Система обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия

Показатели Характеристика Способ расчета
I. Производительность труда
1. Выработка Отражает количество продук­ции, произведенной в единицу рабочего времени или прихо­дящееся на одного среднесписочного работника в месяц, квартал, год Отношение количества произведенной продук­ции к затратам рабочего времени на производство этой продукции
2. Трудоемкость Величина, обратная выработке, характеризует затраты труда на производство единицы про­дукции Отношение затрат труда к объему продукции
II. Показатели использования основных фондов
1. Фондоотдача Отражает количество произве­денной продукции в расчете на 1 руб. основных производст­венных фондов Отношение годового объема реализованной продукции к среднегодо­вой стоимости основных производственных фон­дов
2. Фондоемкость Показатель, обратный фондоотдаче. Отражает стоимость основных производственных фондов в расчете на 1 руб. реализованной продукции Отношение среднегодо­вой стоимости основных производственных фон­дов к годовому объему реализованной продук­ции
3. Фондовоору­женность труда Характеризует оснащенность работников предприятия ос­новными производственными фондами Отношение среднегодо­вой стоимости основных производственных фон­дов к среднесписочной численности работников.
4. Коэффициент интенсивности использования оборудования Характеризует эффективность использования оборудования Отношение фактического объема выпущенной про­дукции к установленной производственной мощ­ности оборудования (пропускной способно­сти)
III. Показатели использования оборотных средств
1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств Показывает, сколько оборо­тов совершили оборотные средства за анализируемый период (квартал, полугодие, год) Отношение объема реали­зованной продукции за отчетный период к средне­му остатку . оборотных средств за этот же период
2. Коэффициент закрепления обо­ротных средств Показатель, обратный коэф­фициенту оборачиваемости оборотных средств. Характе­ризует сумму оборотных средств, приходящихся на 1 руб. выручки от реализации Отношение среднего остат­ка оборотных средств за отчетный период к объему реализации за этот же пе­риод
3. Длительность одного оборота Показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции Число дней в отчетном периоде, деленное на ко­эффициент оборачиваемо­сти оборотных средств
4. Материалоем-кость продукции Характеризует суммарный расход всех материальных ресурсов на производство единицы продукции Отношение суммы матери­альных затрат, включенных в себестоимость реализо­ванной продукции, к ее объему
5. Материалоот-дача Показатель, обратный материалоемкости продукции. Отражает количество произ­веденной продукции в расче­те на 1 руб. материальных ресурсов Отношение объема реали­зованной продукции к сумме материальных затрат
IV. Показатели рентабельности
1. Рентабельность продукции Эффективность затрат, про­изведенных предприятием на производство и реализацию продукции Отношение прибыли от реализации продукции к сумме затрат на производ­ство и реализацию продук­ции
2. Рентабельность производства об­щая Характеризует прибыльность (убыточность) производст­венной деятельности пред­приятия за определенный период времени (год, квар­тал) Отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных про­изводственных фондов и нормируемых оборотных средств
3. Рентабельность продаж (оборота) Показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной про­дукции Отношение прибыли к средней за период величи­не чистых активов
4. Рентабельность имущества пред­приятия Показывает, какую прибыль получает предприятие с каж­дого рубля, вложенного в активы Отношение чистой прибы­ли к средней за период величине чистых активов
5. Рентабельность собственного ка­питала Показывает эффективность использования средств, при­надлежащих v собственникам предприятия. Служит основ­ным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже Отношение чистой прибы­ли к средней за период величине собственного


Билет 26 Внешнеэкономическая деятельность предприятия.

ВЭД – представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей, отличие ВЭД предприятия от внутрихозяйственной деятельности заключается в том что ВЭД осуществляется на валютной основе и регулируется специальными мерами государства. На ВЭД предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен а т.ж правовая система собственной страны и правовые системы стран в которых предприятие осуществляет ВЭД. Основным направления ВЭД в большинстве стран является внешнеторговая деятельность – обмен произведенной продукции, работ, услуг между участниками ВЭД путем проведения различного рода внешнеторговых операций. Завершением данных операций являются коммерческие внешнеторговые сделки. Внешнеторговые операции классифицируются на: экспорт, импорт, реэкспорт и реимпорт.

Экспорт – это продажа и вывоз за границу продукции, товаров, иного имущества, работ и услуг иностранным покупателям.

Импорт – это покупка и ввоз иностранных товаров у иностранных поставщиков для реализации их на внутреннем рынке.

Реэкспорт – это вывоз за границу ранее ввезенных товаров не подвергнувшихся в реэкспортируемой стране ни какой переработки.

Реимпорт – это предполагает ввоз из за границы ранее вывезенных товаров не подвергнувшихся там переработке.

Исходя из внешнеторговых операций выделяют: операции купле-продаже товаров, операции купле-продаже услуг, операции купле-продаже научно-технической продукции.

Купля-продажа товаров включает в себя куплю-продажу продовольственных и не продовольственных товаров, куплю-продажу машин, оборудования и т.д.

Купля-продажа услуг включает: оказание производственно-технических услуг (инжиниринг), арендные операции (в том числе лизинг), оказание социальных услуг (международный туризм), операции купли-продажи информации и оказание консультативных услуг (юридические, бухгалтерские, консалтинговые), транспортно-экспедиторские и транспортные услуги, услуги в сфере страхования, банковские и т.д.

Широкое распространение и торговля через торговые дома, международные товарные биржи. Формами международной торговлей состязательного типа выступают аукционная торговля и торги. На ряду с обычными экспортно-импортноми организациями в практике ВЭД широкое распространение получила встречная компенсационная торговля. Встречная торговля – это внешнеторговые операции при которых в контрактах фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товара. Встречные внешнеторговые операции подразделяются на:

1. Товарообменные операции на безвалютной основе, они предполагают оплату поставок продукции в натуральной форме.

2. Торговые компенсационные операции на денежной основе.

3. Промышленные компенсационные операции, где предполагается поставка оборудования для сооружения объектов, которые будут оплачиваться встречными поставками товаров производимых с его помощью.

В свою очередь товарообменные операции на без валютной основе деляться на:

1. Бартерные операции когда производиться обмен 2-х товаров, оформленные 1 контрактом на основе одних цен.

2. Прямую компенсацию, которая предполагает обмен не 2-я, а несколькими товарами в течении определенного периода времени.

исходя из времени осуществления товарообменные сделки м.б краткосрочными и длительными сроком исполнения. Встречные компенсационные операции на денежной основе делятся на: краткосрочную компенсацию, авансовые закупки.

ВЭД включает в себя т.ж вывоз капитала за границу в различных формах, а именно в форме ссудного капитала и в предпринимательской форме. Вывоз ссудного капитала осуществляется в виде внешних займов, кредитования внешнеторговых поставок и вкладов и иностранные банки. Предпринимательский капитал в свою очередь может выступать в виде:

1. Портфельных инвестиций, реализуется путем покупки ценных бумаг. (не более 25%).

2. Прямых инвестиций образование собственных компаний, а т.ж вложения в иностранные предприятия (не более 25% уставного капитала).

Инвестиционная и инновационная политика предприятия.

Инвестиции – это долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются основой для обеспечения расширенного воспроизводства на предприятии., повышение качества продукции, создание новых рабочих мест, ускорение НТП (научно-технического прогресса) и сбалансированного развития отраслей народного хозяйства. Инвестициями принято считать все виды материальных и интеллектуальных ценностей вкладываемых в предпринимательскую деятельность (предприятия, сооружения, ноу-хау).

Инвестиции и кап.вложения понятия разные. Кап.вложения более узкое понятие и связано с затратами на новое строительство, расширение, реконструкцию, приобретения оборудования. Инвестиционная политика предприятия определяется как совокупность стратегических управленческих решений касающихся способов привлечения и расходования ресурсов на инвестиционные цели.

Характеристика основных типов и направлений инвестиционной стратеги базируется на классификациях источников инвестиций и направлений инвестиционной активности. Каждый из возможных источников финансирования инвестиционной деятельности имеет свои особенности, обусловливающие его привлекательность или не привлекательность для предприятия.

Критериями привлекательности выступают: потенциальная емкость источника, экономическая эффективность использования и уровень риска пользования источником.

Для привлечения инвестиций на предприятии разрабатывают бизнес-план.

Инновационная деятельность – это процесс направленный на внедрение результатов научных исследований и разработок в предпринимательскую деятельность. Этот процесс может идти по следующим направлениям:

1. Модернизация выпускаемой продукции и освоение новых видов продукции.

2. Внедрение в производство новых прогрессивных технологий, оборудования, материалов.

3. Внедрение в производство и управления информационными технологиями.

4. Применение новых методов и средств организации производства, труда и управления.

В общем виде инновационный процесс состоит из 4 этапов:

1. Проведение фундаментальных научных исследований и получения изобретения.

2. Осуществляются исследования прикладного характера.

3. Экспериментальные разработки.

4. Запуск производства нововведения.

Инвестиционная и инновационная политика предприятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.к реализация нововведений обязательно предполагает определении источников их финансирования т.е часть инвестиционных ресурсов направляется на инновации. На развития инновационных процессов на предприятии оказывают влияние экономические, технологические, социальные и правовые факторы. Одним из факторов определяющих инновационную активность предприятия является гос.поддержка инновационной деятельности. основными направлениями инновационной политики РФ принято считать:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности.

2. Развития инфраструктуры инновационного процесса.

3. Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности.

4. Развития малого инновационного предпринимательства.

Наши рекомендации