Теоретические основы налогообложения малого бизнеса

Введение

На современном этапе развития Российской Федерации малый бизнес призван не только стать элементом структурной перестройки экономики с учетом особенностей развития регионов, но и повысить доходы местных бюджетов. Основным финансовым инструментом, регулирующим взаимоотношения малого бизнеса с государством, остается налогообложение. В условиях рынка налогообложение решает двуединую задачу - обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач и одновременно способствовать наращиванию производства товаров и услуг, росту занятости населения, в том числе на основе развития малого бизнеса.

В настоящее время роль малого бизнеса в России явно недостаточна: по таким показателям, как доля малых предприятий в ВВП или занятости наша страна далека от аналогичных показателей развитых рыночных стран.

Сложность и противоречивость процесса становления малого предпринимательства в России во многом связана с неразработанностью теоретических проблем этого сектора экономики, что, в частности, вызывает необходимость постоянного совершенствования правового регулирования малого бизнеса, в том числе в области налогообложения. Установление специальных налоговых режимов для малого бизнеса, существенные особенности их применения, необходимость выработки новых подходов к совершенствованию налогообложения через снятие наиболее острых противоречий и согласование интересов государства и субъектов малого предпринимательства в действующем законодательстве определили актуальность темы исследования.

Теоретические основы налогообложения малого бизнеса - student2.ru Вопросам развития малого бизнеса уделяется достаточно много внимания. В Парламенте и Правительстве страны, в научных изданиях и СМИ постоянно обсуждаются как общие проблемы стимулирования и регулирования малого предпринимательства, так и конкретные направления совершенствования всего комплекса налоговых отношений в этой сфере.

Теоретические исследования и практические разработки проблем малого бизнеса, включая налоговые аспекты, представлены в трудах таких отечественных специалистов, как Ф.С. Агузарова, Э.А. Хидирова, Н.В. Быкова, М.А. Горовцова, А.В. Корень, Р.И. Лещенко, В.И. Насырова, Р.М. Нуримухаметов, Ю.Н. Моисеева, А.С. Окунь, Ю.А. Стешенко, Л.В. Перекрестова, М.Ш. Иризепова и др.

Цель исследования заключается в обосновании исследовании особенностей налогообложения малого бизнеса.

Достижение указанной цели определило необходимость решения следующих задач:

- изучить теоретические основы налогообложения малого бизнеса;

- выполнить анализ налогообложения малого бизнеса в РФ;

- определить проблемы и перспективы налогообложения деятельности малого бизнеса в РФ.

Объектом исследования является действующая система налогообложения малого бизнеса. Предмет исследования – налоговое регулирование деятельности малого предпринимательства в РФ.

Методологическую основу исследования составили общенаучные принципы познания, методы индукции и дедукции, приемы системного анализа и диалектической логики.

Теоретической основой исследования послужили теории и концепции отечественных и зарубежных ученых в области регулирования малого бизнеса.

Информационную базу исследования составили данные отечественной статистики, российских информационных агентств, экспертные оценки научно-исследовательских центров, интернет ресурсы, относящиеся к налогообложению малого бизнеса.

Теоретические основы налогообложения малого бизнеса

Налогообложение малого предпринимательства в РФ

Заключение

Развитие малого предпринимательства в России на данный момент является одним из самых важных направлений решений экономических и социальных проблем на всех государственных уровнях. Малый бизнес в последние годы приобретает огромные темпы распространения, решает проблему занятости населения, создает конкуренцию на рынке товаров и услуг. Он продвигает экономику страны и, с каждым годом, все больше укрепляет свои позиции. Доля малого бизнеса в России составляет 20 % ВВП России.

В последнее время на законодательном уровне рассматриваются вопросы о принятии новых законов, постановлений, указов, которые будут направлены на поддержку малого бизнеса. Чтобы немного улучшить положение предпринимателей, вводят специальные налоговые режимы, налоговые каникулы, упрощают формы сдачи деклараций. Это немного улучшает состояние среды для малого предпринимательства, но многие компании всё равно стараются уйти «в тень», причина таких действий - непосильные для данного сегмента рынка налоги.

Большинство развитых стран оказывают разного рода поддержку и поощрение для деятельности малого предпринимательства. В России, в целях содействия развитию малых и средних форм хозяйствования, был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Он является основополагающим документом, который регулирует отношения развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов, инфраструктуры их поддержки, их формы и виды.

Основными недостатками системы налогообложения в России для субъектов малого бизнеса являются:

1) сложность системы налогообложения. П. 6 ст. 3 НК РФ гласит: «При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить». Но на данный момент, уплата налогов требует либо профессиональные знания по налогообложению либо найм высококвалифицированных специалистов. Ведь существует много налогов, сборов, отчислений, различные сроки уплаты, в которых предприниматель-новичок не сразу разберется.

2) нестабильное законодательство. Не секрет, что государство пытается разработать уникальные условия, которые будут выгодны как ему, так и малому предпринимательству. Поэтому постоянные изменения налогового законодательства, недостаточная четкость нормативных документов ведет к затруднению, как налоговых служб, так и налогоплательщиков.

3) высокая налоговая нагрузка. Главная цель государства - получить как можно больший доход. Ставки налогов в нашей стране устанавливаются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство. Стоит отметить тот факт, что если разные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам, то риск уклонения от уплаты минимизируется. Либо выбираются такие доходы, которые облагаются по наименьшей ставке.

4) налоговая отчетность предпринимателей. Она становится сложнее и запутаннее. Недостаток знаний создает предпринимателю проблемы, которые могут перерасти в реальные штрафы.

Главнейшей задачей государства является создание эффективной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, которая придаст стимул для их развития.

Все описанные проблемы возможно решить путем проведения грамотной и эффективной реформы существующей системы малого бизнеса. Необходимо проанализировать успешный опыт других стран и применить его в российской системе. Повышение уровня знаний предпринимателей в сфере налогообложения также моет быть положительно оказанной помощью.

Существуют также и положительные стороны в налогообложении малого предпринимательства, но они видны только в определенных сферах бизнеса и для них существуют определенные льготы. Это наука, техника, инновационная сфера. Но порог вступления в данный бизнес очень высок и мало кому приходится по карману, поэтому представителей данных сфер очень мало.

Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства должно быть основано на сочетании интересов, как малого бизнеса, так и государства в целом. Очевидно, что без дальнейших совершенствований реформ в данной области не обойтись.

Чтобы налоги были посильны для малого предпринимательства, чтобы количество предприятий росло, и они стремились легализовать свой бизнес, необходима однозначность, стабильность системы налогообложения и справедливый уровень изъятия части доходов.

Должны быть предприняты меры по борьбе с предоставлением незаконных льгот и с ведением неотражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности путем ужесточения контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перехода в «теневой» сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц (в том числе за оффшорными счетами).

Простота и грамотность уплаты налогов также станет ключевым моментом и в выполнении государством в полном объеме своей фискальной функции, и в повышении мотивации к развитию у малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом.

Введение

На современном этапе развития Российской Федерации малый бизнес призван не только стать элементом структурной перестройки экономики с учетом особенностей развития регионов, но и повысить доходы местных бюджетов. Основным финансовым инструментом, регулирующим взаимоотношения малого бизнеса с государством, остается налогообложение. В условиях рынка налогообложение решает двуединую задачу - обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач и одновременно способствовать наращиванию производства товаров и услуг, росту занятости населения, в том числе на основе развития малого бизнеса.

В настоящее время роль малого бизнеса в России явно недостаточна: по таким показателям, как доля малых предприятий в ВВП или занятости наша страна далека от аналогичных показателей развитых рыночных стран.

Сложность и противоречивость процесса становления малого предпринимательства в России во многом связана с неразработанностью теоретических проблем этого сектора экономики, что, в частности, вызывает необходимость постоянного совершенствования правового регулирования малого бизнеса, в том числе в области налогообложения. Установление специальных налоговых режимов для малого бизнеса, существенные особенности их применения, необходимость выработки новых подходов к совершенствованию налогообложения через снятие наиболее острых противоречий и согласование интересов государства и субъектов малого предпринимательства в действующем законодательстве определили актуальность темы исследования.

Теоретические основы налогообложения малого бизнеса - student2.ru Вопросам развития малого бизнеса уделяется достаточно много внимания. В Парламенте и Правительстве страны, в научных изданиях и СМИ постоянно обсуждаются как общие проблемы стимулирования и регулирования малого предпринимательства, так и конкретные направления совершенствования всего комплекса налоговых отношений в этой сфере.

Теоретические исследования и практические разработки проблем малого бизнеса, включая налоговые аспекты, представлены в трудах таких отечественных специалистов, как Ф.С. Агузарова, Э.А. Хидирова, Н.В. Быкова, М.А. Горовцова, А.В. Корень, Р.И. Лещенко, В.И. Насырова, Р.М. Нуримухаметов, Ю.Н. Моисеева, А.С. Окунь, Ю.А. Стешенко, Л.В. Перекрестова, М.Ш. Иризепова и др.

Цель исследования заключается в обосновании исследовании особенностей налогообложения малого бизнеса.

Достижение указанной цели определило необходимость решения следующих задач:

- изучить теоретические основы налогообложения малого бизнеса;

- выполнить анализ налогообложения малого бизнеса в РФ;

- определить проблемы и перспективы налогообложения деятельности малого бизнеса в РФ.

Объектом исследования является действующая система налогообложения малого бизнеса. Предмет исследования – налоговое регулирование деятельности малого предпринимательства в РФ.

Методологическую основу исследования составили общенаучные принципы познания, методы индукции и дедукции, приемы системного анализа и диалектической логики.

Теоретической основой исследования послужили теории и концепции отечественных и зарубежных ученых в области регулирования малого бизнеса.

Информационную базу исследования составили данные отечественной статистики, российских информационных агентств, экспертные оценки научно-исследовательских центров, интернет ресурсы, относящиеся к налогообложению малого бизнеса.

Теоретические основы налогообложения малого бизнеса

Наши рекомендации