Государственная поддержка мелкотоварного производства на селе

Многие личные подсобные хозяйства имеют все признаки бизнеса. Они производят сельскохозяйственную продукцию на рынок, оказывают различного рода услуги (транспортные, по обработке приусадебных участков и т.д.).

Личные подсобные хозяйства становятся базой формирования новых рыночных предпринимательских структур (разного рода кооперативов), развития ремесел.

Государство оказывает им поддержку как в плане наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции, так и в развитии альтернативных видов деятельности, в частности ремесленной.

Поощряется деятельность организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги или выполняющих работы физическим лицам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства.

Для создания льготных условий налогообложения при выполнении (оказании) организациями и индивидуальными предпринимателями работ (услуг) физическим лицам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства, Указом Президента Республики Беларусь «О перечне работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями и индивидуальными предпринимателями физическим лицам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства» определен перечень работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями и индивидуальными предпринимателями физическим лицам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства. К ним относятся:

· работы по возделыванию сельскохозяйственных культур: вспашка, плоскорезная обработка, культивация, дискование, боронование почвы, внесение в почву минеральных, органических удобрений, торфа, пестицидов, известковых материалов, сев, посадка, междурядная обработка сельскохозяйственных культур;

· механизированные работы по уборке и доработке урожая: скашивание, подбор валков и обмолот, уборка прямым комбайнированием, размол зерновых и зернобобовых культур, кукурузы;

· скашивание трав и других сельскохозяйственных культур, ворошение, оборачивание, создание укрупненных валков сена, соломы, подбор и сволакивание копен, скирдование сена, соломы;

· скашивание ботвы, уборка, погрузка картофеля, кормовых корнеплодов, сахарной свеклы, овощных и других культур;

· транспортировка сельскохозяйственной продукции с полей к местам хранения;

· прочие работы и услуги: сепарирование молока, убой скота, искусственное осеменение животных, выпас скота, заготовка, распиловка, колка и складирование дров, автотранспортные услуги по доставке печного топлива, услуги гужевого транспорта, ремонт хозяйственных построек.

В соответствии с перечнем работ (услуг) организации, выполняющие эти работы, освобождаются от уплаты сбора в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в части выручки от реализации таких работ (услуг) в 2006 году. Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость при реализации на территории Республики Беларусь указанных работ (услуг).

Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие (оказывающие) работы (услуги) физическим лицам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства, в соответствии с перечнем, при освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость ведут отдельный учет выручки от реализации таких работ (услуг); определяют момент фактической реализации работ (услуг) и зачисления денежных средств от физического лица, осуществляющего ведение личного подсобного хозяйства, на счет организации или индивидуального предпринимателя, а в случае реализации работ (услуг) за наличные денежные средства – день поступления указанных денежных средств в кассу организации или индивидуального предпринимателя не позднее 60 дней со дня выполнения работ (оказания услуг).

При реализации работ (услуг) по перечню, утвержденному настоящим Указом, они выписывают расчетные и первичные учетные документы без выделения соответствующих сумм налога. На перечисленных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без НДС» с указанием пункта, статьи и наименования нормативного правового акта, на основании которого применяется освобождение, и представляют в налоговый орган договор (акт) на выполненные работы (оказанные услуги), а также документ об оплате этих работ (услуг).

С целью создания условий, способствующих развитию различных ремесел, был подписан Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности». Под ремесленной понимается деятельность физических лиц, не являющаяся предпринимательской, по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан.

Определены ее виды. К ним относятся: изготовление и ремонт сельскохозяйственного и садово-огородного инструмента и его частей (косовищ, черенков, грабель и т.д.), шорно-седельных изделий (хомутов, вожжей и других элементов упряжи). Изготовление предметов и их частей для личных (бытовых) нужд граждан: хозяйственной посуды и кухонного инвентаря (мелких приборов и принадлежностей для кухни, ручных кухонных приспособлений, используемых при обработке, приготовлении или сервировке блюд) из глины, дерева и прочих древесных материалов; изделий из дикорастущих растений (лозы, камыша, липы), за исключением мебели; деревянных бочек, чанов, кадок. Изготовление, установка и ремонт деревянных навесов, теплиц, беседок, ульев, клеток, домиков и иных помещений для содержания животных и птиц. Кузнечное дело.

Граждане, занимающиеся перечисленными ремеслами, не уплачивают подоходный налог, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также не ведут государственную статистическую отчетность.

Кроме того, физические лица осуществляют ремесленную деятельность по заявительному принципу, т.е. без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Для этого физическое лицо, изъявившее желание заниматься ремесленной деятельностью, обязано до ее начала уплатить сбор в размере одной базовой величины.

После этого необходимо подать в налоговый орган по месту жительства заявление о постановке на учет с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, сведений о паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, а также данных об уплате сбора.

Постановка на учет в налоговом органе сопровождается присвоением учетного номера плательщика (УНП), о чем свидетельствует извещение о присвоении УНП установленной формы.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по изготовлению изделий из соломы, изделий ручного ткачества, в лоскутной технике, а также кружевоплетение, макраме и изготовление пряжи, вправе прекратить предпринимательскую деятельность в установленном законодательном порядке и осуществлять ремесленную деятельность с соблюдением условий, предусмотренных указом.

Отличительной особенностью предпринимательской деятельности фермерских хозяйств является частнособственическая основа, определяющая его ведение на свой риск предпринимателя. Фермерские хозяйства, являясь предпринимательскими по определению, создают условия для привлечения наемных работников за счет создания новых рабочих мест. Те из них, которые взяли в аренду или присоединили к своему хозяйству неплатежеспособные колхозы, обеспечили работникам трудовую занятость, зарплату и стабилизировали социально-экономическую обстановку на данной территории.

Среди видов аграрного предпринимательства возрастающее значение приобретает производство сельскохозяйственной продукции нетрадиционными способами, связанное со спросом на рынке экологически чистых пищевых продуктов.

Наряду с аграрным бизнесом из указанных социально-экономи-ческих укладов может выделяться или на их основе создаваться так называемый альтернативный бизнес, не связанный с сельскохозяйственным производством.

На сельских территориях республики имеют перспективу следующие направления такого предпринимательства:

· кустарничество на основе собственного ручного труда и местного сырья (дерево, кожа, лоза и т.п.), производящее изделия по типу произведений искусства или так называемые несерийные продукты, которые пользуются спросом на отечественном или зарубежном рынке;

· работа в малых предприятиях (лесопилки, столярные мастерские, производство строительных материалов и т.п.) в зависимости от условий территории;

· оказание услуг – на начальном этапе, как показывает опыт других стран, – это розничная торговля на основе создания сети малых магазинов с разнообразным ассортиментом, ателье, парикмахерские, мастерские по ремонту бытовой техники и др.;

· агротуризм и туризм в регионах, имеющих особые культурные и природные достоинства.

Создание условий для развития предпринимательства в сельской местности вызывается также необходимостью предотвратить процесс негативной «селекции» населения, когда из села уходят самые способные, образованные и энергичные люди, которые не могут найти для себя достойного занятия. Развитие сельскохозяйственного и альтернативного предпринимательства должно привести к формированию в сельской местности среднего класса, который является основой аграрного строя стран с рыночной экономикой.

Реформирование сельскохозяйственных организаций также создает предпосылки для развития всех форм и видов предпринимательства на сельских территориях как аграрного, так и альтернативного характера, что позволит успешно решать возникающие проблемы занятости населения и роста его благосостояния. Необходимо создать привлекательные условия для инвесторов, создающих рабочие места в сельскохозяйственном и альтернативном легальном бизнесе в сельской местности и таким образом создать условия для многофункционального развития сельских территорий.

Особенностями современной стратегии многофункционального развития деревни являются как более комплексный подход, требующий тщательного анализа исходных данных ситуаций, так и способы реализации главной многофункциональной цели развития сельских территорий, которой является улучшение условий жизни и работы сельской семьи.

Достижение этих целей требует нового подхода. Его суть сводится к тому, что каждый регион должен найти собственный путь, который будет учитывать местные условия, а реформы повысят активность самоуправленческих деревенских органов.


Наши рекомендации