Аудиторские доказательства. Основание для выводов аудитора содержится в аналитической части аудиторского заключения

Основание для выводов аудитора содержится в аналитической части аудиторского заключения.

Аналитическая часть аудиторского заключения представляет собой выводы о резуль­татах аудиторской проверки в трех направлениях:

• внутреннего контроля у проверяемого клиента,

• соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности,

• соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных опера­ций.

По результатам проверки внутреннего контроля аудитор делает вывод о соответствии СВК масштабам и характеру деятельности экономического субъекта, дает описание суще­ственных несоответствий СВК масштабам и характеру деятельности клиента.

По результатам проверки состояния бухучета и отчетности аудитор дает описание вы­явленных существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского уче­та и составления финансовой отчетности.

По результатам проверки эк. субъектом соблюдения законодательства при соверше­нии финансовых и хозяйственных операций аудитор дает вывод о соответствии совер­шенных клиентом финансово-хозяйственных операций законодательству, дает описание наиболее существенных несоответствий.

Чтобы иметь основания для выводов по основным направлениям аудиторской про­верки, аудитор должен собрать соответствующие доказательства.

Аудиторские доказательства - это информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки.

Аудиторские доказательства нужны не только аудиторам, но и прежде всего пользо­вателям информации: внутренним - администрации, учредителям, менеджерам; внешним - потребителям с прямым экономическим интересом: инвесторы, кредиторы, покупатели, поставщики, налоговой инспекции, и потребителям с косвенным экономическим интере­сом: аудиторы, консультанты.

В условиях рынка каждая группа пользователей защищает свои имущественные инте­ресы: внутренние - интересы своей организации, органы государственного контроля - ин­тересы государства, остальные пользователи - свои интересы. Отсюда цель аудита - за­щита законных имущественных интересов собственников и других пользователей инфор­мации.

Аудиторские доказательства можно классифицировать:

1. В зависимости от источника - как внутренние - информация, полученная от клиента, внешние - информация, полученная от третьей стороны, смешанные - полученные от клиента и подтвержденные третьей стороной.

2. В зависимости от формы – письменные и устные.

Источниками получения аудиторских доказательств служат:

• финансово – бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс (форма 1), отчет о финансовых результатах (форма 2), приложение к балансу (форма 5), пояснительная записка;

• регистры бухгалтерского учета экономического субъекта (учетные и контрольные): журналы – ордера, Главная книга, журнал хозяйственных операций, кассовая книга, расчетно–платежные ведомости, оборотные, сальдовые и шахматные ведомости;

• первичные документы экономического субъекта и третьих лиц,

• статистическая отчетность,

• отчетность по взносам во внебюджетные фонды,

• отчетность по налогообложению.

в ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки.

Для сбора аудиторских доказательств могут быть применены различные процеду­ры. Процедура - определенный метод сбора доказательств и неотъемлемая часть соот­ветствующего технологического процесса.

Основными методами получения аудиторских доказательств являются:

1. Наблюдение или участие в инвентаризации. Наблюдение за проведением инвентаризации позволяет сделать определенные вы­воды по всем трем направлениям аудиторской проверки.

Пример. Если в течение ряда лет клиентом не проводились инвентаризации активов, это свидетель­ствует:

- об отсутствии у клиента СВК за сохранностью активов,

- о нарушении установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

2. Наблюдение за выполнением хозяйственных или финансовых операций. Эта процедура важна для проверки СВК, ее поручают опытным сотрудникам.

Аудиторская проверка - это работа не только с учетом и отчетностью, но еще и ра­бота с сотрудниками экономического субъекта, т.к. именно они создают эти документы, вкладывая в них свои знания, навыки. Поэтому для оценки СВК иногда достаточно пона­блюдать за оформлением той или иной хозяйственной операции.

Пример. Выдача денег из кассы должна включать следующие этапы:

• составление заявления с указанием назначения расходования денег,

• согласование и удостоверение заявления у руководителя предприятия,

• оформление расходного кассового ордера на выдачу денег бухгалтером,

• передача кассового ордера на выдачу денег бухгалтером а не лицом, которому пред­назначены деньги для выдачи).

• проверка всех необходимых реквизитов кассового ордера кассиром,

• выдача денег кассиром.

Если все эти формальные процедуры соблюдаются, аудитор имеет основание, чтобы сделать вывод о соблюдении порядка ведения кассовых операций.

3. Устный опрос должен быть проведен с руководством клиента, практически со всеми сотрудниками, участвующими в ведении учета и составлении отчетности. Эта процедура осуществляется на начальной стадии аудиторской проверки на основании спи­сков сотрудников, должностных инструкций, графиков документооборота.

4. Получение письменных подтверждений. Эта процедура сходна с предыдущей. Разница заключается в том, что для получения письменного подтверждения выдаются опросные листы ил анкеты, а при уст­ном опросе ответы фиксируются аудитором на бумаге, компьютере, диктофоне.

5. Проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц. К документам, полученным клиентом от третьих лиц, относятся:

• расчетные документы других предприятий, векселя, квитанции рас­ходных кассовых ордеров,

• первичные учетные документы (счета, накладные, акты, пр.);

• документы, подтверждающие реальность отражаемых в отчетности сумм - выписки банка, акты сверки расчетов с расчетами налоговой службы, акты проверок предприятия внебюджетными фондами, кре­дитные договоры;

• юридические документы, подтверждающие реальность дебиторской и кредиторской задолженности - договоры на поставку товаров, выпол­нение работ, услуг, судебные иски;

• юридические документы, подтверждающие определенные права

предприятия - договоры страхования, аренды, пр.

Аудиторы обращают внимание на правильность составления документов, а также на своевременность, точность и полноту их отражения в бухгалтерском учете. Внешние документы являются более убедительными, чем внутренние.

6. Проверка документов, подготовленных на предприятии клиента. Проверка заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности документа. Состав документов: первичные документы по различным разделам учета; журналы, книги, карточки и пр. регистры аналитического учета; журналы-ордера, ведомости, др. регистры синтетического учета; Главная книга; бухгалтерская и иная финансовая отчетность предприятия; расчеты и декларации по уплате налогов в бюджет, взносов во вне­бюджетные фонды.

7. Проверка арифметических расчетов (пересчет) - проводится в зависимости от состоя­ния СВК. Если состояние СВК удовлетворительное, проверка производится выборочно; в противном случае она может быть сплошной.

8. Прослеживание (трассирование)- заключается в том, что аудитор проверяет некоторые первичные документы, проверяет отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспон­денцию счетов и убеждается в том, что соответствующие операции были правильно отра­жены в бухгалтерском учете.

9. Аналитические процедуры - анализ и оценка полученной аудитором информа­ции, исследование важнейших экономических показателей хозяйствующего субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухучете фактов хозяйственной жизни, а также выяснение причин таких ошибок и искажений.

Основная цель аналитических процедур – выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатов хозяйственной деятельности, требующих особого внимания аудитора.

В процессе проведения проверки аудитор может применять следующие аналитические процедуры:

- сопоставление остатков по счетам за различные периоды,

- сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со сметными (бухгалтер­скими) показателями,

- оценка соотношений между разными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов,

- сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со средними в данной отрасли;

- сопоставление финансовой информации с нефинансовой.

Результаты выполнения аналитических процедур должны быть использованы для получения аудиторских доказательств, необходимых при составлении аудиторского заключения, а также для подготовки письменной информации руководству экономического субъекта.

10. Подготовка альтернативного баланса - используется для получения доказа­тельств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции (работ, услуг) путем составления баланса израсходованного сырья, материалов по нор­мам на единицу продукции и фактического выхода продукции (работ, услуг). Баланс сырья и выхода готовой продукции позволяет аудитору выявить откло­нения от нормативного расхода сырья, материалов, выхода готовой продукции и убедиться в достоверности исчисления финансового результата.

Наши рекомендации