Розничный товарооборот предприятий общественного питания его состав и значение

Предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма имеют свое функциональное назначение в системе общественного разделения труда. В зависимости от функционального назначения данных предприятий формируется главный функциональный показатель их хозяйственной деятельности.

Таким показателем хозяйственной деятельности предприятий общественного питания является розничный товарооборот.

По экономической сущности розничный товарооборот выражает совокупность экономических отношений, связанных с обменом денежных доходов населения на продукцию предприятий общественного питания.

Как экономический показатель розничный товарооборот – это сумма реализованной продукции и услуг населению в обмен на их денежные доходы.

В предприятиях общественного питания продукция производится и реализуестся в 2 видах:

1.ПСП-это продукция, полученная в результате термической или холодной обработки в предприятиях общественного питания и выступающая в виде новых потребительских стоимостей: обеденной продукции и прочей продукции собственного производства (полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия, бутерброды и др.). В основе продукции собственного производства находится производственная программа, отражающая объем и ассортимент выпуска блюд, полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий.

2.Покупные товары поступают в предприятия общественного питания от других предприятий (в частности от предприятий пищевой промышленности и сельского хозяйства), не претерпевают каких-либо изменений и реализуются в той же потребительской стоимости, что и поступили. Покупные товары дополняют ассортимент продукции собственного производства и позволяют тем самым наиболее полно удовлетворить запросы потребителей к обслуживанию в предприятиях общественного питания. К покупным товарам относятся хлеб, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, фрукты, ягоды, вино-водочные изделия, сигареты, спички и некоторые другие продукты.

Реализация псп в стоимостном выражении составляет оборот псп.Сумма розничного и оптового оборота предприятий общественного питания образует валовой товарооборот предприятий общественного питания.

9 Факторы влияющие на т/о предприятий общественного питания его состав и значение

На товарооборот и оборот предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса оказывают влияние множество факторов. Они подразделяются на внешние и внутренние факторы или факторы внешней и внутренней среды.

Факторы внешней среды не зависят от деятельности предприятия, это та объективная реальность, с которой приходится иметь дело предприятиям ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма. В отличии от них факторы внутренней среды – субъективны, они тесным образом связаны с деятельностью предприятий.

К числу внешних (объективных) факторов можно отнести политическую и экономическую ситуацию в стране (и производящей и принимающей туристов, – если говорить о предприятиях туризма), конъюнктуру рынка, уровень жизни народа и спрос на продукцию и услуги предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма, сезонность спроса и предложения на продукцию и услуги; цены и тарифы на сырье, продукцию, услуги, предоставляемые предприятиям ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма другим отраслям народного хозяйства и некоторые другие факторы.

К внутренним (субъективным) факторам относятся материальные и трудовые ресурсы, их объем, состав и структура, организация производства, прогрессивность техники и технологических процессов, профессионально-квалификационный состав работников предприятия, их инновационные способности, системы оплаты и стимулирования труда, информационные технологии, качество продукции и услуги (культура обслуживания), реклама и др.

Понимание и учет действия объективных и субъективных факторов, которое осуществляется, как правило, комплексно, а не изолированно,, исключительно важно в процессе управления деятельностью предприятия, и особенно при прогнозировании или планировании товарооборота, оборота (выручки) предприятия.

Наши рекомендации