Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции

план

1. Чистая конкуренция. Спрос на продукт конкурентного продавца

2. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде

3. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде

Таблица 5.1 -Характерные черты четырех основных моделей рынка

характерная черта Модель рынка
Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
1. Число фирм очень большое число много несколько одна
2. Тип продукта стандартизированный (или однородный) дифференцированный стандартизированный или дифференцированный уникальный, нет близких заменителей
3. Контроль над ценой отсутствует некоторый, но в довольно узких рамках ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре значительный
4. Условия вступления в отрасль очень легкие, препятствия отсутствуют сравнительно легкие наличие существенных препятствий заблокировано
5. Неценовая конкуренция (различия в качестве, рекламе, стимулировании сбыта) отсутствует значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д. очень типична, особенно при дифференциации продукта главным образом реклама, связи фирмы с общественными организациями
6. Примеры сельское хозяйство розничная торговля, производство одежды, обуви производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов местные предприятия общественного пользования

Чистая конкуренция. Спрос на продукт конкурентного продавца

 
 

Рассматривая вопрос, мы исходим из того, что в условиях чистой конкуренции в отрасли работает очень большое число фирм, выпускающих однородный (стандартизированный) продукт. Такая маленькая фирма не может проводить самостоятельную ценовую политику.

Рис. 5.1 -Кривая спроса конкурентной фирмы

Так как решения отдельных фирм не влияют на рыночную цену, кривая спроса для отдельной конкурентной фирмы является горизонтальной линией.

 
 

Рис. 5.2 - Отраслевая кривая спроса

Кривая спроса по отрасли показывает, сколько товара купят все потребители по каждой возможной цене.

Рассмотрим несколько определений:

Средний доход для продавца (AR) – цена единицы продукции.

Валовый доход (TR) – общий доход от проданной продукции. Определяется умножением цены единицы продукции на количество проданной продукции.

Предельный доход (MR) – добавочный доход, который является результатом продажи ещё одной единицы продукции

 
 

Рис. 5.3 - Спрос, предельный доход и валовой доход фирмы в условиях чистой

конкуренции

Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене кривая её предельного дохода (MR) совпадает с кривой совершенно эластичного спроса (d). Кривая валового дохода (TR) имеет вид прямой восходящей линии.

Наши рекомендации