Функция рыночного предложения: сущность факторы построение. Эластичность предложения по цене

Предложение благ — это выпуск и предоставление их на рынки для купли продажи. Предложение, как и спрос, — неотъемлемая и не менее существенная часть процесса рыночного конкурентного цено­образования. Но в этой части процесса определяющая роль принад­лежит экономическому закону предложения, выражающему прямую зависимость между ценой и количеством выпускаемых благ и пред­лагаемых фирмами на конкурентных рынках.

Предложение (sapply— англ.) — это выпуск благ фирмами-изго­товителями и готовность предоставить на рынок для купли-продажи определенное их количество по данной цене.

Экономический закон предложения благ на конкурентных рын­ках проявляется, во-первых, в мотивации и заинтересованности фирм-изготовителей в получении прибыли от продажи своих това­ров. Однако в условиях конкуренции это возможно лишь при усло­вии снижения издержек производства, обновления технологии и ка­чества выпускаемых изделий, что существенно влияет на уровень Цен выпускаемых товаров. Во-вторых, закон предложения проявля­ется в особой прямой взаимозависимости между ценой выпускаемых товаров и количеством их продажи на рынках. Другими словами, це­на и количество сделок по купле-продаже взаимодействуют и изменяются однонаправлено: рост цен на изготовляемые блага (товары, услуги) повышает заинтересованность фирм в увеличении выпуска этих благ и предложении их на рынках в возрастающем количеств. И наоборот, тенденция к снижению цен на данную продукцию фирм-изготовителей означает необходимость сокращения производства, ограничений выпуска и предложения ее на рынках.

Очевидно, что важнейшим и определяющим фактором здесь выступает цена на предлагаемую фирмами продукцию. Чем выше цена продукции и доходы фирм-изготовителей, тем интенсивней растет их рыночное предложение, и наоборот. От уровня и движения этих цен зависят не только прибыль, но и возможности возместить из­держки производства и перспективы инвестирования доходов для дальнейшего существования фирмы в данной отрасли. В этом смыс­ле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения рынка, оперативно перестраиваясь в соответствии с потребитель­ским спросом на те или иные блага, В то же время рыночное предло­жение имеет смысл только тогда, когда это подтверждается ценами, удовлетворяющими фирмы-изготовители. При неудовлетворитель­ных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная и оперативная предпринимательская деятельность либо для коррек­тировки объемов выпуска, либо переориентации фирмы на выпуск других товаров с помощью иных технологий, на Поиск новых рынков сбыта и т.д.

Функция предложения благ

Как отмечалось выше, предложению благ свойственны по мен шей мере две важные особенности. Во-первых, понятие «предложение товаров» не тождественно «объему выпуска», и требует учета объема покупаемого их количества по ценам конкурентного рык: Во-вторых, прямую зависимость между ценой и количеством продаж товаров можно характеризовать также как альтернативу производственного капиталовложения ресурсов для предпринимателя. При растущих ценах капитал (деньги) вкладывается, т.е. инвестору в данное производство, при снижающихся ценах инвестиции сокращаются. Эти особенности и различия более очевидны при графической иллюстрации функции предложения благ (см. рис. 7).

Функция рыночного предложения: сущность факторы построение. Эластичность предложения по цене - student2.ru

Рис. 7. График предложения благ

Функция предложения может быть представлена в осях обычного графика, где на вертикальной оси представлены изменяющие цены (Р) за единицу данного блага, а на горизонтальной — количество продаж (Q) этих благ по данной цене. Вследствие прямой зави­симости между ценой и количеством продаж, иллюстрируемых этой функцией, подучим восходящую кривую —ss, имеющую положи­тельный наклон.

Важно отметить, что любая точка, принадлежащая кривой пред­ложения 88 показывает возможный уровень цен и соответствующее этому уровню количество продаж данного блага. Так, движение по кривой предложения вверх означает рост уровня цен и вызванное этим ростом увеличение объемов выпуска и продаж продукции дан­ного вида. И наоборот, смещаясь по кривой предложения вниз, можно проследить снижение уровня цен и вызванное их падением сокращение фирмами выпуска и ограничение ими поставок на рын­ки данной продукции.

Таким образом, каждой точке на кривой предложения соответст­вует комбинация «цена — количество предлагаемых благ». Более вы­сокому положению точек на кривой соответствует ситуация возрос­шей цены и большего количества выпуска и продаж продукции Фирм. Начало кривой предложения с точками на этом начальном Уровне означает низкие цены и, если они не возмещают издержек по выпуску данной продукции, то их уровень означает необходимость сокращения (или прекращения) ее выпуска.

Общий вид кривой предложения не содержит ничего случайного: она представляет собой моментальную «фотографию» функции про­изводства благ, то есть экономическое реагирование фирм по выпус­ку благ в строгом соответствии с целесообразностью, диктуемой конкурентным рынком. Важнейшим аргументом, подтверждающим или опровергающим целесообразность выпуска тех или иных благ, выступает конкурентная рыночная цена.

Прямую зависимость между ценой и количеством благ, которую представляет кривая предложения, можно рассматривать как альтернативу по капиталовложениям, инвестициям фирм. Площадь выше кривой предложения — это область альтернатив со знаком «плюс, поскольку они выгодны фирме, а площадь под этой кривой — аль­тернативы со знаком «минус», так как они невыгодны и не принесут дохода. Такая интерпретация функции предложения еще раз напо­минает о действующем в экономике законе ограниченности ресур­сов, тенденции убывающей доходности факторов производства. Ка­питаловложения, инвестиции фирмы — это выбор альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов для выпуска именно этих, а не иных благ. Отказ от выпуска одних благ ради выпуска другихимеет конкретную цену, уплачиваемую предпринимателями за отвлекаемые в каждую конкретную отрасль ресурсы. Это так называемые альтернативные издержки, которые включаются в цену любого изготовленного блага и будут оплачены покупателем лишь в том случае, если эти блага пользуются потребительским - спросом. Только в этом смысле фирма может констатировать факт альтернатив со знаком «плюс». Иные ситуации, то есть альтернативы со знаком «минус» — это неудачный выбор капиталовложений (инвестиций), поскольку они не будут возмещены ценами данного предложения и приведут к банкротству.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ – показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. Она рассчитывается по формуле:

Функция рыночного предложения: сущность факторы построение. Эластичность предложения по цене - student2.ru

Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса, с тем лишь различием, что эластичность предложения всегда положительна,ибо кривая предложения имеет «восходящий» характер. Поэтому необходимости в условном изменении знака эластичности предложения нет. Положительное значение эластичности предложения обусловлено тем, что более высокая цена стимулирует производителей увеличивать выпуск.

Основным фактором эластичности предложения является время,поскольку оно позволяет производителям отреагировать на изменение цены товара.

Выделяют тривременных периода:

• текущий период– период времени, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен;

• короткий период– период времени, в течение которого производители не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен;

• долгий период– период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен.

Различают следующие формы эластичности предложения:

• эластичное предложение– величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, когда эластичность больше единицы (Es>1). Эта форма эластичности предложения характерна для долгого периода;

• неэластичное предложение– величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, когда эластичность меньше единицы (Es<1). Эта форма эластичности предложения присуща короткому периоду;

• абсолютно (совершенно) эластичное предложениеимеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Es = ∞ ). Эта форма эластичности предложения свойственна долгому периоду, а кривая предложения строго горизонтальна;

• абсолютно неэластичное предложениеимеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Е = 0), т. е. величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна.

Эластичное и неэластичное предложения по цене иллюстрируются на рис. 1.

Понятие «эластичное предложение» применимо к таким переменным, как ставка процента, уровень заработной платы, цены на сырье и полуфабрикаты, применяемые при производстве нужного блага.

Функция рыночного предложения: сущность факторы построение. Эластичность предложения по цене - student2.ru

Рис. 1.Эластичность предложения по цене: а) эластичное предложение; б) неэластичное предложение

Следует заметить, что для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна,ибо повышение цены на сырье приводит к увеличению издержек фирмы, что при прочих равных условиях вызывает сокращение выпуска продукции.

Эластичность предложения зависит от многих факторов:

• возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения;

• специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным;

• фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены, поскольку необходимо известное время на наем дополнительных работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск) или сокращение части работников, произведение расчетов с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В коротком периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение мало эластично по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна;

• цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения;

• степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – линия, отражающая все соотношения количества предлагаемых благ и равновесной цены; характеризует предложение блага. Сдвиг кривой предложения означает изменение предложения. Увеличение предложения соответствует сдвигу кривой предложения вправо, а уменьшение – сдвигу кривой предложения влево (рис. 2).

Функция рыночного предложения: сущность факторы построение. Эластичность предложения по цене - student2.ru

Рис. 2.Кривые предложения и эластичность предложения

Сопоставление кривых предложения S1 и S2 в точке А (рис. 2) показывает, что кривая S1 в сравнении с кривой S2 более «пологая» и обладает большей эластичностью.

Анализ кривых предложения свидетельствует о том, что доход предпринимателя увеличивается с ростом и уменьшается с понижением равновесной цены товара РА при любых значениях эластичности предложения. Заметим, что кривые спроса отражают противоположную зависимость: доход предпринимателя увеличивается с уменьшением равновесной цены РА при эластичном спросе и сокращается при неэластичном спросе. Из рис. 2 видно, что при эластичном предложении доход по мере увеличения равновесной цены увеличивается быстрее, нежели при неэластичном предложении. Так, если равновесная цена повысилась до значения Р1; то в точке равновесия B1 доход предпринимателя составит P1 х QB1, в точкеC1 доход равен P1 х QC1.

Поскольку QB1 > QC1 и доход в точке B1 на эластичной кривой S1 больше, чем в точке C1. Однако более высокая эластичность предложения предполагает и более высокие темпы уменьшения доходов предпринимателя, если снижается равновесная цена (сопоставим точки С2 и В2 при цене Р2). Из этого следует ответ на вопрос, почему понижение цены блага в результате изменения спроса обусловливает банкротство мелких производителей, ибо предложение их благ более эластично в сравнении с благами крупных фирм.

Изложенное выше подытожим следующими выводами:

1) на рынке любого блага действуют два потока: потребителиблаг, предъявляющие спросна определенный объем благ, и производителиблаг, предлагающие различные объемы благ;

2) объем предлагаемых благ зависит от ряда факторов, основным из которых выступает ценаблага;

3) предложение блага иллюстрирует криваяпредложения;

4) любой сдвиг кривой предложения означает изменение предложения. Увеличению предложения соответствует сдвиг кривой предложения вправо, а сокращению предложения – сдвиг влево.

Рыночное равновесие

В условиях рыночной экономики конкуренция способствует синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения и установлению равновесной цены. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и Функция рыночного предложения: сущность факторы построение. Эластичность предложения по цене - student2.ru предложения. Эта точка называется точкой равновесия.

Равновесие – закон для каждого конкурентного товарного рынка. Именно благодаря равновесию на каждом товарном рынке устанавливается равновесие экономической системы в целом.

Наши рекомендации