Описание процесса управления
Mинск 2005
Министерство ОбразованияРеспублики Беларусь
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра "Организация автомобильных перевозок и дорожного) движения"
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по дисциплине "Менеджмент на транспорте"
для студентов специальностей 1 -44 01 01
и 1 - 44 01 02 заочной формы обучения
Минск 2005
УДК 656.13: 658(075.8) ББК 65.290-2 я 7 М54
Составители: А.Я. Андреев, Д.В. Капский, Н.В. Матвеева
Рецензент профессор Н.Н. Пилипук
В методических указаниях даются рекомендации по выполнению курсовых работ, целью которых является приобретение навыков в разработке мероприятий по совершенствованию организации управления транспортными системами (предприятиями). Сформулированы требования к содержанию курсовых работ и выполнению отдельных разделов, приведены списки литературных источников.
Методические указания предназначены для студентов специальности 1-44 01 01 "Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте" и специальности 1 -44 01 02 "Организация дорожного движения", изучающих дисциплину "Менеджмент на транспорте". Пособие может быть использовано при разработке дипломных проектов.
ВВЕДЕНИЕ
Изменения в мировой экономике, культуре, общественных отношениях и других сферах человеческой деятельности усиливают необходимость расширения внутригосударственных и межгосударственных связей и других процессов обмена, материальной базой которых является транспорт. Развитие производства обостряет потребности ускорения доставки сырья, материалов, готовой продукции, без чего крупные затраты в отраслях материального производства оказались бы недостаточно эффективными.
Исследованиями установлено, что доля транспорта в валовом общественном продукте составляет 5 - 8 %. Примерно пятая часть стоимости производственных основных фондов приходится на долю транспорта. В перевозках грузов и пассажиров во всех странах мира занято свыше 100 млн. человек. В промышленно развитых странах мира капиталовложения в транспорт ежегодно измеряются сотнями миллиардов долларов и составляют не менее 10 - 12 % всех капиталовложений в мировое хозяйство. По величине государственных ассигнований транспорт занимает в бюджете ведущих стран мира второе-третье место. Транспортные расходы входят значительной частью в стоимость продукции промышленности и сельского хозяйства.
Малые скорости доставки грузов и пассажиров, низкое качество транспортного обслуживания принято объяснять недостатками технических возможностей транспорта. Однако главным, а подчас и единственно возможным способом увеличения объема и качества перевозок остается совершенствование управления транспортом, улучшение взаимодействия различных его видов, планомерное и пропорциональное развитие всех звеньев транспортной системы страны. С переходом транспорта на рыночные отношения роль эффективного управления еще более возрастает.
Методические указания предназначены для студентов специальности 1-44 01 01 "Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте" и специальности 1-44 01 02 "Организация дорожного движения", изучающих дисциплину "Менеджмент на транспорте". Методические указания могут быть полезны при разработке дипломных проектов.
БНИТУ, 2005
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом изучения дисциплины "Менеджмент на транспорте"являются системы управления деятельностью организаций, технологии управления в сфере транспорта и дорожного движения.
Цель преподавания дисциплины -формирование у студентов, обучающихся по специальностям 1- 44 01 01-"Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте" и 1- 44 01 02 "Организация дорожного движения" знаний, умений и навыков в вопросах менеджмента на транспорте.
Основные задачи преподавания дисциплины -получение студентами знаний о принципах управления организациями, умения анализировать и совершенствовать их деятельность, а также навыков управления людскими и организационными ресурсами.
Дисциплина является одной из базовых в комплексе дисциплин, обеспечивающих подготовку специалистов по организации движения и управлению на транспорте, и формирует базу для дипломного проектирования.
Изучение дисциплины взаимоувязано с изучением таких дисциплин, как "Экономика транспорта", "Общий курс транспорта", "Право и законодательство на транспорте", "Маркетинг на транспорте" и другие специальные дисциплины и дисциплины специализации.
Учебная программа дисциплины рассчитана на 110 часов, в том числе аудиторных занятий - 64 часов.
ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Цели и задачи дисциплины. Основные определения и общие сведения о процессе управления. Необходимость развития менеджмента на транспорте. История и проблемы менеджмента на транспорте.
Внешняя среда организации
Характеристики внешней среды. Среда прямого воздействия (потребители, поставщики, государство, конкуренты). Среда косвенного воздействия (технология, состояние экономики, социокультурные факторы, политика, международные факторы). Социальная ответственность.
Коммуникации
Процесс коммуникаций. Организационные коммуникации. Межличностные коммуникации. Коммуникационные технологии.
Принятие решений
Решения (виды, характер). Процесс принятия рационального решения. Факторы, влияющие на процесс принятия решения (личностные, среда, информация, поведение, взаимозависимость).
Моделирование (принципы, типы, виды). Методы принятия решений. Методы прогнозирования.
Планирование
Сущность планирования. Процесс планирования. Миссия и цели. Анализ внешней среды (маркетинг).
Анализ внутренних факторов. Анализ альтернатив (проектный анализ). Реализация стратегии (тактика, политика, процедуры). Бюджет. Оценка планов.
Взаимодействия и полномочия
Делегирование (права), ответственность. Полномочия (концепции, виды, пределы). Организация распределения полномочий.
Построение организаций
Виды структур организаций. Хозяйственное устройство организаций. Реструктуризация организаций.
Мотивация
Концепции и теории мотивации. Компенсация. 1.1.11. Контроль
Сущность, виды контроля. Процесс контроля. Технологии контроля. Эффективность контроля.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Тема: "Разработка и обоснование организационного решения" Включает анализ ситуации и проблемы (внутренняя среда, внешняя среда, прогнозирование будущих условий), постановка альтернатив, выбор оптимального варианта организационного решения (формирование структуры целей, оценка ограничений, оценка выгод и затрат), составление плана обеспечения (техническое обеспечение, организационное обеспечение, организационная структура, мотивация, операционная система, источники финансирования), реализация плана, анализ и контроль.
Перечень возможных тем курсовых работ приведен в приложении А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа состоит из пояснительной записки и может сопровождаться графической частью.
Пояснительная записка представляет собой текстовой технологический документ, содержащий технические расчеты и описание проектируемого объекта, принцип его действия, обоснование принятых технических, технологических и технико-экономических решений.
Все расчеты и принимаемые решения выполняются по соответствующим стандартам и ведомственным нормам.
Чертежи объекта проектирования выполняются на отдельных листах, другие графические формы могут располагаться по ходу изложения в пояснительной записке. Графическая часть может быть выполнена в электронной форме.
Курсовая работа, как правило, должна выполняться с применением современных информационных технологий. Программы для выполнения соответствующих расчетов, а также доступ к компьютеру обеспечивает кафедра, ведущая курсовое проектирование.
Ответственность за принятые в работе решения, качество исполнения графической части и пояснительной записки несет автор работы студент. Руководитель курсовой работы несет ответственность за организацию и обеспеченность процесса проектирования, полноту решения поставленных перед студентом задач, обеспечение контроля ритмичности работы, своевременности завершения ее этапов, соответствие принимаемых инженерных решений уровню развития и современному состоянию отраслей.
2,2. СОСТАВ, СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Структура и объем пояснительной записки и графической части курсовой работы устанавливаются кафедрой.
В общем случае, в соответствии с заданием к курсовой работе, рекомендуется следующий состав и порядок расположения материала в пояснительной записке:
- обложка;
- титульный лист стандартного образца;
- задание на выполнение курсовой работы стандартного образца;
- введение (цели курсовой работы);
- анализ ситуации и проблемы (внутренняя среда, внешняя среда,
прогнозирование будущих условий);
- постановка альтернатив,
- выбор оптимального варианта организационного решения
(формирование структуры целей, оценка ограничений, оценка вы
год и затрат);
- составление плана обеспечения (техническое обеспечение, организационное обеспечение, организационная структура, мотивация, операционная система, источники финансирования);
- реализация плана;
- анализ и контроль;
- выводы и рекомендации;
- перечень, краткая характеристика или спецификация чертежей;
- содержание;
- список использованных источников, в т.ч. нормативных, проектных и справочных материалов.
Допускается также иное содержание пояснительной записки и иной порядок расположения материала при условии, что они будут более подробно раскрывать тему курсового проекта.
2.3. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ
Пояснительная записка пишется от руки чернилами или шариковой ручкой на одной стороне листа писчей бумаги или печатается на ЭВМ. Листы пояснительной записки должны иметь сквозную нумерацию. Формат листа пояснительной записки А4: 210x297 мм. Поля: правое не менее 5 мм, левое - не менее 20 мм. Оформление пояснительной записки должно удовлетворять требованиям на оформление Отчета о научно-исследовательской работе (ГОСТ 72-2001 или ISO 5 966-82) и стандарта СТП БНТУ 3.01-2003. Пояснительная записка должна быть сброшюрована, иметь обложку и титульный лист.
Материал пояснительной записки должен быть изложен технически грамотно, четко, сжато. Расчеты иллюстрируются эскизами, схемами, эпюрами, графиками с обязательным применением чертежных инструментов. Расчеты рекомендуется оформлять в виде таблиц, диаграмм или графиков.
Формулы выносятся в отдельную строку и нумеруются цифрами в круглых скобках, размещаемыми справа от формулы.
Чертежи всех видов и технологические схемы выполняются в соответствии с требованиями действующих нормативных документов на ватмане, кальке, миллиметровой бумаге в карандаше, тушью с помощью чертежных приборов или с использованием машинной графики.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ
В данном разделе приведены некоторые теоретические предпосылки и рекомендации по выполнению отдельных тем курсовых работ.
Исходные данные
1. Организационно-штатная структура транспортного предпри ятия. Состав основных отделов предприятия.
2. Основные показатели деятельности отделов.
3. Перечень информации, циркулирующей между отделами.
План работы
1. Введение.
2. Характеристика подсистем управления производственно-
хозяйственной системы транспортного предприятия, классификация
подсистем.
3. Задачи подсистемы технико-экономического планирования.
4. Задачи подсистемы материально-технического снабжения.
5. Задачи подсистемы оперативно-производственного планирования.
6. Подсистема управления диспетчерской службой.
7. Подсистема управления техническим ремонтом и обслуживанием.
8. Подсистема бухгалтерского учета.
9. Характеристика вспомогательных, обеспечивающих подсистем.
10. Взаимодействие между подсистемами.
11. Предложения по изменению структуры и характеристик производственно-хозяйственной системы.
12. Заключение.
Графическая часть
1. Структурная схема управления предприятием.
2. Общая схема информационных потоков.
3. Информационные потоки и взаимодействие между подразделениями предприятия.
4. Классификация видов организационных структур.
5. Организационная структура службы маркетинга (планово-
производственного отдела).
Рекомендации по выполнению отдельных разделов
При выполнении курсовой работы по данной теме проводится анализ информационных потоков, существующих между функциональными подсистемами управления предприятием. На структурной схеме управления предприятием отмечаются конкретные показатели. В спецификации к схеме приводится характеристика информационных связей между отделами.
Вторая часть курсовой работы заключается в разработке предложений по изменению структуры производственно-хозяйственной системы, которая может быть усовершенствована за счет уточнения функций управления и обеспечения необходимой информацией отделов управления. Основой совершенствования структуры управления может быть конкретизация функций управления, в частности совершенствование функционирования планово-производственным отделом. Информационные связи между отделами должны быть построены таким образом, чтобы исходной базой для них была информация из планово-производственного отдела.
Литература к теме 1
1. Абчук, В. А. Менеджмент: Учебник. - СП,б.: Издательство
"Союз", 2002. - 463с. - (Серия "Высшая школа").
2. Громов, Н.Н., Персианов, В.А. Менеджмент на транспорте. -
М.: Издательство "Академия", 2003. - 527с.
3. Герчикова, И. Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 1995. - 273с.
4. Соловьев, Э. Коммерческая тайна и ее защита - М.: Глав бух,
1995.-386с.
5. Янчевский, В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес. - Мн.: По
лымя, 1992.
Тема 2: Совершенствование информационного обеспечения систем управления транспортного предприятия
В условиях интенсивного развития и совершенствования хозяйственного механизма особенно важными являются задачи информационного обеспечения структурных подразделений автотранспортных предприятий. В связи с этим предъявляются новые требования к информационному обеспечению. Информацию необходимо четко классифицировать, следить за ее достоверностью, автоматизировать процессы ее обработки, передачи и хранения.
В условиях ускорения научно-технического прогресса возрастает роль и научно-технической информации. Большое значение приобретает также информация о реальном состоянии рынков сбыта транспортных услуг и спроса автотранспортной работы для потребителей.
Основная задача курсовой работы по данной теме заключается в
разработке конкретных рекомендаций по совершенствованию ин формационного обеспечения руководителей структурных авто транспортных подразделений.
Исходные данные
1. Характеристика типовых информационных систем.
2. Результаты анализа функционирования подсистем АСУ авто
транспортных предприятий.
План работы
1. Введение.
2. Характеристика информационных систем управления авто
транспортных предприятий.
3. Классификация информации и информационных систес
управления.
4. Принципы создания и состав информационных систем.
5. Формирование банков данных.
6. Информационное обслуживание руководителей.
7. Стадии подготовки информации.
8. Влияние совершенствования информационного обеспечения
на структуру управления.
Графическая часть
1. Состав основных информационных систем управления.
2. Структура цикла управления.
3. Классификация информационных систем управления.
4. Схема взаимосвязи основных элементов системы управления.
5. Схема взаимодействия блоков управления.
Рекомендации по выполнению отдельных разделов
При определении характеристик информационных систем управления автотранспортным процессом необходимо изучить общие понятия об автоматизированных информационных системах управления и специфических особенностях автотранспортных систем. Необходимо проанализировать организационно-управленческие структуры предприятий.
I
В следующем разделе необходимо дать анализ видов информационных систем и функций управления.
При выполнении раздела "Классификация информации" проводится анализ информационных связей по функциональным подсистемам управления. Отдельно анализируются: информация по технической подготовке производства новых изделий, информация по изучению рынка и маркетингу; информация по подсистеме технико-экономического управления.
Информация, используемая в функциональных подсистемах, классифицируется на входную и выходную. Поэтому информационное обеспечение функциональных подсистем необходимо разрабатывать таким образом, чтобы между подсистемами не нарушались логические взаимосвязи. Особое внимание необходимо обратить на создание банков данных по каждой функциональной подсистеме управления.
В результате изучения информационного обеспечения структурных подразделений разрабатывается новый, усовершенствованный вариант схемы управления транспортным предприятием.
Литература к теме 2
1. Афанасьев, Э.В. Эффективность информационного обеспечения управления. — М: Экономика, 1987.
2. Автоматизированные системы управления машиностроительным производством / Под ред. С.У.Олейника - М.: Высш. школа, 1982.
3. Дмитриева, М.Г. Автоматизированные системы управления и
руководитель. -М.: Финансы и статистика, 1983.
Исходные данные
1. Нормативно-справочная информация о деятельности предприятия.
2. Показатели научно-технического развития предприятия.
3. Финансовые показатели предприятия.
4. Показатели экономического развития предприятия.
План работы
1. Введение.
2. Экспертиза и оценка хозяйственных решений.
3. Анализ методов прогнозирования развития предприятия.
4. Поиск альтернативных решений и ранжирование.
5. Анализ системы рейтинговых оценок.
6. Показатели рейтинговой оценки предприятия.
6.1. Финансовые показатели рейтинга предприятия;
6.2. Общеэкономические показатели;
6.3. Показатели научно-технического уровня развития предприятия.
7. Определение рейтинга предприятия.
8. Заключение.
Графическая часть
1. Структура показателей рейтинга предприятия.
2. Таблицы показателей рейтинговой оценки.
Рекомендации по выполнению отдельных разделов
Определение системы рейтинговой оценки предприятия следует начинать с изучения особенностей экспертизы финансовых результатов и прибыли.
Экономические показатели - это основные характеристики производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому рейтинг предприятия должен отражать прежде всего его экономическую стабильность. Для определения системы рейтинговой оценки требуется руководствоваться показателями производственного учета, отражающими реальное положение предприятия.
В теоретической части работы следует рассмотреть известные методы экспертных оценок.
При проведении анализа деятельности предприятия по важнейшим показателям целесообразно остановиться на поиске альтернативных решений, позволяющих повысить рейтинг предприятия.
В результате предварительного анализа технико-экономических показателей устанавливается система рейтинговых оценок предприятия, которая отражает учет денежных средств и расчетно-кредитных операций. Прежде всего, это показатели кредитов банков, показатели расчетов с экспедиторами и заказчиками транспортных услуг, показатели расчетов с госбюджетом и т.д.
При определении системы рейтинговой оценки предприятия могут быть учтены отдельные особенности сферы деятельности предприятия, т.е. на отдельных предприятиях преобладают показатели международных перевозок грузов, пассажиров, на других же большой удельный вес имеют внутриреспубликанские автомобильные перевозки.
В результате изучения показателей составляется таблица показателей финансового состояния предприятия, в которую включаются:
- коэффициент финансовой устойчивости;
- коэффициент покрытия баланса;
- коэффициент участия собственных и долгосрочных заемных
средств в материальных запасах и затратах;
- коэффициент ликвидности баланса;
- доля общей задолженности в источниках средств;
- доля дебиторской задолженности в активах предприятия и т.д.
Оценка производится на определенную дату и сравнивается с
аналогичным значением показателя в прошлом году.
Основная задача установления системы рейтинговой оценки предприятия заключается в определении реального финансово-экономического положения предприятия.
Литература к теме 3
1. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент - М: Изд-во МГУ, 1995.
2. Кудашов, В. И. Научно-технические нововведения - Мн.: Выш. школа, 1993.
3. Кузнецов, Ю. В. Проблемы теории и практики менеджмента. -СП,б.: Изд-во СПб. университета, 1994.
4. Котлер, Филипп. Основы маркетинга - СП,б : Изд-во СП,б. университета, 1992.
5. Эффективный менеджер. - М : Линк. - Кн. 1: Управление собой, 1990.-Кн. 11: Подведение итогов, 1992.
Исходные данные
1. Структура управления предприятия (производственного под
разделения).
2. Показатели деятельности предприятия.
3. Критерии оценки результатов решения задачи.
План работы
1. Введение.
2. Сущность метода анализа иерархий.
3. Краткая характеристика этапов метода анализа иерархий.
4. Последовательность решения задачи методом МАИ.
4.1. Построение иерархии.
4.2. Определение матрицы попарных сравнений.
4.3. Определение шкалы относительной важности.
4.4. Определение вектора приоритетов.
5. Программа реализации метода анализа иерархий.
6. Заключение.
Графическая часть
1. Пример построения иерархий.
2. Пример декомпозиции задачи в иерархию.
3. Таблица "Матрица попарных сравнений".
4. Таблица "Шкала относительной важности".
Рекомендации по выполнению отдельных разделов
Метод анализа иерархий следует применять к решению задач по анализу структуры управления предприятием. Однако в качестве условного примера могут быть взяты и другие задачи по управлению производством.
Задачи, решаемые с помощью метода МАИ, являются, как правило, многокритериальными, т.е. определяются несколькими критериями оптимальности. Поэтому применение метода МАИ предусматривает интерпретацию проблемы в виде иерархии или сети, что является содержанием первого этапа применения метода анализа иерархий. В наиболее элементарном виде иерархия строится в виде сети, в вершине которой отмечается главная цель задачи, а на промежуточных уровнях фиксируются критерии выбора главной цели. На самом низком уровне находится, как правило, перечень альтернатив. Особое внимание при применении метода МАИ следует обратить на выработку критериев оценки решаемой задачи. При этом может быть использован аппарат анализа технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
После выработки системы критериев оценки необходимо произвести декомпозицию задачи в иерархию. При этом следует учитывать, что элементы низшего уровня должны быть сравнимыми по своим параметрам с элементами следующего уровня и т.д. вплоть до вершины иерархии. Затем элементы задачи сравниваются попарно, по отношению к их воздействию на общую для них характеристику. Результаты сравнения записываются в матрицу попарных сравнений.
Обязательным условием применения метода МАИ является построение шкалы относительной важности критериев задачи.
В результате выполнения перечисленных процедур определяются так называемые локальные приоритеты по соответствующим критериям, которые берутся за основу при определении общего (глобального) приоритета.
Таким образом, после осуществления выбора оптимального варианта решения конкретной задачи путем поэтапного анализа наиболее важных параметров производится ее решение.
Литература к теме 4
1. Саати, Т. Принятие решений Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.
2. Саати, Т., Керне, К. Аналитическое планирование. Организация систем. - М.: Радио и связь, 1991.
3. Киллен, К . Вопросы управления. - М.: Экономика, 1991.
Исходные данные
1. Нормативы, характеризующие уровень производственных запасов.
2. Параметры системы управления запасами.
3. Модели управления производственными запасами.
План работы
1. Введение.
2. Исследование причин образования производственных запасов.
3. Краткая характеристика основных систем управления запасами.
4. Учет влияния рыночных отношений на формирование определенного уровня производственных запасов.
5. Характеристика методов определения величины производственных запасов.
6. Определение критериев оптимизации и разработка моделей
формирования производственных запасов.
7. Заключение.
Графическая часть
1. Диаграммы, характеризующие структуру производственных
запасов.
2. Схема условий формировании производственных запасов.
3. Укрупненная блок-схема модели оптимизации производственных запасов.
4. Схема организационных факторов формирования производственных запасов.
5. Схема экономических факторов формирования производственных запасов.
Рекомендации по выполнению отдельных разделов
Теоретический анализ изучаемой проблемы следует производить с учетом исследования технических, технологических и организационных факторов формирования производственных запасов транспортного предприятия.
Особое внимание при исследовании причин образования производственных запасов следует обратить на анализ экономических факторов их формирования. Необходимо также проанализировать финансово-экономические условия формирования производственных запасов в различных экономических системах.
Анализ уровня производственных запасов необходимо произвести по данным конкретного транспортного предприятия.
Особое внимание следует обратить на нормативную базу подсистемы управления производственными запасами.
Цель решения задач по оптимизации уровня производственных запасов заключается в установлении минимального уровня незавершенного производства на предприятии.
Большое значение при управлении запасами имеют практические пути решения проблемы оптимизации уровня запасов. Необходима конкретная исходная информация, отражающая реальные условия формирования производственных запасов.
Литература к теме 5
1. Алексеенко, А. Р. Управленческий учет на промышленном предприятии в условиях формирования рыночных отношений. - М.: Экономика, 1994.
2. Гончаров, В. В поисках совершенствования управления производственными запасами. - М.: Экономика, 1993.
3. Бунон, Дж., Кентебер, Э. Научное управление запасами. - М: Наука, 1967.
4. Хедли, Дж., Уайтин, Т. Анализ систем управления запасами — М.: Наука, 1969.
Тема 6: Организация подсистемы мотивации персонала
Мотивация одна из важнейших функций менеджмента, которая заставляет человека действовать и вести себя определенным образом.
К настоящему времени разработано множество различных теорий мотивации, сущность которых заключается в исследовании потребностей людей, их поведения и усилий для достижения своих целей.
Готовность и желание человека выполнить свою работу являются ключевыми факторами успеха функционирования организации.
Имея определенное расположение, желание и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую работу персонифицирует, "очеловечивает", придавая ей уникальный характер. Однако, из этого никак не следует, что им невозможно эффективно управлять. Напротив, если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно, не прибегая к принуждению, требующему постоянного воздействия и контроля, таким образом построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации.
Исходные данные
1. Структура потребностей различных категории персонала.
2. Модели мотивации.
3. Нормативно-справочная информация по подсистеме управления персоналом.
План работы
1. Введение.
2. Исследование факторов мотивации персонала.
3. Анализ теорий мотивации.
4. Принципы стимулирования персонала.
5. Мотивация и формирование стиля управления.
5.1. Анализ различных стилей управления.
5.2. Руководство с использованием системы материального
стимулирования персонала.
6. Разработка рекомендаций по активизации мотивационного по
ведения персонала.
7. Заключение.
Графическая часть
1. Модель мотивации по Маслоу.
2. Схема соотношения групп потребностей в четырех теориях мотивации.
3. Классификация стилей управления.
4. Управленческая решетка менеджера.
Рекомендации по выполнению отдельных разделов
Теоретический анализ проблем мотивации персонала следует провести с использованием зарубежных теорий мотивации. Особое внимание следует обратить на содержание теорий Маслоу, Альдер-фера, Герцберга, Мак-Леланда.
Модель мотивации Маслоу следует изучить по двум направлениям: индивидуальной и групповой мотивации, а также отметить их взаимосвязь.
Необходимо привести в курсовой работе цифровую информацию по структуре потребностей в зависимости от разного уровня доходов.
Изучение принципов стимулирования персонала следует произвести с использованием опыта отечественных и зарубежных транспортных предприятий.
Закончить курсовую работу следует разработкой мероприятии по совершенствованию системы материального стимулирования персонала предприятия.
Литература к теме 6
1. Воропаева, Г. А. Методические рекомендации по оценке мотивации труда. - М: Луч, 1994.
2. Карлофф, Б., Седерберг, С. Вызов лидеров. Пер. со швед. - М.: Дело, 1996.
3. Титова, Н.Е., Федосенко, Л.В. Рынок: интенсивность и мотивация труда. - М.: Луч, 1993.
4. Мерсер, Д.: Управление в самой преуспевающей корпорации мира: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. B.C. Загашвили. - М.: Прогресс, 1991.
5. Эффективный менеджер. - М.: Линк, 1992.-Кн 3: Управление людьми.
Исходные данные
1. Характеристика плоской линейной структуры управления.
2. Параметры многоуровневой линейной структуры.
3. Характеристики линейно-штабной продуктовой структуры.
План работы
1. Введение.
2. Анализ различных видов структур управления.
3. Классификация организационных структур управления.
3.1. Линейные структуры управления.
3.2. Функциональные структуры управления.
3.3. Линейно-функциональные структуры.
3.4. Дивизиональные структуры управления.
4. Исследование факторов, оказывающих влияние на формирование структур управления в рыночных условиях.
5. Проектные и матричные организационные структуры.
6. Венчурные и инновационные внутрифирменные структуры.
7. Разработка предложений по совершенствованию структуры
управления предприятием.
8. Заключение.
Графическая часть
1. Схема плоской линейной структуры управления.
2. Схема многоуровневой системы управления.
3. Линейно-штабная продуктовая структура.
4. Схемы дивизиональных структур.
Рекомендации по выполнению отдельных разделов
Изменения и замены в сфере управленческих структур в деловом мире происходят постоянно. Главными рычагами перемен являются научно-технический прогресс и конкуренция.
В среднем корпорации, фирмы США, Западной Европы и индустриальных стран Востока меняют управленческие структуры каждые 3-5 лет.
Формы, методы и способы реорганизации управленческих структур многообразны. В целом их можно свести к нескольким направлениям.
1) Совершенствование структур за счет их упрощения. Оно осуществляется путем превращения линейных структур в более
плоские за счет сокращения числа уровней управления. Последнее чаще всего достигается путем децентрализации управления, делегирования полномочий на более низкие уровни менеджмента.
Упрощение структуры в корпорациях также осуществляется путем сокращения штабных отделов (или числа их работников), уменьшения количества дивизиональных подразделений или замены сложной структуры более простой. Так, некоторые фирмы, не очень большие, отказываются от матричной структуры из-за ее сложности и переходят на линейно-функциональные.
Понятие "упрощение структуры" в определенной степени зависит от внешних, временных, пространственных условий, в которых работает фирма. То, что для одной фирмы считается простой структурой, для другой может быть сложной.
2) Замена структур механистического типа на адаптивные.
Это наиболее радикальный путь реорганизации структур менеджмента. Его избирают в критические для фирмы моменты, при угрозе ее жизнеспособности. Как отмечалось ранее, для осуществления такой реорганизации нужен сильный лидер с командой.
3) Интегрирование (создание) различных форм органических структур внутри механистической структуры. Это создание венчурных, инновационных отделов, бизнес-центров, бригадных структур, экспертных групп и пр. Современный менеджмент в развитых странах считает такие преобразования первейшим условием обеспечения эффективной деятельности фирмы.
4) Создание конгломератной структуры. Понятие "конгломерат" означает сочетание разнородных элементов. Конгломератную структуру может иметь фирма, если ее отделы построены по разным признакам, например, в одном используется функциональная структура, в другом дивизиональная по территориальному принципу, в третьем матричная и т.д. Однако, чаще всего, конгломератами
являются гигантские корпорации, включающие десятки почти самостоятельных фирм, предприятий. Высшее руководство такой корпораций, как правило, сохраняет за собой функцию управления финансами.
Большинство конгломератов возникает не столько за счет внутреннего роста, сколько за счет слияний и поглощений других фирм.
Руководство конгломерата дает возможность каждой фирме, входящей в его состав, выбрать свою организационную структуру.
В случае неэффективной работы какой-нибудь фирмы ее можно продать без ущерба для организации в целом.
5) Фо