Анализ эффективности хозяйственной деятельности предприятия
Основным результатом хозяйственной деятельности коммерческого предприятия является сумма полученной прибыли, а ее эффективность - уровень рентабельности.
Задачи анализа прибыли:
- Оценка плана (прогноза) прибыли и выбор наилучшего варианта
- Изучение выполнения плана и динамики
- Выявление и количественное измерение влияния факторов формирования показателей прибыли и оценка ее качества, выявления степени влияния объективных и субъективных факторов
- Изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли
- Выявление резервов роста прибыли
- Разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.
- Анализ влияния на прибыль нарушений договорной, технологической, финансовой дисциплины.
Источники информации: бизнес-план, план экономического и социального развития, формы 1,2,5 баланса предприятия, анализ счетов «прибыли» и «убытки» и т.д.
Показатели прибыли: На единицу продукции, Балансовая, Прибыль от реализации продукции, Прибыль от прочей реализации, Доходы и расходы от внереализационных операций (Доходы и расходы по ценным бумагам, от участия в совместных предприятиях, штрафы, пени, неустойки полученные и уплаченные, Прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в текущем году, Поступления долгов и дебиторской задолженности, Поступления от других предприятий и организаций в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения), Налогоооблагаемая, Чистая
При сравнении прибыли базового и отчетного года необходимо обеспечить сопоставимость показателей. Для этого корректируются цены и условия в сопоставимых периодах.
Индекс роста цен на продукцию определяется по формуле
Iц=∑К1Ц1/∑К1Цо,
где К – количество продукции каждого вида соответственно в базовом(0) и отчетном (1) периодах, а Ц – цены на соответствующий вид продукции в эти же периоды.
На данный индекс можно умножить прибыль от реализации базового периода.
При изучении динамики роста прибыли, анализируют абсолютные и относительные отклонения, а также темы роста по всем показателям, перечисленным выше. Если предприятия включает несколько обособленных подразделений, то анализ производится по каждому в отдельности, а потом проводится сравнение.
Так как основная часть прибыли получается от реализации продукции, то в первую очередь анализируют ее по основным факторам первого уровня: за счет изменения цен, влияние объема продаж, за счет структуры ассортимента, за счет изменения себестоимости. Это можно сделать методом цепных подстановок.
Аналогичный анализ проводят отдельно по основным видам продукции или ассортиментным группам. Выявляются причины изменения объема продаж, цен, себестоимости и их влияние на прибыль.
Отдельно анализируется влияние на цену качества, состояния рынков сбыта, инфляции.
Прибыль от прочих видов деятельности анализируется по причинам: в связи с участием предприятия в совместных предприятиях или совместной деятельности, сдачи в аренду земли, основных средств, от полученных и выплаченных штрафов и неустоек, убытков от списания безнадежных долгов, стихийных бедствий, доходов по акциям, облигациям, депозитам. Очень часто причиной изменения этих показателей служит плохая дисциплина и низкий уровень квалификации исполнителей. Не предъявленные претензии поставщикам, неполученная задолженность, выявление прибылей и убытков предыдущих лет – как правило, являются результатом плохо налаженной аналитической работы бухгалтерии. Недостаточная квалификация работников финансовых отделов, их личные качества могут повлиять на результаты работы с ценными бумагами и денежными средствами.
При расчете резервов роста прибыли определяют отдельно по каждому виду изделий резервы роста цен, количества продаж, снижения себестоимости, далее рассчитывают резерв увеличения прибыли:
• за счет увеличения объема продаж – резерв роста объема умножаем на фактическую прибыль на единицу продукции
• за счет снижения себестоимости – резерв снижения себестоимости умножаем на возможный объем продаж
• за счет роста цен, например за счет качества – изменение удельного веса каждого сорта умножаем на отпускную цену каждого сорта и возможный объем продаж.
В последнее время для перспективного анализа используют методику анализа маржинальной прибыли, построенной по методу директ-костинг, суть которой сводится к деления издержек на переменную и постоянную части с анализом влияния каждой из этих частей в отдельности на прибыль. Исходят из предположения, что факторы, влияющие на каждую часть независимы друг от друга и анализируются отдельно.
Для этой цели используют маржинальную прибыль = объем реализации – переменные издержки = прибыль + постоянные издержки.
Факторный анализ производят аналогично обычному анализу прибыли, но результаты по отдельный факторам, как правило, существенно различаются. Маржинальный анализ используется для определения оптимального плана и структуры производства, развития технологии и техники производства. Этот анализ позволяет быстро выявить возможные продажи ниже себестоимости, приносящие прибыль, наиболее оптимальное для покупки оборудование, обосновать выбор комплектующих.
Прежде всего, рассчитывают аналитическим или графическим методами безубыточный объем продаж, зону безопасности и объем продаж, обеспечивающий необходимую сумму прибыли.
Зона безопасности – запас финансовой прочности - это разница между фактическим и критическим объемом продаж, деленная на критический объем (точку безубыточности).
Эти показатели являются основой для проведения анализа. Эти расчеты как правило просты и позволяют быстро отсеивать неэффективные варианты.
С точки зрения эффективного использования капитала отдельно можно провести анализ специфических факторов, влияющих на формирование прибыли, например леверидж или выбор учетной политики.
Леверидж – рычаг, т.е. фактор, незначительное изменение которого может привести к весьма значительному изменению результата, потенциальная возможность влиять на прибыль путем определенного изменения соотношения некоторых факторов. Он бывает производственный и финансовый.
Под производственным левериджем понимают потенциальную возможность влияния на формирование прибыли от реализации путем изменения структуры себестоимости под воздействием изменения объема продаж (так как существенно меняется соотношение условно-переменных и условно-постоянных расходов, что приводит к изменению чувствительности прибыли от реализации к изменению объема реализованной продукции. Например, у предприятия с очень высоким уровнем условно-постоянных расходов даже незначительное падение объемов продаж может привести к убыткам.
Финансовый леверидж – влияние на формирование прибыли путем изменения объема и структуры долгосрочных ссуд и займов. Чем больше величина займов, тем больше процентов по ним выплачивается. Уровень финансового левериджа измеряют соотношением темпа прироста чистой прибыли и темпа прироста балансовой прибыли.
Если рентабельность продукции предприятия выше, чем выплачиваемые проценту по кредитам, то предприятию выгодно брать кредиты, в противном случае – это ведет к убыткам.
Весьма существенное значение на уровень прибыли может оказать выбор учетной политики предприятия. Здесь можно выделить следующие способы регулирования:
• Использование метода ускоренной амортизации, или различных методов оценки и начисления амортизации
• применение различных методов оценки производственных запасов (лифо, фифо, средних цен, фактических цен)
• регулирование способа оценки НЗП по себестоимости прямых затрат, по стоимости сырья и полуфабрикатов, по полной фактической стоимости
• использование различных методов признания факта реализации - по отгрузке или по оплате.
• выбор метода налогообложения (обычное, упрощенное)
При попытке изменения учетной политики необходимо сделать детальный анализ путем расчета результатов хозяйственной деятельности на планируемый период по нескольким вариантам учетной политики.
При анализе рентабельности можно получить более полную характеристику деятельности предприятия, т.к. показывается соотношение прибыль с затратами. Но существует много показателей рентабельности.
Чаще всего определяют:
• рентабельность издержек (расчетная) = чистая прибыль / суммарные издержки
• рентабельность продукции (или по отдельным видам деятельности) = прибыль от реализации / затраты на производство.
• рентабельность продаж(удельная) = прибыль от реализации / выручку(товарооборот)
• рентабельность капитала = балансовая прибыль (чистая)/ сумму капитала или отдельных его составляющих (основного, оборотного, заемного, собственного и т.п.)
• рентабельность инвестиций (индекс доходности)= балансовая прибыль (чистая)/ инвестированный капитал
На рентабельность оказывают влияние те же факторы, что и на прибыль, поэтому факторный анализ можно провести аналогично методом цепных подстановок, постепенно заменяя плановые значения фактическими и находя отклонения предыдущей условной рентабельности к вновь рассчитанной. Аналогичный расчет выполняется по основным видам продукции или ассортиментным группам.
56 Анализ кредитоспособности предприятия.
Кредитоспособность – возможность получения и своевременного возврата кредита. Такой анализ обычно проводит банк- потенциальный кредитор.
На первом этапе анализа кредитоспособности изучается диагностическая информация о клиенте, в состав которой входят аккуратность оплаты счетов, тенденции развития предприятия, мотивы обращения за ссудой, состав и размер долгов предприятия.
Изучается состав активов предприятия для определения возможности залога.
Второй этап – оценка финансового состояния заемщика, его устойчивости. Здесь учитываются: уровень платежеспособности, рентабельности производства, коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, эффект финансового рычага, наличие собственного оборотного капитала, стабильность выполнения производственных планов, удельный вес задолженности по кредита в валовом доходе, темпов роста валовой продукции с темпами роста кредитов, суммы и сроки просроченной задолженности по кредитам.
Оценка показателей может осуществляться экспертным путем работником банка или специалистом. Расчетное значение степени риска определяется как среднее арифметическое по всем оцененным показателям. Если предприятие относится к 1 классу, то это не кредитоспособное предприятие, кредит которому может быть дан только под очень высокий процент и на особых условиях. Иногда используется многомерный сравнительный анализ различных предприятий по комплексу экономических показателей.
Кредит имеет смысл выдавать только при условии эффективного его использования, что характеризуется эффектом финансового рычага, который показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия.
Он возникает только в том случае, когда рентабельность капитала выше ссудного процента.
ЭФР=(R ик (1-НП) -СП) ЗК/СК,
где R ик = БП/(СК+ЗК) – рентабельность инвестированного капитала
НП – коэффициент налогообложения (отношение суммы налогов к сумме прибыли)
БП – прибыль до налогообложения (балансовая)
СП –ссудный процент (процент за кредит) или при большом количестве разнообразной кредиторской задолженности – отношение суммы процентов за кредиты к среднегодовой сумме долговых обязательств предприятия.
ЗК – заемный капитал, СК – собственный капитал.
При оценке платежеспособности и кредитоспособности предприятия нужно учитывать, что промежуточный коэффициент ликвидности не должен опускаться ниже 0,5, а общий – 1,5. При общем коэффициенте ликвидности меньше 1 предприятие относят к 1 классу, при 1-1,5 – ко 2, при более высоком – 3. По уровню рентабельности к 1 классу относят предприятия с рентабельностью до 25%, ко 2 – 25-30%, в 3 – свыше 30%. И так по каждому показателю.
Анализируется платежеспособность предприятия путем анализа взаимосвязи актива и пассива баланса, на основе характеристики ликвидности текущих активов.
Основной капитал | Собственный основной капитал и долгосрочные кредиты | Постоянный капитал |
Текущие активы | Постоянная часть | Собственный оборотный капитал |
Переменная часть | Краткосрочный заемный капитал |
Под платежеспособностью понимается его способность своевременно производить платежи по своим обязательствам. Так как для такого анализа необходима дополнительная информация аналитического учета со сроками погашения задолженности, то для внешнего анализа используется показатель ликвидности, который показывает способность (готовность и скорость) предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства за счет быстрого превращения текущих активов в денежные средства.
Для такого расчета используются только данные баланса. Потеря ликвидности означает неспособность предприятия получить выгодные сделки, кредиты, понижение доходности, потерю контроля, потерю капитальных вложений.
• Текущая ликвидность (общий коэффициент покрытия) – отношение текущих активов (без расходов будущих периодов) к текущим пассивам. Он измеряет поле безопасности для покрытия любого возможного обесценения текущих активов, т.е. гарантия для производственных рисков. Теоретически считается достаточным его значение 2-2,5 (однако он зависит от формы расчетов, скорости оборачиваемости, продолжительности производственного цикла), но больше 1.
• Коэффициент критической ликвидности (быстрой) = отношение денежных средств, легкореализуемых ценных бумаг и дебиторской задолженности к сумме текущих пассивов = (0,7-0,8).
• Коэффициент абсолютной ликвидности = деньги + легкореализуемые ценные бумаги / текущим пассивам = 0,2-0,25
Для более детального анализа проводят факторный анализ ликвидности, так как эти расчеты проводятся на конкретную дату и могут сильно меняться в зависимости от ситуации с текущими платежами.
Логистические системы
Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Элемент системы – часть системы, условно не расчленяемая на составные части. Одна из возможных классификаций систем приведена в табл.
Таблица
Классификация систем
Признак классификации | Вид систем |
Сложность | Простая, сложная, большая |
Изменение во времени | Статическая, динамическая |
Взаимосвязь с окружающей средой | Закрытая, открытая |
Предвидение развития | Детерминированная, стохастическая |
Реакция на изменение окружающей среды | Адаптивная, неадаптивная |
Следует различать сложные и большие системы. Сложная система – система с разветвленной структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющих разные по своему типу связи, способная сохранять частичную работоспособность при отказе отдельных элементов (свойство робастности). Большая система – сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков: наличие подсистем, имеющих собственное целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению всей системы; большое число разнообразных связей (материальных, информационных, энергетических и т.п.); внешние связи с другими системами; наличие в системе элементов самоорганизации.
Существуют следующие четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.
1. Целостность и членимость. Системой является целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, но в целях анализа система может быть условно разделена на отдельные элементы.
2. Интегративные качества (эмерджентность) – качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности.
3. Связи– это то, что соединяет объекты и свойства в системном процессе в целое. Между элементами системы существуют связи, которые определяют интегративные качества системы. Связи между элементами системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой.
4. Организация –это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, определенная структура связей между элементами системы.
Логистическая система – это динамическая, открытая, стохастическая, адаптивная сложная или большая система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции (ЛФ), например, промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. ЛС, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель ЛС – доставка товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном (заданном) уровне издержек.
Микрологистические системы – это подсистемы, структурные составляющие макрологистических систем. Они связаны с определенным предприятием и предназначены для управления потоками в процессе производства, снабжения и сбыта. В зависимости от целей ЛС и от степени охвата базисных ЛО различают следующие виды микрологистических систем:
· внутрипроизводственные ЛС оптимизируют управление МП в пределах технологического цикла производства продукции (снижение запасов МР и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, управление запасами МР, оптимизация работы технологического транспорта);
· внешние ЛСрешают задачи, связанные с управлением потоков от их источников к пунктам назначения вне производственного технологического цикла. Это снабженческие и распределительные задачи, такие как рационализация движения МР и ГП в товаропроводящих цепях, сокращение времени доставки МР и ГП и времени выполнения заказов потребителей, транспортировка, складирование, грузопереработка, согласование целей поставщиков, посредников и потребителей;
· интегрированные ЛС включают в качестве элементов внутрипроизводственные и внешние логистические системы.
Макрологистическая система –крупная система управления МП, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных районах, регионах страны или в разных странах. Цели макрологистических систем могут отличаться от целей микрологистическихсистем, т. е. быть экологическими, социальными или политическими, а не связанными с извлечением прибыли. Макрологистические системы различают:
· по признаку административно-территориального деления страны (районные, межрайонные, городские, областные и краевые, региональные и межрегиональные; республиканские и межреспубликанские;
· по объектно-функциональному признаку (для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведомственные, межотраслевые, военные и т.д.).
Рассмотрим свойства системы в применении к ЛС.
Целостность и членимость. ЛС имеет свойство целостности. Это означает, что ЛС может быть выделена из своего окружения как единый объект, который имеет собственные цели функционирования, развития, конечный результат деятельности. С другой стороны ЛС может быть разделена на отдельные элементы. Элементами ЛС на макроуровне, т.е. при прохождении МП от предприятия к предприятию, являются сами эти предприятия (поставщик и потребитель) и связывающий их транспорт. Если отдельные элементы ЛС рассматриваются как система, то их называют подсистемами. Элементами ЛС на микроуровне являются подразделения, службы предприятия.
Связи. В макрологистических системах связи между отдельными элементами устанавливаются на основе товарно-денежных отношений, оформленных в виде договора. Внутри микрологистической системы элементы связаны внутрипроизводственными отношениями, т. е. основа связей бестоварная, организационная.
Организация. Связи между элементами упорядочены различными законодательными, нормативными документами, положениями, должностными инструкциями.
Интегративные качества. Только ЛС в целом может поставлять товар, выполнив все требования поставки, а также приспосабливаться (адаптироваться) к изменяющимся условиям внешней среды. Отдельные элементы ЛС самостоятельно не могут решать подобные задачи.
58Логистика, ее задачи, критерии эффективности в логистике.
Логистика – это научное учение о планировании, управлении и наблюдении потоков в материальных моделях, энергетических и информационных системах.
Объектом ее изучения являются материальные и связанные с ними информационные и финансовые потоковые процессы. Деятельность в области логистики включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и т.д.
Целью логистики является доставка грузов “точно в срок“ при минимальных затратах, трудовых и материальных ресурсов.
Для выполнения этой цели оптимизируют величины 6 основных показателей: груз, качество, количество, время затраты и пункт назначения.
Для этого оптимизируют материальные потоки, осуществляют комплекс мероприятий по рационализации товаров и упаковки, унификации грузовых единиц, в том числе пакетизации и контейнеризации перевозок, формируют эффективную систему складирования, оптимизируют величины заказов и уровни запасов, планируют наивыгоднейшие маршруты перемещения грузов на складских объектах предприятий и за их пределами на магистральном транспорте.
Т.О. методы логистики используются для решения задач:
• создание системы оптимальных пропорций между объемами производства, складирования и перевозок;
• снижение затрат и издержек от лавинообразного роста потерь при сбоях и простоях;
• установление целесообразного уровня кооперации в системе собственно производства, хранения и перевозок;
• внедрение рациональной структуры потоков управленческой информации без запаздывания по отношению к производственному процессу.
По экспертным оценкам ученых и специалистов, широкое применение методов логистического управления позволяет достигнуть следующих результатов, характеризующих ее экономическую эффективность:
• Сократить время движения продукции на 25-30%.
• Снизить уровень запасов продукции у потребителя в 30-50%.
• Обеспечить комплексный учет всех затрат по завозу и вывозу грузов, а не только перевозочных тарифов, которые составляют лишь часть совокупных затрат на передвижение продукции.
• Повысить уровень транспортного обслуживания, что достигается не только и не столько улучшением работы транспортных подразделений, сколько слаженным выполнением комплекса работ по снабжению, сбыту и перевозкам продукции.