Туристская организация как открытая экономическая система

4.1 Туристская организация как открытая экономическая система

Получение правового статуса юридического лица (или индиви­дуального предпринимателя) позволяет предпринимателю (турист­ской организации) приступить к непосредственному производству туристских продуктов и услуг в целях удовлетворения обществен­ных потребностей и получения прибыли.

По мнению многих ученых и практиков, туристская организа­ция независимо от организационно-правовой формы, формы соб­ственности, отраслевой принадлежности, производимых продуктов и оказываемых услуг представляет собой открытую экономическую систему. Система, представленная на рис. 4, содержит семь бло­ков:

 
  туристская организация как открытая экономическая система - student2.ru

Рис.4 Экономическая модель туристской организации

1 — туристская организация, основной задачей которой являет­ся преобразование производственных и трудовых ресурсов;

2 — производственные и трудовые ресурсы на входе;

3 — ресурсы на выходе (преобразованные ресурсы): туристские продукты и услуги, прибыль;

4 — социальная среда, с которой взаимодействует туристская организация (федеральные, региональные и муниципальные органы власти, потребители, конкуренты, общественные организации);

5 — природная среда, где происходит потребление туристских ресурсов;

6 — взаимосвязь с рынком (маркетинг) на входе и на выходе ресурсов;

7 — соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе, ко­торое образует экономику туристской организации.

Рассмотрим экономическую модель, предложенную на рис. 4, более детально.

Блок 1 — туристская организация как организм, преобра­зующий ресурсы на входе в ресурсы на выходе системы, функционирует на рынке в рамках социальной среды (4) и природной среды (5). В условиях рынка туристская организация решает две задачи: производства и реализации продуктов и услуг. В зависимости от реше­ния этих задач туристская организация будет процветать или станет несостоятельной. Для того чтобы знать, что необходимо произво­дить, т.е. какой ассортимент и в каком количестве, туристская ор­ганизация должна изучить рынок — заняться маркетингом, прежде чем она начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретных услуг. Маркетингом необходимо заниматься постоянно — как до запуска продуктов и услуг в производство, так и после, в процессе их реализации (6). Поэтому на схеме маркетинг указан до начала производства и после его окончания.

В производстве продуктов и услуг и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта (ус­луги) на рынке, который традиционно состоит из пяти стадий. Пер­вая стадия — внедрение — требует больших затрат, поэтому торговля продуктами и услугами на данной стадии, как правило, убыточна. Вторая стадия — рост как результат признания покупателем про­дукта (или услуги), увеличение спроса на него, объема продаж и соответственно прибыли. Третья стадия — зрелость характерна тем, что большинство покупателей продукт (услугу) уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают па­дать, прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия. Далее наблюдается насыщение: в этом периоде, несмотря на принятые ме­ры, рост продаж более не наблюдается, но прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство. После стадии насыщения неизбежно наступает спад — период резкого снижения продаж, а затем и прибыли.

Грамотное определение этапа жизненного цикла продукта или услуги позволяет туристской организации достаточно точно опреде­лить параметры входа ресурсов -7- блок 2 экономической моде­ли. Туристская организация на входе потребляет ресурсы опреде­ленного вида, чтобы потом, в результате производственного про­цесса, на выходе получить трансформированные ресурсы иной по­требительной стоимости (блок 3).

Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содер­жание понятия «экономика туристской организации» (блок 7), для которой безразличны в известной мере производимый продукт (услуга), избранная технология производства, состав и квалифика­ция кадров. Единственное, что ее интересует, — это соотношение в использовании ресурсов: превышение доходами расходов (рента­бельная работа организации), превышение расходами доходов (убы­точная работа организации) и, наконец, равенство доходной и рас­ходной частей (работа организации в условиях безубыточности).

Работа туристской организации — прибыльная, убыточная или в рамках самоокупаемости — в существенной мере зависит от форм и методов преобразования ресурсов и может быть определена целым рядом как частных, так и общих показателей эффективности. Эффективность функционирования туристской организации как системы определя­ется эффективностью функционирования отдельных ее элементов, так как все они находятся во взаимосвязи.

4.2 Функции, права и ответственность туристской организации

Деятельность туристской организации как системы включает оп­ределенные процессы преобразования элементов входа (ресурсов) в элементы выхода (результаты). Эффективность предпринимательской деятельности, которая выражается соотношением ресурсов и резуль­татов, во многом определяется соблюдением определенных принци­пов и выполнением необходимых функций.

Выделяют следующие принципы управления бизнесом: рацио­нальность, экономичность, эффективность. Принцип рационально­сти означает целесообразность организации производства турист­ских продуктов и услуг (нет смысла использовать устаревшие тех­нику и технологии при наличии более совершенных и производи­тельных). Принцип экономичности означает достижение определен­ного результата деятельности с минимальными затратами. Принцип эффективности — то, что туристская организация работает прибыль­но (рентабельно). Соблюдение этих принципов позволяет туристской организации занять устойчивую позицию на рынке в условиях кон­куренции.

Рациональность, экономичность и эффективность определяют со­став функций туристской организации. Базовыми функциями являются:

• производство качественных продуктов и услуг, систематиче­ское обновление их ассортимента в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

• рациональное использование производственных и трудовых ресурсов;

• разработка стратегии и тактики поведения организаций и их корректировка в соответствии с меняющимися обстоятельст­вами; систематическое внедрение новшеств в управление и обеспечение конкурентоспособности организации и продук­тов (услуг), а также положительного имиджа предпринимате­ля;

• социальная защита сотрудников;

• уплата налогов, взносов и платежей в бюджет; соблюдение действующих стандартов.

Функции туристской организации конкретизируются и уточня­ются в зависимости от размеров бизнеса, отраслевой принадлежно­сти, формы собственности и др. В любом случае реализация функ­ций осуществляется в рамках предпринимательского права, которое тесно связано с различными отраслями права: конституционным (государственным), гражданским, трудовым, финансовым, админи­стративным, уголовным, налоговым и др.

Источники предпринимательского права многочисленны, сложны и противоречивы. Нормативные акты различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Нормативные акты подразделяются на законы (федеральные конституционные, фе­деральные, законы субъектов), акты федеральных органов государст­венного управления (указы Президента РФ и постановления Прави­тельства РФ), акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов РФ.

Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права: свобода торговли, меж­дународные договоры России. Международные договоры применя­ются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требует­ся издание российского акта. Если международным договором РФ установлены правила, не предусмотренные гражданским законода­тельством, то применяются правила международного договора. Кроме того, существует большое количество нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы предпринимательской деятель­ности в туризме.

В любом случае общие и частные (отраслевые) источники пред­принимательского права определяют пределы ответственности по обязательствам юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей. За совершенные в предпринимательской сфере противоправ­ные деяния может наступить уголовная, административная, налого­вая, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответ­ственность. Для физического лица возможно наступление всех пе­речисленных видов ответственности, а для юридического — только административной, гражданской и материальной.

Уголовная ответственность это вид юридической ответствен­ности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. В разделе VIII УК РФ непосредственно указаны нарушения и ответственность за них в сфере предпринимательской деятельности.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. Порядок и осно­вания привлечения к административной ответственности регулиру­ются Кодексом РФ об административных правонарушениях и дру­гими правовыми актами. За некоторые административные правона­рушения, например связанные с несоблюдением установленных правил в сферах охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения, выполнение которых входит в служебные обязанности должностных лиц, адми­нистративной ответственности подлежат только эти лица. За нару­шение правил охраны природы, экологии, санитарии, пожарной безопасности, налогового законодательства в ряде федеральных за­конов РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц. За совершение административных правонаруше­ний могут применяться различные административные взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, и др.

Налоговая ответственность — это вид юридической ответствен­ности физических и юридических лиц за налоговые правонаруше­ния. К налоговым правонарушениям в соответствии с Налоговым кодексом РФ относятся: нарушение срока постановки на учет в на­логовом органе, уклонение от постановки на учет в налоговом ор­гане, неуплата или неполная уплата сумм налога и др. Налоговая ответственность состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санкций — денежных штрафов. В связи с этим налого­вая ответственность носит исключительно имущественный характер.

Гражданско-правовая ответственность — это система мер иму­щественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения. В гражданско-правовой ответственности противоправным является деяние, нарушающее импера­тивные нормы гражданского права либо противоречащее общим на­чалам и смыслу гражданского законодательства и нарушающее права и охраняемые законом интересы третьего лица. Система мер граж­данско-правовой ответственности включает два их вида: возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санкции.

Материальная ответственность — это обязанность работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Вопросы материальной ответственности регулируются Тру­довым кодексом РФ и рядом других нормативных актов. Эта ответ­ственность, как правило, ограничивается средним заработком ра­ботника. При определении ущерба учитывается только прямой ущерб, неполученные доходы не учитываются.

Дисциплинарная ответственность — это санкция, которая при­меняется администрацией организации к работнику в виде дисцип­линарного взыскания за дисциплинарный проступок. Под дисцип­линарным проступком понимается противоправное виновное невы­полнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудо­вых обязанностей: отсутствие работника без уважительной причины на работе, опоздание и др. Дисциплинарная ответственность суще­ствует в двух видах: общая (предусмотренная Трудовым кодексом РФ) и специальная, возлагаемая на работников в соответствии с уставами и положениями о дисциплине. Меры взыскания при об­щей дисциплинарной ответственности жестко урегулированы Тру­довым кодексом и расширенному толкованию не подлежат. К этим мерам относят: замечание, выговор, строгий выговор и увольнение. Законодательством о дисциплинарной ответственности и уставами, положениями о дисциплине могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания для работников.

Таким образом, туристские организации несут полную ответст­венность за все виды своей деятельности, т.е. за соблюдение инте­ресов государства и прав граждан, соблюдение законов, сохран­ность окружающей среды и т.д. Государственные власти (налоговая инспекция, органы по сертификации и др.) не вправе вмешиваться во внутреннее хозяйствование туристской организации, но могут выступать в качестве органов контроля правомерности хозяйствен­ной деятельности организации, вносить свои предложения и требо­вать исполнения руководством действующего законодательства.

Кроме видов ответственности источники предпринимательского права содержат права хозяйствующих субъектов: право на собствен­ность, право быть истцом и ответчиком в суде, право на самостоя­тельный баланс и др.

Хозяйственные права и ответственность служат основой функ­ционирования субъектов предпринимательства в туризме.

4.3 Механизм функционирования туристской организации в современных экономических условиях

Туристский бизнес, как любой другой вид предприниматель­ской деятельности, осуществляется посредством действия опреде­ленного механизма.

Механизм функционирования субъектов турбизнеса представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, грамотное исполнение или использование которых позволяет предпринимателю выполнять свои функции в соответствии с общественным предназначением и дос­тигать поставленных целей.

В качестве основополагающих элементов этого механизма мож­но назвать:

• источники финансирования бизнеса;

• имущество и кадровый потенциал;

• производственный цикл;

• результаты деятельности;

• способы распределения прибыли или погашения убытков.

Любой хозяйствующий субъект в системе туризма (индивидуаль­ный предприниматель или организация), предполагающий заняться предпринимательской деятельностью, прежде всего должен опреде­лить, в какой сфере он собирается работать, какие турпродукгы производить, какие виды услуг оказывать.

Затем предприниматель приступает к маркетинговой деятельно­сти. Для выявления потребности в туристских продуктах и услугах он вступает в контакты с потенциальными потребителями (тури­стами, оптовыми и розничными торговцами). Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущим покупателем продукта или услуги. Такой контракт позволяет свести к минимуму предприниматель­ский риск. В противном случае предприниматель начинает турбиз­нес, имея лишь устную договоренность. В современных экономиче­ских условиях надежность устной договоренности невелика, а риск существенно высок.

Следующий этап предпринимательства — приобретение или аренда факторов производства. К факторам производства относятся производственные фонды, рабочая сила и информация.

Производственные фонды образуют имущество туристской ор­ганизации, которое может принадлежать ей на праве собственно­сти, оперативного управления либо полного хозяйственного веде­ния. Источниками имущества туристской организации являются:

• денежные и материальные взносы учредителей;

• доходы от реализации туристских продуктов и услуг;

• ценные бумаги и доходы от ценных бумаг;

• капитальные вложения и дотации от бюджетов различного уровня;

• безвозмездные и благотворительные взносы;

• пожертвования физических и юридических лиц;

• иные источники, не запрещенные законодательством.

Рабочую силу туристская организация нанимает путем объявле­ний, через биржи труда, агентства по трудоустройству, с помощью друзей и знакомых. При подборе сотрудника на определенную долж­ность следует учитывать образование кандидата, уровень его профес­сиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества.

Каждая туристская организация стремится приобрести ресурсы, необходимые для запуска и дальнейшего функционирования бизне­са, за счет собственных источников финансирования. Если собст­венных средств недостаточно, то туристская организация обращает­ся в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денеж­ных средств за получением кредита. Однако в этом случае туристская организация должна будет вернуть кредитору денежную сумму, по­лученную в кредит, плюс проценты за пользование кредитом. Де­нежные субсидии могут быть предоставлены туристской организа­ции, особенно начинающей, государственными структурами на конкурсной основе.

Приобретенные на различных условиях ресурсы (факторы про­изводства) позволяют туристской организации приступить к про­цессу производства продуктов и услуг. Организация потребляет ре­сурсы определенного вида, чтобы в результате производственного процесса получить продукт и далее выручку от его реализации.

Разность между выручкой и затратами составляет прибыль турист­ской организации. Различают валовую (балансовую) и остаточную (чис­тую) прибыль. Валовая прибыль представляет собой денежную сумму, которая остается в организации после возмещения затрат на производ­ство и реализацию продуктов и услуг, но до выплаты налогов. Остаточ­ная прибыль определяется вычитанием из валовой прибыли суммы нало­гов, штрафов и представляет собой конечный итог деятельности турист­ской организации. Общую финансовую оценку деятельности турист­ской организации определяет показатель «рентабельность», опреде­ляемый как отношение остаточной прибыли к полным издержкам производства.

Лекция 5

Наши рекомендации