Сведение результатов и написание выводов по аналитической работе
Результаты расчета стоимости предприятия по всем методам, а так же среднее значение приведено в таблице:
Таблица 43. Согласование результатов оценки стоимости предприятия
Подходы | ед. изм. | 2ХХ1 г. | Отклонение от среднего | в % от среднего или СКО |
По методу прямой капитализации | тыс. руб. | |||
По методу (DCF) дисконтированных денежных потоков | тыс. руб. | |||
По методу экономической добавленной стоимости (EVA) | тыс. руб. | |||
…….. | тыс. руб. | |||
…….. | тыс. руб. | |||
…. И т.д. | тыс. руб. | |||
Скорректированная величина стоимости предприятия | тыс. руб. |
Таким образом, при разработке мероприятий для повышения производительности труда можно выделить следующие этапы применяемого алгоритма:
1. Оценка предприятия на основе анализа внутренних факторов (узких мест, проблем и диспропорций развития), которые должны быть учтены при разработке программы мероприятий по повышению производительности труда.
2. Проведение внешней стратегической оценки, заключающейся в анализе факторов прямой и косвенной внешней среды предприятия, способных повлиять на разработку и осуществление мероприятий.
3. Формирование предпосылок плана, заключающееся в обосновании приоритетных направлений повышения ПТ на основе узких мест, выявленных на предыдущих стадиях анализа.
4. Выбор определённых ключевых показателей по выбранным направлениям для оценки мероприятий по повышению производительности труда.
5. Планировании мероприятий, заключающееся в подробном описании мер, определении сроков исполнения и ответственных лиц, оценке прогнозируемых затрат и ожидаемого эффекта.
6. Расчёт планируемого значения ключевых показателей по результатам программы мероприятий, подведение итогов и общая оценка эффективности.
Анализ полученных результатов оценки рыночной стоимости предприятия: определить наиболее адекватный метод расчета его стоимости. Выделить методы с наибольшим отклонением от средней стоимости. Определить тот, метод, который обладает большей устойчивостью и надежности при оценке экономической эффективности деятельности предприятия.
6. Карта создания стоимости (примеры)
Далее рассмотрим, из чего состоит стоимость компании (карта стоимости). Карту стоимости можно рассматривать как методологически единую систему управления рыночной стоимостью предприятия, увязывающую факторы, объекты управления на основе методологических принципов управления рыночной стоимостью предприятия и раскрывающую процесс задействования основных факторов формирования стоимости.
Подобная система управления должна сочетать анализ факторов движущих стоимость, применительно к конкретному предприятию и его окружению в актуальных внешних и внутренних условиях ведения дел. Карту стоимости можно рассматривать как методологически единую систему управления РСП, увязывающую факторы, объекты управления на основе методологических принципов управления РСП и раскрывающую процесс задействования основных факторов формирования стоимости.
Рис. 14. Факторы и составляющие ИПП (инновационного пром. предприятия)
Из рисунка ниже, видно, что инновационный процесс развития промышленного предприятия характеризуется множественностью целей, задач и вариантов, как по объектам управления, так и по подходам к их обоснованию, выбору, включая методы и критерии определения результатов. Это проявляется в альтернативном подходе к процессу формирования стратегии, требованию к гибкости в управлении, к учету множества факторов влияния, изменениям внешней и внутренней среды, неопределенности и риска, когда из множества решений необходимо выбрать основное, в наибольшей степени соответствующее принципу эффективности. Таким образом, проблема управления эффективностью предприятия трансформировалась в проблему оценки рыночной стоимости (РСП) предприятия не только для принятия решений стратегического характера, но и как способ измерения эффективности деятельности предприятия и каждого его подразделения. Условиями, определяющими обоснованность стоимостной концепции управления РСП, стали развитие анализа и смена критериев, более широкое использование метода дисконтированных потоков (в т.ч. теория опционов, мультипликаторов фондового рынка (при определении капитализации акций), методов экономической добавленной стоимости). Укрупнено, процесс создания РСП представлен на рисунке ниже, из которого видно, что собственник предприятия стремится максимизировать величину РСП предприятия и, соответственно, осуществляет постановку этой задачи перед менеджментом. Совместное или коллегиальное решение происходит в процессе определения структуры ключевых факторов, которые способствуют наибольшему приросту РСП и состава показателей в разрезе факторов и конкретных подразделений предприятия, результаты работы формируют карту стоимости предприятия.
Например, карта стоимости представлена на рисунке.
Рис. 15. Карта создания стоимости для промышленного предприятия в условиях инновационного процесса
Система ключевых показателей эффективности (KPIs): набор показателей, характеризующих эффективность исполнения бизнес-процессов и оценивающих деятельность подразделений. Их предназначение:
• Оценка эффективности выполнения бизнес-процессов ответственными подразделениями
• Управление деятельностью на основе планирования и анализа как финансовых, так и нефинансовых показателей деятельности Компании
• Основа для построения системы мотивации
Основа для построения финансово-экономической модели предприятия – это карта стоимости, плановые бюджеты и ключевые показатели.
Рис. 16. Карта стоимости (источник Делойт)
М.Мейер выделил семь основных назначений показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности:
Рис. 17. Семь назначений показателей оценки
Определение факторов стоимости базируется на экономическом анализе следующих показателей деятельности предприятия - темп роста выручки; соотношения «Расходы на производство продукции/Выручка», «Административные, коммерческие расходы/ Выручка», «Готовая продукция (запасы)/ Выручка», «Сырье и материалы/ Выручка», «Дебиторская задолженность/ Выручка», «Кредиторская задолженность/ Выручка», «Краткосрочные займы/ Выручка», «Амортизация/Основные средства», «Чистые капиталовложения/Рост Выручки»; эффективная ставка налога на прибыль; ставка процента по заемным ресурсам; стоимость капитала; эффект финансового левереджа.
Разрабатывая стратегию необходимо концентрироваться на ключевых факторах стоимости, которые в общем виде представлены ниже на рис. 14 (по данным Morgan Stanley, 2001).
Рис. 18. Примеры ключевых факторов
Рис. 19. Определение финансовых показателей при формировании карты стоимости
Анализ экономических и финансовых показателей применения методов менеджмента качества
Методы менедж-мента качества | Показатели | ||
экономические | финансовые | результирующий | |
Бережливое производство | Снижение текущих затрат, эффективное использование имеющихся производственных ресурсов за счет управления прибылью (EBIT) и ростом продаж (S, sales) | Рост рентабельности затрат (ROCS,return on cost sales): , за счет экономии и перерасхода денежных средств, рост экономической добавленной стоимости (EVA) и рентабельность производства =100%*Прибыль/(стоимость основных фондов + оборотных средств) | экономическая добавленная стоимость EVA и ее декомпозиция по подразделениям, бизнес-процессам и видам деятельности |
Бездефектное производство | Снижение затрат, рост выхода годных, рост объемов, инвестиции малы | Рост рентабельности затрат за счет экономии затрат и рост операционной прибыли (EBIT) за счет снижения текущих затрат | |
Точно во время | Значительное снижение объема запасов, рост оборачиваемости, инвестиции малы | Рентабельность оборотного капитала, увеличение дезинвестиций, обеспечение оптимальной загрузки производственных линий | |
Удовлетворенность и лояльность | Рост объемов производства за счет роста количества клиентов или цен на качества. Рост прибыли. Значительные инвестиции (Investment). Текущие затраты так же растут | Рентабельность собственного капитала (ROE) , , | |
Корпоративная культура, персонал | Рост объемов продаж за счет увеличения производительности труда. Операционные затраты растут незначительно. Инвестиции незначительные | Рентабельность затрат и рентабельность персонала как отношение чистой прибыли к среднесписочной численности персонала | |
Инновации в качество | Рост объемов производства за счет новых секторов рынка. Значительные инвестиции в основные средства, где WACC- средневзвешенные затраты капитала | Рентабельность инвестированного капитала (ROIC): Соблюдение эффективности (ROIC-WACC) |
Следует отметить, что категория экономической добавленной стоимости EVA и показатели, используемые для ее формирования, не достаточно изучены с точки зрения взаимосвязи с менеджментом качества и его методами.
Таблица 12.- Карта стоимости и ключевые показатели деятельности предприятия.
Раздел | Вес раздела | Цель | Вес цели в разделе | Показатель | Вес показателя в цели | Ед.измер. | Года | ||||
1 кв | 2 кв | …. | |||||||||
Финансы | 25% | Максимизация стоимости | 65% | Экономическая добавленная стоимость (EVA) | 50% | руб. | |||||
Темп изм. | - | ||||||||||
Опцион роста рыночной стоимости предприятия(GOV) | 50% | руб. | |||||||||
Темп изм. | - | ||||||||||
Эффективное управление инвестициями | 35% | Коэффициент рентабельности инвестированного капитала (ROI) | 20% | % | |||||||
Темп изм. | - | ||||||||||
Модифицированная внутренняя норма доходности (MIRR) | 30% | % | |||||||||
Темп изм. | - | ||||||||||
Чистая приведенная стоимость проекта (NPV) | 30% | руб. | |||||||||
Темп изм. | - | ||||||||||
Индекс прибыльности (PI) | 20% | - | |||||||||
Темп изм. | - | ||||||||||
Рынок /клиенты | 15% | Развитие продаж на локальном рынке | 33,30% | Доля локальных продаж в общей выручке | 50% | % | |||||
Темп изм. | - | ||||||||||
Доля затрат на продвижение продукта на локальном рынке в общем объеме затрат на рекламу | 50% | % | |||||||||
Темп изм. | - | ||||||||||
Развитие региональных продаж | 33,30% | Доля региональных продаж в общей выручке | 50% | % | |||||||
Темп изм. | - | ||||||||||
Доля затрат на продвижение продукта на региональном рынке в общем объеме затрат на рекламу (в том числе участие в выставках) | 50% | % | |||||||||
Темп изм. | -- | ||||||||||
Поиск зарубежных партнеров, покупателей | 33,30% | Доля экспорта в общей выручке | 50% | % | |||||||
Темп изм. | - | ||||||||||
Доля затрат на продвижение продукта на зарубежном рынке в общем объеме затрат на рекламу (в том числе участие в выставках) | 50% | % | |||||||||
Темп изм. | - | ||||||||||
Бизнес-процессы | 20% | Оптимизация загрузки мощностей | 50% | Коэффициент загрузки мощностей | 100% | % | |||||
Темп изм. | - | ||||||||||
Минимизация отказов по направлениям развития | 50% | Расходы на брак и потери к себестоимости продукции | 100% | % | |||||||
Темп изм. | - | ||||||||||
Инновации и развитие | 40% | Повышение показателей экономической составляющей ИПП | 25% | Показатель результативности НИОКР (доля прибыли от инноваций в общем объеме прибыли) | 33,30% | % | |||||
Темп изм. | |||||||||||
Наукоемкость продукции (отношение затрат на НИОКР к объему произведенной продукции в руб.) | 33,30% | % | |||||||||
Темп прироста | - | ||||||||||
Доля затрат на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау в общем объеме затрат на НИОКР | 33,30% | % | |||||||||
Темп изм. | - | ||||||||||
Повышение показателей материально-технической составляющей ИПП | 25% | Удельный вес стоимости машин и оборудования научно-исследовательской и конструкторской деятельности в объеме ОС | 100% | - | |||||||
Повышение показателей кадровой составляющей инновационного потенциала | 25% | Уровень обеспеченности кадрами высшей квалификации (численность докторов и кандидатов наук к общей численности научных сотрудников) | 33,30% | - | |||||||
Темп изм. | - | - | |||||||||
Отношение среднемесячной з/п научных сотрудников к номинальной з/п в целом | 33,30% | - | |||||||||
Темп изм. | - | ||||||||||
Удельный вес занятых НИОКР в общей численности работающих | 33,30% | - | |||||||||
Темп изм. | - | ||||||||||
Повышение показателей научно-технической составляющей инновационного потенциала | 25% | Количество полученных патентов, лицензий | 50% | шт. | |||||||
Темп изм. | - | ||||||||||
Количество приобретенных новых технологий | 50% | шт. | |||||||||
Темп изм. | - |