Место практики в структуре образовательной программы. Местом прохождения производственной практики является база практики - предприятия, организации, учреждения разных отраслей экономической деятельности и форм

Местом прохождения производственной практики является база практики - предприятия, организации, учреждения разных отраслей экономической деятельности и форм собственности, на которых студенты высших учебных заведений могут проходить практику. Практика проводится в организациях и учреждениях по профилю подготовки студента, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом.

Перед началом практики студент обязан прибыть в соответствующую организацию, к ее руководителю и специалисту по персоналу, согласовать с ними тему и место прохождения практики

Базовое предприятие должно отвечать таким требованиям:

* на момент прохождения студентом производственной практики предприятие должно осуществлять хозяйственную деятельность и иметь необходимые практические материалы;

* иметь передовой опыт организации финансового и налогового учета и контроля;

* иметь опыт автоматизации учетно-аналитических работ.

Преимущество предоставляется современным предприятиям сферы материального производства, торговли, общественного питания, государственным бюджетным учреждениям и др.

Базовое предприятие избирается студентом самостоятельно и соглашается с руководителем производственной практики от учебного заведения. Программы всех видов практик, предусмотренных учебным планом целесообразно выполнять студенту за материалами работы одного базового предприятия.

Примечание. Руководитель практики от учебного заведения, при согласовании базы практики, должен выяснить у студента его планы относительно трудоустройства по окончании вуза. Производственная практика должна быть направлена на усовершенствование навыков будущей практической работы выпускника. Такой подход к организации производственной практики значительно повысит конкурентоспособность выпускников вуза на рынке труда.

С руководителем базового предприятия учебное заведение подписывает договор относительно организации производственной практики и совместной деятельности по практической подготовке будущих специалистов. Длительность действия договора определяется договорными сторонами. Она может определяться на период конкретного вида практики или на время учебы студента в вузе. Длительное сотрудничество высшего учебного заведения с постоянными предприятиями способствует систематическому улучшению качества выполнения студентами программы практики. При подготовке бакалавров высшим учебным заведением по целевым договорам с предприятиями, организациями, учреждениями базы практики предусматриваются в настоящих договорах. При наличии в договорах на учебу вопроса практики, отдельные договоры могут не заключаться.

Для того, чтобы студенту на предприятии позволили работу в бухгалтерии, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита обеспечивает его письмом на имя руководителя предприятия с просьбой предоставить возможность студенту выучить нужные материалы по программе производственной практики. В случае соблюдения базовым предприятием политики "коммерческой тайны", студент должен исследовать работу предприятия и самостоятельно составить для отчета документы по теме задания, но при этом все показатели должны быть взаимоувязанными.

Студент в высшем учебном заведении к началу практики получает направление на практику. Направление на практику подается студентом на базовое предприятие, которое на его основании издает приказ о практике студентов. Направление на практику, которое содержит сведения о прохождении студентом практики, является свидетельством о том, что студент находился в отмеченные сроки на базовом предприятии, где непосредственно выполнял программу практики, оно является структурной составляющей отчета по производственной практике.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.

Сроки и продолжительность практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.

Содержание практики

Содержание производственной практики определяется кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, которые осуществляют подготовку бакалавров.

Структура практики

  № п/п   Разделы (этапы) практики Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
Подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности  
Экспериментальный, исследовательский этап  
Обработка и анализ полученной информации  
Подготовка отчета по практике  
  Итого: Диф. зачет

Программа практики предусматривает последовательное выполнение студентом всех основных операций, которые осуществляются в системе бухгалтерского учета.

Объектом производственной практики являетсяхозяйственно-финансовая деятельность базового предприятия.

Предметом производственной практики являетсяпроцесс финансового и налогового учета, контроля деятельности базового предприятия.

Процесс подготовки и выполнения программы производственной практики включает несколько основных этапов:

* выбор базового предприятия и согласования его с руководителем практики учебного заведения;

* подписание соглашения между предприятием и учебным заведением;

* утверждение рабочей программы и календарно-тематического плана по производственной практике от предприятия и учебного заведения;

* письменное оформление результатов практики: составление дневника, первичных, сводных бухгалтерских документов, учетных регистров, отчетности соответственно с рабочей программой производственной практики;

* формулировка выводов и предложений на основании проведенного исследования и выполненных учетных работ;

* рецензирование отчета по производственной практике;

* подготовка к защите: устранение недостатков указанных в рецензии руководителя практики от учебного заведения, подготовка краткого, конкретного и содержательного доклада о результатах производственной практики.

За качество организации прохождения студентами практики на базовом предприятии отвечает руководитель предприятия или руководитель кадровой службы предприятия. Для студента-практиканта приказом по предприятию назначается руководитель практики от предприятия (наставник-тренер). Руководитель практики знакомит студента с: историей предприятия; деятельностью предприятия; персональным составом и функциями руководства предприятия; основными правилами, принципами и нормами, по которым работает предприятие; достижениями предприятия за прошлый год; деятельностью подраздела, в котором студент проходе практику, и служебной иерархией внутри подраздела.

Во время практики студенты получают новые знания, умения и навыки, в основном при выполнении конкретных практических заданий, потому труд студентов на штатных должностях (с оплатой или без оплаты) является наиболее целесообразным в сравненные с прохождением практики дублерами, в сущности, посторонними наблюдателями. При наличии вакантных мест студенты могут быть зачтены на штатные должности, если работа на них отвечает требованиям программы практики. При этом не менее 50% времени отводится на профессиональную подготовку по программе практики. Длительность рабочего времени студентов во время прохождения производственной практики для студентов в возрасте от 16 до 18 лет - не больше 36 часов в неделю, в возрасте от 18 лет и старше - не больше 40 часов на неделю. Студенты во время практики могут получить администрацию предприятия для предоставления помощи базе практики. Этот труд должен быть организованным, ее характер должен строго отвечать профилю учебы и по длительности не мешать выполнению учебных заданий.

Права руководителя производственной практики от учебного заведения (преподавателя):

1. Составить (вместе со студентом) и утверждать календарно-тематический план работы студента во время производственной практики;

2. Посещать студентов за местом прохождения практики, знакомиться с условиями их труда, качеством трудовой дисциплины;

3. На протяжении периода производственной практики опрашивать студентов по вопросам выполненных ими исследований, делать им замечание, давать советы, осуществлять промежуточный контроль, выставлять к дневнику оценки;

4. Приглашать студентов, которые нарушают календарно-тематический план или проявляют халатность относительно выполнения заданий программы на заседание кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита.

Обязанности студента-практиканта:

1. Принимать активное участие в поиске базового предприятия;

2. Способствовать установлению договорных отношений между учебным заведением и базовым предприятием;

3. Составить календарно-тематический план производственной практики и утверждать его у руководителя практики от учебного заведения и от предприятия;

4. Своевременно появиться на базовое предприятие для прохождения практики;

5. Строго придерживаться правил внутреннего трудового распорядка базового предприятия; правил техники безопасности и требований охраны труда;

6. Выполнить в сроки установленные графиком учебного процесса программу производственной практики по специальности;

7. Оформить документально результаты работы во время практики;

8. Не позже 10 календарных дней после завершения срока практики представить отчет по производственной практике на проверку руководителю практики от учебного заведения;

9. Получить отчет после проверки, ознакомиться с рецензией преподавателя, доработать замечание рецензента;

Подготовить к защите краткий (до 7 минут) и содержательный доклад о результатах выполненных во время практики работ и проведенных исследований.

Организационно экономическая характеристика базового предприятия должна отражать: место нахождения предприятия (юридический и фактический адрес); дату создания, перечень основателей; форму собственности; дату государственной регистрации; правовой статус и форма ведения хозяйства; подчиненность; платежные реквизиты; виды деятельности; налогообложение деятельности; организационную структуру предприятия; структуру бухгалтерии; технологическую структуру предприятия; форму учета; наличие приказа об учетной политике; характеристику продукции, основных рынков сбыта, основных клиентов и конкурентов; трудности в работе на современном этапе и перспективы развития.

В качестве информационной базы для выполнения анализа деятельности предприятия используйте данные финансовой отчетности базового предприятия («Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках», «Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах», отчетные формы не меньше чем за два года, а также данные учетных регистров (журналов - ордеров).

Тематический план производственной практики для студентов очной и заочной формы обучения

38.03.01. «Экономика», профиля подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

№ зав-дання Тема исследования и выполнения учетных работ Перечень учетных работ Заказные документы для ознакомления и составления
1. Организационно экономическая характеристика предприятия. Ознакомиться с уставом предприятия. Осуществить экскурсию по предприятию: ознакомиться со структурой и технологическим циклом предприятия. Выучить основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Ознакомиться с организацией работы бухгалтерского аппарата. 1. Устав. 2. Таблица основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. 3. Организационно производственная структура предприятия. 4. Схема технологического цикла предприятия. 5. Структура бухгалтерии. 6. Должностная инструкция бухгалтера . 7. Приказ об учетной политике предприятия (с дополнениями). 8. Схема формы бухгалтерского учета
2. Учет денежных средств. Ознакомиться с порядком ведения расчетных операций, особенностями регистрации и заполнения расчетных квитанций и книги учета расчетных операций, отчетностью предприятия относительно расчетных операций. Принять кассовый отчет, сделать его проверку, бухгалтерскую обработку и запись в учетные регистры. Принять участие в инвентаризации средств и денежных документов в главной кассе. Проверить, осуществить бухгалтерскую обработку и запись в учетные регистры выписок банка по счетам предприятия в банке. 1 . Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. 2. Кассовая книга. 3. Кассовый отчет с прилагаемыми документами. 4. Журнал регистрации платежных поручений. 5. Выписки банка по счетам в банке. 6. Договор о расчетно-кассовом обслуживании. 7. Расчет установления лимита остатка наличности в кассе. 8. Акт о результатах инвентаризации имеющихся средств. 9. Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности. 10. Расчетные квитанции. Справка об использованных расчетных книжках. 11. Отчет об использовании регистраторов расчетных операций. 12. Учетные регистры за счетами 50, 51 .
3. Учет дебиторской задолженности. Ознакомиться с организацией учета расчетов с покупателями и заказчиками. Ознакомиться с организацией синтетического и аналитического учета с разными дебиторами и кредиторами. Проверить отчеты об использовании средств, предоставленных на командировку или под отчет, сделать их бухгалтерскую обработку и запись в учетные регистры. Составить учетные регистры по счетам 62, 76,71. 1 . Счет. 2. Накладная. 3. Акт выполненных работ. 4. Счет -фактура 5. Платежное поручение. 6. Авансовый отчет (с прилагаемыми документами). 7. Учетные регистры по счетам 62, 76, 71.
4. Учет основных средств, нематериальных активов. Ознакомиться с документальным оформлением движения основных средств, нематериальных активов их синтетическим и аналитическим учетом; учетом НДС; организацией контроля за использованием основных средств; Составить расчет амортизации основных средств, нематериальных активов. Принять участие в проведении и оформлении результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, Отразить операции по движению основных средств, нематериальных активов, в учетных регистрах. 1 . Приказ о сроке эксплуатации основных средств, нематериальных активов. 2. Счет. 3. Накладная. 4. Счет-фактура. 5. Товарно транспортная накладная. 6. Акт выполненных работ. 7. Платежное поручение. 8. Акт приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств. 9. Акт приема-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизируемых объектов. 10. Акт списания основных средств. 11 . Акт списания автотранспортных средств. 12. Инвентарная карточка учета основных средств. 13. Опись инвентарных карточек по учету основных средств. 14. Карточка учета движения основных средств. 15. Инвентарный список основных средств. 16. Расчет амортизации основных средств (для производственных предприятий). 17. Расчет амортизации основных средств (для строительных организаций). 18. Расчет
      амортизации автотранспорта. 19. Расчет амортизации ОС 20. Расчет амортизации нематериальных активов. 21. Оборотные ведомости. 22. Приказ об инвентаризации. 23. Инвентаризационная опись основных средств. 24. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей . 25. Акт инвентаризации не законченные капитальных ремонтов основных средств. 26. Сличительная ведомость . 27. Учетные регистры по счетам 01,02,04,05, 07, 08.
5. Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) Ознакомиться с документальным оформлением движения МБП, их синтетическим и аналитическим учетом, учетом НДС. Принять участие в приведении и оформлении и результатов инвентаризации МБП. Отразить операции из МБП в учетных регистрах. 1. Счет. 2. Накладная. 3. Счет- фактура. 4. Ведомость на возврат (исключение) постоянного запаса инструментов (простоев). 5. Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов. 6. Заказ на ремонт или заточку инструментов. 7. Акт на выбытие малоценных и быстроизнашивающихся предметов. 8. Акт на списания инструментов и их обмен на пригодные . 9. Личная карточка учета спецодежды, спецобувь. 10. Ведомость учета выдачи (возврате) спецодежды и спецобуви. 11 . Акт списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов. 12. Оборотные ведомости. 13. Инвентаризационная опись товарно- материальных ценностей . 14. Сличительная ведомость 15. Ведомость ана-литического учета по счетам 10, 15,16. 16. Учетный регистр по счету 10, 15,16.
6. Учет материально -производственных запасов Ознакомиться из - организацией учета материально -производственных запасов порядком формирования их себестоимости и 1. Журнал учета поступления грузов. 2. Доверенность. 3. Акт списания бланков доверенностей 4. Журнал регистрации доверенностей
    оценкой в текущем учете (оценка запасов при их поступлении и оценка выбытия запасов), - документацией по учету движения материально- производственных запасов - организацией учета материально-производственных запасов на складе и учетом движения материально-производственных запасов в бухгалтерии и их взаимосвязью - организацией учета поступления материально-производственных запасов и расчетов с поставщиками - учетом НДС - порядком учета транспортно- заготовительных расходов - организацией контроля за наличием, сохранением и использованием материально-производственных запасов. Инвентаризационной работы на предприятии Принять материальный отчет от материально-ответственного лица, осуществить его проверку, бухгалтерскую обработку и запись в учетные регистры. Принять участие в проведении инвентаризации и оформлении ее результатов. 5. Приходный ордер. 6. Акт о принятии материалов 7. Лимитно-заборная карточка 8. Счет - фактура 9. Требование. 10. Накладная-требование. 11. Карточка складского учета. 12. Реестр приема-передачи документов 13. Ведомость учета остатков материалов на складе. 14. Накладная на внутреннее перемещение материалов 15 Материальный ярлык. 16. Накладная на отпуск ТМЦ на сторону. 17. Справка об отклонении фактического остатка материалов от установленных норм запаса 18. Материальный отчет (с прилагаемыми документами). 19. Инвентаризационная опись 20. Акт на списание материалов открытого хранения. 21. Акт о расходе давальческих материалов. 22. Ведомость аналитического учета запасов по счетам 10 и др. 23. Оборотные ведомости. 24. Учетные регистры по счетам 10, 62, 60. 21. Ведомость забалансового учета.
7. 7.1 Учет товаров и тары. Учет товаров и тары на предприятии оптовой торговли. Ознакомиться с особенностями ценообразования на предприятиях оптовой торговли. Принять реестр приходных и расходных документов от материально- ответственного лица, 1. Карточка складского учета. 2. Оборотная ведомость по сч.. 411,412. 3. Реестр приходных и расходных документов (с прилагаемыми документами). 4. Реестр полученных и выданных счетов фактур, книг покупок и продаж.  
 
    осуществить его проверку, бухгалтерскую обработку и запись в учетных регистрах по сч. 411, 412, 42, 60, 62, 90. Ознакомиться с организацией учета НДС, синтетическим и аналитическим учетом реализации. Принять участие в инвентаризации товаров и тары. Оформить документацию по инвентаризации 5. Журнал регистрации доверенностей. 6. Акт на списание доверенностей. 7. Приказ о проведении инвентаризации. 8. Инвентаризационные описи товаров, тары. 9. Акт инвентаризации товаров отгруженных. 10. Инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение. 11. Акт инвентаризации материалов и товаров, которые находятся в пути. 12. Инвентаризационные описи - акт переоценки. 13. Сличительная ведомость. 14. Ведомость аналитического учета по счету 411. 15. Учетные регистры по сч. 411, 412, 42, 62,60,68,76, 90 и др.
7.2 Учет товаров и тары в предприятии розничной торговли. Ознакомиться с особенностями ценообразования на предприятиях розничной торговли. Принять товарный отчет от материально-ответственного лица, осуществить его проверку, бухгалтерскую обработку и запись в учетные регистры по сч. 412, 411, 42, 60, 62,90. Ознакомиться с организацией продажи товаров через мелко розничную сеть. Ознакомиться с организацией комиссионной торговли документальным оформлением и учетом. Ознакомиться с организацией учета НДС, синтетическим и аналитическим учетом реализации. Проверить товарно кассовые отчеты, сделать 1. Товарный отчет (с прилагаемыми документами). 2. Товарно- кассовый отчет (с прилагаемыми документами). 3. Реестр полученных и выданных счетов фактур, книг покупок и продаж. 4. Журнал регистрации доверенностей. 5. Акт на списание доверенностей. 6. Приказ о проведении инвентаризации. 7. Инвентаризационные описи товаров, тары. 8. Инвентаризационная опись - акт переоценки. 9. Акт предыдущего результата инвентаризации. 10. Сличительная ведомость. 11. Расчет естественных потерь на реализованные товары. 12. Расчет торговой наценки на реализованные товары. 13. Расчет транспортно-заготовительных расходов на реализованные товары. 14. Учетные регистры по сч. 411, 412, 42, 62,60,19,68, 90 и др.
    их обработку и запись в учетные регистры. Принять участие в инвентаризации товаров и тары. Оформить документацию по инвентаризации.  
8. 8.1 Учет товарных операций на предприятиях общественного питание.   Учет товарных операций в складе (экспедиции). Ознакомиться с особенностями ценообразование в предприятиях общественного питания. Принять товарный отчет (реестр) склада (экспедиции) от материально- ответственного лица, осуществить его проверку, бухгалтерскую обработку и запись в учетные регистры по сч. 41, 42, 20, 23, 29, 60, 62, 90. Ознакомиться с организацией синтетического и аналитического учета товарных операций. Принять участие в инвентаризации товаров и тары. Оформить документацию по инвентаризации, осуществить ее обработку и отразить результаты в учете. 1. Карточка складского учета. 2. Оборотная ведомость по сч. 41, 42. Товарный отчет (реестр) склада (экспедиции) (с прилагаемыми документами). 4. Журнал регистрации выдачи доверенностей. 5. Акт на списание доверенностей. 6. Приказ о проведении инвентаризации. 7. Инвентаризационные описи товаров, тары. 8. Инвентаризационная опись - акт переоценки. 9. Сличительная ведомость. 10. Ведомость аналитического учета по счетам 41, 42. 11 . Учетные регистры по сч. 41, 42, 20, 23, 29, 60, 62, 90.и др.
8.2 Учет товарных операций на производстве (на кухне). Выучить порядок составления ежедневного плана работы производства. Отработать навыки определения норм закладки сырья разных кондиций при изготовлении блюд из говядины, овощей по сборнику рецептур блюд и кулинарных изделий. Составить калькуляционные карты на холодные закуски, первые, вторые, третьи блюда. Принять отчет о 1 . Расчеты по определению норм закладки сырья разных кондиций со случаями замены отсутствующих на предприятии продуктов. 2. Калькуляционные карточки. 3. Расчет продажных цен на покупные товары. 4. Отчет о движении продуктов, тары на производстве (с прилагаемыми документами). 5. Инвентаризационные описи остатков продуктов и полуфабрикатов на предприятиях общественного питания. 6. Инвентаризационная опись -
    о движении продуктов и тары на кухне, провести его проверку бухгалтерскую обработку и запись в учетные регистры по счетам 20, 23, 41, 42, 44, 62, 60, 71, 68, 19 76, 90 и др. Принять участие в инвентаризации продуктов и тары. Оформить документацию по инвентаризации, осуществить ее обработку и отразить результаты в учете. - акт переоценки. 7. Сличительная ведомость.8. Учетные регистры по сч. 20, 23, 41, 42, 44, 62, 60, 71, 68, 19 76, 90 и др.
8.3 Учет товарных операций в буфете. Определить продажные цены на товары, которые реализуются через буфет. Принять товарный отчет по буфету, провести его проверку, бухгалтерскую обработку и запись в учетные регистры 20, 23, 41, 42, 44, 62, 60, 71, 68, 19 76, 90 и др. Принять участие в инвентаризации товаров и тары. Оформить документацию по инвентаризации, осуществить ее обработку и отразить результаты в учете. Составить расчет торговой наценки на реализованные продукты, товары; расчет транспортно-заготовительных расходов на реализованные продукты, товары. Ознакомиться с организацией учета НДС; реализации продуктов и покупных товаров. 1. Товарный отчет по буфету (с прилагаемыми документами). 2. Учетные регистры по счетам 20, 41, 42, 44, 60, 62, 71, 68, 19, 76, 90 и др. 3. Инвентаризационная опись товаров, тары. Инвентаризационная опись — акт переоценки. 4. Сличительная ведомость. 5 . Расчет торговой наценки на реализованные продукты, товары. 6. Расчет транспортно-заготовительных расходов на реализованные продукты, товары. 7. Реестр полученных и выданных счетов – фактур, книг покупок и книг продаж.
9. Учет расходов производства (услуг) и расходов деятельности. Ознакомиться с: - материалами учета расходов и калькулирование на предприятии; - порядком калькулирования себестоимости; - порядком распределения общепроизводственных расходов; - порядком 1 . Калькуляция. 2. Технологическая карта. 3. Производственный отчет. 4. Журнал учета работ и расходов. 5. Акты выполненных работ. 6. Расчет распределения общепроизводственных расходов. 7. Инвентаризационная опись
    учета общехозяйственных расходов, расходов на продажу, других расходов обычной деятельности, финансовых расходов и других расходов. Осуществить: - накопление производственных расходов в течение отчетного месяца; - распределение производственных расходов по аналитическим позициям калькуляционных счетов; - распределение расходов собранных на калькуляционных счетах производства, между готовой продукцией и незавершенным производством (по каждой аналитической позиции этих счетов). Составить распределение общепроизводственных расходов. Принять участие в проведенных и оформлении результатов инвентаризации незавершенного производства. незавершенного производства. 8. Расчет распределения общехозяйственных расходов. 9. Расчет расходов на продажу. 10. Учетные регистры по счетам 20, 23, 29, 90-91, 94, 99.
10. Учет готовой продукции и ее реализации Ознакомиться из: - порядком формирования первоначальной стоимости готовой продукции, и ее номенклатурой; - документированием хозяйственных операций, связанных с движением готовой продукции; - синтетическим и аналитическим учетом выпуска готовой продукции и организацией ее учета на складе; - синтетическим и аналитическим учетом отпуска и реализации готовой продукции из склада предприятия; - 1. Расчет фактической себестоимости готовой продукции. 2. Накладные на сдачу готовой продукции на склад. 3. Карточка складского учета. 4. Накопительная ведомость выпуска готовой продукции. 5. Накопительная ведомость отгруженной продукции. 6. Расходная накладная. 7. Приемо-сдаточный акт. 8. Инвентаризационный ярлык. 9. Инвентаризационная опись товарно- материальных ценностей. 10. Акт инвентаризации товаров отгруженных. 11 . Инвентаризационная опись товарно-материальных
    синтетическим и аналитическим учетом реализации услуг; - учетом НДС. Принять материальный отчет (реестр приходных и расходных документов) заведующего складом готовой продукции, осуществить его проверку, бухгалтерскую обработку и запись в учетные регистры; Принять участие в проведении и оформлении инвентаризации готовой продукции. ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение. 12. Акт инвентаризации материалов и товаров, которые находятся в пути. 13. Учетные регистры по счетам 20, 23, 25, 26, 44, 68,71,76, 90 и др.
11. Учет собственного капитала. Ознакомиться: - с учредительными документами предприятия; - документальным оформлением внесения долей основателей; - документальным оформлением выпуска акций; - документальным оформлением изменений собственного капитала; - организацией синтетического и аналитического учета собственного капитала. 1. Учредительный договор. 2. Устав. 3. Протокол собраний основателей (изменения к уставу). 4. Акт принятия - передачи основных средств. 5. Накладная. 6. Приходный кассовый ордер. 7. Выписка банка. 8. Учетные регистры по сч. 80, 84 и др.
12. Учет обязательств предприятия. Ознакомиться: - с порядком кредитования банком предприятия, - с содержанием кредитного соглашения, - организацией синтетического и аналитического учета ссуд банка. Выполнить проверку, бухгалтерскую обработку выписок банка по счету и осуществить их запись в учетный регистр. Ознакомиться с организацией учета векселей выданных, обязательств по облигациям и по аренде. Ознакомиться с порядком 1 . Кредитное соглашение. 2. Выписка банка из заимообразного счета (с прилагаемыми документами). 3. Договор аренды. 4. Счет. 5. Акт выполненных работ. 6. Счет - фактура. 7. Платежное поручение. 8.Учетные регистры по сч. 66,67,76, 71, 60, 62, 63, 68.
    заключения договоров, документированием расчетов с поставщиками и подрядчиками, построением аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Составить учетные регистры по счетам 67,66,62,60,68.  
13. Учет расчетов по оплате труда и социальному страхованию. Ознакомиться из: - порядком оформления принятия, освобождения, перемещения, предоставления отпусков работникам, ведение трудовых книжек; - организацией учета использования рабочего времени; - заработной платой, формами и системами оплаты труда; - документальным оформлением учета выработки, начисления заработка при повременной и сдельной оплате труда; - документацией и расчетом оплаты за неотработанное время и помощи за временной неработоспособностью; - порядком оформления расчетов с рабочими и служащими и выплаты им заработной платы; - порядком выдачи заработной платы и оформление своевременно не полученной заработной платы; - организацией синтети ческого и аналитического учета заработной платы и расчетов с персоналом по оплате труда; - порядком составления и представления отчетности предприятия 1 . Табель учета рабочего времени. 2. Листы нетрудоспособности, исполнительные лсты и документы которые свидетельствуют о праве личности на льготу по НДФЛ и др. 3. Расчетно-платежная (расчетная) ведомость. 4. Личный счет. 5. Платежная ведомость. 6. Реестр депонируемой заработной платы. 7. Учетные регистры по счетам 70, 68, 69 и др.
    органам социального страхования и ФНС. Проверить табель учета рабочего времени. Начислить заработную плату работникам, осуществить расчет удержаний. Составить расчеты отчислений на обязательное социальное страхование. Составить учетные регистры по счетам 70, 69, 68, 73.  
14. Учет расходов будущих периодов, резерва сомнительных долгов, обеспечения будущих расходов и страховых резервов.   Ознакомиться из: - учетом расходов будущих периодов; - методами определения сомнительных долгов; - порядком отражения операций по созданию резерва сомнительных долгов на счетах бухгалтерского учета; - порядком определения размера и учета обеспечения будущих расходов; - порядком образования и учета страховых резервов. Сделать расчет резерва сомнительных долгов. Рассчитать резерв на будущую оплату отпусков работников. Составить учетные регистры. 1. Расчет резерва сомнительных долгов. 2. Расчет отчислений в резерв отпусков. 3. Учетные регистры по счетам 63, 62, 96  
Целевое финансирование
15. Налогообложение предприятия. Необходимо: - осуществить учет доходов и расходов; - ознакомиться с федеральными, региональными и местными налогами и обязательными сборами, отчислениями которые платит предприятие, осуществить их расчет; - составить платежные поручения на перечис -ление кредиторской задолженности бюджета и соответствующим внебюджетным фондам. 1 . Расчеты бухгалтерии. 2. Учетные регистры по счетам 19, 68, 69 и др. 3. Платежные поручения.
16. Формирование доходов по видам деятельности, учет финансовых результатов и использование прибыли. Ознакомиться с: - учетом доходов от обычной и чрезвычайной деятельности - порядком, формированием финансовых результатов деятельности; учетом использования прибыли предприятия; - порядком отражения прибылей и убытков в отчетности. Определить финансовый результат деятельности предприятия за отчетный период. Осуществить записи в учетные регистры по счетам 84, 90, 91, 94, 98. 1 . Схема формирования финансовых результатов. 2. Учетные регистры по счетам 84, 90, 91, 94, 98. .
17. Завершение учетного процесса Закрыть учетные регистры. Выполнить обобщение и проверку записей по счетам: - сравнить обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, которые были основанием для записей на этом счете; - сравнить обороты и остатки или только остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического счета; - сравнить соответствующие обороты и остатки или только остатки по всем счетам синтетического учета; - исправить установленные в бухгалтерских записях ошибки. Составить оборотную ведомость по синтетическим счетам. Заполнить Главную книгу предприятия. 1. Все журналы-ордера (мемориальные ордера), которые ведутся на предприятии. 2. Оборотная ведомость по синтетическим счетам. 3. Главная книга

Примечания.

1. Приведенный в таблице 3графе 4 перечень документов является ориентировочным, не учитывает специфику работы базового предприятия.

Чтобы предоставить организационно-правовую характеристику базового предприятия по приведенной схеме студенту необходимо ознакомиться с:

1) уставом предприятия;

2) учредительным договором;

3) регистрационными документами предприятия;

4) приказами предприятия, которые касаются работы учетной службы предприятия;

5) осуществить экскурсию по предприятию;

6) ознакомиться с технологическим циклом и производственной программой предприятия;

7) ознакомиться с работой службы снабжения и сбыта предприятия и тому подобное.

Студенты - практиканты подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка базового предприятия, строго придерживаются правил охраны труда и противопожарной безопасности, обязательно проходят инструктажи (вступительный и на каждом конкретном месте работы).

Наши рекомендации