Материально-техническое обеспечение осуществляется на предприятии посредством закупок.

ЗАО «ЧЗМК» закупает материалы и комплектующие изделия, оборудование, машины, механизмы, оснастку, средства мониторинга и измерения, конструкторскую и технологическую документацию, технические нормативные правовые акты, услуги грузоподъемной техники.

Соответствие материалов и комплектующих изделий, оборудования, машин, механизмов, оснастки, средств мониторинга и измерения, установленным требованиям достигается путем проведения входного контроля закупаемой продукции.

ТНПА приобретается в РУП «БелГИСС», УП «Стройтехнорм» по направлениям, технологическая документация в ЗАО «ОргСтрой», ЗАО «Стройкомплекс».

На предприятии отсутствует единая методика оценки поставщиков сырья, материалов и комплектующих, оборудования, машин, механизмов, оснастки, средств мониторинга и измерения. Это большой недостаток, так как входной контроль не может обеспечить достаточного соответствия поставляемой продукции требованиям предприятия.

Процессы производства услуг. В ЗАО «ЧЗМК» запланированы и функционируют процессы производства услуг:

1) перебазировка, диагностирование, ремонт и эксплуатация грузоподъёмных кранов;

2) электрофизические измерения электроустановок мощностью до 1000В.

Производство услуг оценивается при помощи следующих критериев:

1) наличие достоверной информации, описывающей характеристики продукции (техническая документация, ТНПА);

2) применение оборудования в соответствии с требованиями технологии;

3) применение техники и оборудования в работоспособном состоянии;

4) наличие и применение соответствующих контрольных и измерительных приборов;

5) проведение мониторинга и измерения в соответствии с паспортами процессов;

6) осуществление выпуска и поставки;

7) осуществление действий после выпуска (гарантийное обслуживание).

Соответствие производства услуг предприятия требованиям оценивается при помощи метода балльной оценки (таблица 3).

В 2013 г. рассматриваемый показатель вырос на 0,35, а в 2014 г. рост был еще более значительным и составил – 0,6.

Негативным моментом является низкое значение критерия «Применение техники и оборудования в работоспособном состоянии», а так же недостаточно высокий оценочный балл по показателю «Гарантийное обслуживание». Это напрямую связано с деятельностью участка планово-предупредительного ремонта, то есть его слабым оснащением техническими средствами ремонта, что не позволяет вовремя выявить все возникающие неисправности и полностью их исправить. Решением существующей проблемы может стать использование при проведении ремонтов оборудования для компьютерной диагностики. Основные моменты и эффективность использования данного оборудования будут рассмотрены в проектном разделе.

Таблица 3 – Оценка соответствия процесса производства услуг требованиям стандартов

Наименование критерия Вес 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Балл Общая Балл Общая Балл Общая
Наличие достоверной ТД 0,15 1,05 1,05 1,05
Применение оборудования в соответствии с требованиями технологии 0,25 1,50 1,50 1,75
Применение техники и оборудования в работоспособном состоянии 0,10 0,50 0,50 0,50
Применение контрольных и измерительных приборов 0,10 0,50 0,60 0,60
Проведение мониторинга и измерений 0,10 0,50 0,50 0,60
Выпуск и поставка 0,25 1,25 1,50 1,75
Гарантийное обслуживание 0,05 0,30 0,30 0,30
Итого 1,00   5,60   5,95   6,55

Выполнение производственных процессов документировано с полнотой, необходимой для получения устойчивых и приемлемых результатов.

В ЗАО «ЧЗМК» выполняется идентификация и прослеживаемость выполняемых работ и производимых услуг на всех стадиях жизненного цикла.

На предприятии идентифицируется и прослеживаются:

1) материалы и комплектующие изделия, оборудование, машины, механизмы, оснастка, средства мониторинга и измерения, конструкторская и технологическая документация, технические нормативные правовые акты;

2) изготовленные грузозахватывающие приспособления;

3) выполненные работы по перебазировке, ремонту, эксплуатации грузоподъемных кранов.

Идентификация и прослеживаемость обеспечивается:

1) использованием ярлыков и этикеток (на продукции, комплектующих);

2) маркировкой продукции;

3) регистрацией местонахождения и использования материалов, продукции;

4) сопроводительной документацией;

5) отчетностью о приемке выполненных работ.

Идентификация и прослеживаемость производится так же при закупке продукции, при ее производстве и при выполнении работ.

При получении закупленного сырья, материалов, изделий ответственный за входной контроль проверяет наличие сопроводительной документации и соответствие маркировки (наличие ярлыка, этикетки) требованиям договора на поставку и наличие сопроводительной документации. Продукция без соответствующих сопроводительных документов, маркировки не принимается на склад. Информация об отсутствии (несоответствии) сопроводительной документации, маркировки (ярлыка, этикетки) доводится до вышестоящего руководства, поставщика. Работники склада обязаны обеспечить надлежащий учет и хранение закупленной продукции для сохранения ее идентификации на все время пребывания продукции на складе.

Мониторинг информации, касающейся восприятием потребителями соответствия продукции (работ, услуг) предприятия требованиям потребителя, является одним из способов измерения функционирования системы менеджмента качества. Удовлетворенность потребителей в ЗАО «ЧЗМК» определяется на основании анализа заполненных анкет, которые содержат набор типовых вопросов о качестве предоставленных услуг, выполненных работ. По доли положительных отзывов в общем количестве производится оценка соответствия требованиям потребителя. Данные для расчета удовлетворенности потребителей представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Определение коэффициента удовлетворенности потребителей

Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г.
1 Общее количество выполненных договоров
2 Количество положительных отзывов
3 Количество негативных отзывов
4 Количество неоцененной продукции
5 Коэффициент удовлетворен-ности потребителей (стр.2/(стр.1-стр.3)) 0,78 0,82 0,84

Динамика изменения коэффициента удовлетворенности потребителей предприятия представлена на графике (рисунок 5).

График отражает рост показателя удовлетворенности потребителей за анализируемый период на 0,06, что свидетельствует о улучшении качества оказываемых услуг.

Однако из приведенных данных видно, что с ростом рассматриваемого коэффициента достаточно высоким остается количество отзывов негативного характера. Основными причинами недовольства заказчиков являются:

1) частые поломки техники и оборудования;

2) недостаток профессиональных навыков у работников;

3) производство продукции в соответствии с технической документацией;

4) наличие брака.

Материально-техническое обеспечение осуществляется на предприятии посредством закупок. - student2.ru

Рисунок 5 – Изменение удовлетворенности потребителей ЗАО «ЧЗМК» за 2012-2014 гг.

Для анализа СМК на предприятии периодически проводится внутренний аудит. Внутренние аудиты (проверки) являются формой контроля руководством ЗАО «ЧЗМК» системы менеджмента качества предприятия. Они проводятся для того, чтобы определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, требованиям стандартов ИСО 9000, а также требованиям, разработанным самой организацией, по наиболее важным направлениям.

Постоянное улучшение процессов, выполняемых работ и СМК в ЗАО «ЧЗМК» осуществляется на уровне подразделений и предприятия в целом как оперативно, так и в виде запланированных мероприятий бизнес-плана и Программы качества.

Постоянное улучшение оперативного характера осуществляется через выпуск организационно-распорядительных документов руководства предприятием (приказов, распоряжений, протоколов Дня качества и др.)

В результате анализа, можно сказать, что СМК ЗАО «ЧЗМК» в целом соответствует требованиям международного стандарта ISO 9000 по основным позициям. На предприятии ведется работа по совершенствованию деятельности в области управления документацией, ответственности руководства, менеджмента ресурсов, измерений и мониторинга. Прослеживается положительная тенденция в повышении удовлетворенности потребителей продукции (работ, услуг) предприятия.

Тем не менее, необходимы следующие мероприятия по дальнейшему совершенствованию СМК:

1) создание комиссии контроля качества производственных работ;

2) совершенствование технологии контроля за состоянием оборудования;

3) разработка методики выбора поставщиков ресурсов.

Заключение

В настоящее время положение с качеством во всех сферах экономики России исключительно тяжелое, разрыв в качестве продукции России и ведущих промышленно развитых стран катастрофически увеличивается. Если мы не хотим оказаться на обочине дороги, по которой все цивилизованные страны движутся к прогрессу и процветанию, нам необходимо искать пути преодоления отставания в области качества и в течение ближайших десяти лет максимально приблизиться к уровню качества продукции стран с высокоразвитой экономикой.

Это позволит России выйти на мировой рынок с технически сложной, наукоемкой продукцией, а не с нефтью, газом, лесом, другим сырьем и продуктами их первичной переработки, присоединиться к Европейскому союзу и Всемирной торговой организации.

Во всем мире качество продукции превратилось в основной рычаг экономического развития отдельных организаций и государств в целом. Во многих странах достижение высокого качества продукции, отвечающей требованиям потребителя, стало основным элементом экономической стратегии и важным фактором рыночного и финансового успеха.

Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.

Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.

Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.

Проблема обеспечения стабильно высокого качества производимой продукции – комплексная. Ее нельзя решить проведением отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного и одновременного осуществления технических, организационных, экономических, правовых и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции.

В результате анализа, можно сказать, что СМК ЗАО «ЧЗМК» в целом соответствует требованиям международного стандарта ISO 9000 по основным позициям. На предприятии ведется работа по совершенствованию деятельности в области управления документацией, ответственности руководства, менеджмента ресурсов, измерений и мониторинга. Прослеживается положительная тенденция в повышении удовлетворенности потребителей продукции (работ, услуг) предприятия.

Тем не менее, необходимы следующие мероприятия по дальнейшему совершенствованию СМК:

1) создание комиссии контроля качества производственных работ;

2) совершенствование технологии контроля за состоянием оборудования;

3) разработка методики выбора поставщиков ресурсов.


Наши рекомендации