Рыночное равновесие в условиях несовершенной конкуренции
Цена на данном рынке зависит от объемов выпуска продукции, причем данная зависимость обратно пропорциональная. Монополист устанавливает более высокую цену на свои товары и выпускает их меньше, чем фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции. Вследствие этого равенство предельного дохода и предельных затрат для монополии (или олигополии) наступает раньше, чем для конкурентной фирмы. Поэтому общим принципом поведения на рынке уже не является выбор уровня производства, при котором доход, полученный от дополнительно выпущенного товара, был бы равен приросту расходов на его производство.
В условиях господства монополий цена предложения выражает взаимосвязь между движением рыночной цены, цены производства и его монопольной цены, в основе которых лежат отдельные аспекты действия законов: стоимости, спроса и предложения, монополизации производства и обмена. Когда преобладают цены предложения, появляются дополнительные стимулы для расширения объемов производства, а в монополизированные сферы рынка пытаются проникнуть конкуренты. Это приводит к ухудшению условий предложения, снижению цен и последующему сокращению масштабов производства определенных видов товаров.
Если рыночные цены устанавливаются на уровне цен спроса, крупные компании пытаются снизить объемы загрузок производственных мощностей, влиять на формирование спроса, регулировать соотношение спроса и предложения (через маркетинговую деятельность, использование контрактной формы и др.), стараются не допустить значительного превышения цен над спросом.
Учитывая негативное влияние монополий на механизм рыночного равновесия, даже представители неоклассического направления в политической экономии считают целесообразным вмешательство государства в монополизированные отрасли экономики. В таких отраслях государство, по их мнению, должно контролировать процесс ценообразования, а иногда проводить даже их национализацию и устанавливать тарифы в соответствии с предельными затратами.
Среди западных экономистов значительное распространение получила идея о несоответствии рыночного механизма так называемым «общественным благам», которыми являются дороги, мосты, каналы, поскольку пользование этими благами очень трудно ограничить введением непосредственной платы.
В развитых странах мира правительства различными способами регулируют рынки: через механизм налогообложения, предоставление субсидий, установление контроля за ценами и др. Рассмотрим изменения в рыночном механизме при установлении государством максимальной цены, более низкой, чем цена равновесия. Например, правительство США в 1974–1975 гг., когда выросли мировые цены на нефть, на внутреннем рынке установило более низкую цену. Ситуацию наглядно демонстрирует рис. 2.4.
Рис. 2.4. Изменение цен при контроле со стороны государства
Установление государством цен, более низких, чем цена равновесия, дает возможность людям с низкими доходами приобрести определенные виды жизненно необходимых товаров и услуг. Государственное регулирование цен целесообразно и в том случае, когда цена равновесия слишком низка. Подобная ситуация складывается в сельском хозяйстве, и связана она с особенностями ценообразования в данной сфере. Формирование общественно необходимых затрат здесь происходит в соответствии не со средними затратами, а с наибольшими, предельными затратами, которые имеют место на худших по качеству участках земли, иначе цена равновесия не будет обеспечивать доход товаропроизводителям. В результате государственного регулирования образовываются излишки сельскохозяйственной продукции, которые страна может попробовать продать на мировых рынках по демпинговым ценам. При этом государство защищает отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя с помощью высокой пошлины на ввозимую импортную продукцию.
Свободная рыночная экономика без государственного регулирования не способна достичь общего равновесия, т. е. одновременного равновесия на всех рынках и во всем хозяйственном комплексе. Иной подход к проблеме свойствен популярной на Западе теории общего равновесия Л. Вальраса, которую И. Шумпетер назвал «священное писание политической экономии». Теорию общего равновесия в модернизированном виде и сейчас считают ядром политической экономии.
Законы Сэя и Вальраса. Согласно теории общего равновесия, при определенном уровне развития техники стоимость определяется в точке между предельной общественной полезностью определенного количества товаров и предельными общественными издержками производства этого количества. При этом следует учитывать опосредованное влияние на предельную общественную полезность определенного количества всех других товаров и возможности использования ресурсов, альтернативных применяемым в данном производстве.
Отсутствие цены равновесия на одном рынке, даже при сбалансированности спроса и предложения, обусловливает неравновесие на других рынках. Так, установление равновесия на рынке автомобилей при цене более низкой, чем цена равновесия, приведет к росту спроса на автомобили, а следовательно, и к росту производства. Но это нарушит равновесие на рынке холоднопрокатното листа и сделает равновесие на рынке автомобилей временным.
Главный регулирующий механизм в теории общего равновесия Л. Вальраса – изменение структуры цен равновесия. Согласно этой теории, построенной в форме системы уравнений и получившей название «Закон Вальраса», совокупная сумма спроса в народном хозяйстве по стоимости всегда равна совокупной сумме предложения (понятия равновесия и стоимости при этом совпадают).
Теория общего рыночного равновесия Л. Вальраса в значительной мере совпадает с концепцией спроса и предложения Ж.Б. Сэя. Согласно данной концепции, продавец товара или услуги, получая за их реализацию деньги, покупает на них другие товары и услуги. Предложение, таким образом, порождает собственный спрос, и они автоматически уравновешиваются. Поэтому невозможны как перепроизводство, так и дефицит товаров. Ж.Б. Сэй допускал лишь частичное перепроизводство в связи с излишком одних товаров и недостатком других. В экономической литературе эти положения известны как закон Сэя.
Основными недостатками данного закона является отождествление простого товарного обмена, где продажа одного товара осуществляется с целью приобретения другого, с товарным обменом, который осуществляется с помощью денег, и производственного потребления с личным. Следует отметить, что концепцию Сэя поддерживал Д. Рикардо.
Между законом Ж.Б. Сэя и законом Л. Вальраса существует принципиальное отличие. В модели Вальраса товарами и услугами считаются деньги и ценные бумаги. Основным недостатком его концепции является чрезмерно абстрактный и гипотетический характер модели «идеального рынка». Он и сам не считал свою систему уравнений полностью отвечающей действительности, рассматривая ее лишь как эффективное вспомогательное средство математического анализа, выводы которого следует осторожно переносить на реальные проблемы. Прообразом модели Л. Вальраса, как правильно отмечают западные и отечественные ученые, послужила биржа, в частности, действия аукциониста, который называет предварительные цены, что дает возможность заключать предварительные контракты. Кроме того, аукционист быстро реагирует на наименьшие расхождения между спросом и предложением. В теориях неоклассиков вальрасовский аукционист был заменен условием о полной информированности экономических субъектов о всех параметрах спроса и предложения (ценах, качестве товаров и др.). Недостатки модели Вальраса проявляются в том, что в ней не учитывается фактор времени (все акты купли-продажи осуществляются на протяжении определенного момента одного дня, а торговля ведется уже изготовленными товарами без учета тех, которые будут изготовлены в будущем), отсутствует неопределенность (все участники достаточно информированы о ценах, качестве товаров и др.), не рассматриваются трансакционные издержки, связанные с ведением переговоров, заключением контрактов, разработкой стандартов, измерением качества товаров, вся информация предоставляется бесплатно.
Критическая оценка таких методов привела к созданию множества новых моделей достижения рыночного равновесия в зарубежной практике. Но подавляющее большинство из них, начиная с теории Дж. Кейнса, решают проблему достижения равновесия экономической системы с участием не только рыночного механизма, но и государственного регулирования.
Эластичность спроса
Эластичность спроса – это его способность гибко изменяться под влиянием определяющих факторов. Она измеряет степень реакции потребителей к изменениям цены.
Как и на спрос, на предложение оказывают влияние ряд факторов.
1. Цены на ресурсы. Чем выше цены на ресурсы, тем выше производственные издержки, что заставляет производителей и продавцов повышать цену конечного продукта. Если же оставить цену на прежнем уровне, то продавцы будут терпеть убытки, что сужает стимулы к производству и продаже данного продукта. Повышение же цен обеспечивает продавцам прибыль.
Таким образом, снижение цен на ресурсы увеличивает предложение и смещает кривую предложения вправо. Повышение, наоборот, уменьшает предложение и смещает кривую предложения влево.
2. Технологии. Совершенствование технологий позволяет производить продукцию с меньшими затратами дорогих ресурсов и соответственно увеличить прибыль. Снижение издержек и увеличение прибыли ведет к увеличению предложения.
3. Цены на другие товары. В настоящее время фирмы помимо своей основной продукции выпускают еще и альтернативные продукты. К примеру, если цены на эту альтернативную продукцию повысятся, то фирма для увеличения прибыли переключит производство на нее, что снизит предложение ее основной продукции.
4. Ожидания. Ожидание изменения цен продукта может неоднозначно сказаться на предложении. Например: если предприниматели, ожидая цены на зерно, задержат его поставку, то это снизит предложение зерна на рынке. В то время как фирмы, занятые в отраслях обрабатывающей промышленности, в ожидании повышения цен на свою продукцию могут увеличить количество рабочих смен, расширить производственные мощности, тем самым увеличив предложение товара на рынке.
5. Число продавцов. При прочих равных условиях, чем больше число продавцов на рынке, тем больше предложение. По мере вхождения на рынок новых предприятий кривая предложения смещается вправо. И напротив, чем меньше в отрасли предприяий, тем меньше предложение.
В зависимости от этой степени спрос условно делят на два вида: эластичный и неэластичный. Если небольшое изменение цены сопровождается значительным изменением величины спроса, то такой спрос называется эластичным. Если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет величину спроса, то такой спрос получает название неэластичного.
Эластичность спроса измеряется отношением процентного изменения величины спроса к процентной величине изменения цены. Результат такого отношения назвали коэффициентом ценовой эластичности спроса.
Кц = Изменение величины спроса (%)/Изменение цены (%).
Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос считается эластичным, если меньше, то неэластичным. При коэффициенте, равном единице, говорят о единичной эластичности спроса.
Графическое изображение единичного, эластичного и неэластичного спроса представлено на графике (рис. 2.5), где кривая а изображает единичный, b – эластичный и с – неэластичный спрос.
Рис. 2.5. Эластичность спроса
Наибольшей неэластичностью отличаются предметы первой необходимости (вода, продукты питания, одежда, жилье, энергоресурсы, поездки на метро). Потребители не могут обходиться без них, поэтому подорожание этих товаров и услуг не ведет к существенному сокращению их потребления. С другой стороны, спрос на предметы роскоши, напротив, отличается высокой эластичностью, поскольку от их приобретения в случае роста цен нетрудно и отказаться.
О характере эластичности спроса судят по показателю «совокупная выручка», который определяется произведением цены единицы товара на число совершенных продаж. Если изменение цены приводит к противоположному изменению совокупной выручки, то спрос считается эластичным, а если изменения однонаправлены, то неэластичным.
Как правило, неэластичный спрос наблюдается на продукцию аграрного сектора. Цены на нее, как и на другие жизненно важные товары (соль, спички), всегда находятся под контролем государства. В других секторах экономики может использоваться такой подход, как перевод эластичного спроса в неэластичный (обычно путем ограничения объема производства).
Независимо от того, знает производитель экономическую теорию или нет, он инстинктивно чувствует, что ограничение объема производства (предложения) гарантирует ему спрос при любой цене. Поэтому он всегда является потенциальным сторонником неэластичного спроса, возникающего в силу искусственно ограниченного предложения как следствия искусственно ограниченного объема производства.
На коэффициент эластичности влияют главным образом три фактора:
♦ величина предельно возможных затрат покупателя на данный договор;
♦ качество, количество и цена товаров-заменителей (субститутов);
♦ число конкурирующих продавцов данного товара.
При неэластичном спросе продавец не склонен снижать цены, так как потери от этого снижения вряд ли будут компенсированы ростом величины спроса. Вот почему неэластичный спрос – фактор потенциального роста цен. Высокоэластичный же спрос означает крайнюю чувствительность величины спроса к минимальному изменению цены. Это означает, что эластичный спрос выступает фактором потенциального снижения цен.
Величина спроса всегда реагирует на изменение цены. А если к тому же учесть возрастающие возможности производства, фактор времени, взаимосвязь между ценами на все товары и фиксированность доходов потребителей, то закон спроса можно сформулировать так: в диапазоне возможных цен спрос бывает только эластичным.
В свою очередь всеобщность эластичности спроса означает, что различие эластичного и неэластичного спроса носит во многом условный характер, отражая скорость и объем изменения величины спроса на отдельные товарные группы и в определенных ситуациях под влиянием изменения цены.
Товарный ассортимент развитой рыночной экономики характеризуется преобладанием «эластичных» товаров, в противном случае невозможна сама рыночная экономика. Расширение экономической свободы общества и индивида и состоит в постоянном расширении сферы эластичного спроса.
Эластичность и ценовые интервалы. Эластичность варьируется в зависимости от выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним. Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от которых ведется отсчет.
Эластичность и наклон кривой спроса. Внешний вид графика не может служить надежным основанием для суждения об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с процентными изменениями цены и количества.
Эластичность определяется на заданном интервале. Определение ее на некотором другом интервале может быть таким же или измениться в зависимости от формулы спроса.
Линейная кривая спроса. Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса.
Кривая спроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть представлена не линейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольно взятом интервале.
Концепция перекрестной эластичности позволяет измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (товар Х ) к изменению цены какого-то другого продукта (товар Y ):
Эта концепция позволяет понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, т. е. количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта Y , то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, т. е. являются независимыми товарами.
Эластичность спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным изменением дохода потребителя:
Для большинства товаров этот коэффициент будет иметь положительное значение (для товаров высшей категории). Значение коэффициента будет значительно варьироваться от товара к товару. Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о товаре низшей категории.
Значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют возможность на расширение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики.
Для многих товаров спрос более эластичен от цены для длительного, а не для короткого промежутка времени. Это обусловлено тем, что изменение потребительских привычек требует времени, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее. Это товары, используемые потребителями в течение нескольких месяцев, лет, например, телевизор, холодильник, автомобиль.
Для других товаров спрос более эластичен для краткосрочного, а не долгосрочного периода. Это товары длительного пользования, поэтому суммарный запас каждого товара, принадлежащего потребителям, велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок. Это актуально для таких товаров, как, например, продукты питания, мыло, стиральный порошок.
Эластичность спроса от дохода также различна для долгосрочного и краткосрочного периодов. Для большинства товаров и услуг эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном периоде, так как люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Для товаров длительного пользования – обратная картина. Даже незначительное увеличение дохода приводит к резкому увеличению объема текущих покупок. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие эти товары, очень чувствительны к изменению макроэкономических условий.
Знание эластичности спроса по цене имеет важное значение для поведения предпринимателя, выбора цены.
Эластичность ценовых ожиданий (е) – относительное изменение ожидаемой цены экономического блага, поделенное на относительное изменение текущей цены данного блага. Раскроем понятие эластичности ценовых ожиданий в табл. 2.2.
Таблица 2.2. Эластичность ценовых ожиданий
Если спрос на товар эластичен, то производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать. Когда же спрос на товары неэластичен, то производителю выгодно повышать цену на него, так как только в данном случае выручка может увеличиться. На эластичность спроса влияет не только цена товара, но и другие факторы, например, доходы покупателей. Поэтому можно говорить об эластичности спроса по доходу, которая характеризует степень чувствительности спроса на тот или иной товар к изменению доходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увеличении (уменьшении) доходов потребителя.