Теоретические основы малого бизнеса региона
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Глава 1. Теоретические основы развития малого бизнеса региона…………………………………………………………………...…5
3. Глава 2. Социально-экономическое положение Чувашской республики…….………………………………………………………......14
4. Глава 3. Состояние и развитие малого бизнеса региона за 2013-2016гг………………………………………………………..……………..25
5. Глава 4. Направления развития малого бизнеса региона………………………………………………………………….....34
6. Заключение………………………………………………………………..45
7. Список использованной литературы…………………………………….49
Введение
В настоящее время проблема развития малого бизнеса является актуальной, вследствие того, что малый бизнес – это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства. Малые предприятия содействуют развитию экономики, достижению оптимальной ее структуры, выработке и реализации гибкой стратегии и тактики хозяйствования, высокому качеству и оперативности принимаемых управленческих решений, развитию мощной экономической мотивации и личной ответственности за результаты производства.
Так же малое предпринимательство способствует достижению оптимальной структуры экономики, и в первую очередь региональной, благодаря гибкости и способности занимать мельчайшие рыночные ниши. Оно содействует гибкой перестройке производства, росту занятости, формированию предпринимательской культуры, активной инновационной деятельности, инициирует накопление капиталов, сглаживает социальные конфликты.
Предмет исследования является малый бизнес.
Объектом исследования выступает малое предпринимательство в Чувашской республики.
Целью работы является изучение малого бизнеса, на основе материалов Чувашской республики.
В соответствии с обозначенной целью были поставлены следующие задачи:
· Раскрыть теоретические основы малого бизнеса региона;
· Исследовать социально – экономическое положение Чувашской республики;
· Дать оценку малого бизнеса региона за 2013 – 2016 гг.
· Выявить направления развития малого бизнеса региона.
Теоретической основой курсовой работы послужили учебные пособия по Малому предпринимательству, экономическому анализу, региональной экономике, периодика: «Финансы и кредит», «Экономический анализ: теория и практика», а так же законодательство РФ и нормативно - правовые акты региона.
Структура курсовой работы:
Курсовая работа содержит введение, четыре раздела, заключение, список использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность тему курсовой работы, формируется цель работы, определяются предмет и объект исследования, формируются основные задачи.
В первой главе рассказывается, что собой представляет малый бизнес его сущность, роль и значение, необходимость его развития в России.
Во второй главе рассматривается социально – экономическое положение Чувашской республики.
Третья глава посвящена оценке малого бизнеса региона, а также выявлению проблемы малого бизнеса в Чувашской республике.
В четвертой главе представлены новые мероприятия по развитию малого бизнеса Республики, дан прогноз развития малого бизнеса Чувашии.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по теме исследования.
Заключение
В результате рассмотрения развития малого бизнеса в Чувашской Республике, мною было выяснено следующее.
Малый бизнес – предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных законах, установленных государственными органами или другими представительскими организациями.
Малый бизнес может быть классифицирован по целому ряду признаков, таким как виду, назначению, формам собственности, функциям, размерам, количеством собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.
Для Чувашии, как и для России в целом 2014 год был непростым. Сохраняющаяся геополитическая обстановка и ограничительные меры введенные в отношении России затронули и экономику республики.
Среди основных положительных тенденций можно назвать:
· увеличение промышленного (104,5 %) и сельскохозяйственного (102,8%) производства.
· рост объемов вводимого жилья (103%),
· рост реальных располагаемых денежных доходов населения (101,1%);
· расширение оборота розничной торговли (102,1 %),
· сохранение позитивной тенденции на рынке труда; уровень зарегистрированной безработицы по отношению к численности экономически активного населения составил на 1 января 2016 г. 0,65% (на 1 января 2015 г. - 0,73%);
· инфляция сложилась ниже (110,9%), чем в среднем по России (111,4%).
Для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в решении проблем, влияющих на активное развитие предпринимательства в Чувашской Республике, сформирована система поддержки малого и среднего предпринимательства.
В рамках подпрограммы будут реализованы пять основных мероприятий, которые направлены на выполнение поставленных целей и задач подпрограммы и Государственной программы в целом.
Основное мероприятие 1 "Совершенствование внешней среды развития малого и среднего предпринимательства".
Основное мероприятие 2 "Развитие механизмов финансово-имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
Основное мероприятие 3 "Поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства" предполагает обеспечение деятельности Центра координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основное мероприятие 4 "Развитие социального предпринимательства в Чувашской Республике" предполагает предоставление субсидий на реализацию проектов создания и (или) развития социального предпринимательства в Чувашской Республике.
Основное мероприятие 5 "Развитие предпринимательства в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции в Чувашской Республике".
Таким образом, проведенный анализ ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике показывает, что решение имеющихся в развитии малого и среднего бизнеса проблем требует усиления роли органов исполнительной власти Чувашской Республики и создания новых механизмов в сфере государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Список использованной литературы
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Глава 1. Теоретические основы развития малого бизнеса региона…………………………………………………………………...…5
3. Глава 2. Социально-экономическое положение Чувашской республики…….………………………………………………………......14
4. Глава 3. Состояние и развитие малого бизнеса региона за 2013-2016гг………………………………………………………..……………..25
5. Глава 4. Направления развития малого бизнеса региона………………………………………………………………….....34
6. Заключение………………………………………………………………..45
7. Список использованной литературы…………………………………….49
Введение
В настоящее время проблема развития малого бизнеса является актуальной, вследствие того, что малый бизнес – это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства. Малые предприятия содействуют развитию экономики, достижению оптимальной ее структуры, выработке и реализации гибкой стратегии и тактики хозяйствования, высокому качеству и оперативности принимаемых управленческих решений, развитию мощной экономической мотивации и личной ответственности за результаты производства.
Так же малое предпринимательство способствует достижению оптимальной структуры экономики, и в первую очередь региональной, благодаря гибкости и способности занимать мельчайшие рыночные ниши. Оно содействует гибкой перестройке производства, росту занятости, формированию предпринимательской культуры, активной инновационной деятельности, инициирует накопление капиталов, сглаживает социальные конфликты.
Предмет исследования является малый бизнес.
Объектом исследования выступает малое предпринимательство в Чувашской республики.
Целью работы является изучение малого бизнеса, на основе материалов Чувашской республики.
В соответствии с обозначенной целью были поставлены следующие задачи:
· Раскрыть теоретические основы малого бизнеса региона;
· Исследовать социально – экономическое положение Чувашской республики;
· Дать оценку малого бизнеса региона за 2013 – 2016 гг.
· Выявить направления развития малого бизнеса региона.
Теоретической основой курсовой работы послужили учебные пособия по Малому предпринимательству, экономическому анализу, региональной экономике, периодика: «Финансы и кредит», «Экономический анализ: теория и практика», а так же законодательство РФ и нормативно - правовые акты региона.
Структура курсовой работы:
Курсовая работа содержит введение, четыре раздела, заключение, список использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность тему курсовой работы, формируется цель работы, определяются предмет и объект исследования, формируются основные задачи.
В первой главе рассказывается, что собой представляет малый бизнес его сущность, роль и значение, необходимость его развития в России.
Во второй главе рассматривается социально – экономическое положение Чувашской республики.
Третья глава посвящена оценке малого бизнеса региона, а также выявлению проблемы малого бизнеса в Чувашской республике.
В четвертой главе представлены новые мероприятия по развитию малого бизнеса Республики, дан прогноз развития малого бизнеса Чувашии.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по теме исследования.
Теоретические основы малого бизнеса региона
С переходом экономики РФ на рыночные отношения, с началом развития малого бизнеса стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др.
Бизнес – инициативная предпринимательская деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела. Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым. [3, с.132]
Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия. [12, с. 32]
Рисунок 1 – Структура инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства.
Малые предприятия различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала.
Рисунок 2 – Критерии определения малого предприятий
По форме собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.
В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель - это получение прибыли.
По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия.
По отношению к происхождению капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия.
Главными особенностями малого предпринимательства являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. [15, с.115]
А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом предпринимательстве присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80. [20, с.57]
За частую в малом бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Основной функцией малого предприятия являются экономическая, определяемая его ролью как: во-первых, работодателя; во-вторых - производителя продукции и услуг; в-третьих - катализатора научно-технического прогресса; в четвертых - налогоплательщика, в пятых - агента рыночных отношений. [12, с.33]
Не менее значимой функцией, является социальная. Так через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Малые предприятия являются главным местом производственного обучения и своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. [12, с.34]
В нашей стране малые предприятия распределяются по видам экономической деятельности, среди которых: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбоводство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. На рисунке 3 можно видеть данные по состоянию числа малых предприятий по видам экономической деятельности на примере Чувашской республики.
Рисунок 3 – Процентное соотношение присутствия малого бизнеса в той или иной отрасли экономики в Чувашской республики.
Основными потребителями продукции и услуг малого предпринимательства является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации.
Важная роль малого и среднего бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги. [13, с.11]
Под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:
· размер уставного капитала;
· численность персонала;
· величина активов;
· объем оборота (прибыли, дохода).
Таблица 1- Критерия отнесения предприятий к малому бизнесу.
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» выделим три критерия малого предприятия. [1]
Критерий 1: Доля участия РФ, субъектов РФ, иностранных граждан и организаций, а также благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не должна превышать 25%.
Доля участия другого предприятия, не являющегося малым, в уставном капитале не должна превышать 25%.
Критерий 2: За прошедший календарный год средняя численность работников организации или ИП не должна превышать 100 человек.
Если средняя численность менее 15 человек – это микропредприятие.
Критерий 3: Выручка (или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) не должна превышать предельных значений, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 года №101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
Выручка считается за предшествующий календарный год без учета НДС.
· Выручка до 60 млн. руб. – предельное значение для микропредприятия.
· Выручка до 400 млн. руб. – предельное значение для малых предприятий.
· Выручка до 1000 млн. руб. – для средних предприятий.
Раз в 5 лет эти значения пересматриваются Правительством РФ и корректируются в соответствии с реальными статистическими данными. [7, с.154]
Последние изменения Федерального закона были приняты от 29.12.2015 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".[24, с.14]
Критерий 1:В 2016 году предприятие считается малым при условии, что доля участия в ее уставном капитале других организаций максимум 49 процентов. Прежний лимит составлял 25 процентов.
Критерий 2:В 2016 году лимит среднесписочной численности сотрудников за прошлый календарный год остался прежним. У микропредприятия штат не может превышать 15 человек. У малых предприятий — 100 человек.
Критерий 3:В 2016 году новый лимит выручки для микропредприятий составляет 120 млн. руб. (вместо прежних 60 млн. руб., которые действовали ранее). Для малых компаний — 800 млн. руб. ( вместо 400 млн. руб.). Эти новые лимиты предусмотрены в постановлении Правительства от 13 июля 2015 г. № 702.
Также в Госдуму был внесен законопроект, освобождающий всех предпринимателей с 1 января 2016 года от надзорных проверок, если ранее они не были лишены лицензий и не допускали грубых нарушений в процессе ведения своей деятельности. [11, с.17]
В следующем разделе будет представлено социально – экономическое положение Чувашской республики.