Учет реализации продукции (объема продаж).
Реализация – основной объемный показатель деятельности предприятия. Процессом реализации является совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции. Объем реализации продукции определяет степень участия предприятий и отраслей в процессе расширенного воспроизводства. Реализация продукции является важнейшим экономическим показателем, характеризующим хозяйственно-финансовую деятельность предприятия.
Реализация готовой продукции - конечная цель деятельности организации, по завершении которого определяются результаты хозяйствования, эффективность производства
Согласно статье 31 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь реализацией товаров (работ, услуг) признается отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица) на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ) или формы соответствующей сделки
Процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять налоговые обязательства перед бюджетом, банками - по взятым ссудам, работниками по оплате труда и т.д. Нарушение ритмичности в процессе реализации приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, и как, следствие, штрафным санкциям со стороны покупателей и заказчиков за невыполнение договорных обязательств и ухудшает финансовое положение.
Реализация представляет собой процесс превращения товарной формы продукта в денежную. Экономическая сущность производственного цикла на любом предприятии определяется непрерывностью процесса воспроизводства, в ходе которого оборотные фонды и фонды обращения проходят как сферу производства, так и сферу обращения. Находясь в постоянном движении, оборотные средства совершают непрерывный кругооборот, который отражается в постоянном возобновлении процесса производства.
Готовая продукция, товары, работы и услуги считаются реализованными при переходе права собственности на них от продавца к покупателю. С момента реализации их стоимость включается в объем выручки. Объем выручки от реализации является важнейшим показателем, характеризующим результаты деятельности организации. Данный показатель используется при проведении анализа и планирования развития деятельности организации, налогообложении и т.д.
Порядок бухгалтерского учета процесса реализации во многом зависит от условий момента перехода права собственности на реализуемое имущество. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законодательством или договором (ст. 224 ГК РБ). Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки (ст. 225 ГК РБ). Таким образом, в учетной политике организации в обязательном порядке должен оговаривается момент реализации – момент, когда продукция, товары, отгруженные покупателю, считаются реализованными. Организации республики могут выбрать момент реализации либо по мере оплаты, либо по мере отгрузки покупателю продукции, товаров и прочих активов.
В ЧПУП «Вентмонтаж» учет продаж и определение финансового результата осуществляется на счете 90 «Реализация». По дебету данного счета учитывают полную (коммерческую) себестоимость проданной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг, а по кредиту – выручку (доходы).
К счету 90 «Реализация» могут быть открыты субсчета:
90-1 «Выручка от реализации»;
90-2 «Себестоимость реализации»;
90-3 «Налог на добавленную стоимость»;
90-4 «Акцизы»;
90-5 «Прочие налоги и сборы из выручки»
90-9 Прибыль/убыток от реализации».
На субсчете 90-1 «Выручка от реализации» учитываются поступления активов, признаваемых выручкой.
На субсчете 90-2 «Себестоимость реализации» учитывается себестоимость реализованных товаров, работ и услуг, по которым на субсчете 90-1 «Выручка от реализации» признана выручка.
На субсчете 90-3 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).
На субсчете 90-4 «Акцизы» учитываются суммы акцизов, включенных в цену реализованной продукции (товаров).
На субсчете 90-5 «Прочие налоги и сборы из выручки» учитываются начисленные суммы прочих налогов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг.
Субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от реализации» предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток от реализации за отчетный месяц.
При исчислении выручки важным вопросом является определение момента реализации. Выручка фиксируется в тот момент когда у продавца появляется право на получение дохода [7].