Общее рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции

В предыдущем анализе мы получили три признака (условия) Парето-оптимального состояния экономики. Выполнение этих условий обеспечивает эффективное (оптимальное) распределение благ и ресурсов между рыночными субъектами и, вполне возможно, отвечает определенным этическим нормам, предъявляемым к любой экономической системе. Однако, какая конкретная структура рынка обеспечивает выполнение этих условий? Как отмечает П. Самуэльсон, «по крайней мере со времен физиократов и А. Смита большинство экономистов ощущали, что в некотором смысле совершенная конкуренция представляет оптимальную ситуацию».[7] Но только с появлением теории благосостояния Парето оказалось возможным заменить ощущения строгим доказательством равнозначности понятий «совершенная конкуренция» и «эффективное состояние экономики». Речь, конечно, не идет о возможности на практике обеспечить функционирование экономики на совершенно конкурентной основе.

Напомним, каким характеристикам должна отвечать рыночная структура, чтобы считаться совершенно конкурентной: большое число на рынке как продавцов, так и покупателей, каждый из которых продает (покупает) незначительное количество общей рыночной продукции (что не позволяет ни одному рыночному субъекту влиять на уровень цены); отсутствие возможности сговора между фирмами на предмет дележа рынка и контроля над ценами; однородность выпускаемой продукции; отсутствие ограничений на вход в отрасль и выход из нее; невозможность ценовой дискриминации; равный доступ к необходимой рыночной информации для всех покупателей и продавцов и совершенное знание всеми ими рынка, закономерностей его функционирования; рациональное поведение всех участников рыночных сделок, преследующих свои собственные интересы.

Итак, перед нами стоит задача доказать, что именно совершенная конкуренция отвечает требованиям Парето-оптимальности.

Рассмотрим первый признак Парето-оптимальности — эффективность в обмене. Он выражается, как мы помним, в равенстве предельных норм замены одного любого товара х другим любым товаром y для любого числа потребителей:

Общее рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

Оптимум отдельного потребителя, как известно, определяется точкой касания бюджетной линией (линией цен) определенной кривой безразличия. В точке касания предельная норма замены одного товара другим определяется обратным соотношением рыночных цен на эти товары (условие оптимума потребителя):

Общее рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

Эта формула применима к любому потребителю на рынке совершенной конкуренции: Федору, Трифону, Якову, т.е.:

Общее рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

Поскольку при совершенной конкуренции невозможна ценовая дискриминация, все покупатели будут покупать х и y по одинаковым ценам Px и Pу:

Общее рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

Таким образом доказано, что первое условие Парето-оптимальности на рынках совершенной конкуренции выполняется.

Второй признак: эффективность в производстве.

Равновесное положение отдельной фирмы на рынке ресурсов соответствует точке касания изокостой (линией равных затрат) определенной изокванты (линии равных объемов выпуска). В этой точке достигается минимум затрат фирмы при запланированном объеме выпуска (равновесие фирмы), а предельная норма технической замены одного ресурса (b) другим (a) определяется обратным соотношением цен на эти ресурсы:

Общее рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

Это правило распространяется на все фирмы, использующие данные ресурсы при производстве товаров x, y, z и т.д.:

Общее рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

По условиям общего конкурентного равновесия спрос каждого предприятия на производственные ресурсы должен быть полностью удовлетворен. При этом нет потребителей ресурсов, приобретающих их на льготных условиях (т.е. нет ценовой дискриминации). Другими словами все фирмы, использующие в производстве своих товаров (x, y, z и др.) данные ресурсы, приобретают их по одинаковым ценам. В этом случае справедливо равенство:

Общее рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

Второе условие Парето-оптимальности выполняется на рынках совершенной конкуренции.

Третье условие: эффективность структуры выпуска.

Признаком соблюдения этого условия является равенство предельной нормы продуктовой трансформации при некоторой структуре выпуска предельным нормам замены у всех потребителей:

Общее рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

Предельная норма продуктовой трансформации, как мы установили выше, равняется соотношению предельных затрат на производство данных товаров:

Общее рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

Все производители на рынках совершенной конкуренции, как известно, стремятся к выполнению равенства Р = МС:

Px = MCx; Py = MCy; ... ; Pz = MCz и т.д.

Следовательно, предельная норма продуктовой трансформации на рынках совершенной конкуренции определяется не только соотношением предельных затрат на выпуск данных товаров, но и соотношением рыночных цен на них:

Общее рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

В свою очередь, все потребители на конкурентных рынках максимизируют свою полезность, как мы только что выяснили выше, при равенстве предельных норм замены одного товара на другой соотношению рыночных цен на эти товары:

Общее рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

Поскольку цены на все продукты (и, следовательно, их соотношения) на рынках совершенной конкуренции одинаковы для всех потребителей и фирм, постольку справедливым является следующее равенство:

Общее рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции - student2.ru

Таким образом, и третье условие Парето-оптимальности выполняется на рынках совершенной конкуренции.

Подводя итоги, можно констатировать, что рынки совершенной конкуренции отвечают всем критериям Парето-оптимальности и, следовательно, обеспечивают эффективное распределение ресурсов и продуктов.

Наши рекомендации