Общая характеристика договоров по оказанию услуг по перевозкам.

Транспортная продукция не имеет овеществленной формы, она состоит в пространственном перемещении материальных ценностей и людей. Ст.3 Закона "Об основах транспортной деятельности": транспортная деятельность – совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, речным, морским и другими видами транспорта или их комбинацией, а также транспортно-экспедиционная деятельность и другие транспортные работы и услуги, выполняемые на договорной основе и других законных основаниях.

Принципы транспортной деятельности – в Законе "Об основах транспортной деятельности":

· государственное регулирование и управление транспортной деятельностью;

· равенство субъектов транспортной деятельности;

· сочетание интересов государства и интересов субъектов транспортной деятельности и их взаимная ответственность;

· соответствие транспортной деятельности нормам международного права.

Субъекты – ст.5 Закона "Об основах транспортной деятельности". В случаях из актов законодательства субъекты транспортной деятельности обязаны получить специальное разрешение (лицензию) на ее осуществление.

Ст. 12 Закона "Об основах транспортной деятельности" – транспортные работы и услуги выполняются на основе договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, транспортной экспедиции и иных договоров.

Договор перевозки груза à весь процесс делится на 2 стадии:

· организация перевозки груза;

· осуществление самого процесса транспортировки материальных ценностей.

Первая стадия охватывает правоотношения, которые направлены на создание условий для осуществления транспортировки – предоставление перевозочных средств, предъявление груза к перевозке, прием груза для доставки, выработка условий перевозки – могут возникать между перевозчиками, отправителями и др. Вторая стадия завершает процесс транспортировки.

Транспортная деятельность регулируется преимущественно нормами административного и гражданского права – массив, образующий транспортное право в общем виде (не является институтом гражданского права как отрасли).

Транспортное законодательство:

1.ГК 1998 г.

2.Закон "Об основах транспортной деятельности" от 9.04.1998 г.

3.Закон "О железнодорожном транспорте" от 18.12.1998 г.

4.Воздушный кодекс РБ от 11.01.1999 г.

5.Уставы и кодексы СССР (Устав железных дорог 1964 г., Устав внутреннего водного транспорта, Устав автомобильного транспорта 1969 г.)

Виды перевозок:

· в зависимости от вида транспорта – железнодорожные, внутренневодные (речные), морские, воздушные, автомобильные;

· по территориальному признаку – внутригосударственные и международные;

· по характеру объекта – перевозки груза, пассажира, багажа;

· в зависимости от количества транспортных предприятий в перевозке – перевозки в местном сообщении, в прямом сообщении (один вид транспорта, одно или более транспортных предприятий по одному перевозочному документу), в прямом смешанном сообщении (разные виды транспорта, но по одному транспортному документу – п.1 ст.712 ГК).

2. Основанием возникновения обязательства является договор об организации перевозок грузов. Определение договора – в ст.752 ГК: по договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать и грузовладелец передавать к перевозке грузы в обусловленном объеме. Определяются объемы, сроки предоставления транспортных средств и грузов, порядок расчетов и другие условия. В содержание обязательства входит и общая обязанность перевозчика и грузоотправителя заключить договор перевозки груза.

Количество перевозочных средств определяется заявкой грузоотправителя или соглашением сторон. Сроки подачи транспортных средств определяются по п.1 ст.745 договором перевозки.

Место подачи перевозочных средств зависит от особенностей эксплуатации и возможностей перевозчика и грузоотправителя. грузоотправитель вправе отказаться от непригодных для перевозки транспортных средств. Годность определяется в техническом и коммерческом отношениях (второе определяет грузоотправитель). Сдаваемый к перевозке груз должен быть поименован, затарен, упакован. Вес груза определяется перевозчиком, грузоотправителем или совместно – вес определяет тот, кто производит погрузку.

В процессе перевозки грузовые помещения должны быть опломбированы (пломбы ставит тот, кто производит погрузку, перевозка за двумя пломбами на железнодорожном транспорте не производится).

Стороны договора – перевозчик и отправитель. Перевозчики – коммерческие предприятия и индивидуальные предприниматели (осуществляют перевозки по закону или на основании лицензии); может быть множественность лиц на стороне перевозчика (ст.753 – может быть заключен договор между перевозчиками). Отправители – юридические и физические лица, от имени которых сдается для перевозки груз и оформляется перевозочный документ.

Участником договора является и грузополучатель (может быть как отправитель, так и другой субъект, состоящий с отправителем в договорных отношениях). Грузополучатель занимает особое положение: он не участвует в заключении договора перевозки груза, но принимает от перевозчика исполнение à является третьим лицом в договоре (господствует мнение о том, что договор перевозки – договор об исполнении третьему лицу; другая точка зрения – грузополучатель является стороной в договоре перевозки груза à трехсторонний договор).

Так как у грузополучателя есть обязанности, он не может быть третьим лицом, которое не должно обладать ни правами, ни обязанностями; он не участвует в заключении договора, неодинаковые по содержанию права с отправителем à не сторона.

Предмет договора – не сам груз, а транспортная деятельность. Договор по своей форме – письменный, оформляется документами установленной формы (ст.739 ГК). Заключение договора подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента, иного документа) Договоры железнодорожной, внутренневодной, воздушной и в некоторых случаях морской перевозки оформляются накладной (транспортной накладной), которая удостоверяет заключение договора перевозки груза, отражает основные права и обязанности отправителя и перевозчика. Если установлен факт несохранности груза, наличие накладной дает право обращаться с соответствующим требованием. В транспортной накладной отражаются сведения о грузоотправителе и грузополучателе, о самом грузе, о размере взысканной провозной платы и другие данные. Перевозчик на железной дороге выдает грузоотправителю грузовую квитанцию по принятии груза, на воздушном и автомобильном транспорте ее функции выполняет экземпляр транспортной накладной. На внутриводном и железнодорожном транспорте – дорожная ведомость, в ней грузополучатель расписывается в получении. Морские перевозки – коносамент – не менее двух экземпляров, один следует с грузом; при заграничном сообщении коносамент является ценной бумагой. Три вида коносамента – именной, ордерный, предъявительский.

Железнодорожный транспорт: перевозчик обязан доставить в установленный срок (зависит от расстояния, скорости, вида перевозки – перевозки грузовой и большой скоростью, пассажирскими поездами и грузобагажом). Срок начинает течь с 24 часов дня приемки груза к перевозке. Груз доставлен в срок, если выгружен на станции назначения или подан под выгрузку до истечения срока доставки. Если задержка подачи под выгрузку Доставленный груз должен быть выдан получателю à получатель должен быть уведомлен в день доставки или не позднее 12 часов следующего дня. Железная дорога обязана обеспечить сохранность принятого к перевозке груза.

за перевозку взимается провозная плата, размер ее устанавливается соглашением сторон. Если иного нет в законодательстве, то плата за перевозку груза транспортом общего пользования определяется на основании тарифов (в республиканском железнодорожном сообщении определяется Президентом, в международном – в соответствии с международными договорами РБ). Если работы или услуги не предусмотрены тарифами – оплачиваются по соглашению. Перевозчик вправе удерживать грузы в обеспечение уплаты провозной платы.

Автомобильные перевозки. Различают городские, пригородные, междугородние и международные автомобильные перевозки грузов. По характеру связи с клиентурой – централизованные и децентрализованные. В первом случае договор заключается с грузоотправителем, во втором автотранспортное предприятие заключает договор с каждым из грузополучателей.

Плата определяется тарифами, расчеты производятся заказчиками. За некоторыми исключениями провозная плата вносится до того, как груз сдан к перевозке. Сроки перевозки устанавливаются только в междугородным сообщении. Выдача груза производится на складе грузополучателя.

Воздушные перевозки.– договор удостоверяется грузовой накладной; отправитель отвечает за правильность сведений в грузовой накладной; отправитель вправе получить обратно сданный к отправке груз, изменить получателя, вправе распорядиться грузом в случае непринятия получателем. Провозная плата определяется тарифами и взимается за расстояние по кратчайшему маршруту перевозки. Плата взимается при выдаче грузовой накладной. Срок доставки определяется по расписанию движения самолетов, исчисляется с 0 часов следующего за приемкой груза дня. Получатель извещается не позднее 12 часов по доставке. Груз выдается на складе перевозчика. Получатель вправе отказаться о приемки, если груз поврежден так, что не может быть использован по прямому назначению.

Внутренневодная перевозка. Осуществляется самоходным и несамоходным флотом. Существуют прямые и местные перевозки (местные осуществляются портовым флотом, перевозчик – флот, в остальных случаях – пароходство). При невнесении платы отправителем окончательные расчеты производятся в порту назначения. Если нет условий для хранения груза, а получатель не явился, то груз может быть доставлен за счет получателя на ближайший склад; пароходство должно уведомить отправителя о неявке получателя. За простой груза с отправителя взимается штраф.

Морские перевозки. Существуют перевозки в малом каботаже (между портами одного моря), в большом каботаже (между портами разных морей) и перевозки в заграничном сообщении. Перевозчик – пароходство. Договор может быть заключен с условием предоставления для перевозки всего судна, его части либо определенных судовых помещений – договор фрахтования судна (чартер); заключается между фрахтовщиком (перевозчиком) и фрахтователем (отправителем). Коносамент составляется перевозчиком, подписывается капитаном судна и выдается грузоотправителю. В отличие от транспортной накладной коносамент является товарораспорядительным документом и составляется в двух экземплярах (один следует с грузом). Чартер – консенсуальный договор. Различают генеральный (перевозка грузов за необходимое количество рейсов), рейсовый (за один рейс), тайм-чартер (предоставление судна на определенный срок), дейли, -чартер. провозная плата определяется тарифами или по соглашению, сроки – нормативно или по соглашению.

Получатель обязан принять и вывезти груз. Если получатель не явится или отказался от принятия – груз сдается на хранение. Если отправитель полностью не оплатил провозную плату, груз может быть реализован в установленном порядке.

Наши рекомендации