рации (пункт 1) сказано, что "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общеуказанным принципам и нормам международного права и в соот­ветствии с настоящей Конституцией."

Основные принципы прав и свобод человека и гражданина из­ложены в статьях 17-64 Конституции Российской Федерации

В статье 35 (пункт 2) сказано, что каждый вправе иметь иму- -щество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Право частной собст­венности охраняется законом.

Таким образом, любое посягательство на частную собствен­ность граждан, их имущество, а также на государственное имущество влечет за собой административные и уголовные наказания.

Экологическая функция.

Эта функция государства сильно изменилась в ходе историче­ского существования государства от полного невмешательства в эконо­мику (концепция "государства-ночного сторожа") до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов эконо­мической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и ус­ложнились хозяйственные связи, демократическое государство не ос­тается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и прово­дит экономическую политику, которая строится на принципах свобод­ного рынка и свободного предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

Наши рекомендации