Основные и оборотные фонды туристских организаций
5.1Имущество туристских организаций
Имущество туристских организаций является объектом изучения разных дисциплин: право исследует правовые аспекты существования, защиты, перехода прав собственности и обязательств; при анализе хозяйственной деятельности рассматривается эффективность использования различных видов имущества хозяйствующего субъекта; бухгалтерский учет отражает движение имущества и источников его формирования. В курсе экономики имущество рассматривается как хозяйственный экономический ресурс, использование которого обеспечивает успешную деятельность туристской организации.
Состав и структура имущества показаны в бухгалтерском балансе туристских организаций. Структура этого имущества различна, что объясняется спецификой хозяйственной деятельности. Например, в составе имущества большинства туроператоров преобладают нематериальные активы (финансовые гарантии), турагентов — оборотные активы (денежные средства), транспортных организаций - основные средства (транспортные средства), гостиниц — основные средства (здания и сооружения), ресторанов оборотные активы (сырье и материалы) и основные средства (оборудование).
Основной капитал (внеоборотные активы) - это имущество туристских организаций, которое вовлечено в производственный процесс и функционирует во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натурально-вещественную форму на протяжении всего срока службы, и переносит свою стоимость на себестоимость туристских продуктов и услуг по частям, по мере износа.
Техническое состояние основного капитала туристской организации характеризуется степенью изношенности, годности, обновлением и выбытием.
Показателем изношенности основного капитала туристской организации является коэффициент износа (Ки, %), который рассчитывается по формуле:
Км=Си/Сп*100,
где, Си – сумма износа основного капитала туристской организации, руб.;
Сп – первоначальная стоимость основного капитала туристской организации, руб.
Степень обновления основного капитала туристской организации характеризуется коэффициентом обновления (Ко, %), который рассчитывается по формуле:
Ко=Свв/Скг*100,
где, Скг – стоимость основного капитала туристской организации на конец года, руб. (Скг=Снг+Свв-Свыб);
Снг – стоимость основного капитала туристской организации на начало года, руб.;
Свв – стоимость вновь введенного основного капитала туристской организации, руб.;
Свыб – стоимость выбывшего основного капитала туристской организации, руб.
Если увеличивается Кь и фондоотача, то вводить основной капитал целесообразно.
Показателем степени годности основного капитала туристской организации является коэффициент годности (Кг, %), который рассчитывается по формуле:
Кг=(Сп-Си)/Сп*100;
Величина Кг зависит от соотношения Ко и Ки. Чем выше Кг, тем лучше состояние основного капитала туристской организации.
Коэффициент выбытия (Кв,%) показывает долю основного капитала, ежегодно выбывающего из эксплуатации. Его рост означает обновление материальной базы туристской организации. Коэффициент выбытия рассчитывается по формуле:
Кв=Свыб/Снг*100;
Названные показатели характеризуют воспроизводственную политику туристской организации и применяются для оценки технического состояния основного капитала в целом и его отдельных элементов в частности.
В зависимости от назначения и функций, выполняемых в производственном процессе, основной капитал туристской организации включает следующие элементы: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства и прочий основной капитал.
Структура основного капитала туристских организаций отражает их отраслевые особенности и показывает удельный вес отдельных элементов в составе основного капитала этих организаций. Структура основного капитала организаций в составе туризма имеет существенные различия. Например, в составе основного капитала гостиниц максимальный удельный вес занимают здания (более 70%), основного капитала транспортных организаций — транспортные средства, основного капитала предприятий питания — оборудование. Эти структурные различия объясняются преимущественно главной производственной функцией хозяйствующих субъектов и видом услуг (в составе турпродуктов), удовлетворяющих ту или иную потребность туриста.
Независимо от удельного веса все элементы основного капитала туристских организаций имеют стоимостную оценку. Существует три вида стоимостной оценки элементов основного капитала субъектов в сфере туристского бизнеса: по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.
Первоначальная стоимость (Сп, руб.) — стоимость основного капитала туристской организации на дату оприходования, которая рассчитывается по формуле:
Сп=Спр+Зтр-НДС,
где, Спр – стоимость приобретенного имущества, руб.;
Зтр – затраты на транспортировку, руб.;
НДС – налог на добавленную стоимость, руб.
Первоначальная стоимость основного капитала туристской организации не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ: достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации капитала. Такой метод затрудняет правильное определение объема капитала и его динамики, размера амортизационных отчислений и себестоимости туристских продуктов и услуг, так как однородный по составу капитал, приобретенный в разное время, числится на балансе туристской организации в разных ценах. Поэтому необходимо оценивать основной капитал по восстановительной стоимости.
Восстановительная стоимость (Св, руб.) – стоимость основного капитала туристской организации в ценах, приведенных к году переоценки. Рассчитывается по формуле:
Св=Сп*Кпер,
где, Кпер – коэффициент перерасчетов.
Переоценка вносит единообразие в оценку созданных в разные годы однородных элементов основного капитала. Оценка по первоначальной или восстановительной стоимости не дает представления о степени износа основного капитала туристской организации в процессе эксплуатации. Для установления степени износа и определения стоимости капитала, не перенесенного на туристские услуги, применяют метод оценки по остаточной стоимости.
Остаточная стоимость основного капитала туристской организации (Со, руб.) – стоимость с учетом амортизации, первоначальная (или восстановительная) стоимость за вычетом суммы начисленного износа, рассчитывается по формуле:
Со=Сп-Си=Сп-Сп*Nа*Тф/100,
где, Nа – годовая норма амортизации основного капитала, %;
Тф – фактический срок эксплуатации основного капитала, лет.
Следует отметить, что остаточная стоимость основного капитала туристской организацииможет быть определена через несколько месяцев после начала эксплуатации, и через несколько лет, т.е. неверно отождествлять понятие остаточной стоимости с реальной стоимостью капитала в конце срока службы.
Износ основного капитала туристской организации – потеря стоимости, которая происходит в результате участия этого капитала в производственном процессе. Различают два вида износа: физический и моральный. Выраженный в денежной форме износ называется амортизацией, а отчисления на восстановление в процессе эксплуатации стоимости элементов основного капитала туристской организации – амортизационными.
В мировой практике используются различные подходы к начислению амортизации и определению остаточной стоимости основного капитала туристской организации:
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости пропорционально объему туристских продуктов и услуг.
Необходимо отметить, что туристские организации уделяют мало внимания амортизационной политике и линейный способ остается самым распространенным в России. Годовые амортизационные отчисления (Ао, руб.) в этом случае рассчитываются по нормам, которые устанавливаются в процентах к первоначальной стоимости основного капитала туристской организации по формуле:
Ао=Сп* Nа/100,
Эффективность использования основного капитала туристской организации характеризуется показателями: рентабельность, фондоотдача, фондоемкость и фондовооруженность.
Обобщающим показателем эффективности использования основного капитала туристской организации является рентабельность основного капитала – отношение прибыли к среднегодовой стоимости основного капитала. Рентабельность основного капитала (Рк,%) рассчитывается по формуле:
Рк=П/Сск*100,
где П – прибыль туристской организации, руб.;
Ссг – среднегодовая стоимость основного капитала туристской организации, руб.
Расчет (Ссг,руб.) проводится по формуле:
Ссг=Снг+Свв*М/12-Свыб(12-М)/12,
где, М – число месяцев функционирования основного капитала организации в расчетном периоде.
Фондоотдача также является обобщающим показателем использования основного капитала. Фондоотдача – это соотношение объема реализуемых туристской организацией продуктов или услуг в денежном или натуральном выражении к среднегодовой стоимости основного капитала. В натуральном выражении фондоотдача рассчитывается по формуле:
Фо=У/Ссг,
где, У – объем реализованных туристских продуктов или услуг в натуральном выражении.
В денежном выражении фондоотдача (Фо, руб./руб.) рассчитывается по формуле:
Фо=В/Ссг,
где, В – выручка от реализации туристских продуктов или услуг за год, руб.
Фондоотдача показывает, сколько туристских продуктов или услуг получено с каждого рубля действующего капитала организации. Повышение фондоотдачи свидетельствует о том, что использование основного капитала улучшилось.
Фондоемкость (Фе, руб./руб. или руб./туров) – показатель, обратный фондоотдаче. Он характеризует стоимость основного капитала, приходящегося на единицу реализованных туристских продуктов и услуг и рассчитывается по следующим формулам:
Фе=Ссг/В=1/Фо; Фе=Ссг/У=1/Фо.
Фондоемкость отражает стоимость основного капитала, необходимую для получения заявленного объема туристских продуктов или услуг. Снижение фондоемкости показывает, что использование основного капитала улучшилось.
Для более детального анализа использования основного капитала могут быть использованы и другие показатели. В любом случае все туристские организации должны стремиться к повышению эффективности использования основного капитала, находящегося в их распоряжении.
Улучшение использования основного капитала решает широкий круг экономических проблем, направленных на повышение эффективности деятельности туристской организации: увеличение объема реализации продуктов и услуг, рост производительности труда, снижение себестоимости туристских продуктов и услуг, улучшение качества продуктов и услуг, экономия капитальных вложений, увеличение прибыли и рентабельности капитала.
Улучшения использования основного капитала можно достичь посредством:
• освобождения туристской организации от излишнего оборудования, переоборудования вспомогательных помещений под производственные, сдачи в аренду неиспользуемых помещений;
• своевременного и качественного проведения планово-предупредительных и капитальных ремонтов, сокращения сроков ремонтных работ;
• приобретения высококачественного основного капитала и повышения квалификации персонала;
• своевременного обновления основного капитала в целях предотвращения чрезмерного морального и физического износа;
• технического совершенствования основного капитала, внедрения инноваций в целях повышения механизации и автоматизации производства;
• диверсификации бизнеса, расширения ассортимента туристских продуктов и услуг;
• совершенствования организации производства и труда в целях сокращения потерь рабочего времени и повышения производительности труда.
В целом пути повышения эффективности использования основного капитала зависят от конкретных условий, сложившихся в организации за тот или иной период времени….
5.2 Оборотный капитал туристских организаций
Наряду с основным капиталом и рабочей силой оборотный капитал является важнейшим элементом турбизнеса. Недостаточная обеспеченность туристской организации оборотным капиталом парализует ее деятельность и приводит к ухудшению финансового положения.
Оборотный капитал - это имущество туристских организаций, которое вовлечено в производственный процесс, функционирует только в одном производственном цикле и независимо от способа производственного потребления полностью и сразу переносит свою стоимость на себестоимость туристских продуктов и услуг.
Отдельные элементы оборотного капитала имеют разное назначение и по-разному используются в туристской деятельности. Оборотный капитал туристских организаций включает производственные запасы, расходы будущих периодов, денежные средства и дебиторскую задолженность.
Производственные запасы туристской организации — это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс. К ним относят материалы (например, строительные), тару, запасные части, спецодежду, посуду и др.
Вложение средств в образование запасов связано со складскими расходами, риском порчи и устаревания товаров, а также с вмененной стоимостью капитала, т.е. нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска.
В то же время иногда хранение определенного вида запасов в том или ином объеме — это единственно верное решение. Например, большой запас постельных принадлежностей в курортной гостинице в туристский сезон сокращает возможность образования дефицита услуг размещения при высоком спросе. Подобным образом достаточно большой запас постельных принадлежностей спасает гостиницу от отказа клиентам в размещении, а значит, от потери дохода. В данном случае большое количество запасов экономически обосновано, так как приводит к получению большей прибыли. Главное здесь — выявить результат и затраты, связанные с хранением запасов, и подвести разумный баланс.
Расходы будущих периодов — это затраты, связанные с перспективной организацией и реализацией новых видов туристских продуктов и услуг. Норматив по этим расходам создают для покрытия затрат, которые будут отнесены на себестоимость туристских продуктов и услуг будущего периода.
Дебиторская задолженность (средства в расчетах) - это задолженность туристской организации со стороны других организаций и лиц, т.е. клиентов, за оказанные услуги, задолженность сотрудников предприятия за выданные им под отчет денежные авансы на командировочные и хозяйственные расходы, прочая задолженность сторонних организаций и лиц по различным операциям. Неоплаченные счета за реализованные турпродукты и предоставленные туристские услуги (или счета к получению) составляют большую часть дебиторской задолженности туристских организаций. Главным в области управления дебиторской задолженностью является определение степени риска неплатежеспособности покупателей и партнеров по турбизнесу, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также разработка стратегии по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями и заказчиками.
Денежные средства (в кассе, на расчетных и валютных счетах) — наиболее ликвидная часть оборотного капитала туристской организации. Создание значительного запаса денежных средств позволяет туристской организации сократить риск истощения наличности и дает возможность удовлетворить предъявляемые требования в срок. С другой стороны, хранение временно свободных, неиспользуемых денежных средств в кассе или на расчетном счете туристской организации приводит к дополнительным затратам и потере некоторого дохода. Таким образом, очень важно решить вопрос об оптимальности запаса наличных средств.
Соотношение отдельных элементов в общей совокупности оборотного капитала определяет его структуру. Структура оборотного капитала на предприятиях разных отраслей туризма неоднородна. Например, в составе оборотного капитала гостиниц преобладают производственные запасы (69%), тогда как для турфирм характерно преобладание дебиторской задолженности (более 70%). Преобладание тех или иных элементов отражает отраслевые особенности и предопределяет возможность управления оборотным капиталом туристских организаций.
По управляемости оборотный капитал туристских организаций подразделяется на нормируемый и ненормируемый.
Нормированию подлежат два элемента оборотного капитала — производственные запасы и расходы будущих периодов. При этом в практике турбизнеса особое внимание уделяется нормированию запасов. Нормирование запасов — это процесс определения минимального, но достаточного для нормального протекания производственного процесса объема запасов туристской организации. Нормирование — это определение норм и нормативов, используемых на данном предприятии для планирования и расхода ресурсов.
Норма — величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному объему запасов. Она устанавливается, как правило, в днях.
Норматив — денежное выражение планируемого запаса товарно-материальных ценностей, минимально необходимого для непрерывной работы туристской организации.
Процесс нормирования запасов состоит из следующих этапов.
1. Определяется норма запаса (в днях) N$H по каждому виду товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по формуле
Nm = NTV + Nn+ NT+NC,
где NTp — транспортный запас (время нахождения ТМЦ в пути);
Nn — запас, связанный с разгрузкой, складированием и подготовкой для использования ТМЦ в производстве;
Nr — текущий запас (NT = 0,5f, t — интервал поставки запасов);
Nc — страховой запас, принимаемый в размере 50% текущего запаса.
Нормы устанавливаются в днях запаса и означают длительность периода. Например, норма запаса составляет 24 дня. Следовательно, запасов должно быть ровно столько, сколько необходимо для обеспечения производства в течение 24 дней.
2. Определяется норматив (в стоимостном выражении) NCт по каждому виду ТМЦ по формуле
NCт= п*Nдн
где п — среднедневная производственная потребность в ТМЦ, руб.
3. Определяется общий (совокупный) норматив запасов по предприятию (Nобщ) путем суммирования частных нормативов в стоимостном выражении.
Совокупный норматив запасов общей потребности туристской организации в ТМЦ зависит от многих производственных факторов (объемов реализации, уровня цен и т.д.) и позволяет организовать эффективный турбизнес.
Не все элементы оборотного капитала подлежат нормированию. К ненормируемым элементам относят денежные средства и средства дебиторской задолженности. Туристские организации имеют возможность управлять этими средствами и воздействовать на их количество с помощью системы кредитования и оптимизации расчетов.
Таким образом, эффективное нормирование оборотного капитала представляется одним из ключевых вопросов финансового менеджмента туристских организаций. При этом не менее важно организовать рациональное движение и использование оборотного капитала.
Эффективность использования оборотного капитала туристских организаций характеризуется рядом показателей. Основными показателями являются: длительность одного оборота, коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки оборотного капитала, коэффициент отдачи оборотного капитала.
Длительность одного оборота оборотного капитала (Доб, дн.) — число дней, в течение которых оборотный капитал туристской организации совершает один оборот, определяется по формуле
Доб=Д*Соб/Вили Доб=Д/Коб,
где, Д – число дней в рассматриваемом периоде;
Соб – остаток оборотного капитала на определенную дату, руб.;
В – выручка от реализации туристских продуктов и услуг, руб.
Уменьшение длительности одного оборота свидетельствует об улучшении использования оборотного капитала.
Коэффициент оборачиваемости (Коб) показывает число оборотов, совершаемых за определенный период, определяется по формуле:
Коб=В/Соб,
Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем эффективнее используется оборотный капитал туристской организации.
Коэффициент загрузки оборотного капитала в обороте (Кс) – это коэффициент, обратный коэффициенту оборачиваемости. Кс характеризует оборотный капитал, приходящийся на 1 руб. реализованных туристских продуктов и услуг, и исчисляется по формуле:
Кс=Соб/В*100
Кс=1/Коб
Чем меньше коэффициент загрузки оборотного капитала, тем эффективнее используется оборотный капитал и лучше финансовое состояние туристской организации.
Коэффициент отдачи оборотного капитала (Фо, руб./руб.) показывает, сколько рублей прибыли получает туристская организация с каждого рубля, вложенного в оборотный капитал и рассчитывается по формуле:
Фоб=П/Соб.
Показатели оборачиваемости могут рассчитываться по оборотному капиталу туристской организации в целом и по отдельным элементам оборотного капитала, участвующего в обороте. В результате ускорения оборачиваемости (интенсивности использования оборотного капитала) определенная сумма оборотного капитала высвобождается из оборота туристской организации.
При замедлении оборачиваемости оборотного капитала в оборот вовлекаются дополнительные средства, что в итоге приводит к снижению эффективности функционирования туристской организации. Чтобы этого не случилось, целесообразно своевременно проводить некоторые мероприятия. Традиционны следующие пути повышения эффективности использования оборотного капитала:
• сокращение производственных запасов на основе их рационального использования за счет ликвидации сверхнормативных запасов, совершенствования нормирования и снабжения, оптимального выбора поставщиков, оптимизации работы транспорта, улучшения организации складского хозяйства;
• сокращение вложений оборотных средств в сферу обращения на основе рациональной организации сбыта туристских продуктов и услуг, применения прогрессивных форм расчетов, своевременного оформления документации и ускорения ее движения, соблюдения договорной и платежной дисциплины.
Эти мероприятия позволят высвободить значительные суммы и таким образом увеличить объем производства без дополнительных ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в соответствии с потребностями туристской организации.
Лекция 6