Теоретические основы конкурентоспособности малого бизнеса

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Направление 38.03.02 - Менеджмент

Профиль Управление человеческими ресурсами

Тема: Формирование конкурентоспособности малого предприятия , на примере розничного предприятия « EveryDay»»

Выполнил: студент группы 1ДБ4УЧР-41

Митрюк Юрий Васильевич____________

(Ф.И.О., подпись)

Рекомендовать к защите:

Руководитель выпускной квалификационной работы

д.э.н. доцент Быков В.М.________________

(Ф.И.О., подпись)

«» 2016 г.

Ярославль, 2016

ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ

Кафедра менеджмента

Направление 38.03.02 - Менеджмент

(шифр, название направления подготовки)

Студент(ка) Митрюк Юрий Васильевич группы 1ДБ4УЧР-41

(Ф.И.О.)

Тема работы

Формирование конкурентоспособности малого предприятия , на примере розничного предприятия «EveryDay»

Структура работы

Задание. Содержание. Введение.

Основная часть

1. Теоретические основы конкурентоспособности малого бизнеса: роль малого бизнеса в современных условиях, понятие «конкурентоспособность» в контексте малого бизнеса, методология обеспечения конкурентоспособности малых предпринимательских структур

2. Анализ деятельности розничного предприятия «EveryDay»

Общая характеристика предприятия «EveryDay»; анализ внутренней и внешней среды; оценка конкурентоспособности розничного предприятия.

3. Методология повышения конкурентоспособности

розничного предприятия «EveryDay»: меры по повышению конкурентоспособности предприятия; Оценка экономической эффективности предпринятых мер для повышения конкурентоспособности

Заключение. Список использованных источников и литературы. Приложения

3. Рекомендуемая литература

  1. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2013». Росстат. - M., 2013
  2. Буров В. Ю., Потаев В.С., Суходолов А.П Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе / В.Ю. Буров, В.С. Потаев, А.П. Суходолов, – Иркутск, 2011:. – изд. С 287
  3. Мазилкина Панчиков Основы управления конкурентоспособностью. 2011 г. – с.160

.

Дата выдачи задания 06.04.2016 Срок сдачи работы 17.06.2016

Руководитель ВКР Быков В.М. Зав. кафедрой Трофимов Е.Ф.

(Ф.И.О.) (Ф.И.О.)

__________________________ _____________________

(подпись) (подпись)

Студент_________________________

(подпись)



СОДЕРЖАНИЕ

  Введение.........................................................................................................4  
1. Теоретические основы конкурентоспособности малого бизнеса………………………………………………………………......….6  
1.1 Сущность и роль малого бизнеса в современных условиях……….........6  
1.2 Понятие «конкурентоспособность» в контексте малого бизнеса….…..13  
1.3 Методология обеспечения конкурентоспособности малых предпринимательских структур………………………………….....….…22  
2. Анализ деятельности розничного предприятия «EveryDay»……………………………………………………………..….30  
2.1 Общая характеристика розничного предприятия………………...…..…30  
2.2 Анализ внутренней и внешней среды………………………………...….36  
2.3 Оценка конкурентоспособности розничного предприятия……………..44  
3. Методология повышения конкурентоспособности предприятия....48  
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия.....48  
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий ..56  
  Заключение..................................................................................................59  
  Список использованных источников и литературы...........................62  
  Приложения…………………………………....……………………….…64  
  Приложение 1. План проведения интервью……….……………………..64  
  Приложение 2 . Анкета. Опрос потребителей……..………………….….65  

Приложение 3. Динамика финансовых показателей………………….....68

Приложение 4. Динамика доли товарных групп в общей структуре ассортимента………………………………………………………………79

ВВЕДЕНИЕ

В условиях усиления конкурентной борьбы для каждого предприятия на первый план выходит задача сохранения и повышения собственной конкурентоспособности.

Все большее число предприятий ориентируется на достижение победы в конкуренции и добивается намеченных целей в результате постоянных усилий менеджмента в осуществлении эффективной конкурентной стратегии развития.

В контексте мировых кризисных явлений проблема формирования устойчивой конкурентоспособности приобрела особую актуальность в силу повышения изменчивости внешней среды и недостаточной научно-методической разработанности многих аспектов формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятий. Проблема управления конкурентоспособностью предприятий актуальна и с практической точки зрения в силу далеко не полного владения руководством предприятий современными методами оценки конкурентоспособности и механизмами разработки конкуренто - устойчивых стратегий.

Для современной экономики характерна сложная комбинация разных по масштабам производств: крупных с тенденцией к монопольным структурам, средних и малых, складывающихся под влиянием многих факторов.

Малое предпринимательство в рыночной экономике занимает особое место. Во многих странах с развитой экономикой результаты его деятельности определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта и составляют до 50 % его общего объема. [22, с. 1]. Достоинствами малого предпринимательства являются: функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменения рыночной конъюнктуры, малый стартовый капитал, вовлечение широких масс населения в предпринимательскую деятельность и т. п.

Рыночная экономика и новые формы хозяйствования ставят перед отечественными предприятиями ранее не возникавшие проблемы, одной из которых на сегодня является обеспечение конкурентоспособности, выпускаемой ими продукции.

К сожалению, ни одно министерство или ведомство в России комплексно не занимаются проблемами конкурентоспособности. Поэтому перед малым предпринимательством стоит важная задача – научиться грамотно, оценивать конкурентоспособность выпускаемой продукции и при необходимости уметь сформировать ее.

Проблемы управления конкурентоспособностью малых предприятий исследованы в трудах: М. Портера, Р.Ф. Фатхутдинов , А.Н. Асаула, Г.Л. Багиева, В.Г. Белова, В.Ф. Богачева, А.А. Блинова, Д.И. Валигурского, М.П. Войнаренко, А.А. Горбунова, В.Я. Горфинкеля, В.С. Кабакова, А.В. Крутика, Г.Б. Крейнера, А.Ф. Клюева, М.Г. Лапуста, Ю.П. Панибратова, А.В. Парфенова, Г.Б. Поляка, В.П. Попкова, В.А. Швандера, В.В. Щербакова, и др.

Актуальность работысостоит в том, что в настоящее время рынок женской одежды остается привлекательным с точки зрения прибыльности, и низких барьеров для входа, и в связи с этим на рынок выходят все большее количество компаний конкурентов, следствием чего является ужесточение конкуренции. Это приводит к задачам дляпредприятия повышать свою конкурентоспособность, для борьбы с конкурентами за ограниченные ресурсы покупателей.

Целью данной работы является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности розничного предприятия «EveryDay»

Задачами работы являются:

исследование теоретических основ управления

конкурентоспособностью предприятия;

Анализ внутреней и внешней среды;

оценка конкурентоспособности предприятия

разработка мер по повышению конкурентоспособности розничного предприятия «EveryDay».

Объектом исследования является розничное торговое предприятие «EveryDay»

Предметом исследования выступает конкурентоспособность предприятия и анализ внутренней и внешней среды, в котором функционирует розничное предприятия.

Научная новизна работы заключается в применении методов оценки и анализа конкурентоспособности на предприятии розничной торговли женской одежды. Практическая значимость работы заключается в разработке и практическом применении мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия, что подтверждается актом о внедрении.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Наши рекомендации