Оценочные показатели эффективности использования ресурсов и затрат
Как уже отмечалось, рентабельность служит одним из важнейших оценочных показателей экономической и финансовой деятельности предприятия и отражает, насколько эффективно предприятие использует ресурсы в целях получения прибыли.
Система взаимосвязанных показателей рентабельности применяется для оценки эффективности предприятия в целом, доходности инвестиционной политики и в качестве элемента ценообразования. В рассматриваемой системе каждый из этих показателей несет вполне конкретную информационную нагрузку, иными словами, обладает определенными возможностями и ограничениями, что следует учитывать при экономическом анализе. Одни из них служат для оценки текущего положения предприятия, другие – для проведения сравнительного анализа по видам деятельности, третьи – для получения определенного представления о предприятиях–аналогах и предприятиях-конкурентах. Тот факт, что в экономической литературе название показателей рентабельности не стандартизированы, придает особое значение их экономической сущности.
В настоящее время нет единого мнения в трактовке рентабельности, ее анализа и планирования. Отсутствует единая терминология (как самих показателей рентабельности, так и показателей, используемых при расчете), а методики расчета одних и тех же показателей различны. Отсюда возникают расхождения в определении экономической сущности того или иного показателя, что может привести в аналитической работе к ошибочным выводам. Однако существующая разноплановость в определении рентабельности свидетельствует лишь об актуальности рассматриваемой системы показателей рентабельности.
Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в аналогичные группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитических процедур (рис. 24).
Рис. 24. Система показателей рентабельности торгового предприятия
Возможные сочетания прибыли с влияющими на нее факторами дают в итоге множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли. В качестве последних в отечественной практике традиционно используются показатели прибыли от реализации товаров, а также общей балансовой прибыли с учетом сложившегося соотношения между внереализационными доходами и внереализационными расходами.
Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к обороту (выраженное в процентах), характеризующие удельный вес прибыли в общем объеме реализованных товаров. Показатели прибыли, которые могу быть использованы здесь, зависят от целей проводимого анализа (табл. 4.3.1). Целью исчисления рентабельности продаж является определение размера той отдачи, которой добилось торговое предприятие на единицу реализованных товаров. При оценке показателя рентабельности продаж можно ориентироваться на существующие в рыночном хозяйстве нормативные значения, которые следует рассматривать лишь как ориентиры практической деятельности предприятия. Так, например, в зарубежной практике его величина колеблется от 3 до 8% в зависимости от характера и объема деятельности торговой фирмы. Отечественные экономисты придерживаются мнения, что минимальный уровень рентабельности продаж в розничной торговле должен составлять 3 – 5% к обороту. В исследуемом торговом предприятии рентабельность продаж товаров довольно высока (см. табл.4.3.1) Так за ХХХ6 год она составила 10,6% к обороту, что в несколько раз превышает рекомендуемый отечественными экономистами уровень рентабельности продаж товаров.
Таблица 4.3.1
Показатели рентабельности продаж товаров
Показатели | Расчетная формула | Примечание |
Рентабельность продаж | Прибыль от реализации товаров / Оборот | В экономическом анализе показатель характеризует норму общей прибыльности |
Рентабельность продаж при маржинальном подходе | Маржинальный доход / Оборот | Маржинальный доход (прибыль-брутто) служит мерой оценки способности предприятия покрывать постоянные расходы и формировать необходимую прибыль от реализации товаров |
Рентабельность продаж собственников | Прибыль собственников / Оборот | Эта рентабельность в экономической литературе именуется коммерческой рентабельностью. В качестве показателя прибыли используется либо балансовая, либо чистая прибыль в зависимости от целей анализа. |
Рентабельность продаж кредиторов | Плата за кредит / Оборот | - |
Рентабельность продаж всех инвестиций | Чистая прибыль + проценты (1-Ставка налога) / Оборот | Принимаются в расчет проценты, выплачиваемые по обслуживанию кредитов в составе издержек обращения и с учетом действующего порядка налогообложения прибыли |
В зарубежной практике рентабельность оборота называется рентабельность продаж и исчисляется с использованием показателя прибыли от реализации товаров. Этот показатель может служить ориентиром в оценке конкурентоспособности предприятия: снижение рентабельности оборота означает, как правило, падение покупательского спроса на товары. Следовательно, добиться роста рентабельности можно либо повышением цен при неизменных затратах по реализации товаров, либо снижением данных расходов при сохранении цен.
В отечественной практике для оценки рентабельности оборота применяется показатель прибыли от реализации товаров, поскольку он напрямую зависит от изменения объема оборота. Данный показатель используется в процессе внутрифирменного планирования прибыли от реализации товаров, так как торговая надбавка должна обеспечивать не только полное возмещение всех расходов по реализации товаров, но и получение оптимальной прибыли. При этом норма прибыли часто определяется рыночными требованиями, а не выбирается произвольно. Несмотря на то что величина этой плановой прибыли и фактически получаемая величина дохода очень редко совпадают в практической деятельности предприятий, показатель рентабельности продаж товаров служит важным ориентиром для установления нижнего предела рыночных цен на товары.
Использование различных показателей прибыли при определении уровня рентабельности продаж позволяет значительно расширить аналитические возможности последнего показателя. Интерес представляет начисление уровня рентабельности по всей полученной прибыли (в отечественной практике она называется балансовой прибылью), а не только по прибыли от реализации товаров, несмотря на то, что внереализационные доходы и расходы не находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота. В связи с этим необходимо отметить, что часть внереализационных доходов и расходов сопутствует непосредственно процессу реализации, например: суммовые разницы, возникающие при осуществлении расчетов в рублях в соответствии с заключенными договорами в сумме, определяемой по официальному курсу соответствующей валюты; расходы по уплате в установленном порядке отдельных видов налогов и сборов, базой исчисления которых является оборот; штрафы, пени и неустойки за несоблюдение договорных обязательств и др. Вышесказанное является одной из причин, почему прибыльность торгового предприятия следует рассматривать не только как отношение прибыли от реализации товаров к обороту, но и как отношение общей прибыли (балансовой) к обороту. Последний показатель рентабельности тесно связан с результатом текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия. Более того, сопоставление этих двух показателей в динамике позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что наглядно демонстрирует следующий пример (рис.25).
Данные рисунка свидетельствуют о следующем:
– относительно равномерная рентабельность от продаж товаров и всей хозяйственной деятельности имела место в ХХХ2, ХХХ3, ХХХ4 гг. Разница между минимальным и максимальным размерами рентабельности составила 5,7% и 10% по общей рентабельности хозяйственной деятельности;
– максимальный размер рентабельности продаж товаров имел место в ХХХ4 году – 16,04% к обороту. Аналогичная тенденция прослеживается и по рентабельности всей хозяйственной деятельности к обороту.
Рис. 25. Формирование уровней рентабельности продаж товаров и всей хозяйственной деятельности торгового предприятия в динамике.
Как уже отмечалось, по российским меркам (4% по розничной торговле) исследуемое торговое предприятие является высокорентабельным.
Для оценки эффективности торговой деятельности применяется показатель рентабельности издержек обращения, особенность расчета которого заключается в использовании показателя прибыли от реализации товаров и издержек обращения, приходящихся на реализованные товары. При этом важное значение имеют показатели рентабельности по отдельным группам товаров. К сожалению, на многих торговых предприятиях до сих пор не рассчитывается потоварная рентабельность в силу отсутствия учета потоварной издержкоемкости.
Рентабельность показывает, какой ценой достигается прибыль: чем ниже цена получаемого результата, тем больше прибыль на единицу общих текущих затрат. Однако повышение эффективности может осуществляться не только за счет снижения величины затрат, но и в результате более высоких темпов роста прибыли по сравнению с темпами роста текущих затрат.
Показатели рентабельности использования текущих затрат приведены в табл.4.3.2.
На примере исследуемого предприятия динамика рентабельности активов имеет следующий вид (табл.4.3.2).
Таблица 4.3.2
Расчет показателей рентабельности использования текущих затрат
(издержек обращения) на торговом предприятии в динамике
ХХХ1 | ХХХ2 | ХХХ3 | ХХХ4 | ХХХ5 | ХХХ6 | |
Прибыль от реализации товаров Издержки обращения, сумма Рентабельность текущих затрат (коэффициенты) | 2,18 | 0,72 | 0,54 | 0,58 | 1,37 | 0,57 |
Срок окупаемости текущих затрат в годах и месяцах (1: коэффициент рентабельности) | 0,4 | 1,4 | 1,8 | 1,7 | 0,7 | 1,8 |
Таким образом, в течение всей шестилетней динамики только дважды (ХХХ1и ХХХ5 гг.) рентабельность использования текущих затрат была эффективной, о чем говорят приведенные сроки их окупаемости, соответственно 4 и 7 месяцев вместо нормативного значения – 1 год, т.к. издержки обращения обслуживают оборотный капитал, функционирующий обычно не свыше 12 месяцев.
Но показатель «зентабельность текущих зарат» не дает полного представления об эффективности использования всего капитала, в т.ч. инветиционного, собственного и заемного, экономичсекая сущность которого представлена в сводной табл.4.3.3.
Таблица 4.3.3
Показатели рентабельности капитала
Показатель | Расчетная формула | Примечание |
Рентабельность (всего капитала) | Чистая прибыль + проценты (1-ставка налога) / активы | В числителе принимаются в расчет проценты, выплачиваемые по обслуживанию кредитов в составе издержек обращения с учетом действующего порядка налогообложения прибыли. В знаменателе может быть использован либо усредненный показатель за период, либо на конкретную дату |
Рентабельность инвестированного капитала | Чистая прибыль + проценты (1-ставка налога) / собственный капитал + долгосрочные обязательства или: Чистая прибыль + проценты (1-ставка налога) / активы – краткосрочные обязательства | В числителе принимаются в расчет проценты, выплачиваемые по обслуживанию кредитов в составе издержек обращения и с учетом действующего порядка налогообложения прибыли. Знаменатель представляет собой показатель активов-нетто и может быть рассчитан либо как усредненное значение за период, либо на конкретную дату |
Рентабельность собственного капитала | Чистая прибыль / собственный капитал | В знаменателе может быть использован либо усредненный показатель за период, либо на конкретную дату |
Рентабельность заемного капитала | Плата за кредит / заемный капитал | Возможна вариантность трактовки состава заемного капитала и способов исчисления его размера |
На примере исследуемого предприятия динамика рентабельности капитала имеет следующий вид (табл.4.3.3).
Таблица 4.3.3
Расчет рентабельности активов торгового предприятия
Показатели | ХХХ1 | ХХХ2 | ХХХ3 | ХХХ4 | ХХХ5 | ХХХ6 |
Чистая прибыль Среднегодовая величина совокупного капитала Коэффициент рентабельности активов | 0,71 | 0,31 | 0,24 | 0,19 | 0,66 | 0,14 |
Приведенные расчеты показывают, что максимальная рентабельность использования капитала имела место в ХХХ5 году (об этом подробно говорилось в 1 главе). За исключением этого года рентабельность капитала из года в год систематически снижалась и в ХХХ6 году достигла только 14%. Обычно зарубежные и отечественные экономисты определяют норму рентабельности используемого капитала в 30 – 35%. Только в ХХХ1 и в ХХХ5 гг. рентабельность капитала превышала данную норму.
Определение уровня рентабельности совокупных активов особенно актуально для предприятий торговли, поскольку они имеют значительные краткосрочные обязательства ввиду специфики сферы обращения товаров.
В современных условиях хозяйствования в определении рентабельности деятельности предприятий приоритетным направлением становится изучение показателей результативности использования инвестиционного капитала. Поскольку уровень рентабельности продаж и текущих затрат не дает оценки эффективности использования средств, находящихся в распоряжении предприятия, для достижения желаемого результата (прибыли), очевидно, что для инвесторов (внутренних) вкладывающих свои средства в данное предприятие, наилучшей оценкой результатов его хозяйственной деятельности является наличие прибыли на вложенный капитал. Одно и то же значение прибыли в зависимости от вложенного капитала может быть оценено по-разному, поэтому только соотношение прибыли и капитала показывает, насколько успешно был использован полученный предприятием капитал, то есть какая величина была получена на единицу капитала. Показатели рентабельности капитала являются мерой доходности предприятия в долгосрочном периоде.
В зависимости от целей проводимого анализа за инвестиционный капитал берутся:
– все активы предприятия, включающие текущие и долгосрочные обязательства, а также собственный капитал;
– собственный капитал, то есть капитал, инвестированный собственниками;
– непосредственно инвестированный капитал, представляющий собой сумму долгосрочных обязательств и собственного капитала.
С точки зрения собственников (акционеров) предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Этот показатель играет важную роль в экономическом и финансовом анализах при сравнении и оценке преимуществ альтернативных инвестиций, при оценке уровня котировки акций предприятия на бирже, поскольку именно он определяет размер полученных держателями акций средств и представляет интерес не только для существующих, но и для перспективных акционеров, увеличение этого показателя соответствует цели роста прибыли предприятия. Уровень рентабельности собственного капитала целесообразно сравнивать со ставкой процента для долгосрочного вложения средств, а именно: уровень рентабельности должен быть выше обычной долгосрочной ставки процента. Это обусловлено тем, что рентабельность собственного капитала должна обеспечивать акционерам возможность: во-первых, получать дивиденды, соразмерные с процентом на рынке капиталов, во-вторых, образовывать достаточные резервы для сохранения капитала с тем, чтобы покрывать предпринимательский риск.
В исследуемом предприятии рентабельность собственного капитала показана на примере табл. 4.3.4.
Таблица 4.3.4
Расчет рентабельности собственного капитала в динамике
Показатели | ХХХ1 | ХХХ2 | ХХХ3 | ХХХ4 | ХХХ5 | ХХХ6 | ХХХ6 г. в % к ХХХ1г. |
Собственный капитал Чистая прибыль Коэффициент рентабельности собственного капитала | 2,31 | 1,85 | 1,82 | 1,16 | 2,86 | 0,71 | 255,9 79,0 30,7 |
Как видно из таблицы, рентабельность собственного капитала, за исключением ХХХ5 года, систематически снижалась по сравнению с базисным периодом. В ХХХ6 году она снизилась до минимального размера – 0,71. Это произошло в результате снижения размера чистой прибыли на 21% при одновременном увеличении собственного капитала более чем в 2,5 раза.
Средства предприятия формируются также за счет займов. При этом в обозначенные сроки должны погашаться не только займы, но и проценты по ним, причем даже тогда, когда предприятие отражает годовой убыток и не выплачивает дивиденды акционерам. Отсюда самостоятельное значение имеет показатель рентабельности заемного капитала, исчисленный как отношение суммы выплат по процентам к сумме заемного капитала. Однако большого распространения в практике экономического анализа данный показатель не получил ввиду ряда проблем, возникающих как при расчете, так и при оценке его уровня.
Таким образом, показатель рентабельности заемного капитала важен только в той мере, насколько он необходим для сравнительного анализа стоимости источников финансирования различных предприятий, при прочих равных условиях.
Средства, находящиеся в распоряжении предприятия сравнительно долгое время, представляют собой сумму долгосрочных обязательств и собственного капитала и называются инвестированным капиталом. Ввиду того, что данный капитал можно рассматривать как постоянный, представляет интерес показатель, определяемый как отношение прибыли к инвестированному капиталу. Краткосрочные обязательства не принимаются в расчет ввиду их неразрывной связи с оборотными средствами предприятия, то есть их относительное значение зависит от определенного предприятием размера собственных оборотных средств. Отсюда, инвестированный капитал представляет собой общую сумму нетто-активов.
Весь капитал должен «зарабатывать» прибыль не только на инвестируемый собственный капитал, но и проценты на заемный капитал. Показатель чистой прибыли занижает прибыль, полученную при использовании всех объединенных инвестированных средств, поскольку при расчете суммы чистой прибыли часть стоимости капитала – проценты по заемной части – вычитаются как расходы. Поэтому чистая прибыль всех вкладчиков капитала представляет собой сумму чистой прибыли предприятия и расходов по выплате процентов, умноженных на единицу за минусом ставки налога на прибыль.
Рентабельность активов реально отражает эффективность деятельности торгового предприятия в отличие от предприятий других сфер деятельности, где этот показатель является чисто теоретическим для определения эффекта финансового рычага.
Очевидно, существует определенная взаимосвязь между уровнем рентабельности собственного капитала и уровнем рентабельности активов, которая позволяет решить, стоит ли использовать дополнительный заемный капитал. Рентабельность всего капитала должна быть выше уровня среднего ссудного процента. В этом случае дополнительный заемный капитал действует как «рычаг» повышения рентабельности собственного капитала. Эффект финансового рычага представляет собой разность между рентабельностью собственного капитала и рентабельностью инвестиционного капитала и показывает увеличение рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия.
Эффективность хозяйственной деятельности любого торгового предприятия во много зависит от использования отдельных видов ресурсов (табл. 4.3.5).
Таблица 4.3.5
Показатели рентабельности используемых ресурсов
Показатель | Расчетная формула | Примечание |
Рентабельность хозяйственных средств | Общая прибыль / основные средства + оборотные средства | В числителе может быть использован показатель балансовой прибыли или прибыли от реализации товаров в зависимости от аналитических целей. В знаменателе принимается в расчет средняя величина за период |
Рентабельность основных средств | Прибыль от реализации / основные средства | В знаменателе принимаются в расчет среднегодовые остатки основных средств |
Прибыль на 1 м2 торговой площади | Прибыль от реализации товаров / площадь торгового зала | |
Рентабельность оборотных средств | Прибыль от реализации товаров / оборотные средства | В знаменателе принимаются в расчет среднегодовые остатки оборотных средств |
Рентабельность расходов на оплату труда | Балансовая прибыль / фонд заработной платы + отчисления на социальные нужды | Возможен расчет показателя как по предприятию в целом, так и для различных категорий работников |
Рентабельность средств на оплату труда | Балансовая прибыль / фонд заработной платы | Возможен расчет показателя как по предприятию в целом, так и для различных категорий работников |
Прибыль на одного работника | Балансовая прибыль / среднесписочная численность работников | - |
Рентабельность экономического потенциала | Прибыль / основные средства + оборотные средства + расходы на оплату труда | В качестве показателя прибыли используется либо балансовая прибыль, либо прибыль от реализации товаров в зависимости от целей анализа. В знаменателе принимаются в расчет среднегодовые остатки основных и оборотных средств, а также расходы на оплату труда за анализируемый период |
Чаще всего на практике используют показатели рентабельности трудовых ресурсов, а также хозяйственных средств (всего капитала), в том числе основных и оборотных средств.
Большой практический интерес представляет также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. По сравнению с предыдущим показателем стоимостной знаменатель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий торговли (табл. 4.3.6).
Таблица 4.3.6
Расчет рентабельности трудовых ресурсов
торгового предприятия в динамике
тыс. руб.
Показатели | ХХХ1 | ХХХ2 | ХХХ3 | ХХХ4 | ХХХ5 | ХХХ6 |
Операционная прибыль (прибыль от продажи товаров) Расходы на оплату труда Среднегодовая численность работников, единиц Рентабельность расходов на оплату труда, % к обороту Прибыль на одного работника Товарооборот Рентабельность использования трудовых ресурсов | 3,37 145,5 4,06 | 6,73 101,2 1,40 | 8,44 89,2 1,00 | 6,99 70,4 1,27 | 6,32 206,6 2,55 | 8,08 106,5 1,31 |
Если рентабельность расходов на оплату труда (за исключением ХХХ5 года) из года в год снижалась как по сравнению с базисным, так и предшествующим годом, то прибыль на одного работника дважды за сравнимый период возрастала (ХХХ3 год 110,8 тыс. руб., ХХХ6 год – 106,5 тыс. руб.).
Все большее значение в современных условиях хозяйствования деятельности торговых предприятий приобретает показатель «рентабельность экономического потенциала», который характеризует общую экономическую эффективность использования всех функционирующих на предприятии ресурсов (табл. 4.3.7).
Данные показатели, за исключением ХХХ1 и ХХХ5 гг., свидетельствуют о довольно низкой рентабельности использования ресурсов на предприятии, которая к тому же из года в год имела тенденцию к снижению. Минимальный уровень рентабельности – 17,0% – пришелся на последний год исследуемой динамики. В динамике рентабельность использования всех ресурсов на предприятии снизилась в 1,8 раза (0,17:0,86=0,2; 1-0,2=0,8).
Таблица 4.3.7
Расчет рентабельности всех функционирующих
ресурсов на торговом предприятии в динамике
тыс. руб.
Показатели | ХХХ1 | ХХХ2 | ХХХ3 | ХХХ4 | ХХХ5 | ХХХ6 |
1. Общая (балансовая) прибыль 2. Величина хозяйственных средств 3. Фонд заработной платы 4. ВСЕГО ресурсов на предприятии (2+3) Рентабельность использования всех ресурсов (1:4) | 4 545 4 166 1 111 5 277 0,86 | 2 957 6 138 2 239 8 377 0,35 | 2 616 6 884 2 757 9 641 0,27 | 2 189 7 271 1 879 9 150 0,24 | 6 997 10 661 2 757 13 418 0,52 | 3 260 15 949 2 757 18 706 0,17 |
С учетом же текущих затрат, связанных с реализацией товаров, рентабельность экономического потенциала выглядит так (табл. 4.3.8).
Таблица 4.3.8
Расчет рентабельности экономического потенциала
использования ресурсов и затрат торгового предприятия в динамике
тыс. руб.
Показатели | ХХХ1 | ХХХ2 | ХХХ3 | ХХХ4 | ХХХ5 | ХХХ6 |
Общая (балансовая) прибыль Всего ресурсов Издержки обращения ВСЕГО ресурсов и затрат Рентабельность использования ресурсов и затрат (общая рентабельность экономического потенциала), % | 4 545 5 277 2 070 7 347 0,619 | 2 957 8 377 4 345 12 722 0,232 | 2 616 9 641 5 117 14 758 0,177 | 2 189 9 150 4 135 13 285 0,165 | 6 997 13 488 5 136 18 554 0,377 | 3 260 18 706 6 362 25 068 0,130 |
Рентабельность использования ресурсов и затрат, из года в год снижалась, что наглядно свидетельствует о снижении общей эффективности экономического потенциала торгового предприятия в динамике почти в 1,8 раза
(0,130 : 0,619 = 0,21; 1 - 0,21 = 0,79).
Но оценка рентабельности экономического потенциала будет далеко не полной без проведения анализа показателей деловой активности и общей эффективности использования ресурсов и затрат. Используя информационный банк данных, приведем сводную систему оценочных показателей, характеризующих общую эффективность использования ресурсов и затрат за исследуемый период в динамике (табл.4.3.9 и 4.3.10).
Таблица 4.3.9
Информационный банк данных для расчета оценочных показателей в
динамике по предприятию
тыс.руб.
Показатели | Годы | ХХХ6 г. в % к: | ||||||
ХХХ1 | ХХХ2 | ХХХ3 | ХХХ4 | ХХХ5 | ХХХ6 | ХХХ1 | ХХХ5 | |
1. Объем оборота | ||||||||
2. Валовой доход | 151,6 | 82,1 | ||||||
3. Издержки обращения | 307,3 | 123,9 | ||||||
в % к валовому доходу | 31,45 | 58,06 | 65,04 | 63,34 | 42,23 | 63,73 | - | - |
4. Фонд заработной платы | ||||||||
Уровень (в % к обороту) | 3,37 | 6,73 | 8,44 | 6,99 | 6,32 | 8,08 | - | - |
5. Операционная прибыль | 80,2 | 51,5 | ||||||
Рентабельность продаж | 13,70 | 9,44 | 8,47 | 8,90 | 16,11 | 10,60 | - | - |
6. Балансовая прибыль | 71,7 | 46,6 | ||||||
7. Чистая прибыль | 75,6 | 31,9 | ||||||
8. Стоимость имущества (всего капитала) | 382,9 | 149,6 | ||||||
В том числе оборотного капитала | 385,5 | 150,5 |
Таблица 4.3.10
Оценочные показатели, характеризующие эффективность
использования ресурсов и затрат в динамике по предприятию
Показатели | Годы | ХХХ6 г. в % к: | ||||||
ХХХ1 | ХХХ2 | ХХХ3 | ХХХ4 | ХХХ5 | ХХХ6 | ХХХ1 | ХХХ5 | |
1. Коэффициент отдачи -текущих затрат (a); -трудовых ресурсов (b); -всего капитала (c); в т.ч. оборотного капитала | 15,91 29,64 7,91 8,05 | 7,65 14,85 5,42 5,51 | 6,34 11,84 4,74 4,86 | 6,50 14,30 3,70 3,80 | 8,49 15,82 4,09 4,16 | 5,37 12,38 2,14 2,16 | 33,8 41,8 27,1 26,8 | 63,2 78,2 52,3 51,9 |
2. Коэффициент рентабельности -текущих затрат (x); -трудовых ресурсов (y); -всего капитала (z) в т.ч. оборотного капитала; | 2,18 4,06 1,09 1,11 | 0,72 1,40 0,48 0,49 | 0,54 1,00 0,38 0,39 | 0,58 1,27 0,30 0,31 | 1,37 2,55 0,66 0,67 | 0,57 1,31 0,20 0,21 | 26,1 32,3 18,3 18,9 | 41,6 51,4 30,3 31,3 |
3. Интегральный показатель эффективности использования ресурсов и затрат | 3,71 | 2,04 | 1,71 | 1,72 | 2,44 | 1,46 | 39,4 | 59,8 |
В результате значительного отставания в динамике темпа роста оборота (103,7%) от увеличения сравнимого показателя затратного характера (307,3%), трудовых ресурсов (248,2%) и капитала в целом (382,9%), затратоотдача снизилась почти в 1,7 раза (100 - 33,8 = 66,2%), зарплатоотдача – почти в 1,6 раза (100-41,8 = 58,2%), капиталоотдача – более чем в 1,7 раза (100 - 27,1=72,9%). Какого бы высокого мнения ни придерживалось руководство данного предприятия о своей деловой активности на внутреннем потребительском рынке г. Хабаровска, приведенные коэффициенты отдачи использования ресурсов и затрат говорят сами за себя: неиспользованный резерв очень большой – в среднем 70%.
Аналогичная тенденция прослеживается и в оценке рентабельности использования ресурсов и затрат. В частности, рентабельность затрат снизилась в динамике более чем в 1,7 раза (100 - 26,1 = 73,9%), трудовых ресурсов почти в 1,7 раза (100 - 32,3 = 67,7%), всего капитала – более чем в 1,8 раза (100 - 18,3 = 81,7%).
Такая же картина наблюдается и за последние два года.
Общая эффективность использования ресурсов и затрат в динамике снизилась более чем в 1,6 раза (1,46 : 3,71 = 39,4; 100 = 39,4 = 60,6%), а за последние два сравнимых года – в 1,4 раза (1,46 : 2,44 = 59,8; 100 - 59,8 = 40,2%).