Факторы влияющие на т/о предприятий общественного питания его состав и значение
На товарооборот и оборот предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса оказывают влияние множество факторов. Они подразделяются на внешние и внутренние факторы или факторы внешней и внутренней среды.
Факторы внешней среды не зависят от деятельности предприятия, это та объективная реальность, с которой приходится иметь дело предприятиям ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма. В отличии от них факторы внутренней среды – субъективны, они тесным образом связаны с деятельностью предприятий.
К числу внешних (объективных) факторов можно отнести политическую и экономическую ситуацию в стране (и производящей и принимающей туристов, – если говорить о предприятиях туризма), конъюнктуру рынка, уровень жизни народа и спрос на продукцию и услуги предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, сезонность спроса и предложения на продукцию и услуги; цены и тарифы на сырье, продукцию, услуги, предоставляемые предприятиям ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма другим отраслям народного хозяйства и некоторые другие факторы.
К внутренним (субъективным) факторам относятся материальные и трудовые ресурсы, их объем, состав и структура, организация производства, прогрессивность техники и технологических процессов, профессионально-квалификационный состав работников предприятия, их инновационные способности, системы оплаты и стимулирования труда, информационные технологии, качество продукции и услуги (культура обслуживания), реклама и др.
Понимание и учет действия объективных и субъективных факторов, которое осуществляется, как правило, комплексно, а не изолированно,, исключительно важно в процессе управления деятельностью предприятия, и особенно при прогнозировании или планировании товарооборота, оборота (выручки) предприятия.
Расчет потребности в сырье и товарах в предприятиях общественного питания, методика и цель расчета.
Для выполнения производственной программы и оборота по продукции собственного производства предприятия рассчитывают потребность в сырье и товарах. Расчет потребностей в сырье и в товарах осуществляется различно в зависимости от типа предприятий. В узкоспециализирующихся предприятиях, выпускающих достаточно однородную продукцию, расчет потребности в сырье осуществляется исходя из объема и ассортимента выпускаемой продукции и нормы расхода сырья на 1цу продукции, приведенную в сборниках рецептуры или рецептурах, утвержденных на предприятии.
В предприятиях с разнообразным ассортиментом выпускаемой продукции расход сырья и среднегрупповых норм расхода сырья, рассчитывается как средневзвешанная.
На основе производственной программы и расчете потребности в сырье определяется размер покупки и поставки необходимого количества сырья и товаров. Расчет осуществляется на основе продуктового баланса по каждой группе сырья и товаров.
Формула продуктового баланса следующая:
Зн + П = Р + Зк , где
Зн - запасы на начало планового периода,
П – закупки или поступления сырья
Р – расход или потребность в сырье
Зк - Запасы сырья и товаров на конец планового периода
П= Р + Зк - Зн
11 Товарные запасы предприятий общественного питания, их понятие, назначение и классификация.
Важнейшим показателем в продуктовом балансе являются товарные запасы. Запасы как экономический показатель представляет собой определенное количество сырья, материалов и готовой продукции, находящиеся в процессе производства и обращения и необходимые для обеспечения бесперебойности или непрерывности процесса производства или реализации сырья и товаров.
Запасы в П. О. П. классифицируются по различным признакам:
1. По характеру участия в производственном и торговом процессе
· Производственные, к-ые необходимы для обеспечения процесса производства
· Собственно товарные запасы, которые представляют собой произведенную и предназначенную для реализации готовую продукцию
2. По назначению
· Текущие, необходимые для обеспечения непрерывности производственного и торгового процесса
· Запасы сезонного хранения и досрочного завоза
3. По месту нахождения
· Запасы, находящиеся в пути
· Запасы на складах предприятий
· Запасы в производстве или обслуживании
4. По времени их разработки
· Фактические
· Плановые
· Прогнозные
Важнейшим показателем состояния запасов явл. норма и норматив товарных и производственных запасов.
Норма запасов – это относительный показатель, кот-ый характеризует то количество дней, в течение которых запасы всегда должны находится в процессе производства млм обращения для обеспечения непрерывности этих процессов. Может выражаться в днях или в % к т/о.
средняя сумма запасов в руб. за ti
Норма запасов = ______________________________
(в днях) оборот за период ti
Норматив запасов – абсолютный показатель, который характеризует неснижаемое количество сырья и товаров, которое всегда должно находится в каналах производства и обращения для обеспечения их непрерывности. Норматив может рассчитываться в абсолютных показателях, в натуральных (кг, шт, м, изделий) и стоимостных (руб).
Норматив запасов = норма запасов(в днях) Х дневной т/о
Состояние запасов предприятия зависит от типа предприятия, характера производимой продукции или услуги, от периодичности их разработки, санитарных сроков их хранения и использования.