Основные задачи управления качеством продукции

(1вариант ответа)
Основными задачами управления качеством являются:
- изучение рынка сбыта;
- изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции;
- разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства;
- сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции. Процесс управления качеством продукции состоит из следующих операций:
- разработка программы управления, планирования и повышения качества продукции;
- сбор и анализ информации о любом объекте, влияющем на качество;
- выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект;
- выдача управленческих решений;
- анализ информации об изменениях качества объекта, которые вызваны управленческими воздействиями.
Управление качеством опирается на следующие взаимосвязанные категории: объект, субъект, цели, стратегия, тактика, политика в области качества, функции, принцип, вид, тип критериев, методы, средства и т. д.
Сущность управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенный объект управления.
При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они создаются и протекают на допроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.
Выработка управляющих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления.
Иногда в качестве объекта управления выступает конкурентоспособность, технический уровень или другой показатель.
Субъект управления — управляющие органы всех уровней и ответственные лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.
Цель управления качеством — это обеспечение выпуска продукции, отвечающей заданным требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребителя и требований безопасности и экологичности продукции

(2вариант ответа)Основные задачи и цели управления качеством продукции

1)систематическое приведение уровня качества продукции к существующим, зарождающимся или прогнозируемым потребностям рынка, а также целенаправленное воздействие на развитие потребностей; 2)обеспечение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках; 3) определение заданий по модернизации выпускаемой продукции и созданию новых видов продукции; 4)определение состава целевых программ качества.

104) Понятие себестоимость продукции . Классификация затрат предприятия. Смета затрат на производство
Себестоимость продукции - это денежное выражение непосредственных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления.Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на нашем предприятии были организованны нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним из факторов формирования ассортимента. Кроме того, себестоимость составляет часть стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия (фирмы), поэтому себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно, для увеличения прибыли необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат.

Классификация затрат предприятия
Понятие и классификация затрат предприятия в настоящий момент играют немаловажную роль в его деятельности. Издержки, которые напрямую связаны с производством, а также сбытом готовой продукции могут считаться затратами или активами. Затраты - это издержки, которые не несут в будущем экономической выгоды. Понятие затрат и их классификация используется на всех уровнях управления, равно как и происходит формирование себестоимости продукции, а также постоянно определяются все источники финансирования. Классификация затрат предприятия происходит по 3 признакам. Первый - расходы, которые тесно связаны с извлечением прибыли. Сюда входят затраты не только на производство, но и на реализацию услуг, работ, продукции, а также инвестиции. Затратами на реализацию и производство различной продукции называются расходы, которые напрямую связаны с созданием товара, а после его продажи предприятие придет к финансовому результату в виде убытка или прибыли. Инвестиции - это не что иное, как капитальные вложения, их целью является максимальное расширение объемов производства и, конечно же, извлечение доходов на фондовых и финансовых рынках. Вторая группа - расходы, которые не связаны с извлечением какой бы то ни было прибыли. Речь идет о расходах на социальную поддержку сотрудников, потребление, благотворительность и прочие гуманитарные цели. Третья группа - расходы принудительные. Речь идет о налоговых платежах и налогах. отчислениях на социальное страхование, экономических санкциях и так далее. Во время составления Отчета о убытках и прибылях классификация затрат предприятия выглядит таким образом: - расходы по обычным видам деятельности. Они связаны сначала с изготовлением, а потом и продажей продукции, продажей и приобретением различных товаров. Кроме того, к ним относятся расходы, которые осуществляются во время оказания всевозможных услуг и выполнения работ. - операционные расходы. Данная группа связана с предоставлением во временное пользование за определенную плату активов предприятия, прав, которые возникают из патентов и прочей интеллектуальной собственности. Сюда входят расходы, которые связаны с участием в различных уставных капиталах прочих организаций, а также проценты, выплачиваемые предприятием за то, что ей в пользование были предоставлены денежные средства. - внереализационные расходы. К ним относятся пени, штрафы, неустойки за разные нарушения условий договоров, курсовые разницы, убытки за прошлые года и так далее. - чрезвычайные расходы. Они являются последствиями стихийного бедствия, аварии пожара и прочих чрезвычайных обстоятельств. Классификация затрат предприятия на производство его продукции, а также ее реализацию такова: - материальные затраты; -затраты, которые тесно связаны с управлением всем процессом производства; - затраты на то, чтобы оплачивать труд; - стоимость внеоборотных активов, которые были использованы в процессе производства. Классификация затрат предприятия по отношению к общему объему производства делит их на постоянные (их величина никак не зависит от объемов производства) и переменные (затраты на материалы, топливо, сырье, энергию, обслуживание и ремонт оборудования). Последние затраты напрямую зависят от роста выпуска продукции. Существует и классификация затрат предприятия по тому, как они отнесены на себестоимость объектов. В данном случае речь идет о прямых и косвенных затратах. Последние затраты никак нельзя соотнести в тем или иным видом изделий, в отличие от первой группы. Бывают также и такие затраты, как комплексные и элементарные расходы. Элементарные представляют собой целую совокупность расходов, не учитывающую где они возникли. А комплексные точно показывают на место возникновения, а также причину. -

Смета затрат на производство
Смета затрат на производство, план предстоящих расходов (по элементам) предприятия (объединения) в денежном выражении на всю его производственную программу определенного календарного периода. В смете затрат на производство расходы группируются по следующим элементам: сырье и основные материалы (за вычетом отходов), в т. ч. покупные изделия и полуфабрикаты; вспомогательные и пр. материалы; топливо со стороны; энергия всех видов со стороны; заработная плата основная и дополнительная; отчисления на социальное страхование; амортизация основных фондов; прочие денежные расходы. Все эти элементы взяты в максимально допустимых при данных уровнях техники и организации производства размерах, рассчитанных по передовым нормам и действующим на начало планового периода оптовым ценам.
Смета затрат на производство обеспечивает увязку плана себестоимости продукции с производственной программой, планами развития и внедрения новой техники, материально-технического снабжения и сбыта продукции, планом по труду, а также финансовым планом. Так, приведенные в смете затрат на производство материальные затраты должны соответствовать расходу сырья, материалов, топлива и энергии, предусмотренному в плане материально-технического снабжения; сумма амортизации — данным расчета о составе и движении основных фондов; размер фонда заработной платы — плану по труду и т. д. На основе сметы затрат на производство определяется себестоимость валовой продукции, а также фабрично-заводская и полная себестоимость товарной продукции. При исчислении себестоимости валовой продукции общую сумму приведенных в смете затрат уменьшают на величину расходов, не включаемых в валовую продукцию (стоимость работ и услуг на сторону и др.). Для определения фабрично-заводской себестоимости товарной продукции сумму затрат на производство валовой продукции корректируют на изменение остатков незавершенного производства, полуфабрикатов собственной выработки, расходов будущих периодов и резерва предстоящих платежей. Полная себестоимость товарной продукции состоит из фабрично-заводской себестоимости и операционных расходов. Данные сметы затрат на производство используются также при составлении финансового плана — для определения объема реализации продукции, норматива оборотных средств, источников финансирования капитального строительства и капитального ремонта (в части амортизационных отчислении).

105) Факторы обеспечивающие снижения себестоимости продукции

Обеспечьте производственному процессу бесперебойное и непрерывное функционирование. Только постоянное обновление продукцию, освоение новых технологий, автоматизация производственного процесса и другие составляющие дадут возможность не только совершенствовать процесс создания продукции, но и снизить ее себестоимость.

Расширьте специализацию или увеличьте объемы продаж. У тех предприятий, что производят продукцию партиями, себестоимость готового товара ниже, чем у тех, кто производит товар поштучно.

Увеличьте производительность труда рабочих. Этого можно достичь, замотивировав сотрудников как моральными, так и материальными стимулами. Производительность труда можно увеличить и за счет автоматизации производства. Большая производительность приведет к минимальным затратам на единицу товара, а соответственно, и к снижению себестоимости.

В условиях рыночной экономики роль и значение снижения себестоимости продукции резко возрастает, поскольку это позволяет:

  • увеличить прибыль, остающуюся в распоряжении предприя­тия, а следовательно, создать возможности не только для просто­го, но и для расширенного воспроизводства
  • улучшить материальное стимулирование работников, лучше решать социальные задачи
  • улучшить финансовое состояние предприятия
  • снизить цены на свою продукцию, тем самым повысить ее конкурентоспособность и увеличить долю на рынке сбыта
  • в акционерных обществах увеличить выплаты дивидендов и повысить их ставки

Снижение себестоимости зависит от целого ряда факторов, ко­торые можно условно разделить на две группы: внутри- и внепроизводственные. К внутрипроизводственным относятся факторы, на которые предприятие может оказать воздействие в процессе уп­равления; прежде всего, это применение передовой техники и тех­нологии, улучшение организации производства и труда, мотива­ция высокопроизводительного труда и т. п.

Внепроизводственными являются факторы, на которые пред­приятие не может оказать непосредственное влияние: цены на сы­рье, тарифы на топливо и электроэнергию, ставки налогов и от­числений,природные условия и тд

106)понятие прибыли и доходов предприятия

При́быль — положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг.
Выделяют следующие виды прибыли:

1.валовая прибыль предприятия, которая включает в себя прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от внереализационных операций и прибыль от реализации имущества (активов) предприятия.

2.налогооблагаемая прибыль – валовая прибыль уменьшенная на величину затрат по налогу на доходы и налога на недвижимость с учетом льготирования.

3.чистая прибыль предприятия – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, т.е. после вычета из валовой прибыли налогов и сборов.

*Доход - это средства, получаемые в результате всех видов деятель­ности организации (предприятия), использования авансированного ка­питала и рабочей силы.

Доходы организации (предприятия) - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации[1]; от обычных видов деятельности - это выручка от продажи продукции, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг; увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала этого предприятия.

107)Понятие и основные виды рентабельности

Рента́бельность (от нем. rentabel[1] — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах


Рентабельность характеризует отношение (процентный уровень) прибыли к авансированному капиталу или его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов или их элементов. Показатель рентабельности отражает, какая сумма прибыли получена организацией на каждый рубль капитала, активов, доходов, расходов и т. д.

В большинстве случаев рентабельность прибыли рассчитывается для того, чтобы определить эффективность работы предприятий. В процессе проведения аналитических мероприятий досконально изучаются все показатели организации, так или иначе влияющие на получение ею дохода. В экономике различают несколько видов рентабельности:

- от долгосрочных вложений в различные финансовые проекты. Рассчитывается для определения доходности таких инвестиций;

- от реализации продукции. Её показатель напрямую зависит от общего объёма товарооборота за отчётный месяц и всех понесённых расходов, которые напрямую связаны с производством и реализацией продукции. Повлиять на величину чистого дохода смогут любые отклонения этих показателей в ту или иную сторону;

- общую, благодаря расчёту которой можно определить соотношение всех активов предприятия к его балансовой прибыли. Полученные показатели помогают дать оценку эффективности использования активов;

- от капитала. В основном, рентабельность прибыли от капитала рассчитывается для того, чтобы иметь представление об эффективном использовании, как собственных денежных средств, так и инвестиционных. Благодаря проведённым расчётам можно определить приносит доход финансовый капитал предприятия или нет;

- от единицы продукции, которая определяется как соотношение себестоимости единицы продукции к полученной прибыли за определённый период.

*Виды рентабельности предприятия и конечно их значение основывается в оценки эффективности деятельности самого предприятия. Это довольно относительные показатели, но с помощью их легко можно увидеть целую картину доходности и, конечно относительную картину затрат, которые обязательно нужны быть для получения этого же дохода.

Основные виды рентабельности предприятия условно делятся на две группы: рентабельность активов и продаж.

Вид рентабельности предприятия продаж – это само отношение прибыли организации от продаж до получения выручки без учета НДС. Данный расчет отражает рентабельность по валовой прибыли. Показатель выражает прибыль, которая приходится от каждого заработанного рублика. По сути, данный показатель, это индикатор политики предприятия в ценообразовании, он также хорошо отражает все его способности контроля над издержками. Значения данного показателя колеблются и зависят от конкурентных стратегий, продуктовых линеек. Именно поэтому же показателю довольно часто оцениваются эффективность организаций.

Кроме вида рентабельности предприятия продаж по валовой прибыли, также выделяют вид рентабельности предприятия по ЕВIT, то есть определенная прибыль от осуществившихся продаж до выплаты процентов и налогов на руб. выручки, по чистой прибыли которые были вложены в само производство, а также реализацию товара.

Вид рентабельности предприятия активов включает в себя очень много показателей. Абсолютно все они подчитываются как само отношение прибыли до полной усредненной стоимости установленных определенных активов организации. Простыми словами тогда, каждый показатель в отчете обязан быть разделен на сред. Значение формы № 1 «Бухгалтерский баланс».

Вид рентабельности предприятия по активам считаются относительными показателями, которые характеризуют эффективность всей деятельности. Рассчитываются простым делением чистой прибыли за определенный срок времени. Данный показатель показывает все способности активов организации порождать прибыль.

Разделяют такие вот виды рентабельности предприятия активов как рентабельность производственных фондов, продукции, земного капитала, активов и прочего. Для того чтобы оценить доходность от продажи продукции, нужно рассчитать показатель балансовой прибыли на рубль продаж. Доходность продаж продукции равна балансовой прибыли к объемам продаж. Также доходность можно вычислить и при этом не брать во внимание налог. Тогда чистая прибыль будет равна прибыли баланса, конечно за вычетом налогов за прибыль. Долог равен чистой прибыли объема продаж. Виды рентабельности предприятия на продукцию зависит от цены и себестоимости.

Рентабельность продукции равна отношению разницы стоимости и себестоимости товара к стоимости реализации. Данный показатель анализировать нужно только за пройденный определенный ряд лет, при этом полностью беря во внимания изменения цен и себестоимости.

Рентабельность производственных фондов равна соотношению средней прибыли к балансовой за годовой период цены основных. Сущность и виды рентабельности предприятия оцениваются и анализируются по чистой и балансовой прибыли. На перемену данных показателей влияет только оборачиваемость оборотных материальных средств и объем реализации.

Еще есть показатель рентабельности персонала – это так называемое отношение численности персонала к отношению чистой прибыли.

108)показатели финансового состояния предприятия

Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия отражает конечные результаты его деятельности. Эти результаты представляют интерес не только для менеджеров и собственников самого предприятия, но и для его партнеров по экономической деятельности, государственных, финансовых, налоговых органов и т. п.
Кроме того, финансовое состояние торгового предприятия небезразлично и налоговым органам - с точки зрения способности фирмы своевременно и полностью уплачивать налоги.

Финансовое состояние фирмы является главным критерием для банков при решении вопроса о целесообразности или нецелесообразности выдачи ему кредита, а при положительном решении этого вопроса - под какие проценты и на какой срок.

Показатели финансового состояния должны быть такими, чтобы все те, кто связан с фирмой экономическими отношениями, могли получить ответ на вопрос, насколько надежна фирма, как партнер, в этих отношениях, а, следовательно, принять решение об экономической выгодности продолжения с ним этих отношений.

Финансовая деятельность определяется, как деятельность включающая в себя все денежные отношения, связанные с реализацией продукции, воспроизводством основных фондов и оборотных фондов, образованием и использованием доходов. Вся эта деятельность напрямую связана с партнерами фирмы. Иными словами, финансовое состояние фирмы формируется в процессе его взаимодействия с налоговыми органами, банками, покупателями, акционерами и т.д.

*Поэтому условием хорошего финансового состояния являются надежные деловые отношения с партнерами. С другой стороны от хорошего или плохого финансового состояния фирмы зависит степень его экономической привлекательности для банков, акционеров, покупателей и других юридических и физических лиц, имеющих возможность выбора между данным торговым предприятием и другим торговым предприятием, способным удовлетворить тот же экономический интерес.

*Целью оценки финансового состояния предприятия является поиск резервов повышения рентабельности и укрепление коммерческого расчета как основы стабильной работы предприятия и использования им с обязательств перед бюджетом, банком и другими учреждениям.

*Основными задачами анализа финансового состояния являются:

• исследование рентабельности и финансовой устойчивости предприятия;

• исследование эффективности использования имущества (капитала) предприятия, обеспечения предприятия собственными оборотными средствами;

• объективная оценка динамики и состояния ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;

• оценки положения предприятия на финансовом рынке и количественное оценивание его конкурентоспособности;

• определение эффективности использования финансовых ресурсов

Показатели оценки финансового состояния предприятия должны быть такими, чтобы все те, кто связан с предприятием экономическими отношениями, могли получить ответ на вопрос, насколько надежное под дприемство как партнер в финансовом отношении, а следовательно, принять решение об экономической целесообразности продолжения или установления таких отношений на предприятие.

*Существует достаточно большое количество показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия
Выделяют следующие группы показателей:

• оценки имущественного состояния предприятия;

• доходности;

• ликвидности и платежеспособности;

• финансовой устойчивости и стабильности предприятия;

• рентабельности предприятия;

• деловой активности;

• акционерного капитала


Платежеспособность предприятия –это наличие у него денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения.

1)Коэффициенты ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Наиболее важными среди них для финансового менеджмента являются коэффициенты текущей и абсолютной ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.
Ликвидность –это способность активов предприятия трансформироваться в денежные средства. Степень ликвидности зависит от скорости такого превращения (в переводе с латинского ликвидность – текучесть)

2) Коэффициенты деловой активностипозволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. В финансовом менеджменте из этой группы расчитываются коэффициенты оборачиваемости. Наиболее важными из них являются коэффициенты оборачиваемости активов, дебиторской задолженности, материально-производственных запасов, а также показатель длительности операционного цикла.

3) Коэффициенты рентабельности отражают, насколько прибыльна деятельность предприятия. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в производство или иные финансовые операции. В финансовом менеджменте в качестве основных коэффициентов рентабельности рассматриваются рентабельность активов, рентабельность реализованной продукции (продаж), рентабельность собственного капитала.

109)Показатели финансовой активности предприятия

Задачи статистического изучения финансовой деятельности: определение объема и изучение состава и структуры оборотных средств, характе­ристика эффективности использования; изучение прибыли и рентабельности; анализ факторов, определяющих финансовые результаты; изучение финансового состояния предприятий.
Коэффициент финансовой активности – это величина, характеризующая финансовое состояние предприятия. Данным коэффициентом определяют соотношение между заемными и собственными средствами (его синонимы: леверидж, маржа или финансовый рычаг). Для этого необходимо собрать данные о размещении и использовании активов и источников их формирования (к примеру, о собственном капитале и обязательствах, пассивах). Что же считается основными особенностями финансового анализа? В эту группу входят ресурсы, связанные с финансовою активностью предприятия:

1. Гарантии проведения общей характеристики имущественной базы и финансового состояния предприятия.

2. Первостепенная оценка платежеспособности, финансовых гарантий устойчивости предприятия.

3. Анализ рентабельности.

4. Информационная общедоступная база и полное обеспечение данными решений управленческого и перспективного характера.

Следует придерживаться принципа доступности результатов анализа для любых пользователей и возможности унификации содержания и информационного наполнения счетно-аналитических процедур. Денежный эквивалент в данном случае становится первоначальным для системы критериев. Одним из основных является высокий уровень правдивости и объективности итогов анализа. Информационной базой для вычисления коэффициента финансовой активности называют бухгалтерскую финансовую отчетность. Финансовая активность определяется как применение ряда операций для управления финансовыми средствами

Значение в коэффициенте финансовой активности выражается как количественный показатель. Он характеризует объем, размер финансовых и производственных потенций предприятия, его ресурсов. Показатель финансового исследования формируется из количественной взаимосвязи по определенным законам и пропорциям между ними. Анализ коэффициентов основывается на относительных показателях, что характеризуют изучаемый процесс. По коэффициенту можно точно определить уровень влияния количественных параметров на факторы:

  • относительные;
  • результативные.

Также можно объективно определить плюсы и минусы деятельности предприятия. Чтобы картина была более детальной при определении коэффициента финансовой активности, высчитывают другие финансовые коэффициенты-звенья составные финансовой активности:

  • рыночную устойчивость;
  • рентабельность;
  • ликвидность;
  • платежеспособность;
  • деловую активность.

110)Понятие эффективности производства

Эффективность производства – это показатель деятельности производства по распределению и переработке ресурсов с целью производства товаров. Эффективность можно измерить через коэффициент – отношение результатов на выходе к ресурсам на входе или через объёмы выпуска продукции, её номенклатуры.

Эффективность производства – это важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производства понимается степень использования производственного потенциала, которая выявляется соотношением результатов и затрат общественного производства. Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства. Обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда

111) Понятие интегральной эффективности производства

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ - результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы, является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики.

112)Обобщающие показатели эффективности

Критерий эффективности - показатель, выражающий глав­ную меру желаемого результата, которая учитывается при рассмот­рении вариантов решения.

Для оценки и анализа экономической эффективности производства применяются дифференцированные и обобщающие показатели эффективности.

Эффективность использования какого-либо одного вида затрат и ресурсов выражается в системе дифференцированных показателей эффективности. К ним относятся: производительность труда или трудоёмкость, материалоотдача или материалоёмкость продукции, фондоотдача или фондоёмкость, капиталоотдача или капиталоёмкость. Дифференцированные показатели эффективности рассчитываются как отношение выпуска продукции к отдельным видам затрат или ресурсов или наоборот - затрат или ресурсов к выпуску продукции [14, с.174].

Для оценки экономической эффективности в целом по республике, региону, предприятию применяются обобщающие (комплексные, интегральные) показатели эффективности. Эти показатели позволяют более полно и во взаимосвязи учесть многие факторы и составляющие, которые оказывают влияние на уровень и динамику эффективности. В основе формирования обобщающих показателей находятся два условия: учёт конечного, качественного результата и отражения совокупной величины затрат и ресурсов (например, издержки производства и обращения, суммарная величина производственных фондов). К основным обобщающим показателям экономической эффективности относятся следующие: национальный доход (НД), валовый национальный продукт (ВНП) на душу населения; производительность общественного труда, коэффициент общей эффективности, затраты на рубль товарной продукции, прибыль, рентабельность производства и рентабельность продукции [7, с.68].

Для управления организацией в условиях экономического кризиса определены критерии, позволяющие выявить экономическую устойчивость предприятия и принять при необходимости оперативные упреждающие меры. К ним относятся эффективность использования ресурсов и эффективность экономической устойчивости организации, ведущей предпринимательскую деятельность. Критерий эффективности использования ресурсов позволяет с помощью разработанных показателей определить стадию кризиса в организации.

Для целей распознавания стадии кризиса выделены следующие группы основных показателей:

. показатели платежеспособности;

. показатели структуры капитала;

. показатели эффективности использования оборотного капитала, доходности и финансового результата;

. показатели эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности капитала [2].

Главным обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда.

Производительность общественного труда измеряется отношением произведенного национального дохода к средней численности работников, занятых в отраслях материального производства:

Побщ = НД/чм.

Такие показатели эффективности как производительность труда, материалоемкость, фондоотдача основных производственных фондов, оборачиваемость оборотных средств, окупаемость капиталовложений условно можно объединить в группу частных или локальных показателей.

Кроме того, выделяют обобщающие показатели: рентабельность и ликвидность. Они отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами.

Показатель эффективности использования материальных ресурсов (Эм) характеризует материалоемкость продукции:

где: МЗ - материальные затраты; ВП - стоимость выпущенной продукции.

Снижение материалоемкости продукции - одно из главных направлений повышения эффективности в промышленности и строительстве, так как затраты на материалы составляют более половины затрат на производство продукции этих отраслей. Как правило, это достигается внедрением новых ресурсосберегающих технологий, заменой дорогостоящих материалов более дешевыми.

Показатель эффективности использования основных производственных фондов (Эф) определяется обычно показателем их фондоотдачи.

где: ОФ - стоимость основных производственных фондов; ВП - стоимость выпущенной продукции.

К основным производственным фондам относятся: средства труда (производственные здания и сооружения, машины, станки, оборудование, транспортные средства и тому подобные) которые участвуют в производстве. Важнейшими направлениями повышения

эффективности использования основных фондов являются: повышение коэффициента сменности работы предприятия, сокращение потерь рабочего времени оборудования и др.

Показателем эффективности капитальных вложений (Эп) является срок окупаемости капитальных вложений.

где: К - объем капитальных вложений; ?П - прирост прибыли, вызванный этими капитальными вложениями за год.

Как известно, оптимальный срок окупаемости капитальных вложений не должен превышать двух лет.

Показателем, характеризующим эффективность деятельности персонала (Эт), является производительность труда. На уровне предприятия она может быть определена как отношение

где: ЧР - среднегодовая численность работников, занятых на предприятии.

Кроме того, производительность труда определяется выработкой продукции в единицу времени [16, с.126].

Повышение производительности труда зависит от ряда факторов: технического уровня производства, квалификации работников, качества и наличия в необходимом количестве материалов и т.д.

Материалоемкость, фондоотдача, окупаемость капиталовложений - это показатели, характеризующие экономическую эффективность использования отдельных ресурсов. Между тем, на каждом предприятии необходимо определить

Наши рекомендации