Структура описания процесса. Основные действующие лица процесса. Описание взаимодействия процессов «от стандарта», «от организации»

IDEF0 (подробнее – предыдущий вопрос) - методология функционального моделирования. С помощью наглядного графического языка IDEF0, изучаемая система предстает перед разработчиками и аналитиками в виде набора взаимосвязанных функций (функциональных блоков - в терминах IDEF0). Как правило, моделирование средствами IDEF0 является первым этапом изучения любой системы;

Допустим, мы определились с величиной процесса СМК, и, следовательно, наметили количество процессов СМК в организации.

Далее необходимо построить сеть процессов СМК, другими словами разбить деятельность организации (бизнес - процесс) на составные части (этапы) и увязать их между собой.

Вышеозначенные этапы - это и есть процессы СМК.

Процесс СМК - это не что иное, как "кусок работы", имеющий входы и выходы, или, другими словами, поставщиков и потребителей (внутренних и (или) внешних). В этом важнейшей задачей, стоящей перед создателями СМК, является определение номенклатуры (перечня) процессов СМК.

В первом случае ("от стандарта") каждому пункту ISO 9001:2000 ставится в соответствие определённый процесс СМК. Классификация процессов СМК осуществляется на основе структуры стандарта. Данный подход является лобовым способом трактовки ISO 9001:2000 и отличается простотой и однозначностью. Однако при всей простоте он имеет весьма существенный недостаток, ограничивающий применение подхода "от стандарта", и заключающийся в том, что процессы СМК - пункты стандарта ISO 9001:2000 зачастую с трудом поддаются фактическому рассмотрению, в частности охватывают территориально и во времени разделённые этапы деятельности организации, т. е. представляют собой "чёрные ящики".
В соответствии со стуктурой стандарта процессы СМК в данном случае подразделяются на:

· процессы высшего руководства;

· процессы менеджмента ресурсов;

· процессы жизненного цикла продукции;

· процессы мониторинга, измерения и улучшения СМК.

Выводы:

1. Подход "от стандарта" незаменим при создании "формальной" СМК, базирующейся на ISO 9001:2000. "Формальность" такой СМК не означает её бесполезности в случае грамотного построения системы сбора данных о качестве процессов.

2. При применении данного подхода наиболее простым будет осуществление менеджмента качества в организации путём доведения до администраторов плановых значений показателей качества процессов СМК и "закручивания гаек" внутри "чёрных ящиков".

3. Эффективность подхода "от стандарта"и базирующейся на нём СМК тем выше, чем больше соответствие между оргструктурой и сетью процессов СМК (в идеале каждый процесс должен функционировать в одном подразделении, что на практике трудно осуществимо) и чем проще рассматриваемый бизнес - процесс (простота определяется количеством продуктов, являющимися выходами бизнес - процесса, технической сложностью продуктов, полнотой их жизненного цикла).

Во втором случае ("от организации") построение сети процессов СМК привязано к жизненному циклу продукции.

Процессы СМК выделяются исходя этапов жизненного цикла продукции, организационной структуры, величины процесса СМК. В основе данного подхода лежит утверждение о том, что стандарт ISO 9001:2000 является набором требований, но не процессов. Процессы же определяются и рассматриваются фактически, т.е каждому процессу СМК соответствует последовательность (как правило не разделённая во времени и пространстве), реально совершаемых действий (операций).

Понятно что формализованное описание процессов СМК в этом случае привязано к фактическому, не является самостоятельной задачей и не составляет особого труда.

Главное достоинство подхода "от организации" - совпадение процессов СМК с реальными процессами, функционирующими в организации.

Основной недостаток - трудность переноса (трансляции) требований ISO 9001:2000 в реальные действия, операции, процедуры и демонстрации выполнения требований заинтересованным сторонам. Может возникнуть ситуация, когда требования окажутся выраженными неявно, и потребуется приводить дополнительные разъяснения. Классификация процессов СМК осуществляется исходя из типа их выходов, и в каждом конкретном случае (организации) различна.

В общем же процессы СМК делятся на основные процессы, вспомогательные процессы, процессы управления.

Основные процессы СМК - это, по сути, этапы жизненного цикла продукции; вспомогательные процессы СМК - это процессы обеспечения ресурсами и механизмами; процессы управления СМК - процессы, генерирующие управляющие воздействия.

Выводы:

1. Подход "от организации" предпочтителен при создании СМК соответствующей ISO 9001:2000 в организациях, не имеющей иного, кроме документированной сети процессов СМК описания своей деятельности (стандарты предприятия, рабочие инструкции и тд).

2. Применение подхода "от организации" для иных организаций, в частности для крупных промышленных предприятий, уже имеющих иную документированную СМК, не исключено, однако требует больших усилий со стороны разработчиков СМК и может привести к взаимному дублированию и необходимости полной замены документации СМК в организации.

3. При построении сети процессов СМК с использованием данного способа и выполнении всех требований ISO 9001:2000 СМК будет эффективной.

Наши рекомендации