Понятие и виды экономической эффективности

Введение

Общество не может существовать без производства необходимых для жизнедеятельности людей материальных благ, средств жизнеобеспечения и духовных ценностей. Поэтому не случайно объектом безопасности общества, (согласно Федеральному закону РФ «О безопасности»от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ), являются его материальные и духовные ценности.

Объединение людей, образование социальных связей повышает безопасность каждого участника этого объединения. И возникает общий интерес участников в безопасности образованного сообщества, в результате накопления исторических форм совместной жизни и жизнедеятельности сообщество объединялось сначала неписаными обычаями, традициями, моралью, а затем ещё и формальными правилами поведения, законами и т.п.

На протяжении многих веков человечество противостояло различным видам опасностей, находилось в поисках наилучших систем предотвращения и защиты от этих опасностей. В поисках эффективной защиты личности и общества от опасностей человечество находится и сегодня.

Важное место в обеспечении человека, государства и общества занимает пожарная безопасность. Пожарная безопасность объекта защиты это состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Подготовка специалистов по направлению 20.04.01 «Техносферная безопасность» направлена на решение вопросов обеспечения безопасности различных видов, в том числе и пожарной безопасности.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовки специалистов по направлению 20.04.01 «Техносферная безопасность», дисциплина «Экономика и менеджмент пожарной безопасности» включена в базовую часть подготовки. Данная дисциплина является неотъемлемой частью (дополняющей, уточняющей, обобщающей) комплекса общенаучных и специальных дисциплин по направлению подготовки специалистов в области техносферной безопасности (профиль – пожарная безопасность). Она тесным образом связана с управленческими, математическими, статистическими, экономическими, техническими и другими общенаучными и специальными дисциплинами.

Эта связь взаимообусловлена зависимостью техники (техносферы), экономики и менеджмента. Известно, что техника, используемая в народном хозяйстве, оказывает огромное влияние на все стороны экономики. Вместе с тем экономика и менеджмент определяют основные направления научно-технического прогресса, оценивают новейшую технику с точки зрения обеспечения ею роста производительности труда – важнейшего показателя эффективности производства, включая в себя и эффективность техносферной безопасности.

Дисциплина «Экономика и менеджмент пожарной безопасности» базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин – «Экономика», «Методические и нормативные основы определения величин пожарных рисков на производственных объектах», «Основы научных исследований оперативно-тактических действий», «Правовое регулирование в области обеспечения пожарной безопасности», «Методы анализа систем производственной автоматики и автоматической противопожарной защиты» и др

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов), изучается дисциплина на первом курсе.

Изучение дисциплины ориентирует обучающихся на приобретение необходимых теоретических знаний и практических навыков в области проектно-конструкторской, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности.

Обучаемые ориентированы на понятия теории экономики и управления безопасностью., знания методов технико-экономического анализа,

методов управления пожарной безопасностью с государственных позиций.

Внешние эффекты в экономике. Оценка последствий пожаров и катастроф природного и техногенного характера. Риски и управление рисками последствий пожаров и катастроф природного и техногенного характера. Системы управления безопасностью предприятия. Международные стандарты систем управления в сфере безопасности (ИСО14000, OHSAS18000). Решение задач, связанных с изучением пожарной безопасности на разных уровнях (государство, предприятие, личность).

Обучаемый должен владеть: методами расчета социально-

экономической эффективностиинженерно- технических мероприятий направленных на обеспечение пожарной безопасности объектов экономики и территорий; требованиями, предъявляемыми к управленческим решениям и процессам подготовки управленческого решения; особенностями управления небольшим коллективом. Уметь организовывать и управлять небольшими коллективами, проявлять организаторские способности, добиваться внедрения на предприятиях современных систем менеджмента безопасности и др.

Настоящее учебное пособие в основном соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению 20.04.01 –
«Техносферная безопасность» и учебной программы по дисциплине «Экономика и менеджмент пожарной безопасности.

Данное учебное пособие обладает степенью преемственности имеющихся аналогичных изданий в области техносферной безопасности и экономики. Однако это учебное пособие по курсу «Экономика и менеджмент пожарной безопасности» написано впервые. Причем трактовка всех рассмотренных вопросов происходит с учетом новых нормативных документов, стандартов, положений, правил, инструкций и т. п. Рассмотрение широкого спектра вопросов в ходе изучения дисциплины «Экономика и менеджмент пожарной безопасности» будет способствовать формированию у обучаемых навыков научного подхода к анализу экономико-управленческих явлений, свойственных процессу решения конкретных проблем в области обеспечения пожарной безопасности, а использование изложенных методических подходов позволит им реализовать полученные знания в практической деятельности.

Глава 1. Экономические проблемы по обеспечению пожарной безопасности и методы технико-экономического анализа
защитных мероприятий

1.1. Экономические проблемы по обеспечению пожарной
безопасности

Ускорение научно-технического прогресса в последнее десятилетие привело к тому, что людей все больше окружают различные технические объекты, машины, механизмы, приборы и устройства, в которых аккумулируются искусственно созданные энергетические запасы, представляющие потенциальную опасность для самих людей и их имущества.

Анализируя причинно-следственные связи чрезвычайных ситуаций, связанных с производственной и хозяйственной деятельностью человека, условно можно выделить три группы причин, как самих аварий, так и их роста и масштабов.

Объективные причины – повышение технологических нагрузок и параметров (давления, температур, мощностей, напряжений, скоростей, концентраций и т.п.), усиление производственно хозяйственной деятельности человека, повышение концентрации производства, стихийные природные явления.

Субъективные причины – пренебрежительное или некомпетентное отношение к вопросам обеспечения пожарной, промышленной, экологической и другим видам безопасности, допущенные ошибки или дефекты при проектировании, монтаже и на стадии эксплуатации объекта.

Специфические причины – изношенность основных производственных фондов, отсталость ряда технологий, недостаточный уровень качества эксплуатации и технического обслуживания оборудования, систем защиты, не всегда отвечающих нормативным требованиям и стандартам.

Важнейшая задача, стоящая перед правительством России, заключается в обеспечении защиты населения, территории, народно-хозяйственных объ­ектов от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Цен­тральным звеном во всей этой работе является формирование правового по­ля, которое обеспечило бы защиту каждого человека и его материальных ценностей от чрезвычайных ситуаций.

Эффективное функционирование системы обеспечения пожарной безо­пасности зависит от ее качественного нормативного обеспечения, что осо­бенно важно в условиях негативного влияния пожаров на жизнедеятельность человека и экономику страны. Это характеризуется постоянным увеличением числа людских жертв и размеров ущерба от огня, что, в свою очередь, требу­ет постоянного совершенствования государственной системы противопожар­ного нормирования и стандартизации - фактора, влияющего на стабильное функционирование народнохозяйственного комплекса страны и позволяю­щего обеспечить оптимизацию затрат на противопожарную защиту.

При анализе пожарной безопасности объектов и территорий в нашей стране усматривается ряд субъективных и объективных проблем социально-экономического характера. К основным таким проблемам можно отнести следующие:

1.Высокая частота (риск) гибели людей от пожаров в РФ

В настоящее время население земли составляет более 7 млрд. человек, число пожаров составляет 7-8 млн., где на них ежегодно погибает примерно 85 тыс. человек и 500-850 тысяч человек получают травмы. В России при населении более 146 млн. человек в среднем за последнее десятилетие ежегодно погибает 13 тыс. человек. Почти каждый шестой человек от общего числа погибших на пожаре гибнет в России. Это примерно 15% погибших от общего числа погибших в мире, хотя население России составляет всего 2% от населения мира. В России на 100тыс. населения погибает 8,9 человек, хотя в мировом исчислении эта величина составляет всего 1,2., то есть частота гибели людей на пожарах в РФ превышает среднюю мировую частоту в 7,4 раза. Это и свидетельствует о высокой степени риска погибнуть на пожаре в РФ.

2.Внедрение экономически не обоснованных организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Свидетельством этой проблемы является множество примеров, но отметим хотя бы несколько.

Согласно СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с Изменением N 1)» п.6.1 гласит, что расчетное количество одновременных пожаров на промышленном предприятии следует принимать в зависимости от занимаемой им площади; один пожар - при площади до 150 га, два пожара - при площади более 150 га.

Почему число пожаров зависит от «голой» площади? Откуда эта «научность»? Последствия от такого требования экономически пагубны. Число пожаров не может зависеть только от площади предприятия без всякого внимания на то, что на ней размещено (находится), какое-то предприятие, какая его характеристика, в том числе пожарная опасность.

Если принимается два пожара, то повышенный расход воды на пожаротушение двух одновременных пожаров требует и повышенного диаметра трубопроводов. Это явно не обоснованное требование приводит в масштабах страны к не обоснованному закапыванию в землю сотни тысяч тонн металла. О том, что требование п.6.1 является необоснованным, свидетельствует и то, что оно существует с 1937 года и переписывается с документа в документ до наших дней без всякого анализа реальности.

Согласно нормативным требованиям (например, НПБ 110-3) для наземных резервуаров нефти и нефтепродуктов объемом 5000 м3 и более следует предусматривать системы автоматического пожаротушения. Зачем? Ведь, несмотря на то, что с начала внедрения этих систем произошло множество десятков пожаров в резервуарах (за 45 лет), но ни один из них не был потушен системами автоматического пожаротушения.

Где положительный результат (польза)??? Его нет, так как вероятность выполнения поставленной задачи равна нолю. А отрицательные результаты следующие:

- капитальные затраты и текущие расходы на такие системы пожаротушения это пустая трата денег;

- дополнительное испарение (потеря) нефтепродукта из-за появления зазоров после монтажа автоматического пожаротушения;

- дополнительное испарение приводит к дополнительному загрязнению окружающей среды;

- периодическая замена пенообразователя (как правило, без утилизации) это также приводит к загрязнению окружающей среды;

- повышается пожарная опасность (испарение, облако паров углеводородов вокруг резервуаров).

Следующий пример. Согласно статьи 76 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (123-ФЗ) дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут. Причем подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться нигде, ни будь (не в сараях), а в зданиях пожарных депо.

После установления законом этого требования расчетами было определено, что для его реализации необходимо было увеличить число пожарных депо (в 2008году) в четыре раза. Четырехкратное увеличение количества пожарных депо, а, следовательно, и соответствующее увеличение пожарной техники требует много средств и времени. Требования установлены в 2008 году, но на сегодняшний день для более 30 миллионов населения России они не выполняются, то есть это население проживает вне зоны нормативного времени прибытия пожарных подразделений.

Закон должен выполняться своевременно и в полном объеме, но для его реализации должно быть достаточно средств, размер которых должен быть взвешенным, реальным и определятся до введения правой нормы закона.

Далее перечислим еще ряд экономических проблем в области обеспечения пожарной безопасности без их комментарий, которые являются реальными и понятными, но требуют своего решения. Они следующие:

1) отсутствие широкомасштабного и детального анализа экономической эффективности систем (элементов) обеспечения пожарной
безопасности.

2) отсутствие основных экономических показателей, например таких, как: величина капитальные затраты на отдельные виды технических средств по отраслям народного хозяйства; величина затраты на их эксплуатацию; размер потерь от пожаров (ущерб) при функционировании систем обеспечения пожарной безопасности и при их отказах;

3) отсутствие обобщенных и объективных (реальных) данных по частоте возникновения пожаров, их последствиям по отдельным территориям, объектам и установкам;

4) в настоящее время фоновое значение индивидуального риска гибели человека при пожаре в РФ почти на два арифметических порядка больше нормативного и достигает примерно 1,35⋅10-4 в год;

5) не активно внедряются и используются экономические методы управления пожарными рисками, включая страхование.

Напомним, что согласно п.1.1 ГОСТ 12.1.004 системы пожарной безопасности должны характеризоваться уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей, а также экономическими критериями.

Выше перечисленные проблемы должны решаться как экономическими, так и административными методами. К экономическим методам можно отнести следующие: а) механизмы экономической ответственности, которые предполагают систему нормили нормативов,отклонение от которых ведет к определенным экономическим санкциям. Например, штрафам за превышение нормативной величины уровня пожарной опасности (недопустимого риска); б) механизмы экономического стимулирования,например, такие как льготное налогообложение, механизм ускоренной амортизации, механизм перераспределения риска при противопожарном страховании.

Механизм льготного налогообложенияпостроен на принципе соотношения фактического и предельно допустимого уровня пожарного риска.

Размер налоговой ставкина прибыль увеличивается в случае превышения значения фактического уровня пожарного риска по отношению к предельно допустимому и, наоборот, уменьшается, если имеется обратное соотношение. Данный механизм стимулирует предприятия в повышении уровня пожарной безопасности, так как оставляет в их распоряжении дополнительные финансовые ресурсы, которые могут пойти как на расширенное воспроизводство, так и финансирование дополнительных пожарно-профилактических мероприятий, связанных с дальнейшим сниже­нием уровня пожарного риска. Стимулирующую роль могут сыграть механизмы ускоренной амортизации.Вполне понятно, что действие дан­ного механизма распространяется на ту часть основных фондов, которая непосредственно используется для обеспечения требуемого уровня по­жарной безопасности.

Целесообразным является также освобождение от уплаты налога на имущество основных фондов пожарно-технического назначения.

Особое значение в условиях трансформации экономической сис­темы принадлежит собственно рыночным механизмам в сфере управле­ния фактором пожарного риска. Мировая практика показывает, что рыночные механизмы регулирования пожарным риском, вне всякого сомнения, представляют интерес, так как именно они функционируют на основе принципов рыночной экономики и действуют автоматически.

Один из рыночных механизмов регулирования пожарным риском связан с реализацией квот на уровень пожарного рискапо рыночным ценам, формирующийся под воздействием механизма спроса и предложения. Действие данного механизма аналогично концепции экологической лицензии, разработанной в конце 70-х годов в США, которая впоследствии стала реальным рыночным рычагом регулирования в сфере природоохранительной деятельности.

В основе другого рыночного механизма лежит принцип совместного противопожарного страхования предприятий, имеющих фактически разные уровни пожарного риска. Механизм его функционирования прост. По всем предприятиям определяется средний уровень пожарного риска. Предприятия, уровень пожарного риска которых выше среднего, платят разность тем предприятиям, у которых уровень пожарного риска ниже среднего. В случае пожара на одном из предприятий, каждое предприятие участвует в компенсации экономических потерь в равной доле. Механизм совместного противо­пожарного страхования ориентирует предприятия с более высоким уровнем пожарного риска на достижение среднего уровня пожарного риска, а предприятия со средним и ниже уровнем пожарного риска к его снижению, тем самым, стимулируя через систему платежей предприятия к дальнейшему уменьшению уровня пожарного риска.

Мощными экономическими и административными рычагами в повышении пожарной безопасности и решение экономических проблем в этой области должно стать выполнение следующих мероприятий:

1) реализация принятой федеральной целевой программы «Пожарная безопасность на период до 2017 года»;

2) реализация федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Технический регламент - документ, который оптимизирует существующую нормативно-техническую базу, гармонизирует ее с мировыми стандартами, исключает дублирование требований пожарной безопасности, устраняет имеющиеся противоречия. В нем заложен принцип гибкого нормирования, ориентированный на конкретный объект защиты с учетом его функционального назначения, численности находящихся людей, вида и количества горючей нагрузки. Данный технический регламент предоставляет собственнику право самостоятельного выбора способов противопожарной защиты с учетом проведенной оценки рисков;

3) реализация положений приказа МЧС России № 517 от 1 октября 2007 года в котором утвержден административный регламент по исполнению государственного надзора в области пожарной безопасности, посредством которого формы и методы осуществления надзора приводятся в соответствие со сложившимися социально-экономическими условиями. Такой документ в системе пожарного надзора принят впервые. Он упорядочивает процедуры осуществления надзорной деятельности, строго регламентирует сроки проведения мероприятий по контролю, представляет значительные права территориальным органам надзора по планированию своей деятельности, а также определяет порядок их взаимодействия с организациями, осуществляющими независимую оценку рисков;

4) проведение работы по созданию и внедрению современных требований в области пожарной безопасности, которая осуществляется при проведении постоянного анализа практики применения требований норм пожарной безопасности, которых в настоящее время насчитывается более полутора тысяч. При этом особое внимание уделяется влиянию конкретных норм непосредственно на достижение приемлемого уровня пожарной безопасности (пожарного риска).Результатом этой работы явилось качественное изменение подходов к обеспечению пожарной безопасности на территории Российской Федерации, модернизация органов государственного пожарного надзора, построение его вертикально-интегрированной структуры в системе МЧС;

5) В целях повышения уровня обеспечения пожарной безопасности необходимо существующую систему администрирования дополнить новыми механизмами регулирования, в том числе экономическими, одним из которых является страхование.

Необходимость введения в России противопожарного страхования обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики эффективность административных методов управления пожарной безопасностью снижается. Для поддержания противопожарного состояния застрахованных объектов на приемлемом для общества уровне, необходимо активное внедрение экономических методов управления их противопожарным состоянием.

В настоящее время назрела необходимость создания системы, обеспечивающей качественную защиту от пожара и позволяющей возместить реально причиненный ущерб.

Одним из механизмов создания подобной системы может стать объективное, реальное страхование, которое будет основываться на введении обязательного противопожарного страхования владельцев объектов социальной сферы, объектов с массовым пребыванием людей, жилого сектора и иных объектов путем принятия федерального закона о страховании от пожаров.

Именно по этому в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № ПР-269 Министерством подготовлен проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара», который, к сожалению, не принят и по сегодняшний день.

Об актуальности проблемы введения противопожарного страхования свидетельствуют следующие факты:

- по исследованиям зарубежных и отечественных страховых сообществ более 40% компаний и предприятий не могут возобновить свою деятельность непосредственно после пожара;

- 28% предприятий восстанавливают свою деятельность в полном объеме в течение трех последующих лет и только 23% предприятий функционируют нормально после пожара;

- после крупных пожаров 43% фирм исчезают с рынка сразу, а еще 23% по истечении трех лет.

В результате пожаров экономика, кроме прямых, несет дополнительные потери от снижения платежеспособности населения в результате потери работы, снижения жизненного уровня, сокращения рабочих мест, ущерба для поставщиков сырья и обслуживающих фирм, потерь налогов на уничтоженное пожаром имущество. Эти потери вносят существенный вклад в косвенный ущерб и увеличивают размер общих убытков от пожаров. Это очевидно приведет к серьезным потерям в экономической деятельности предприятий, организаций и биснес - сообщества.

Для эффективного функционирования системы страхования в области пожарной безопасности необходима тщательная правовая регламентация ее деятельности. Это предполагает создание законодательной и нормативной правовой базы, а также ее совершенствование в соответствии с процессами, происходящими в обществе.

Идея использования механизмов экономического регулирования пожарных рисков в виде механизма страхования не нова.

В России страхование от пожаров появилось в прибалтийских губерниях. Старейшим страховым обществом является Рижское, возникшее еще в 1765 г. Но на сегодняшний день не удается даже вернуть старые традиции, а закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара» пока не внедрен.

Внедрение и дальнейшее развитие аудита безопасности (независимой оценки рисков) должен способствовать выполнению обязательных требований пожарной безопасности, поддержанию на установленном уровне нормативных значений пожарных рисков, но при этом соблюдать принцип экономичности.

Кроме того полученные аудиторами результаты оценки пожарных рисков должны способствовать объективному назначению сумм страховых сборов, их дифференциации в зависимости от уровня защищенности объекта.

Исходя из выше изложенного, можно утвердительно сказать, что в нынешних условиях назрела объективная необходимость формирования новой концепции управления пожарной безопасностью.Она должнаучитывать реальную опасность, экономические потери и затраты на обеспечение пожарной безопасности, как в производст­венной, так и в не производственной сфере. При этом необходимо использовать методы анализа эффективности, системного анализа, оптимизации, социологических прогнозов и внедрение противопожарного страхования, как наиболее действенного механизма экономического регулирования уровня пожарной безопасности.

Создание принципиально новой концепции пожарной безопасно­сти настоятельно требует приведения нормативно-правовой базы в со­ответствие с рыночными условиями функционирования экономической системы. Для этого необходимо управлятьсистемами обеспечения пожарной безопасности на основе современных подходов, теорий опираясь на эффективность и оптимизацию затрат, необходимых для достижения поставленных целей в зависимости от реальной опасности объектов.

Одним из последних шагов предпринятых для установления и учета реальной опасности объектов это выход Постановления правительства РФ от 17 августа 2016 г. №896 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Хотя данный документ в основном ориентирован для классификации объектов надзора по категории опасности, отнесения объектов надзора к определенной категории опасности, установления периодичности плановых проверок, но он вполне может служить ориентиром и на рациональное (эффективное) распределение и использование финансовых и материальных средств, направленных на обеспечение безопасности объектов защиты (повышенной или пониженной категории).

Нормативные документы предусматривают возможность альтернативных и более экономичных решений, выбор которых может осуществляться на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации зданий. Вопросы эффективности и оптимизации вариантов защиты рассматриваются в следующем разделе.

В конце этого раздела отметим, что В.В. Путин еще 2010 году призывал МЧС РФ к участию в разработке и внедрении новых, современных экономических механизмов обеспечения безопасности (РИА Новости - Единая лента новостей, Информационное агентство, Москва, 20-01-2010). Речь шла о следующем: введение аудита безопасности; совершенствование системы технического регулирования; создание действенных стимулов для предпринимателей вкладывать деньги в безопасность и др.

1.2. Методы технико-экономического анализа защитных
мероприятий и их оптимизация

Трудозатраты

Что такое трудозатраты? В экономике под трудозатратами понимается количество единиц затрат труда персонала, необходимых для завершения работы. Они обычно измеряются в человеко-часах, в человеко-днях, в человеко-месяцах или в человеко -что-нибудь ещё. Трудозатраты бывают плановые и фактические, и используются для расчёта сроков окончания проекта (задуманного решения), финансовых затрат на его реализацию, анализа эффективности.

Фактические трудозатраты – это выполненный уже объём работ в проекте.

Плановые трудозатраты – это планируемый объём работ в проекте.

Иногда встречаются проблемы при оценке плановых трудозатрат. Это объясняется тем, что производительность разных сотрудников может различаться в разы. Поэтому, в том случае, когда неизвестно, кто будет исполнять конкретную задачу, очень трудно дать оценку трудозатрат в абсолютных единицах. Но используя усредненный показатель производительности труда сотрудников можно избежать (частично или полностью) отмеченных проблем.

Рассмотрим, как определяются трудозатраты в человеко-часах и в рублях/час. Формула расчета трудозатрат в человеко-часах такова:

Чч = N * Т, (1.31)

где Чч – человеко-часы;

N – количество работников;

Т – фактическое время, потраченное на выполнение работы.

Из формулы выходит, что 100 человеко-часов – это отработанные часы бригадой в 20 человек за 5 часов, или же в 50 человек за 2 часа, или же труд одного работника за 100 часов.

Также данная единица измерения применяется в расчете коэффициента использования рабочего времени, формула которого следующая:

К = Тфо / Ттр (1.32)

где К - коэффициент использования рабочего времени одной трудовой единицей;

Тфо – фактически отработанные человеко-часы;

Ттр – максимально возможные (требуемые) отработанные человеко-часы.

Формула расчета стоимости человеко-часа одного работника выглядит следующим образом:

Ц = ЗП / РЧ, ………………………………..(1.33)

где Ц – стоимость человеко-часа;

ЗП – заработная плата одного работника за месяц (чистая);

РЧ – количество рабочих часов в месяц. В эту последнюю величину (РЧ) не входят часы: отпусков (ежегодных, дополнительных, за свой счет и проч.); перерывов (на обед, а также более длительных перерывов в связи с простоем предприятия); смен вахты; забастовок, митингов и проч.; временных отлучений от работы (телефонных звонков, не связанных с работой, перекуров и проч.).

Пример расчета стоимости человеко-часа. Допустим, сотрудник работает месяц по 8 часов в день. Заработная плата его за этот период составляет 30000 рублей. В этом календарном месяце он отработал 21 дней (по факту). Стоимость человеко-часа сотрудника будет составлять: 30000 : 19 : 8 = 197,4 (рубля/час).

Существует еще такое понятие как нормативные трудозатраты (человеко-часы), формула которых определяется по той же схеме, что и обычные человеко-часы. Разница состоит в том, что на определенную работу установлена норма времени и задействованных трудовых единиц (сюда также входит нормативная стоимость работы за 1 час определенной деятельности).

Существует несколько основных способов расчета нормативов трудозатрат для компании:

- бенчмаркинг;

- факторное нормирование;

- фотография рабочего дня;

- микроэлементное нормирование.

Рассмотрим каждый из них в отдельности и остановимся на наиболее оптимальном с точки зрения трудоемкости и точности методе.

Бенчмаркинг (англ. Benchmarking, Bench- скамья для судьи, место судильщика; marking – метка, клеймо, клеймение, отметка) — это оценка и сравнение того, как те или иные процессы выполняются на других предприятиях вашей отрасли. Обычно рассматривают наиболее успешные компании на рынке и для каждой отрасли рассчитывают собственный норматив. Для расчета таких нормативов необходимо собрать небольшие объемы информации только по лидерам рынка, но и точность таких нормативов будет невысокой, потому что не учитываются объемы бизнеса, специфика каждой конкретной компании и т. д.

Метод фотографии рабочего дня заключается в том, что аудитор или сотрудник отдела по работе с персоналом фиксирует каждое действие сотрудника в течение всего рабочего дня и замеряет длительность его выполнения. Такой способ очень трудоемкий и не всегда эффективен. Например, для расчета бухгалтерских нормативов он подходит не всегда.

Микроэлементное нормирование — один из наиболее точных способов определения нормативов. При этом каждый процесс разделяют на элементарные составляющие, а затем измеряют время, затрачиваемое на выполнение этих элементов. Но при своих преимуществах в точности этот метод требует больших трудозатрат.

Метод факторного нормирования дает наиболее точные результаты и не слишком сложен в использовании. В этом случае для расчета необходимого числа сотрудников учитывают различные факторы, влияющие на трудозатраты и результат процесса. Для этого деятельность подразделения разбивают на участки, по каждому из которых оцениваются трудозатраты. Затем для каждого из процессов (задач) выявляются факторы, которые наиболее сильно влияют на сроки и сложность их выполнения.

Используя нормативные значения трудозатрат можно определить трудозатраты на тот или иной вид работы.

Итак, можно сказать, что трудозатраты, это мерило работы. Или, как теперь модно говорить, KPI объёма работы. KPI - это аббревиатура от английского Key Performance Indicator. В переводе «ключевой показатель деятельности», в практике российских компаний часто используется сочетание «ключевой показатель эффективности».

Трудозатраты являются составляющей величиной в определении трудоемкости.

Трудоемкость

Трудоёмкость — количество рабочего времени, затрачиваемого на производство единицы продукции (выполненной услуги, работы). Сокращение трудоемкости является показателем повышения эффективности.

Трудоёмкость обратно пропорциональна показателю производительности труда (количеству продукции, вырабатываемой за единицу рабочего времени). Следовательно, увеличение производительности труда является показателем повышения эффективности.

На величину трудоемкости влияет множество различных причин, но среди них можно выделить основные: уровень квалификации персонала, степень технического оснащения производства, сложность изготовления товаров, степень автоматизации и условия труда. Теперь перейдем к тому, как определяется трудоемкость.

Формула расчета трудоемкости имеет следующий вид:

Тр = Тз / W, (1.34)

где Тр – трудоемкость (человеко – час / шт. (тонна, м3 и пр.);

Тз - трудозатраты (человеко-час) - обычно измеряются в человеко-часах;

W - объем производства (выполняемой работы, произведенной услуги) (шт., тонна, м3 и пр.).

Рассматривая формулу (3.4) во взаимосвязи с трудозатратами, можно говорить, что трудозатраты являются составной величиной в определении трудоемкости.

Расчет трудоемкости удобно выполнять в следующем порядке:

1. Вначале определяется количество времени, которое было отработано рабочими предприятия за расчетный период. Источником данных для подсчета фактических затрат времени может послужить первичная бухгалтерская документация, в частности, табеля учета отработанного времени по каждому участку или цеху. На основе этих данных удобно подсчитывать общую сумму человеко-часов за календарный период по всем участкам предприятия.

2. Теперь рассчитаем величину стоимости произведенных в отчетном периоде товаров. Для этого снова воспользуемся первичными учетными документами. Тип документа зависит от специфики самого предприятия. После этого рассчитывается отношение величины затрат времени, выраженной в человеко-часах, к стоимости произведенных предприятием товаров. Результат расчета и будет являться искомым коэффициентом трудоемкости продукции.

В зависимости от того, что включается в состав затрат, трудоемкость бывает нескольких видов. Рассмотрим каждый из них.

Технологическая трудоемкость (Ттехн.). Формула расчета включает труд только тех работников, которые непосредственно изготавливают товары (выполняют работу, оказывают услугу):

Ттехн. =Тповр.+Тсдел., (1.35)

где Тповр - затраты труда рабочих-повременщиков;

Тсдел. – затраты труда рабочих-сдельщиков.

Трудоемкость обслуживания (Тобсл). Этот показатель учитывает рабочее время сотрудников, обслуживающих

Наши рекомендации