Раздел 2. стратегический анализ и стратегии на макроуровне.

ТЕМА 14. Стратегическое планирование на макроэкономическом уровне.

Основные функции макроэкономического планирования следующие:

· обоснование государственной экономической политики;

· обеспечение экономического роста;

· поддержание циклического равновесия в национальной экономике;

· обеспечение и поддержание конкурентоспособности национальной экономики – макроэкономической конкурентоспособности;

· обеспечение устойчивого развития национальной экономики.

Основной целевой функцией становится обеспечение долговременной конкурентоспособности национальной экономики, которая обуславливает прочность и устойчивость позиции страны в общемировой системе разделения и кооперации труда.

Стратегическая цель макроэкономического планирования – обеспечение динамического экономического роста, согласованного с требованиями макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости развития национальной экономики, включая социальный и экономический аспекты.

Основное содержание макроэкономического планирования направлено на стратегический выбор основных направлений социально-экономического развития. Следовательно, главной стратегической перспективой развития экономики и общества является неуклонный рост уровня благосостояния населения страны. Система планирования должна ориентироваться на ускоренное достижение указанной выше цели.

Планирование должно осуществляться на всех иерархических уровнях.

Процесс обоснования и разработки государственного стратегического плана состоит из шести последовательных этапов.

1. Прогнозно-аналитические обоснования и расчеты.

2. Формирование концепции развития национальной экономики.

3. Государственный стратегический план.

4. Разработка программ мероприятий государственного стратегического плана и формирование государственных целевых программ.

5. Определение стратегии реализации мероприятий государственного стратегического плана.

6. Контроль за реализацией мероприятий государственного плана.

Стратегический анализ развития национальной экономики. Главная задача прогнозно-аналитической стадии состоит в определении допустимого набора вариантов развития национальной экономики на основе анализа хода исследуемых процессов в прошлом и прогнозирования их возможного протекания в будущем. На этом этапе реализуется на практике принцип вариантности планирования, формируются требования к развитию национальной экономики, которые позволят реализовать возможные социально-экономические цели.

Стратегический анализ развития национальной экономики является первым этапом работ по обоснованию и разработке концепции социально-экономического развития страны. Он, в свою очередь, проводится в два этапа.

1. Ретроспективный анализ и оценка текущего состояния экономики страны.

2. Разработка прогнозов развития национальной экономики.

Основная цель первого этапа проведения стратегического анализа – оценить эффективность предыдущей стратегии развития страны, различные аспекты функционирования и развития элементов национальной экономики.

В качестве основных аспектов проведения такого анализа можно назвать:

· комплексный анализ и оценка места и роли страны в мировой экономике и системе международного разделения труда, конкурентоспособности национальной экономики;

· анализ и оценка степени фактического использования основных условий и факторов, которые можно отнести к числу стратегических преимуществ, которыми располагает страна;

· выявление и оценка позитивных и негативных тенденций в развитии как национальной экономики в целом, так и ее отдельных элементов;

· анализ и оценка структурных изменений в национальной экономике и соблюдение принципа пропорциональности ее развития;

· анализ и оценка влияния институциональных и организационных изменений в национальной экономике как на эффективность ее функционирования и развития, так и на важнейшие параметры социального развития;

· анализ и выявление условий и факторов, ограничивающих развитие национальной экономики.

Второй этап проведения стратегического анализа развития национальной экономики носит предварительный характер, поскольку тесно связан с последующим выбором определенного варианта будущего развития национальной экономики.

Национальное прогнозирование. Прогноз развития национальной экономики, или национальный прогноз, представляет собой комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах и дающих представление о будущих параметрах развития национальной экономики.

В основе национального прогнозирования лежит предположение о том, что будущее состояние национальной экономики в значительной мере определяется ее прошлым и настоящим состоянием.

Будущее всегда несет в себе и элементы неопределенности. Это обуславливает использование вероятностного подхода в национальном прогнозировании. Сущность этого подхода заключается в ограничении неопределенности будущего и описании интервала, в пределах которого возможен поиск регулирующих решений.

Другой неотъемлемой чертой национального прогнозирования является опережающее отражение действительности, т.е. приспособление экономической системы к представляемому будущему.

Временной горизонт прогноза зависит от скорости изменения прогнозируемого объекта, от присущих ему циклов развития, от продолжительности действия главных тенденций, определяющих его состояние или функционирование. В национальном прогнозировании принято выделять различные периоды упреждения (горизонты будущего):

• краткосрочное прогнозирование (2-3 года);

• среднесрочное прогнозирование (5-7 лет);

• долгосрочное прогнозирование (до 15-20 лет).

Каждый из этих видов прогнозов базируется на тех устойчивых циклах и процессах в развитии национальной экономики, продолжительность которых укладывается в соответствующий временной горизонт.

Классификация национальных прогнозов может проводиться не только по временному горизонту, но и по подходам, которые применяются при их разработке. Такие подходы могут различаться:

• по способу описания тенденций изменения объекта или процесса;

• по способу формирования параметров, которые дают характеристику объекта или процесса.

В рамках первого из названных выше подходов принято выделять трендовый и факторный подходы.

Трендовый подход в национальном прогнозировании используется, как правило, для прогноза показателей, которые характеризуются либо монотонным возрастанием, либо монотонным убыванием. Опыт национального прогнозирования свидетельствует о том, что трендовые функции показателей, характеризующие темпы и пропорции экономического роста, следует описывать в рамках определенного класса математических зависимостей.

Факторный подход в национальном прогнозировании предполагает определение круга воздействующих на прогнозируемый объект (процесс, показатель) факторов и формы их взаимосвязи. Сущность факторного прогнозирования состоит в том, что перспективные оценки прогнозируемого показателя получаются на основе замены его динамики динамикой значимых и относительно устойчивых тенденций факторов и параметров, позволяющих установить между ними взаимосвязь.

В настоящее время в национальном прогнозировании трендовый подход не имеет самостоятельного значения, а применяется преимущественно либо как подготавливающее условие, либо как один из элементов факторного прогнозирования.

Согласно второму критерию – способу определения параметров, которые характеризуют прогнозируемый объект или процесс – принято выделять генетический (ресурсный) и нормативный (целевой) подходы.

Генетический подход в национальном прогнозировании, который отражает инерционный характер развития экономики, основывается на прогнозировании устойчивых тенденций в развитии национальной экономики и сводится к перенесению зависимостей, характерных для прошлого и настоящего, на будущее.

Нормативный подход,который связывается с регулируемостью экономики, исходит из целей развития, которых, желательно достичь в прогнозируемом периоде. Содержание нормативного подхода состоит в определении параметров воспроизводства, необходимых для достижения заданных целей экономического роста. Вместе с тем при нормативном подходе учитывается взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Применяемые нормативные показатели формируются в терминах прошлого и настоящего. В их основу кладутся выявленные к началу прогнозного периода общественные потребности и реализованные направления технологического прогресса.

При генетическом подходе взаимосвязь процессов, формирующих темпы и пропорции экономического роста, разворачивается от настоящего к будущему, а при нормативном подходе – от будущего к настоящему.

Главной задачей национального прогнозирования становится согласование результатов прогнозных расчетов, получаемых на основе генетического и нормативного подходов. Генетический подход призван обеспечить соответствие прогнозируемых процессов реальным возможностям экономического развития, а нормативный подход – переход от сложившихся тенденций к оптимальным.

В процессе проведения прогнозных расчетов на основе современного использования генетического и нормативного подходов могут разрабатываться следующие варианты развития национальной экономики:

1. Пессимистический вариант развития национальной экономики, который получается на основе экстраполяции сложившихся тенденций на перспективу (генетический подход).

2. Совокупность вероятных альтернативных прогнозов, получаемых на основе сочетания генетического и нормативного подходов (рабочие гипотезы).

3. Оптимистический вариант, получаемый на основе нормативного подхода и формирующий цели развития национальной экономики в прогнозном периоде.

Национальное прогнозирование носит комплексный характер и охватывает все уровни и аспекты расширенного воспроизводства.

Концепция социально-экономического развития страны.Стратегический анализ развития национальной экономики и национальное прогнозирование являются основой формирования концепции развития национальной экономики.

Концепцию развития национальной экономики, или концепцию социально-экономического развития страны, следует рассматривать в качестве одного из важнейших документов стратегического характера. Она призвана выразить общий замысел, включающий определение стратегических целей развития национальной экономики и средств их реализации исходя из учета и обеспечения сочетания государственных, региональных и местных интересов.

Главная цель формирования концепции – определение стратегических ориентиров и целей развития национальной экономики, основных направлений и механизмов их реализации.

Разработка концепции базируется на следующих важнейших принципах: целенаправленность, комплексность, вариантность, эффективность, демократичность.

Выделяются четыре этапа разработки социально-экономического развития страны.

1. Организационно-подготовительная работа.

2. Формирование и анализ информационной базы.

3. Разработка проекта концепции.

4. Согласование и утверждение концепции.

Структура концепции социально-экономического развития страны определяется ее сущностью и назначением, общими требованиями, предъявляемыми к документам прогнозно-аналитического характера. Основные разделы концепции социально-экономического развития страны могут быть следующие.

Раздел 1. Стартовые условия и оценка социально-экономической ситуации.

Раздел 2. Стратегические цели и приоритеты развития национальной экономики.

Раздел 3. Основные направления реализации стратегических целей.

Раздел 4. Механизм реализации концепции развития национальной экономики.

Главной задачей анализа и оценки исходной, или стартовой, социально-экономической ситуации в стране является определение уровня социально-экономического развития (в том числе в разрезе основных отраслей и сфер жизнедеятельности), выявление важнейших тенденций и факторов, обусловивших определенный характер протекания социально-экономических процессов.

Последовательность проведения анализа и оценки социально-экономической ситуации в стране может быть представлена следующим образом.

1. Уточнение целей и направлений анализа и оценки.

2. Определение системы показателей анализа и оценки.

3. Выбор (разработка) способов и методов проведения оценки; оценка фактических значений показателей.

4. Формирование системы базовых показателей; определение отклонений фактических значений показателей от базовых.

5. Разработка методов анализа социально-экономических процессов; Анализ причин отклонений фактических значений показателей от принятых за базу.

Выбор стратегии развития страны в значительной степени определяется состоянием ее социально-экономического потенциала. Стартовый социально-экономический потенциал страны может условно характеризоваться тремя основными составляющими.

1. Блок ресурсных потенциалов: природно-ресурсный, демографический, экономико-географический.

2. Блок обеспечивающих потенциалов: трудовой, производственный, научно-инновационный, социально-инфраструктурный, бюджетный, инвестиционный.

3. Блок потенциалов готовности к социально-экономическому преобразованию: социально-психологической готовности, нормативно-правовой готовности, научно-методической готовности.

При анализе стартового потенциала страны важное место занимает оценка эффективности его использования. Критерий эффективности использования стартового социально-экономического потенциала страны может определяться как отношение результата (эффекта) от реализации социально-экономического потенциала к затратам, которые потребовались для его достижения.

Во втором разделе концепции социально-экономического развития страны формируются стратегические цели ее социально-экономического развития.

Целеполагание предполагает описание желаемого состояния национальной экономики и общества в целом к определенному сроку с учетом важнейших аспектов их функционирования. Главная задача разработки состоит в обеспечении комплексности развития национальной экономики и сбалансированности ее основных элементов.

Многофункциональность национальной экономики предполагает многоуровневую систему целей, которую целесообразно оформить в виде «дерева целей». Каждая из целей должна быть увязана с количественными показателями деятельности соответствующих объектов национальной экономики, которые позволяют ее количественно измерить.

Цели социально-экономического развития страны могут выражаться с помощью совокупности качественных и количественных характеристик – целевых установок (ориентиров), целевых показателей и нормативов.

В качестве главных целевых установок в социально-экономическом развитии страны могут применяться: во-первых, обеспечение качества жизни населения страны (общегосударственные социальные стандарты); во-вторых, обеспечение необходимых темпов экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики.

На основе концепции разрабатывается собственно стратегия социально-экономического развития страны, или государственный стратегический план. Он представляет собой документ, в котором отражается представление о будущем состоянии и тенденциях развития национальной экономики и дается характеристика системы мер для реализации выбранной стратегии развития национальной экономики.

Учитывая неполноту и недостоверность информации, стратегические планы должны разрабатываться на трехлетний период на основе прогнозирования основных направлений развития науки и техники на десятилетний период и производства на пятилетний период. Данные прогнозы могут включать прогнозный баланс по базовым товарам (нефть, газ, металл и т.п.), сводный баланс рабочей силы и баланс специалистов по важнейшим направлениям экономики. Такого рода планово-прогнозные разработки государственные органы должны готовить совместно с представителями как государственного, так и частного секторов национальной экономики.

Кроме того, необходимо предусмотреть возможность постоянной корректировки стратегического плана по мере необходимости. В этих условиях бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, научно-техническая и т.п. политика государства будет вытекать из логики стратегического плана.

В процессе разработки государственного стратегического плана необходимо решить ряд достаточно сложных проблем методологического и методического характера. К числу важнейших из них можно отнести:

• выявление и установление рационального соотношения между финансированием развития национальной экономики из различных источников, включая государственные централизованные и целевые капитальные вложения (в том числе средства из региональных бюджетов), собственные средства предприятий государственного и частного секторов экономики;

• выявление и достижение рационального соотношения между необходимостью развития национальной экономики и решением социальных, экологических и научно-технических задач в условиях ограниченности ресурсов;

• обеспечение сопряжения между государственным стратегическим планированием и стратегическим планированием на региональном уровне национальной экономики.

Содержание механизма реализации государственного стратегического плана заключается в целенаправленном воздействии организационных структур представительной и исполнительной власти на субъекты хозяйствования всех форм собственности в интересах достижения намеченных целей стратегического плана. Последний должен предусматривать разработку специального инструментария его реализации в виде государственных программ, контрактной системы и экономических стимулов. Конкретная система может включать государственные задания и заказы, объем которых ограничивается возможностями государственного бюджета.

В качестве важного инструмента реализации государственного стратегического плана следует рассматривать государственные программы. Последние целесообразно формировать исходя из прогнозов по ограниченному кругу особо важных государственных задач, а их финансирование должно осуществляться из госбюджета и внебюджетных фондов. По договоренности к их реализации могут привлекаться предприятия, население и иностранные инвесторы. Материально-техническое обеспечение таких программ должно осуществляться за счет поставок по типу госзаказа через государственную контрактную систему.

ТЕМА 15. Стратегическое планирование регионального развития.

Региональная экономика обладает рядом характерных признаков:

1. Региональная экономика, являясь элементом национальной экономики, не может рассматриваться как изолированная ее часть.

2. Функционирование и развитие региональной экономики в значительной мере определяется природно-климатическими факторами, что предполагает более сильную зависимость уровня развития региона от природных факторов и состояния окружающей среды.

3. Хозяйство региона, являясь по сути комплексным, т.е. имея различные отрасли и производства, которые определенным образом взаимосвязаны между собой, вместе с тем специализируется на тех или иных сферах деятельности.

Цели социально-экономического развития региона можно условно разделить на две группы: 1. стратегические цели комплексного развития региона; 2. стратегические цели развития отдельных сфер и отраслей хозяйства региона.

Процедура стратегического планирования не допускает абсолютно единообразного подхода, поскольку разные регионы отличаются друг от друга по следующим характеристикам:

· уровню экономической активности;

· географическим характеристикам и природным ресурсам;

· экономическим условиям, характеристикам и результатам деятельности агентов экономической активности;

· социальной организации жизнедеятельности населения;

· политическим условиям и эффективности деятельности органов местной власти.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития – это то, как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения в будущем. Центральным моментом всех преобразований в регионе должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, уровень и качество его жизни. В связи с этим, исходным пунктом стратегического плана должна быть оценка реального положения человека во всех аспектах его деятельности, степень его соответствия современным тенденциям развития в мире и соотнесение с поставленными целями. Но уровень жизни населения региона, в конечном счете, определяется эффективностью производства в регионе. Поэтому в первую очередь планируется именно экономическое развитие. Ключевыми вопросами экономического развития региона являются:

· привлечение в регион новых производств;

· обновление структуры производства; развитие имеющихся производств и, прежде всего, инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения;

· создание новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Коротко цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить в следующем виде.

Определение целей развития

В качестве главных целевых установок в социально-экономическом развитии любого региона можно применять:

• обеспечение качества жизни населения не ниже принятых государственных социальных стандартов;

• обеспечение вклада региона в решение федеральных и межрегиональных проблем исходя из принятой системы территориального разделения труда.

Алгоритм действий при разработке системы стратегических целей развития региона следующий.

1. Главные стратегические ориентиры развития региона.

2. Анализ стартовых условий развития региона.

3. Анализ, выявление и предварительная оценка существующих проблем развития региона.

4. Прогноз социально-экономического развития региона.

5. Выявление и предварительная оценка перспективных проблем региона.

6. Формирование полного списка проблем развития региона.

7. Проведение классификации проблем развития региона.

8. Систематизация и обобщение проблем развития региона.

9. Ранжирование региональных проблем.

10. Уточнение качественного и количественного описания приоритетных проблем развития региона.

11. Формирование целевых установок развития региона.

12. Разработка системы стратегических целей развития региона.

Цели развития должны быть ранжированы по степени общности и по приоритетам. Общие цели трансформируются в более конкретные, имеющие подробные количественные ориентиры и соответствующие критерии, с помощью которых можно контролировать социально-экономическое развитие региона.

Наши рекомендации