Методы разработки финансовой стратегии. Стратегический финансовый анализ и методы его осуществления

Стратегический финансовый анализ представ­ляет собой процесс изучения влияния факторов внешней и внутренней среды на результативность осуществления финансовой деятельности предприятия с целью выявле­ния особенностей и возможных направлений ее развития в перспективном периоде.

Конечным продуктом стратегического финансово­го анализа являетсямодель стратегической финансовой позиции предприятия, которая всесторонне и комплекс­но характеризует предпосылки и возможности его фи­нансового развития в разрезе каждой из стратегических доминантных сфер финансовой деятельности.

Основу проведения стратегического анализа состав­ляет изучение влияния на хозяйственную деятельность предприятия отдельных факторов и условий среды его функционирования. В зависимости от характера влияния отдельных условий и факторов, а также возможностей их контро­ля со стороны предприятия в процессе осуществления финансовой деятельности в составе общей финансовой среды его функционирования следует выделять отдель­ные виды:

• внешнюю финансовую среду непрямого влияния;

• внешнюю финансовую среду непосредственного влияния;

• внутреннюю финансовую среду.

Внешняя финансовая среда непрямого влияния харак­теризует систему проявляемых на макроуровне условий и факторов, воздействующих на организацию, формы и результаты финансовой деятельности предприятия в долгосрочном периоде, прямой контроль над которыми оно осуществлять не имеет возможности.

Внешняя финансовая среда непосредственного влия­ния характеризует систему условий и факторов, воздействующих на организацию, формы и результаты финан­совой деятельности, которые формируются в процессе финансовых отношений предприятия с контрагентами по финансовым операциям и сделкам и на которые оно может оказывать влияние в процессе непосредственных коммуникативных связей.

Внутренняя финансовая среда характеризует систе­му условий и факторов, определяющих выбор органи­зации и форм финансовой деятельности с целью дости­жения наилучших ее результатов, которые находятся под непосредственным контролем руководителей и специа­листов финансовых служб предприятия. Она заключает в себе тот финансовый потенциал, который позволяет предприятию достигать поставленных целей и задач в стратегическом периоде.

Анализ факторов внешней финансовой среды не­прямого влияния базируется на основном методе стра­тегического анализа — SWOT-анализе.

Предварительным условием осуществления такого анализа является группировка факторов внешней финан­совой среды непрямого влияния по отдельным признакам.

В стратегическом финансовом анализе в этих це­лях используется принцип группировки факторов этого уровня, рассматриваемый в системе PEST-анализа (эта система концентрирует стратегический анализ только на факторах макроуровня).

Группы таких факторов раз­деляют макросреду функционирования предприятия на следующие четыре ее разновидности, характеризуемые аббревиатурой PEST:

Р — политико-правовая среда [political and legal environment];

E — экономическая среда [economic environment];

S — социокультурная среда [sociocultural environ­ment];

Т — технологическая среда [technological environ­ment].

Анализ факторов внешней финансовой среды непо­средственного влияния также базируется на SWOT-анализе. Предварительным условием осуществления стра­тегического финансового анализа по этому виду среды функционирования предприятия является группировка субъектов финансовых отношений с предприятием, с одной стороны, и выделение основных факторов, влия­ющих на эффективность этих отношений в стратеги­ческом периоде, с другой.

В процессе стратегического анализа факто­ров внешней финансовой среды непосредственного влия­ния целесообразно выделять следующие шесть основных групп субъектов финансовых отношений с предприятием:

• поставщики сырья, материалов и полуфабрикатов; • покупатели готовой продукции;

• кредиторы предприятия, предоставляющие раз­личные формы финансового кредита;

• инвесторы — институциональные и индивиду­альные;

• страховщики; • финансовые посредники.

Анализ факторов внутренней финансовой среды призван характеризовать не только объем финансового потенциала предприятия, но и эффективность его ис­пользования. Исследование факторов внутренней финансовой среды в процессе разработки финансовой стратегии предприятия традиционно базируется на SWOT-анализе, направленном на выявление сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия.

В последние годы развитие этого подхода получи­ло отражение в SNW-анализе, используемом исключи­тельно при анализе факторов внутренней среды пред­приятия. Аббревиатура SNW отражает характер позиции предприятия по исследуемому фактору:

S — сильная позиция [strenght position];

N — нейтральная позиция [neutral position];

W — слабая позиция [weakness position].

Систему исследуемых факторов внутренней финан­совой среды каждое предприятие формирует самостоятельно с учетом специфики своей финансовой деятель­ности. Факторы, которые характеризуют отдельные аспекты финансовой деятельности предприятия, рассматриваются обычно в комплексе и отражают его финансовую политику по тому или иному из этих аспектов.

Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия интегрирует результаты анализа всех видов финансовой среды функционирования предпри­ятия.

На заключительном этапе стратегического финан­сового анализа по результатам модели стратегической финансовой позиции предприятия устанавливаются вза­имосвязи между отдельными факторами внешней и внут­ренней среды. Для установления таких взаимосвязей может быть использована матрица возмож­ных стратегических направлений финансового разви­тия предприятия.

Методы разработки финансовой стратегии. Стратегический финансовый анализ и методы его осуществления - student2.ru

Комбинации влияния отдельных факторов внеш­ней и внутренней финансовой среды дают возможность дифференцировать возможные стратегические направ­ления финансового развития предприятия с учетом его стратегической финансовой позиции.

^ Квадрант Ф-1 "Сила и возможности" характеризу­ет возможность предприятия осуществлять наступатель­ную агрессивную финансовую стратегию, в частности, активно поддерживать базовую корпоративную страте­гию "ускоренного роста".

^ Квадрант Ф-2 "Стабильность и возможности" также характеризует возможность осуществления наступатель­ной агрессивной финансовой стратегии, направленной на усиление основных финансовых позиций предприя­тия за счет факторов внешней финансовой среды. Та­кая финансовая стратегия предприятия совместима с такими базовыми корпоративными его стратегиями, как "ускоренный рост" и "ограниченный рост".

^ Квадрант Ф-3 "Слабость и возможности" опреде­ляет необходимость осуществления умеренной финансо­вой стратегии, в процессе которой слабости внутренней финансовой позиции предприятия будут преодолевать­ся за счет благоприятных возможностей внешней среды. Этот вид финансовой стратегии в наибольшей степени совместим с базовой корпоративной стратегией "огра­ниченный рост".

^ Квадрант Ф-4 "Сила и угрозы" позволяет предпри­ятию избирать как наступательную, так и умеренную финансовую стратегию (в зависимости от степени уг­роз), в процессе которой отдельные внешние угрозы могут нейтрализоваться за счет сильного внутреннего финансового потенциала предприятия. Соответственно такая финансовая стратегия может служить поддержкой таким базовым корпоративным стратегиям, как "уско­ренный рост" или "ограниченный рост".

^ Квадрант Ф-5 "Стабильность и угрозы" в зависимос­ти от степени угроз позволяет предприятию осуществ­лять умеренную либо консервативную оборонительную финансовую стратегию, направленную на преодоление неблагоприятных факторов внешней финансовой среды. Эти варианты финансовой стратегии предприятия в наибольшей степени совместимы с такими базовыми корпоративными стратегиями как "ограниченный рост" или "сокращение (сжатие)".

^ Квадрант Ф-б "Слабость и угрозы" ориентирует предприятие на выбор исключительно оборонительной антикризисной финансовой стратегии, в наибольшей степени корреспондирующей с базовой корпоративной стратегией "сокращение (сжатие)".

С учетом возможностей стратегической финансо­вой позиции предприятия осуществляются формулировка стратегических финансовых целей и обоснование соот­ветствующих стратегических решений.

Наши рекомендации