Рынок интеллектуальной собственности в россии
Законодательная база. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности началась в России со становлением рыночных отношений и принятием законодательной и нормативной базы интеллектуальной собственности в 90-х гг., когда были приняты следующие Федеральные законы:
• Патентный закон РФ (№ 3517-1 от 23.09.1992);
• Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров" (№ 3520-1 от23.09.1992);
• Закон РФ "О правовой охране топологий интегральных схем"
(№3526-1) от 23.09.1992);
• Закон РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (№ 3525-1 от 23.09.1992);
• Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" (№ 5351-1
от 09.06.1993);
• Закон РФ "О селекционных достижениях" (№ 5605-1 от 06.08.1993)
• Закон РФ "О государственной тайне" (№ 5485-1 от 27.07.1993);
• Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственной тайне"» (№ 131 -ФЗ от 06.10.1997).
Патентно-лицензионная деятельность. До принятия нового законодательства начала 90-х гг. в России отсутствовал внутренний рынок лицензий — они продавались только за границу. За прошедшее десятилетие возросло число сделок в сфере интеллектуальной собственности на внутреннем рынке. За 1992—2002 гг. число внутренних лицензионных соглашений возросло в 3,2 раза и достигло 2114. Особенно активизировалась лицензионная деятельность в областях, не требующих значительных затрат на освоение новых технологий, — в легкой и пищевой промышленности, медицине, фармацевтике, промышленности строительных материалов, в которых высока емкость рынка и много потенциальных покупателей технологии. Поэтому для России в отличие от промышленно развитых стран характерна высокая доля неисключительных лицензий (следует отметить, что после 1997 г. она заметно снизилась).
Характерной особенностью 1997—2003 гг. являлось увеличение количества случаев уступки патента на стадии конкурсного производства в связи с банкротством патентовладельца.
Отличительной чертой России является также рост соглашений, заключаемых между физическими лицами и предпринимательскими структурами. Предоставляемые права ограничены, как правило, территорией России, поскольку российским патентовладельцам не хватает средств для зарубежного патентования и более 1/з лицензий выдается на весь срок действия охранных документов. Кроме того, в России отсутствует практика принудительного лицензирования, а также в настоящее время нет механизма регистрации внутренних беспатентных лицензий и не в полном объеме регистрируются соглашения, касающиеся экспорта технологии за рубеж, что не соответствует мировой практике.
В области товарных знаков растет число договоров, в которых лицензиаром является иностранная фирма. Это объясняется растущей заинтересованностью иностранных фирм в продвижении своих товаров и услуг на российский рынок. Наибольшую активность при этом проявляют фирмы — владельцы товарных знаков
США, Германии, Канады, Великобритании, Финляндии. В целом доля иностранных заявителей в общем числе заявок на патенты за 1993—2004 гг. увеличилась с 13 до 24%.
В 2004 г. "Роспатент" зарегистрировал 2549 договоров на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, в том числе зарегистрированы 1892 договора об уступке патента (74% общего числа), а также договоров исключительной лицензии — 162 (6%), договоров неисключительной лицензии — 495 (19%). Для сравнения: в 1993 г. — 97 (13%), 80 (10%) и 579 (77%) [34]. Было зарегистрировано также более 1500 договоров об уступке товарного знака. Около 25% объектов промышленной собственности передавались по лицензии многократно, т. е. выступали предметом нескольких договоров.
В сфере торговли с зарубежными странами в 2003 г. было заключено 1480 соглашений по экспорту и 954 соглашения по импорту технологии. В них основную долю занимают соглашения в области инжиниринга, ноу-хау (48% в экспорте и 60% в импорте). Общий баланс торговли технологией с зарубежными странами отрицательный. Поступления от экспорта в 2003 г. составили 237,4 млн долл., платежи по импорту — 666,1 млн долл., отрицательное сальдо — 428,7 млн долл.
Следует также отметить, что Россия значительно отстает от ведущих стран мира как по показателям патентной активности, так и зарубежному патентованию и иностранному в России.
Патентование изобретений за рубежом является важным условием продвижения технологии на внешний рынок. По данным за 2000 г., российские заявители подали за рубежом 21,9 тыс. заявок, более половины из которых пришлось на страны ОЭСР. Наиболее активны российские заявители в Германии, Финляндии, Швеции, Швейцарии, Португалии, США, Австрии, Дании.
Существующее законодательство России разрабатывалось с учетом международного опыта, в том числе стран Западной Европы 80—90-х гг. Вместе с тем остались нерешенными ряд вопросов, в частности:
• действующее законодательство не регулирует вопрос о правах государства на результаты научно-технической деятельности, созданные с использованием бюджетных средств. Кроме того, до сих пор не сформулированы основные цели и направления государственной политики вовлечения этих результатов в хозяйственный оборот и не определены конкретные механизмы обеспечения этого оборота;
• недоработан правовой режим служебных изобретений, правовой статус ноу-хау, не урегулированы правоотношения в области секретных изобретений;
• требуется упорядочение деятельности в области оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности и ее лицензирования;
• необходимо повышение уровня защиты объектов интеллектуальной собственности и усиление ответственности за нарушение прав.
За последнее десятилетие возникла необходимость корректировки законов. В 2001—2004 гг. правительство страны подготовило пакет документов по совершенствованию законодательной и нормативной базы рассматриваемой собственности:
• Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"» (№ 166-ФЗ от 11.12.2002);
• Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации" (№ 22-ФЗ от 07.02.2003);
• Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и именных правах"» (№ 72-ФЗ от 20.06.2004);
• Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных"».
Подготовка России к вступлению в ВТО также способствует улучшению ситуации на российском рынке этой собственности. Механизм принудительного исполнения договорных обязательств Соглашения ТРИПС накладывает на Россию требование жестко соблюдать нормы международного права на практике. Российским компаниям придется серьезно относиться к защите интеллектуальной собственности. В результате может увеличиться количество судебных разбирательств по искам зарубежных компаний.
Особую проблему для России представляет борьба с "пиратством ". Ежегодный ущерб от контрафактной продукции в России достигает 1 млрд долл., а бюджет только в 1999 г. недосчитался 174,2 млн долл. По оценкам экспертов, Россия занимает одно из последних мест среди 46 стран по степени защиты интеллектуальной собственности. Особенно серьезная ситуация сложилась на рынке объектов авторских и смежных прав. Россия находится в пятерке стран-лидеров по использованию нелегального программного обеспечения — 87% в 2001 г. (Вьетнам — 94%, Китай — 92%, Индонезия — 88%, Украина и другие страны СНГ — 87%). В то время как в Польше — 53%, в Чехии — 43, а для стран Западной Европы и США этот показатель не превышает 40%.
Борьбе с нарушителями прав интеллектуальной собственности в развитых странах способствует постоянно ужесточающееся законодательство. В частности, в США действует закон об авторском праве цифрового тысячелетия (DMCA — Digital Millennium Copyright Act), который в том числе запрещает несанкционированный доступ к произведениям с помощью обхода средств защиты, контролирующих доступ, а также запрещает изготавливать и распространять технологии и услуги, используемые для разрушения технологических средств, контролирующих доступ. В Западной Европе в 2004 г. Европейский парламент принял новый закон, направленный на борьбу с "пиратством" (Директивы по контролю над соблюдением прав интеллектуальной собственности — Intellectual Property Rights Enforcement Directive), который имеет много общего с DMCA. Кроме того, в ЕС впервые введена правовая охрана содержания баз данных. Директива по гармонизации ряда аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе — Директива об авторском праве 2001 г. (ЕК 2000) расширяет права правообладателей по контролю над распространителями произведений электронными способами.
По оценкам экспертов, доля "пиратской" продукции на российском рынке авторских произведений составляет от 65 до 80%, а потери правообладателей оцениваются в 575 млн долл. Огромный размах деятельности "пиратов" поставил Россию на второе место после Китая по экспорту нелегальных записей. До сих пор не принималось жестких мер в этой области. Так, например, за первое полугодие 2000 г. было уничтожено "пиратской" продукции и оборудования всего на 350 тыс. долл. Катастрофическая ситуация вынудила руководителей ряда звукозаписывающих компаний обратиться к президенту с открытым письмом.
Серьезная ситуация и на фармакологическом рынке. Доля подделок на лекарственном рынке России составляет 7%, чаще всего подделываются такие жизненно важные препараты, как антибиотики, гормональные препараты и анальгетики. Около 60% фальсифицированных лекарств производится в России, 40% поступает из-за рубежа.
Все это заставило активизировать борьбу с контрафакцией. В 1998 г. в МВД России было создано специальное подразделение по борьбе с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности. Одновременно судебная система "повернулась лицом" к ее владельцам и стала рассматривать дела, связанные с нарушением прав этой собственности. В 2000 г. арбитражные суды рассмотрели 289 дел, связанных с защитой интеллектуальной собственности. Пять лет назад были лишь единичные случаи обращения в арбитражные суды по таким вопросам. Ранее в основном рассматривались вопросы защиты товарных знаков. В последние годы заметное место стали занимать споры, связанные с защитой прав на программы для ЭВМ и базы данных. Кроме того, разработан пакет документов, направленных на усиление борьбы с "пиратством".
В апреле 2003 г. вступили в силу поправки к Уголовному кодексу РФ, касающиеся ужесточения наказания за нарушение авторских и смежных прав. В соответствии с принятыми поправками в ст. 146 УК РФ преступлением считается не только продажа нелегальной продукции, но и ее ввоз и сдача напрокат (некоторые фирмы оформляют продажу как аренду). Кроме того, понятие "крупный ущерб" заменено понятием "действия, совершенные в крупном размере". Теперь надо оценивать не ущерб, нанесенный "пиратами", а величину прибыли, полученной от "пиратства". "Крупным" размером считается прибыль в 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) (примерно 10 тыс. руб., или 300 долл.), "особо крупным" — 500 МРОТ. Таким образом, для признания торговца "особо крупным" достаточно изъять у него 500—700 компакт-дисков.
Кроме того, вступил в силу новый Административный кодекс Российской Федерации, позволяющий привлекать к ответственности мелких распространителей нелегальной продукции. В результате можно надеяться, что "пираты" будут "потеснены" с российского рынка.
От подделок и "серого" импорта страдают как российские, так и иностранные компании. Компании используют различную тактику в борьбе с "пиратством", в том числе проведение информационных кампаний с целью научить российского потребителя отличать легальный продукт от контрабандного (Nokia, Motorola, Siemens, Alkatel и Panasonic); использование помощи правоохранительных органов (Nestle, Microsoft); снижение цен на лицензии и продвижение услуг по аренде программных продуктов (Microsoft).