Место прохождения практики и ее руководство

Преддипломная практика организуется на предприятияхагропродовольственной сферы различных форм собственности и правового статуса, количественных параметров, осуществляющие коммерческую деятельность: индивидуальные предприятия, хозяйственные и акционерные общества, объединения, ассоциации, концерны, холдинги, финансово-промышленные группы и т.д..Выбор базы практики осуществляется студентом самостоятельно по согласованию с кафедрой отраслевой и территориальной экономики и деканата факультета экономики, финансов и коммерции.

Квалификация руководителей практики соответствует квалификационным характеристикам, установленным согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» от 08.09.2015 г. № 608 н.

Практика проводится в соответствии с индивидуальной программой, составленной бакалавром совместно с научным руководителем.

Учебно-методическое руководство преддипломной практикой осуществляют преподаватели выпускающих кафедр факультета экономики, финансов и коммерции Пермской ГСХА.

Кафедра определяет для группы обучающихся руководителя практикой. Руководитель практики проводит регулярные консультации, оказывает методическую помощь студенту-практиканту. Работа студента-практиканта организуется в соответствии с его рабочей программой практики, разработанной и утвержденной руководителем практики.

Руководитель практики осуществляет организационное и методическое руководство за ходом преддипломной практики закрепленного за ним студента и корректирует конкретные задания, вытекающие из программы, помогает в сборе необходимых материалов.

Перед отъездом на место прохождения практики обучающийся должен ознакомиться с программой практики, изучить рекомендуемую справочную и специальную литературу, проконсультироваться у руководителя практики.

Основные функции руководителя преддипломной практики от кафедры:

- обеспечивает обучающегося программой практики;

- участвует в инструктаже практиканта и проведении всех организационныхмероприятий перед выездом на практику;

- разрабатывает тематику индивидуального задания;

- осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

- оказывает методическую помощь обучающемуся при выполнении имииндивидуальных заданий;

- проводит обязательные консультации по выполнению обучающимся программы практики и оформлению ее результатов;

- проверяет отчет по практике;

- оценивает на основании представленного отчета и дневника практики выполнение программы практики и индивидуального задания обучающегося;

- участвует в процессе принятия защиты отчетов по преддипломной практике обучающихся.

Основные функции руководителя практики от принимающей организации (предприятия, учреждения, фирмы):

- организация и проведение практики в соответствии с программой преддипломной практики;

- подбор опытных специалистов организации для непосредственного руководства практикой обучающегося;

- определение обязанностей обучающегося и конкретных практических задач в соответствии с программой преддипломной практики;

- контроль за выполнениемобучающимся календарно-тематического плана проведения преддипломной практики;

- контроль за выполнением программы преддипломной практики;

- обеспечение обучающемусяусловий безопасной работы;

- контроль за соблюдениемобучающимся трудовой дисциплины;

- проверка отчетов обучающихся и подготовка письменного отзыва опрохождении преддипломной практики с указанием оценки.

В период прохождения практики обучающийся обязан:

- пройти преддипломной практику в определенной организации и в сроки, установленные приказом ректора Академии;

- своевременно в установленный срок явиться в назначенную для прохождения практики организацию;

- проявлять высокую организованность, строго выполнять положения внутреннего распорядка, установленного в организации, а также соблюдать трудовую и служебную дисциплину; ознакомиться и выполнять правила охраны труда и техники безопасности;

- выполнить программу преддипломной практики добросовестно, в полном объеме и в установленный срок; четко и своевременно выполнять конкретные задания, поручения и указания руководителя практики от академии и руководителя практики от организации;

- собрать необходимый материал для написания отчета по практике в соответствии с ее основным содержанием;

- предоставить на выпускающую кафедру письменное подтверждение прохожденияпреддипломной практики в конкретной организации.

В период преддипломной практики бакалавры подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным на предприятиях или организациях по месту прохождения практики.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

Время проведения преддипломной практики определяется в соответствии с рабочим учебным планом подготовки бакалавров по направлению подготовки 38.03.06Торговое дело, профиль «Коммерция». Продолжительность практики 4 недели.

Содержание практики

Общая трудоемкость практики составляет 6 зач. ед., 216 час., 4 недели. Этапы и распределение часов по практике представлены в таблице 2.

Таблица 2- Содержание практики

№ п/п Этапы практики   Трудоем-кость, ч Форма текущего контроля Время проведения и форма промежу-точной аттестации
Подготовительный этап. На данном этапе бакалавр должен: - получить задания на практику; -получить материалы для прохождения практики (дневник, программа); - подготовить плана практики; - пройти инструктаж по технике безопасности Организационный момент преддипломной практики: – время проведения практики; – распределение студентов-практикантов между преподавателями; – назначение первых консультаций. Собеседование с руководителем практики от кафедры. Заполнение необходимых документов по организации практики. 1-я неделя Собеседование на основе анализа составленного плана выполнения индивидуального задания и контроля составления дневника практики  
Экспериментальный этап преддипломной практики. На данном этапе бакалавр должен: - сбор и анализ информации для индивидуального задания: самостоятельная работа с документами, базами данных; интервьюирование работников предприятия; наблюдение, опрос; выполнение должностных обязанностей сотрудников предприятия; анализ собранной информации и др.; - формулирование выводов, разработка предложений по совершенствованию коммерческой (маркетинговой, логистической, рекламной, товароведной) деятельности предприятия; оформление собранной на предыдущих этапах информации; подготовка доклада, мультимедийной презентации Контроль со стороны руководителя практики от предприятия   2-я и 3-я недели Проверка на основе собеседования работы с годовыми отчетами, плановыми и нормативными документами предприятия (организации). Самоконтроль выполняемого прогноза с оценкой реальности выполнения сделанных предложений
3аключительный этап. Написание отчета с оформлением дневника преддипломной практики; – корректировка предварительных выводов о деятельности предприятия с позиции дальнейшей перспективы развития; – формулировка выводов о целесообразности совершенствования деятельности; -формирование текста проектной главы выпускной квалификационной работы. Контроль со стороны руководителя практики от кафедры за подготовкой отчета и текста завершающей главы выпускной квалификационной работы 4-я неделя Проверка дневника, отчета и прилагающихся документов. Защита отчета.
  Итого    

Ко времени прохождения преддипломной практики обучающиеся располагают: 1) базовыми знаниями, полученными в ходе изучения дисциплин рабочего учебного плана; 2) практическими навыками расчетов необходимых для анализа деятельности предприятия – базы практики, полученными в период первого этапа практики – производственной практики; 3) опытом осуществления научного исследования по приобретению необходимых умений сформировать методологический подход и выбрать методы изучения производственной ситуации в хозяйстве для оценки перспектив дальнейшего развития деятельности.

В ходе преддипломной практики обучающиеся в течение последовательного осуществления этапов ее прохождения дополняют недостающую статистическую информацию о работе предприятия, выполняют поручения руководителя практики от предприятия, а также – задание научного руководителя от кафедры по анализу и прогнозу реальной тенденции функционирования, создают и оценивают представления о тех мероприятиях инновационного характера, которые целесообразно осуществить на предприятии.

Тем самым обучающиеся, располагая экспериментальными данными и определенным профессиональным опытом, выполняют проектную разработку, являющуюся важнейшей составной частью выпускной квалификационной работы. Реализуя уже полученный опыт теоретического и прикладного характера, обучающиеся в период преддипломной практики осуществляют формирование материала, который используется в создании третьей проектной главы выпускной квалификационной работы. На этой основе они приобретают компетенции, названные в первом разделе данных методических рекомендаций, и создают два содержательных документа: отчет о преддипломной практике и рабочий вариант выпускной квалификационной работы, включающие весь первичный теоретико-статистический материал в виде текста, таблиц и приложений.

К видам работ на практике могут быть отнесены: ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по систематизации статистического материала, выполняемые как под руководством руководителей практики от академии и предприятия, так и самостоятельно, визуальные наблюдения, беседы со специалистами и руководителями отделов и служб предприятия.

Большая часть общей трудоемкости практики отведена на выполнение ее программы, включающей работу на предприятии – базе практики, ведение дневника, составление отчета по преддипломной практике и текста выпускной квалификационной работы.

Самостоятельная работа бакалавра предполагает дополнение недостающей статистики, обработку необходимых данных, анализ полученных результатов, работу с литературой.

Конкретное содержание практики планируется научным руководителем студента и формулируется в индивидуальном задании, отражающем тематику выпускной квалификационной работы с фиксированием всех видов деятельности в течение практики.

В качестве индивидуального задания для самостоятельной работы руководителем студенту могут быть обозначены следующие направления обработки статистического материала и проектирования перспективы:

- общая производственно-экономическая характеристика предприятия (организации), включающая анализ:

а) состава и структуры имущества и источников их формирования;

б) использования основных фондов и оборотных средств;

в) финансового состояния предприятия (уровня доходности и рентабельности);

-определение реальных тенденций коммерческой и сбытовой деятельности;

-выявление проблем предприятия;

-определение направлений развития на основе предложений для решения выявленных проблем;

- составление плана действий по повышению качества торгового обслуживания потребителей;

- разработка мероприятий по созданию системы распределения продукции, либо повышению эффективности уже имеющейся;

- разработка плана маркетинговых мероприя­тий фирмы в отношении рассматриваемого товара с целью улучшения финансово-экономических результатов ее деятельности. Перечень мероприятий опре­деляется этапом жизненного цикла товара и должен быть оценен по затратам на их осуществление и ожидаемым результатам: объему сбыта, прибыли, рента­бельности и т. д.;

- формирование комплекса предложений по совершенствованию системы продвижения;

- разработка программы лояльности клиентов и разработка маркетинговых мероприятий по совершенствованию маркетинга услуг;

- формированиемероприятий по созданию позитивного имиджа и узнаваемости нового товара потребителем;

- разработка предложения и обоснование проекта мероприятийпо повышению качества конкретной продукции и конкурентоспособностипредприятия.

- разработка стратегии позиционирования товара;

- разработка программы и мероприятий по совершенствованию плана маркетинга, включающий в себя планирование элементов комплекс-маркетинга: продукты, продвижение, место распределения/маркетинговые каналы, ценообразование/условия оплаты, персонал/уровни сервиса;

- разработка программы стимулирования сбыта, предполагающая решения относительно интенсивности стимулирования сбыта (определение минимума стимулирования); условий участия определенных групп лиц; средств распространения информации о программе стимулирования; длительности программы, выбора времени для проведения мероприятий, свод­ного бюджета на стимулирование;

- разработка товарной стратегии для каждой товар­ной линии на основе разработки маркетингового микса для каждого товара;

- разработка предложения по совершенствованию сбытовой деятельности исследуемого предприятии, включающие в себя: организацию или модернизацию отдела маркетинга на предприятии, развитие рекламной деятельности и разработку системы скидок оптовым и розничным покупателям, как способ развития сбытовой деятельности;

- разработка плана маркетинга по товарам, маркам, рын­кам, разделами которого являются.

Контроль прохождения преддипломной практики осуществляется в соответствии с индивидуальной программой практики.

Индивидуальное задание обучающегося при прохождении преддипломной практики определяется научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой.

Основные различия индивидуального задания обучающихся формируются в зависимости от типа изучаемого субъекта экономики.

Кроме того, характер работы обучающихся в период практики имеет определенные отличия, обусловленные спецификой тематики выпускной квалификационной работы. При выделении трех основных типов тем, отражающих содержание выпускной квалификационной работы, проявляются эти отличия действий практикантов по формированию основной статистической базы и использованию теоретико-методологических подходов определения перспектив предприятия – базы практики.

Типы тем выпускной квалификационной работы по предметно-объектной сущности исследования классифицируются следующим образом:

1. Исследование предприятия как целостного экономического субъекта.

2. Изучение основных направлений развития маркетинговой и коммерческой деятельности в организации.

3. Характеристика товаров, продуктов и услуг организации.

4. Изучение конкретного окружения организации.

В период преддипломной практики обучающиеся формируют проектную составляющую выпускной квалификационной работы на основе общего для всех подхода к решению данной задачи, но с учетом особенностей теоретико-методологических подходов и эмпирической статистической базы, что обусловлено предметом, объектом исследования и тематикой выпускной квалификационной работы.

Внутреннее содержание каждого разделаотчета о преддипломной практике корректируется на основе индивидуального задания, с учетом изложенных в данном разделе различий видов изучаемых предприятий и сформулированных тем выпускных квалификационных работ. Однако структура текста отчета унифицирована и представлена в следующем разделе методических рекомендаций.

4. Структура отчета, требования к его оформлению и защите

По итогам преддипломной практики бакалавры предоставляют и защищают отчет, по итогам защиты выставляется дифференцированный зачет.

Он должен содержать ответы на все вопросы программы практики и быть составленным в строгом соответствии с ней. Отчет о преддипломной практике является отчетным документом о прохождении преддипломной практики и основным документом, характеризующим работу студента во время практики.

Данный отчет включает введение, основные разделы, заключение, список использованных источников, приложение.

Примерное содержание отчета:

Содержание

Введение

Основная часть

Раздел 1. Общая характеристика предприятия и его организационно-

правовой формы

Раздел 2. Организационная структура управления предприятием

Раздел 3. Экономическое и финансовое состояние предприятия

Раздел 4. Исследование и оценка информационного обеспечения

коммерческой деятельности

Раздел 5. Изучение основных направлений коммерческой деятельности

5.1Деловой рынок поставщиков и организация закупки товаров

(сырья)

5.2 Изучение состояния потребительского спроса

5.3 Формирование ассортимента и цен

5.4 Организация обслуживания на предприятии

Раздел 6. Оценка эффективности коммерческой деятельности

Индивидуальное задание

Выводы и предложения

Наши рекомендации