Сущность валового дохода на предприятиях торговли

Сущность валового дохода на предприятиях торговли - student2.ru Сущность валового дохода на предприятиях торговли - student2.ru Валовой доход торгового предприятия в самом общем виде есть разница между суммой общей выручки от продажи товаров, работ и услуг и суммой, затраченной на покупку товаров:

Сущность валового дохода на предприятиях торговли - student2.ru

где Сущность валового дохода на предприятиях торговли - student2.ru – валовой доход;

Сущность валового дохода на предприятиях торговли - student2.ru – сумма выручки;

Сущность валового дохода на предприятиях торговли - student2.ru – сумма покупки.

Экономические назначение валового дохода состоит в:

- возмещении затрат на реализацию товаров (издержек обращения);

- образовании чистого дохода предприятия в форме прибыли.

Категория «валовой доход», исчисление которого производилось по определенной методике, введена отечественной экономической наукой.

В экономической литературе современного периода пока не существует универсальной методики исчисления валового дохода, поэтому для этих целей можно использовать Налоговый кодекс (гл. 25 ст. 249, 250).

На практике большая часть торговых предприятий занимается только одним видом деятельности – реализацией населению потребительских товаров. Незначительная часть предприятий торговли занимается и другими видами экономической деятельности: производственной, сельскохозяйственной, оказанием платных услуг населению через парикмахерские, фотографии, видеосалоны и др. В первом случае формируется валовой доход только от реализации товаров, тогда же как во втором – от выполнения всех видов хозяйственной деятельности.

Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для возмещения издержек обращения, уплаты соответствующих налогов и образования операционной прибыли, т.е. прибыли от продажи товаров (см. табл.2.1.1). В его составе можно выделить затраты, связанные с реализацией товаров, работ и услуг и чистую продукцию. Чистая продукция характеризует собой вновь созданную стоимость, которая, как и в других отраслях экономики, состоит из заработной платы работников и полученной прибыли от продажи товаров.

Таблица 2.1.1

Использование валового дохода от реализации товаров на конкретные цели

организаций розничной торговли Российской Федерации в фактических целях

сумма – млн руб.

уровень в % к обороту

Показатели
1. Оборот (выручка) 211 034 295 447 381 230 495 598
2. Валовой доход: сумма уровень   37 657,2 17,84   48 447,7 16,40   58 867,9 15,44   97 362,4 19,64
3. Издержки обращения: сумма доля в валовом доходе уровень   33 116,0 87,9 15,69   42 141,5 87,1 14,26   52 980,4 90,0 13,9   83 417,1 85,7 16,83
4. Прибыль от реализации сумма доля валовом доходе уровень рентабельности продукции   4 541,2 12,11 2,15   6 306,2 13,0 2,14   5 887,5 10,0 1,54   13 945,3 14,7 2,81


Примечание: Российский статистический ежегодник, 2002. С.491.

Следовательно, 87% всего валового дохода в 1998 – 1999 гг. направлялось на возмещение издержек обращения, а в 2000 году – уже 90%; правда, в последующем году эта доля снизилась до 85,7%. В результате на формирование прибыли от реализации товаров было направлено валового дохода всего лишь 10 – 14,7%.

Валовой доход классифицируется по источникам происхождения и образования, т.е. отдельным видам предпринимательской деятельности (см. рис.9).

Более подробный перечень внереализационных доходов приведен в ст. 250, 251 главы 25 НК.

Сущность валового дохода на предприятиях торговли - student2.ru Сущность валового дохода на предприятиях торговли - student2.ru Валовой доход торговли согласно государственному стандарту Российской Федерации «Торговля (ГОСТ Р 51303-99): термины и определения» (п. 136) является показателем, характеризующим финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени.

Реализация товаров торговыми предприятиями осуществляется по свободным рыночным ценам. Однако ценовую политику и базовую цену на рынке в значительной степени формируют производители товаров или поставщики, избирая ту или иную маркетинговую стратегию. Поэтому каждое торговое предприятие должно учитывать ценовую политику производителей и поставщиков товаров.

Сущность валового дохода на предприятиях торговли - student2.ru

Сущность валового дохода на предприятиях торговли - student2.ru

· выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных;

· выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

 
  Сущность валового дохода на предприятиях торговли - student2.ru

· от долевого участия в других организациях;

· от операций купли-продажи иностранной валюты;

· доходы, получаемые в форме штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств;

· от сдачи имущества в аренду (субаренду);

· от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности;

· в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

· в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;

· в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде;

· в виде использования не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности;

· в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации и др.

Рис. 9. Источники формирования валового доходов на торговом предприятии.

Вместе с тем розничные торговые и другие предприятия, осуществляющие продажу товаров (услуг), устанавливают окончательную розничную (рыночную) цену в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), количеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.

Разница между выручкой от продажи товаров (товарооборотом без НДС и акциза, если товар является подакцизным) и себестоимостью закупки товара представляет собой доход от торговой деятельности.

2.2. Особенности формирования валового дохода в дорыночных и
рыночных условиях

До перехода экономики страны к рыночным отношениям основу формирования валового дохода от реализации товаров составляли торговые скидки, полученные от товаропроизводителей. Величина торговых скидок рассчитывалась как разница между ценой, по которой торговое предприятие реализовывало товары, и ценой, по которой эти товары были закуплены. Таким образом, товаропроизводители передавали часть своего прибавочного продукта торговым организациям и предприятиям в виде установленных торговых скидок в процентах к розничной цене товара, тем самым, материально заинтересовывали торговлю в реализации созданных ими потребительских товаров.

Размеры торговых скидок, выраженные в проценте к розничной цене товара, утверждались в централизованном порядке Государственным комитетом СССР по ценам (Госкомцен СССР) и отражались в соответствующих прейскурантах розничных, оптовых цен на конкретный вид потребительских товаров. Уровень торговых скидок зависел от:

· вида товара;

· места нахождения получателя товара;

· отнесения местности к отдельной группе районов;

· принадлежности предприятия к той или иной торговой системе.

Для этого территория СССР была разделена на экономические пояса:

первый пояс включал районы массового производства данного товара; применялись минимальные торговые скидки;

второй – объединял районы массового завоза этого товара; торговые скидки были выше первого пояса на 10 – 15%;

И в первом и во втором поясах, особенно в первом, транспортные расходы на единицу произведенной и реализованной продукции были относительно невелики;

третий пояс объединял, в основном, районы Восточной Сибири и Дальнего Востока, за исключением их северной части. В этом поясе транспортные расходы по доставке товаров были в 1,4 – 1,6 и более раз выше по сравнению с первым и вторым поясами, соответственно и выше были торговые скидки.

Местонахождение товарополучателя предусматривало деление на «город», «село», «отдаленные и горные районы», а также районы Крайнего Севера с подразделением на «город» и «село».

Выделялась также «отдельная группа районов», куда входили регионы, расположенные на побережье Северного Ледовитого океана.

Размеры торговых скидок зависели и от вида торговой системы, в которую входила торговая организация – получатель товара. Существовали следующие торговые системы: государственная торговля; потребительская кооперация; система орсов и продснабов; система военторгов.

Более высокий уровень торговых скидок, предоставляемых по ряду продуктов питания орсам, продснабам, военторгам, потребкооперации, позволял им возмещать повышенные затраты, связанные с содержанием предприятий общественного питания, обладающих очень высокой издержкоемкостью производственно-торговой деятельности.

Размеры торговых скидок устанавливались в прейскурантах по большинству товаров народного потребления, исходя из вышеуказанных условий. Например, размеры торговых скидок на различные разновидности хлеба и хлебобулочных изделий были указаны в прейскуранте розничных цен - №01 (табл.2.2.1).

Таблица 2.2.1.

Формирование валового дохода от продажи товаров в торговой организации, расположенной в городе, в до рыночных условиях (цифры условные)[1].

в рублях

Товарные группы Розничная стоимость поступившего товара Установлен. размен торговой скидки. % Сумма валового дохода Оплачено товаропроизводителю
Мясопродукты
Кондитерские изделия
Овощи
Итого: 11,82

Таким образом, только 88% (9700 : 11000 х 100), или 9 700 руб., всей поступившей продукции было оплачено товаропроизводителю, тогда же как почти 12%, или 1300 руб., оставались в распоряжении торговой организации и составляли ее валовой доход от продажи товаров населению.

В торговле вплоть до перехода на рыночные отношения государство продолжало безвозмездно финансировать из бюджета убытки хозяйственной деятельности в системе военторгов и орсов, а также государственных торговых организаций, осуществляющих заготовку и длительное хранение картофеля и овощей. Начиная с 1985 года товаропроизводители все чаще и чаще стали отказываться от содержания торговли, мотивируя это планово-убыточной деятельностью своего предприятия.

Недовольство товаропроизводителей заставили Правительство СССР несколько видоизменить централизованную ценовую политику. Так, на смену централизованно установленных цен по некоторым товарам пришли так называемые «свободные» цены (договорные), размеры которых определяли непосредственно товаропроизводители на свою продукцию, исходя из себестоимости, а также спроса и предложения на нее. Свободные цены в 1988 году были почти в два раза, а уже через год – в пять и более раз выше государственных регулируемых цен на аналогичную продукцию. В 1990 году, по данным бывшего Государственного комитета статистики СССР, по договорным ценам реализовывалась в стране более 63% всех потребительских товаров.

В этот период параллельно существовало два источника формирования валового дохода в торговле: с одной стороны, полученные от товаропроизводителей торговые скидки (при условии поставки товара по государственным регулируемым ценам), а с другой – применяемые к договорной (свободной) цене поставляемого товара торговые надбавки (наценки).

В этот пятилетний отрезок времени до рыночной экономики (1985 – 1990 гг.) уже были заложены начальные основы для коренной перестройки ценовой политики в сфере производства и обращения товаров, а именно:

– полный отказ от централизованного установления цен на потребительские товары и предметы материально-технического назначения;

– отказ от «содержания» сферы товарного обращения за счет части прибавочного продукта, создаваемого товаропроизводителями;

– почти полный отказ от государственного безвозмездного финансирования планово-убыточных предприятий;

– переход предприятий (организаций) на основы самоокупаемости и самофинансирования.

Таким образом, главное отличие торговых скидок от торговых надбавок состоит в том, что торговые скидки представляли собой часть чистого дохода, передаваемого предприятиями сферы материального производства торговым организациям (предприятиям) для организации продажи произведенной ими продукции и тем, что их размер определялся высшим органом ценообразования (Госкомцен СССР) и был единым на всей территории страны. Торговые скидки устанавливались в процентах к розничной цене товара, а торговые надбавки – к оптовой свободно-отпускной цене, т.е. к покупной цене товара.

Обобщая вышесказанное, отметим, что в до рыночных и рыночных условиях хозяйствования формирование валового дохода на торговом предприятии как по форме, так и по содержанию значительно отличалось, что видно на примере рис.10.

Дорыночные условия Рыночные условия
Товаропроизводитель полностью «содержал» торговое предприятие за счет предоставления ему части прибавочного продукта, создаваемого в процессе производства Торговое предприятие самостоятельно стало «зарабатывать» средства для осуществления своей торговой деятельности в зависимости от спроса и предложения товаров
Основным источников формирования валового дохода торгового предприятия являлись торговые скидки в процентах с розничной цены товара, предоставляемые им товаропроизводителями в соответствии с утвержденным Госкомитетом СССР по прейскурантным ценам на отдельные виды товаров Основным источником формирования валового дохода торговых предприятий являются торговые надбавки, добавленные к покупной цене товара
Торговые предприятия уменьшали стоимость оплаты приобретаемого товара на величину полученной от товаропроизводителя торговой скидки Торговые предприятия полностью оплачивают товаропроизводителям или посредникам стоимость купленного товара

Рис. 10. Отличительные особенности формирования валового дохода от продажи товаров в до рыночных и рыночных условиях хозяйствования на торговом предприятии (организации).

Наши рекомендации