Равенство цены и предельного дохода в условиях совершенной конкуренции
P – цена; MR – предельный доход; Q – объем производства товара.
Фирма расширяет производство лишь до тех пор, пока ее предельные издержки (МС)ниже дохода (MR), в противном случае она перестает получать экономическую прибыль P, т. е. до MC=MR. Так как MR=P, то общее условие максимизации прибыли может быть записано: MC = MR = Pгде MC– предельные издержки; MR– предельный доход; P– цена.
Функции предложения конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах
Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Какая бы цена не установилась на рынке, конкурентная фирма будет стремиться к такому объему выпуска, при котором МС = Р.
- В точке А– фирма не производит, т.к. Р1< AVC , поэтому и предложение = 0.
- В точке Вфирма работает на пределе своих возможностей, т.к. Р2едва покрывает AVC .
- В точке Сфирма минимизирует убыток, т.к. AVC < P3< ATC . Величина убытка равна:
p= (TR/Q–TC/Q) Q= (P–ATC) Q.
- В точке Dфирма работает в режиме самоокупаемости; P4 = АТС.
- В точке Ефирма максимизирует прибыль; P5> АТС.
Кривая предложения конкурентной фирмы в SR совпадает с восходящей частью кривой МС, лежащей выше точки минимума AVC .
Кривую предложения отрасли в SR можно получить путем горизонтального суммирования кривых предложения отдельных фирм.
Экономическая прибыль в долгосрочной перспективе будет привлекать новые фирмы, а убытки вынудят фирмы покинуть отрасль. В результате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек ( LAC ) типичной фирмы. Все фирмы отрасли получат нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие: P = LAC = LMC .
Графически это выглядит так:
Точка ε - точка долгосрочного конкурентного равновесия.
Равенство цены и минимальных средних издержек показывает, что фирма использует наиболее эффективную из известных технологий, назначает самую низкую цену и производит наибольший объем продукции. Равенство Р и предельных издержек указывает на то, что ресурсы распределены в соответствие с предпочтениями потребителей.
Долгосрочная кривая предложения отрасли может принимать различный вид в зависимости от динамики LAC .
Если фирмы отрасли уже находятся в равновесии, их LAC не меняются в зависимости от числа входящих и выходящих фирм из отрасли, то предложение будет абсолютно эластичным, а график предложения – горизонтальная линия ( S1 ).
В случае расширения отрасли при положительном эффекте масштаба (рост Q при одновременном снижении АС и Р) кривая S будет падать ( S2 ).
Если с ростом Q в отрасли растут и АС и Р, то кривая предложения в LR принимает классический «восходящий» вид (S3).
Различные варианты кривых предложения в отрасли в LR соответствуют определенному участку кривой LAC .