Государственная поддержка науки

Наука – сфера деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний.

Финансирование НИОКР за счет средств бюджета остается важнейшей составной частью государственного управления научно-техническим прогрессом.

Для более рационального использования бюджетных средств приоритетное финансирование расходов на науку – было предусмотрено в части осуществления фундаментальных исследований, проводимых РАН, а также расходов на реализацию федеральных целевых программ:

· «Развитие новых направлений элементной базы информационных технологий»;

· «Развитие новых направлений биотехнологии и обеспечение биологической безопасности»;

· «Вакцины нового поколения и медицинские диагностические системы будущего»;

· «Модернизация транспортной системы России» (до 2010 г.);

· Федеральная программа «Жилище»,

· «Исследования Арктики и Антарктики»,

· другие НИОКР.

Бюджетные средства на финансирование проектов в рамках перечисленных программ, направляются непосредственно исполнителям, которые определяются на конкурсной основе, творческим коллективам, группам отдельных ученых.

Финансируется из бюджета государственная поддержка академий наук:

· Российской академии наук;

· Российской академии сельскохозяйственных наук;

· Российской академии медицинских наук;

· Российской академии образования;

· Российской академии архитектуры и строительства;

· Российской академии художеств;

· поддержка отделений академий наук.

Кроме бюджетных ассигнований на науку, для финансирования общеотраслевых и межотраслевых НИР и опытно-конструкторских работ сформированы внебюджетные фонды.

Федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать следующие отраслевые внебюджетные фонды:

· Министерство образования и науки РФ – Российский фонд технологического развития;

· Федеральные министерства и ведомства – Фонд финансирования научных исследований и экспериментальных опытно-конструкторских разработок;

· Коммерческие организации-ассоциации – фонды финансирования научных исследований и экспериментальных опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

18. Расходы бюджета на государственное управление, обеспече­ние безопасности граждан и государства.

Расходы на государственное управление составляют, как правило, незначительную часть бюджетов, они включают расходы на содержание органов власти и управления различных уровней.

При планировании расходов на государственное управление целесообразно сосредоточиться в определении целей и конкретных задач его отдельных органов, а уже исходя из них, приступать к обоснованию необходимых ресурсов. Такой подход предполагает расчеты издержек по видам деятельности и. управление по видам деятельности, т.е. определение смет расходов и контроль над их исполнением не в разрезе ведомств, а выполняемых ими видах работ и функций.

На повышение эффективности расходов в государственном управлении направлена практика внутренних контрактов. Государственные учреждения оказывают друг другу услуги — снабжают информацией, предоставляют варианты расчетов, проекты документов, — часть из которых поддается количественному измерению и качественному описанию. Внутренние контракты там, где они возможны, позволяют зафиксировать в явном виде требования к количеству и качеству услуг, разделить производителей и потребителей, обозначить их взаимную ответственность. Все это усиливает контроль над бюджетными расходами и позволяет оценить их целесообразность. Общие расходы на обеспечение руководства и управления в сфере установленных функций расформированы по 9 разделам новой бюджетной классификации в соответствии с выполняемыми федеральными органами исполнительной власти функциями. Определение объема расходов на государственное управление осуществлялось в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «0 системе и структуре федеральных. органов исполнительной власти» и от 20 мая 2004 года № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», а также постановлениями Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Для обеспечения деятельности данных органов учреждении государственные должности федеральной государственной службы, установленные в зависимости от уровня управления (межрегиональный уровень), субъект Российской Федерации, межрайонный, районный (городской) уровень), численности населения региона, в котором они функционируют (свыше 1 млн. человек, менее 1 млн. человек, свыше 100 тыс., человек, менее 100 тыс. человек), а для территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти (МИД России, Министерство Юстиции России, МВД России, преобразованные Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и Государственный таможенный комитет Российской Федераций, органы, на которые возложены функции надзора и контроля) названные должности учреждены с учетом специфики их деятельности.

Расходы на оборону относятся к важнейшим государственным расходам. Расходы на оборону направлены на обеспечение оборонной функции государства. Размер средств, которые направляются на эти цели, зависит от экономических возможностей страны, международной и внутренней политической обстановки, технического оснащения, численности и необходимости поддержания уровня жизни личного состава Вооруженных Сил. В состав расходов на оборону включаются следующие группы расходов: на содержание личного состава ВС; на вооружение; на материально-техническое снабжение и оснащение; на строительство военных объектов; на военные исследования и разработки; на подготовку кадров для ВС; на создание военных запасов и ресурсов и др. В настоящее время возникла необходимость в проведении военной реформы в РФ. Выделяются следующие мероприятия реформы: сокращение численности ВС, совершенствование их структуры, улучшение оснащения войск военной техникой н вооружением, создание гарантированной системы материального и социального обеспечения военнослужащих и лиц, увольняемых с военной службы.

Правительством РФ разработана и принята Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты, которая устанавливает основной механизм обеспечения жильем военнослужащих и определяет основные источники ее финансирования, которые включают средства федерального бюджета, кредитные ресурсы банков и собственные средства граждан. При разработке военного бюджета необходимо учитывать практически полную безвозвратность средств и их непроизвольный характер, то есть лишь часть военных расходов может принести экономический эффект (например, затраты па военные исследования и разработки).

Правоохранительные органы и органы обеспечения безопасности государства - это система органов государственной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность и интересы общества и государства от противоправных посягательств. К этим органам относятся: органы внутренних дел, внутренние войска, уголовно-исполнительная система, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, таможенные органы, органы прокуратуры, государственная противопожарная служба.

В разделе «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» сконцентрированы расходы, связанные с текущим содержанием и оснащением федеральных органов правоохранительного блока, органов безопасности и обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций, их реформированием, решением ими специальных задач, которые обеспечиваются программными методами.

Наши рекомендации