Вопрос 11: Валовой доход предприятий торговли, источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа

Валовой доход торговли (ОП) является показателем, характеризующим финансовый результат торговой (производственно-торговой) деятельности и определяемым как превышение выручки от продажи товаров (ПСП и ПТ) и услуг над затратами по их приобретению (производству) за определенный период времени. Поэтому валовой доход предприятий торговли и ОП можно представить как сумму надбавок и наценок на товары, услуги и реализуемую продукцию.

Валовой доход предприятий Т и ОП исчисляется в абсолютных и относительных показателях. В абсолютных величинах он характеризуется суммой, выраженной в денежных единицах, в относительных величинах – уровнем:

УВД = (ВД/ О) * 100%.

В РТ – к розничному т/о; в ОТ – к объему оптового т/о с участием в расчетах (складской оборот + транзитный с участием в расчетах); а ОП – к валовому т/о.

Источники формирования ВД: 1) в РТ – торговые надбавки; 2) в ОТ – оптовые надбавки; 3) в ОП – торговые наценки на ПСП и торговые надбавки на ПТ.

Задачи анализа: 1) проверить степень выполнения плана и изучить динамику изменения показателей ВД в целом по предприятию, его подразделениям, по кварталам (месяцам); 2) изучить изменение ВД по сравнению с планом и в динамике по общему объему, составу и структуре реализуемых товаров; 3) выявить и количественно измерить факторы, оказывающие влияние на выполнение плана ВД и его динамику; 4) определить резервы роста ВД и разработать соответствующие мероприятия.

Информационные данные: бухгалтерские, статистические данные; данные оперативного учета; данные анализа т/о, издержек и др.

Показатели анализа: 1) абсолютное отклонение по ВД; 2) относительное изменение уровня ВД; 3) рентабельностьВД = (П/ВД) * 100%; 4) УИО в ВД = (ИО/ВД)*100%; 5) УТН = (ВД/объем закупаемых товаров)*100%; 6) ВД на 1 с/спис. Работника; 7) ВД на 1 кв. м. торговой площади.

Особое внимание уделяется факторному анализу, в процессе которого количественно определяется влияние: объема т/о, изменения продажных цен на товары (в ОП на ПСП и ПТ), физического объема продажи, ср. уровня ВД, звенности, товародвижения, изменения торговых надбавок на ценах, влияние структуры т/о и его состава, влияние условий поставок (по предоплате, на реализацию и др.).

Резервы роста ВД определяются на предприятии за счет вовлечения в т/о дополнительных товарных ресурсов, более выгодных условий продаж, сокращения числа посредников при закупке, проведения более эффективной ценовой политики, оптимизации структуры т/о.

Методы, используемые в анализе: 1. все традиционные (сравнение, способ относительных показателей, способ средних величин, графический способ, табличный, метод группировки, балансовый метод не используется); 2. методы детерминированного факторного анализа (кроме способа пропорционального деления и долевого участия); 3. методы корреляционно-регрессионного анализа (корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный, системный и т. д.); 4. методы оптимизации показателей (экономико-математический метод, программирование, теория игр, теория массового обслуживания и др.).

Планирование ВД. Планирование ВД – это составная часть финансового планирования в Т и ОП. Целью планирования ВД является определение его необходимого объема в соответствии с задачами развития предприятия. Исходными предпосылками планирования ВД являются: 1) разработанная ценовая политика предприятия; 3) разработанный план т/о и поступления товаров; 4) целевая стратегия предприятия; Для предприятий ОП: 5) план т/о предприятия питания, структура расходуемого сырья и товаров и др.; 6)издержкоемкость реализуемых групп сырья и товаров, издержкоемкость предприятия питания и т. д.

При планировании могут быть использованы следующие методы: 1) экономико-статистические методы; 2) экономико-математические методы; 3) на основе целевой суммы прибыли; 4) технико-экономических расчетов; 5) оптимизационные модели. В ОП: 1) метод прямого счета; 2) расчетно-аналитический; 3) экономико-статистические методы; 4) экономико-математические методы; 5) на основе целевой суммы прибыли.

Величина валового дохода предприятия зависит от количества продаваемых результатов производства (продукции, товаров, работ, услуг) и от цены единицы каждого вида продаваемой продукции. Таким образом, процесс формирования дохода может быть представлен по одному виду продукции формулой:

Д=ЦxQ

где: Д — доход предприятия.;

Ц — цена продажи продукции (товара, работ, услуг);

Q — количество проданной продукции (товара, работ, услуг), нат. ед. изм.

Вопрос 12: Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация.

Расходы предприятия, выраженные в денежной форме – это издержки обращения (ИО), т.е. затраты торгового предприятия по доведению товаров от производителя к потребителю. Они связаны с товарным обращением. Не все расходы могут быть отнесены к ИО. Так, расходы по уплате штрафов, пени, кредитов сверх ставки, обязательные платежи во внебюджетные фонды социального страхования, а также убытки, произошедшие по случайным причинам, к ИО не относятся и оплачиваются предприятием за счёт чистой прибыли.

Увеличение издержек обращения снижает прибыль и соответственно налоги, отчисляемые в бюджет. В этой связи государство регулирует состав и порядок отнесения расходов на издержки обращения. Затраты, включаемые в состав издержек обращения,классифицируются по различным признакам:

1. По экономическим элементам затрат (в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций»):

- материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации;

- прочие расходы.

2. По статьям (согласно Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету затрат):

- транспортные расходы;

- расходы на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- расходы на аренду и содержание зданий, помещений, оборудования и инвентаря;

- расходы на амортизацию;

- расходы на ремонт основных средств;

- износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов и других быстроизнашивающихся материалов и малоценного имущества;

- расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

- расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

- расходы на рекламу;

- потери товаров и технологические отходы;

- расходы на тару;

- прочие расходы.

3. По степени зависимости от изменения объема товарооборота:

- условно-постоянные, которые непосредственно не зависят от объема и структуры товарооборота (аренда помещений, коммунальные платежи, зарплата по окладам и ставкам и т.п.);

- условно-переменные, которые в различной степени зависят от объема товарооборота.

4. По способу отнесения на отдельные товары и товарные группы:

- прямые, которые на основе первичных документов, напрямую относятся на ту или иную товарную группу;

- косвенные, распределяемые между товарными группами пропорционально какому-либо показателю (площади, товарообороту).

В составе издержек обращения видное место занимают расходы, связанные с содержанием материально-технической базы торгового предприятия: расходы на аренду, содержание зданий, сооружений, помещений, обору­дования и инвентаря; амортизация основных средств; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; расходы на ремонт основных средств. В процессе анализа необходимо оценить целесообразность рас­ходов по аренде магазинов или оборудования, изыскивать возможно­сти экономии расходов на содержание помещений (выбор топлива и систем отопления, оптимизация расходов на электроэнергию и т.п.), изучить порядок амортизации основных фондов и определить, как улуч­шить использование амортизации в интересах обеспечения более эф­фективного использования основных средств.

Факторы, влияющие на уровень затрат:

1. Связанные с деятельностью предприятия: состояние коммерческой деятельности и экономической работы, использование собственного и заёмного капиталов, торгово-технологического оборудования, торговой площади, условия организации и оплаты труда работников, товарооборачиваемость.

2. Не зависящие от предприятия: изменение тарифов на перевозку товаров, процентных ставок за пользование банковским кредитом, изменение розничных цен, арендной платы.

При управлении расходами торгового предприятия следует учитывать, что на их уровень оказывают влияние:

- изменение объёма, состава, структуры товарооборота;

- изменение тарифов и ставок сторонних организаций;

- изменение уровня розничных цен;

- изменение времени и скорости товарного обращения;

- изменение состава и эффективности использования материально-технической базы;

- изменение производительности труда работников.

Вопрос 13: Анализ издержек обращения предприятия торговли. Основные статьи расходов. Условно постоянные и условно переменные издержки, точка безубыточности. Показатели эффективности использования издержек. Планирование

Издержки – выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление производственно-торговой деятельности предприятия. Основным видом деятельности торгового предприятия является организация и обслуживание процесса товарного обращения, поэтому его издержки выступают в виде издержек обращения. Издержки обращения являются важной составной частью текущих затрат предприятия. Затраты предприятия – это понятие более широкое, чем издержки. В их состав включаются затраты предприятия на закупку товаров, текущие издержки по организации процессов товарного обращения и финансовые затраты и расходы, осуществляемые за счет финансовых результатов деятельности предприятия и его чистой прибыли.

Издержки имеют экономическое и социальное значение. Экономическое значение определяется тем, что издержки участвуют в формировании прибыли от продаж (ВД – И = П). Социальное значение определяется тем, что за их счет выплачивается установленный законодательством социальный платеж (ЕСН = 26,5%).

Классификация издержек.

1) По участию в образовании стоимости: а) чистые – те затраты, связанные с торговым обслуживанием, с продажей товаров и сменой форм стоимости. Эти затраты общественно необходимы и создают новую потребительскую стоимость – товарную услугу; б) дополнительные – затраты по выполнению операций, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, доработка, фасовка, упаковка и т.д.).

2) По видам затрат: издержки делятся на элементы и статьи, определенные частью 2 НК. Все затраты в соответствии с НК по экономическому содержанию объединены в 4 группы: 1. материальные затраты; 2. расходы на оплату труда; 3. амортизация основных фондов; 4. прочие затраты. В соответствии с ПБУ все затраты представлены 5 группами: помимо 4 групп – это отчисления на соц. нужды (ЕСН).

3) По степени зависимости от изменения объема товарооборота: а) условно-переменные – те затраты, которые зависят от изменения объема т/о (транспортные расходы, расходы на оплату труда и др.); б) условно-постоянные – те, которые не зависят от изменения т/о (расходы на аренде и содержание зданий, амортизация, расходы на ремонт и т. д.). Эти издержки являются постоянными только в коротком периоде действия. Они не зависят от объема реализации до тех пор, пока не потребуется их дальнейшее увеличение, связанное с расширением деятельности.

4) По степени целесообразности понесенных затрат: а) полезные – те виды издержек, которые дают полезный результат; б) бесполезные – затраты, связанные с обслуживанием неиспользуемой части трудовых, материальных, финансовых ресурсов торгового предприятия.

5) По способу отнесения на конкретные результаты деятельности: а) прямые – те затраты, которые в полном объеме могут быть отнесены к тому или иному конкретному результату деятельности; б) косвенные – затраты, которые не могут быть в полном объеме отнесены к тому или иному результату деятельности предприятия. Это связано с комплексностью их осуществления предприятием в целом или его структурными подразделениями.

6) По составу: а) простые – издержки, не делимые на составные части (например, расходы на оплату труда); б) комплексные – состоят из разных элементов затрат (например, прочие расходы включают командировочные расходы, налоги и обязательные платежи и другие расходы).

Издержки обращения торгового предприятия могут быть выражены как абсолютной суммой, так и относительным показателем – уровнем издержек обращения, выраженном в % к розничному товарообороту. Абсолютный показатель характеризует общую сумму расходов предприятия за определенный период. Однако этот показатель не дает представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, то есть не дает представления об эффективности произведенных расходов. Для характеристики результативности затрат и эффективности применяются такие относительные показатели, как уровень издержек обращения, издержкоотдача и рентабельность издержек обращения.

Наименование показателя Формула расчета   Экономический смысл показателя
Уровень издержек обращения (издержкоемкость реализации товаров) Уи.=И/РТО*100 Сумма затрат, приходящаяся на сто рублей розничного товарооборота
  Издержкоотдача Иотд=РТО/И*100 Объем товарооборота, полученного на сто рублей произведенных затрат
Рентабельность издержек обращения Ирент=П/И*100 Сумма прибыли, полученной на сто рублей произведенных затрат  

Уровень издержек обращения характеризует издержкоемкость осуществления торговой деятельности. Он может быть рассчитан, как на весь объем товарооборота предприятия, так и по отдельным товарным группам. Анализ издержек обращения необходимо проводить, как по абсолютному, так и по относительным показателям. Анализ осуществляется для решения следующих задач:

· изучение объема, структуры и динамики затрат;

· оценка эффективности затрат;

· исследование факторов, влияющих на издержки обращения;

· выявление резервов экономических затрат.

Издержки учитываются, анализируются, планируются в относительных и абсолютных величинах. Абсолютный показатель характеризует общую сумму расходов предприятия за определенный период времени, но он не дает представление об эффективности производственных затрат. Для такой характеристики используется показатель как уровень издержек = (сумма ИО/ товарооборот) * 100%. Показателями являются также: 1. абсолютная экономия или перерасход; 2. относительная экономия или перерасход; 3. размер изменения уровня издержек и темп его изменения; 4. уровень издержкоотдачи = Т/О / сумма ИО; 5. уровень рентабельности издержек = (сумма прибыли от продаж / сумма ИО) * 100%.

Методика планирования издержек обращения.

Нормативный метод. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для управления производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли, норматив отчислений в ремонтный фонд и др.

Расчетно-аналитический метод. Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка .

Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т. п.

Балансовый метод. Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды - фонд накопления, фонд потребления и др.

Например, балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:

Он + П= Р+Ок

Он - остаток средств фонда на начало планового периода, руб.;

П - поступление средств в финансовый фонд. руб.;

Р - расходование средств финансового фонда, руб.;

Ок - остаток средств фонда на конец планового периода, руб.


Наши рекомендации