Организация государственного регулирования в сфере аудиторской деятельности. Основы саморегулирования аудита

Организация государственного регулирования аудиторской деятельности согласно ст. 18 Закона об аудите возложено на федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, определено Министерство финансов РФ.

Основными функциями Министерства финансов в данной области являются:

- издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

- организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

- организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;

- организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

- контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

- определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

- ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

- аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Оценивая эффективность государственного регулирования аудиторской деятельности в нашей стране, следует отметить, что в разных странах уровень вмешательства государства в регламентацию и организацию аудиторской деятельности различен. В одних странах, таких, как Франция и Германия, государство жестко регламентирует аудит. В других же, напротив, государство не участвует в регламентации этих отношений вообще. Огромное влияние на аудиторскую деятельность в этих странах оказывают профессиональные организации. В частности, в США такой организацией является AICPA - Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров. Также в США действует и ряд других профессиональных организаций, объединяющих бухгалтеров и аудиторов, - Национальная ассоциация бухгалтеров США, Институт внутренних аудиторов, Институт финансовых работников, Ассоциация аудиторов - специалистов по компьютерному аудиту и др. Основная функция этих институтов состоит в саморегуляции профессии, оказании помощи в организации аудиторской практики. Задачи данных профессиональных организаций заключаются прежде всего в обеспечении поддержки своих членов и высокого качества выполняемых профессиональных услуг. Одним из методов такой саморегуляции является принятие решений (постановлений) в форме аудиторских стандартов, являющихся в широком смысле руководством к поведению аудитора на профессиональном уровне.

Некоторыми правоведами, исследующими отношения в сфере аудиторской деятельности, высказывается мнение о том, что и в нашей стране необходимо регулирование аудиторской деятельности осуществлять не только на государственном уровне, но и путем общественного регулирования (саморегулирования)*(1331).

Органами, призванными в нашей стране осуществлять саморегулирование аудиторской деятельности, являются аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. Указанные объединения создаются в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующие на некоммерческой основе, устанавливающие обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющие систематический контроль за их соблюдением и получившие аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.

Статья 20 Закона об аудите предусматривает аккредитацию аудиторских организаций уполномоченным федеральным органом.

Под аккредитацией в уполномоченном федеральном органе понимаются официальное признание и регистрация этим органом профессиональных аудиторских объединений.

Подлежат аккредитации не любые объединения аудиторов, а лишь те, членами которых являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций.

Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

Закон наделяет аккредитованные профессиональные аудиторские объединения определенным объемом правомочий, позволяющих им реализовывать цели, в соответствии с которыми они образуются.

───────────────────────────────────────────

*(1) Быков А.Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения//Предпринимательское право. 2004. N 1. С. 10.

*(2) Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права: учеб. пособие. М., 2003. С. 14.

*(3) Подробно о понятии и признаках предпринимательской деятельности см. параграф 1.2 главы 1.

*(4) Например, в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" фондовые биржи могут функционировать как акционерные общества или некоммерческие партнерства.

*(5) См.: Отнюкова Г.Д. К вопросу о содержании курса предпринимательского права//Предпринимательское право. 2005. N 2.

*(6) Лаптев В.В. Хозяйственное право - право предпринимательской деятельности//Государство и право. 1993. N 1; Он же. Введение в предпринимательское право. М., 1994; Он же. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М., 1997; Он же. Субъекты предпринимательского права. М., 2003.

*(7) Хозяйственное право: учебник/под ред. В.К. Мамутова. Киев, 2002.

*(8) Мартемьянов В.С. Хозяйственное право: учебник. Т. 1. М., 1994.

*(9) Гражданское право: учебник/под ред. Е.А. Суханова. Т. 1. М., 1998.

*(10) Гражданское право: учебник/под ред. В.П. Мозолина, А.И. Масляева. Т. 1. М., 2003.

*(11) Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник/под ред. О.М. Олейник. Т. 1. М., 1999. С. 33.

*(12) Предпринимательское право Российской Федерации: учебник/под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно М., 2003. С. 43.

*(13) Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. М., 2005. С. 32.

*(14) Попондопуло В.Ф. Коммерческое право: учебник. М., 2003. С. 15.

*(15) Пугинский Б. Коммерческое право России: учебник. М., 2005. С. 7-8.

*(16) Андреева Л.В. Коммерческое право России. М., 2004. С. 29.

*(17) Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. М., 2005. С. 59.

*(18) Лебедев К.К. Предпринимательское и коммерческое право. СПб., 2002. С. 136.

*(19) См., напр.: Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник: в 2 т./под ред. О.М. Олейник Т. 1. М., 1999; Т. 2. М., 2002.

*(20) На данной позиции стоят авторы учебника: Хозяйственное право/под ред. В.К. Мамутова. Киев, 2002.

*(21) Эту категорию как основу для построения курса "Предпринимательское право" предлагает ввести А.Г. Быков. См.: Быков А.Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения//Предпринимательское право. 2004. N 1. С. 10-12.

*(22) Подробнее о конструкции абсолютного правоотношения, складывающегося при осуществлении предпринимательской деятельности, см. параграф 1.4 главы 1.

*(23) Макконелл К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Т. 1. М., 1992.

*(24) См., напр.: Кабышев О.А. Предпринимательский риск: правовые вопросы: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1996. С. 13; Предпринимательское право Российской Федерации: учебник/под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно М., 2003. С. 34; Попондопуло В.Ф. Коммерческое право: учебник. М., 2003. С. 17; Лебедев К.К. Предпринимательское и коммерческое право. СПб., 2002. С. 77.

*(25) Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. М., 2005. С. 46.

*(26) Сей Ж.Б. Трактат политической экономии. М., 1896.

*(27) См.: Каминка А.И. Очерки торгового права. М., 2002. С. 18.

*(28) Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418 (с изм. от 24 июня 1992 г., 1, 20 июля, 24 декабря 1993 г.).

*(29) Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник/под ред. О.М. Олейник. Т. 1. М., 1999. С. 20-21.

*(30) Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. С. 68.

*(31) Предпринимательское право Российской Федерации: учебник/под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно М., 2003. С. 39.

*(32) Подробно вопросы ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности рассмотрены в главе данного учебника.

*(33) См.: Семеусов В.А., Тюкавкин А.А., Пахаруков А.А. Правовые проблемы предпринимательской (экономической) деятельности. Иркутск, 2001. С. 10.

*(34) См.: Хозяйственное право: учебник/под ред. Мамутова В.К. Киев, 2002. С. 3.

*(35) Андреева Л.В. Коммерческое право России. М., 2004. С. 28.

*(36) См., напр., ст. 152, 153 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.

*(37) Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499 (с изм. от 24 июня 1992 г., 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г.).

*(38) Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права. М., 2003. С. 11-12; Он же. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М., 1997. С. 12-13.

*(39) См.: Танчук И.А., Ефимочкин В.П., Абова Т.Е. Хозяйственные обязательства. М., 1970; Мартемьянов В.С. Общие положения хозяйственного права. М., 1983.

*(40) Конструкция абсолютного правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности, впервые предложенная В.С. Мартемьяновым (см.: Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т. 1. М., 1994. С. 42-43), является дискуссионной и признается не всеми учеными - представителями науки предпринимательского (хозяйственного) права.

*(41) См.: Отнюкова Г.Д. К вопросу о содержании курса предпринимательского права//Предпринимательское право. 2005. N 2. С. 3-6.

*(42) Подробнее об истории торгового права см.: Андреева Л.В. Коммерческое право России. М., 2004. С. 9-20; Пугинский Б.//Коммерческое право России. М., 2005. С. 17-30.

*(43) См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 года). М., 1994. С. 27-29.

*(44) См.: Источники русского торгового права: сборник извлечений из Свода Законов, уставов, полисных условий и договоров. М., 1914.

*(45) Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 года). М., 1994. С. 27.

*(46) Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. М., 2001. С. 50-52.

*(47) Каминка А.И. Очерки торгового права. М., 2002. С. 63-73.

*(48) Подробнее см.: Исаев И.А. Становление хозяйственно-правовой мысли в СССР (20-е годы). М., 1986.

*(49) Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 398.

*(50) Гинцбург Л.Я. О Хозяйственном кодексе СССР. Доклад, прения и заключительное слово. М., 1933.

*(51) Курс советского хозяйственного права. Т. 1. М.: Советское законодательство, 1938.

*(52) Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т. 1. М., 1994. С. 19.

*(53) Подробнее см.: Мартемьянов В.С. Юридическая трагедия//Предпринимательское право. 2004. N 2.

*(54) Лаптев В.В. Предмет и система хозяйственного права. М., 1969; Он же. Хозяйственное право. М., 1983.

*(55) Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т. 1. М., 1994. С. 21.

*(56) Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 729 "О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства" и др.

*(57) Хозяйственное право: учебник/под ред. В.С. Мартемьянова. М., 1994.

*(58) Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т. 1. М., 1994. С. V.

*(59) См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2000. С. 21, 22.

*(60) См.: Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М., 2002. С. 43.

*(61) См.: Богатых Е.А. Гражданское и торговое право: учеб. пособие. М., 2000. С. 26.

*(62) Мамутов В.К. Хозяйственный кодекс в системе правового регулирования экономики Украины//Предпринимательское право. 2004. N 1. С. 17.

*(63) См.: Гражданское и торговое право зарубежных государств. Т. 1. М., 2004. С. 149.

*(64) См.: Сыроедова О.Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). М., 1996. С. 21.

*(65) См.: Дубовицкая Е. Европейское корпоративное право: свобода перемещения компаний в Европейском сообществе. М., 2004. С. 86.

*(66) См.: Востриков П.О. О банкротстве предприятий-заемщиков и банков за рубежом//Хозяйство и право. 1995. N 2. С. 133.

*(67) См.: Бутырин А.Я. Теория и практика антимонопольного регулирования в ведущих странах Запада и России. М., 2004. С. 6.

*(68) См.: Бушев А.Ю. и др. Коммерческое право зарубежных стран. СПб., 2003. С. 193.

*(69) См.: Право и предпринимательство (зарубежный опыт): сборник обзоров и рефератов. М., 2003. С. 225, 226.

*(70) ВВС СССР. 1986. N 47. Ст. 964, 965.

*(71) ВВС СССР. 1987. N 26. Ст. 385, 386.

*(72) ВВС СССР. 1989. N 15. Ст. 105.

*(73) ВВС СССР. 1990. N 11. Ст. 164.

*(74) ВВС СССР. 1990. N 25. Ст. 460.

*(75) ВВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416, 417.

*(76) Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 26. Ст. 733.

*(77) Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 45. Ст. 958.

*(78) Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1867.

*(79) Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 6. Ст. 290.

*(80) Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 48. Ст. 1675.

*(81) Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 48. Ст. 1694.

*(82) Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1878.

*(83) Яковлев В.Ф. Гражданское право и кодекс//Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. М., 1998. С. 63.

*(84) Лаптев В.В. Предприниматели ждут свой кодекс. Как улучшить хозяйственное законодательство//РГ. 1994. 1 марта.

*(85) Лаптев В.В. Хозяйственное право - право предпринимательской деятельности//Государство и право. 1993. N 1. С. 34.

*(86) Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001. С. 152.

*(87) Андреев В.К. Конституционные основы малого предпринимательства//Правовые проблемы малого предпринимательства. М., 2001. С. 71.

*(88) Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 (в ред. от 13 августа 1998 г.) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"//СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ (в ред. от 22 октября 1999 г.) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"//СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801.

*(89) СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447 (в ред. от 15 декабря 2001 г.).

*(90) Приложение N 25 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год"//СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5038.

*(91) Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указа Президента РФ от 20 марта 2004 г. N 649)//РГ. 2004. 11 марта; 21 мая.

*(92) Постановление Правительства РФ от 27 августа 2004. N 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации"//РГ. 3 сент. 2004. N 192.

*(93) Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. N 2211-I) (в ред. от 26 ноября 2001 г.)//Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 26. Ст. 733.

*(94) Закон Санкт-Петербурга от 30 июля 1998 N 185-36 (в ред. от 8 мая 2001 г., с изм. от 9 декабря 2003 г.) "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга"//Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 1998. N 9.

*(95) СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589; СЗ РФ. 2004. N 13. Ст. 1111.

*(96) Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2002 г. N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой"; Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2004 г. N 85 "Обзор практики разрешения споров по договору комиссии".

*(97) Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации"//СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3004.

*(98) Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. N 9; 1997. N 5.

*(99) Гражданское право: учебник. Т. 1/отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 1998. С. 68-70.

*(100) Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1240.

*(101) Зыкин И.С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. М.: Юрид. лит., 1981. С. 13.

*(102) Вестник ВАС РФ. 1993. N 10.

*(103) Вестник ВАС РФ. 1994. N 1.

*(104) Торгово-промышленные ведомости. 2001. N 19/20.

*(105) Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309; СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4855.

*(106) Банковский бюллетень. 1994. N 13-14.

*(107) Закон. 1995. N 12. С. 82-92.

*(108) СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

*(109) СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

*(110) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"//Вестник ВАС РФ. 2004. N 2.

*(111) Статья 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"//СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

*(112) Соглашение о формировании единого экономического пространства (заключено в г. Ялте 19 сентября 2003 г.). Опубликовано не было.

*(113) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле (заключено в г. Астане 9 сентября 2000 г.)//СЗ РФ. 2001. N 34. Ст. 3483.

*(114) Протокол о едином порядке взимания таможенных платежей в государствах - участниках СНГ (подписан в г. Москве 26 февраля 1998 г.)//Таможенные ведомости. 1998. N 4. С. 129-134.

*(115) Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. N 1.

*(116) Рекомендации о применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров//Российская юстиция. 2003. N 3.

*(117) Вестник ВАС РФ. 1994. N 1.

*(118) Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июля 1999 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса"//Вестник ВАС РФ. 1999. N 8.

*(119) Сборник международных договоров о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам. М., 1988.

*(120) Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1992. N 4.

*(121) Там же. N 5.

*(122) Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1992. N 7.

*(123) Вестник ВАС РФ. 1994. N 2.

*(124) Там же. 1994. N 1.

*(125) Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 40.

*(126) Вестник ВАС РФ. 1994. N 1.

*(127) Защита иностранных инвестиций в Российской Федерации (документы и комментарии). Библиотечка журнала "Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ". Специальное приложение к N 7, июль 2001 г. М.: ЮРИТ-Вестник, 2001. С. 92-122.

*(128) Вестник ВАС РФ. 1997. N 8.

*(129) Международное частное право в документах: сборник нормативных актов. Т. I. М.: Юристъ, 1996. С. 66-101.

*(130) СЗ РФ. 1999. N 32. Ст. 4040.

*(131) СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3102.

*(132) Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 9; 1997. N 5.

*(133) СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

*(134) СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

*(135) Статья 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"//СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032 (в ред. ФЗ от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ).

*(136) Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М., 1995. С. 115-116.

*(137) Э и Ж. 2002. N 16.

*(138) СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864 (в ред. Федерального закона от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ.

*(139) СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447 (в ред. от 15 декабря 2001 г.).

*(140) Предпринимательское (хозяйственное) право. Т. 1/под ред. О.М. Олейник. М., 1999. С. 160; Предпринимательское право РФ: учебник/под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М., 2003. С. 118.

*(141) СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431 (с посл. изм.).

*(142) СЗ РФ. 2001. N 33. (ч. I). Ст. 3430 (с посл. изм.).

*(143) СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3302.

*(144) ВВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418. В связи с принятием части 1 ГК РФ утратил силу, за исключением ст. 34, 35. Статьи 34-35 указанного Закона утратили силу в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 8 августа 2001 г. (в ред. от 23 июня 2003 г.) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

*(145) См.: Попондуполо В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб, 1994. С. 22; Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001. С. 126-127.

*(146) Тотьев К.Ю. Предпринимательское право. М., 2003. С 130.

*(147) Тотьев К.Ю. Указ. соч. С. 132-133.

*(148) Теория государства и права/отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2004. С. 315-316.

*(149) СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2343 (с изм. от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г.).

*(150) СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

*(151) Предпринимательское право РФ/под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно М., 2003. С. 121.

*(152) О требованиях и способах их реализации см. главу "Требования, предъявляемые к осуществлению предпринимательской деятельности".

*(153) СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918. (с посл. изм.).

*(154) РГ. 2005. N 2. 13 янв.

*(155) РГ. 2005. N 100. 13 мая.

*(156) Более подробно об индивидуальном предпринимателе см. параграф 7.1 главы 7 "Правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательского права".

*(157) Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т. 1. М., 1994. С. 75; Предпринимательское (хозяйственное) право/под ред. О.М. Олейник. Т. 1. М., 1999. С. 165-166.

*(158) О некоммерческих организациях и их праве заниматься предпринимательской деятельностью см. параграф 7.3 главы 7 "Правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательского права".

*(159) СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 4696.

*(160) Подробнее о правовом положении финансово-промышленных групп см. параграф 7.10 главы 7.

*(161) Теория государства и права: учебник/под ред. В.Д. Перевалова. М., 2004. С. 153.

*(162) Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. С. 115.

*(163) Предпринимательское (хозяйственное) право/под ред. О.М. Олейник. Т. 1. М., 1999. С. 169.

*(164) Там же.

*(165) Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001. С. 139.

*(166) Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т. 1. М., 1994. С. 190.

*(167) Мы согласны с критикой точки зрения о том, что и государственное управление и государственное регулирование - лишь обобщенные варианты практической реализации исполнительной власти. Именно так считают авторы учебника: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М., 1996. С. 21. Критическую оценку этой точки зрения см: Предпринимательское право: учебник/под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно М., 2003. С. 399.

*(168) Подробнее о государственном регулировании см.: Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы. М., 2005.

*(169) Подробнее о правовом регулировании прогнозирования и планирования см. параграф 4.4 главы 4.

*(170) СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

*(171) СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

*(172) СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2871 (с изм. от 9 июля 1999 г.).

*(173) См.: Быков А.Г., Кененов А.А., Козлов Ю.М. Экономическая политика КПСС и право. М., 1979. С. 148.

*(174) Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 января 2004 г. N 1-р//СЗ РФ. 2004. N 2. Ст. 147.

*(175) СЗ РФ. 1994. N 34 (с изм. и доп.).

*(176) СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 1998 (с изм. и доп.).

*(177) СЗ РФ. 2004. N 22. Ст. 2180.

*(178) СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1571.

*(179) Действует в части, не противоречащей Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"//СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

*(180) СЗ РФ. 1994. N 28. Ст. 2989 (с изм. и доп.).

*(181) См.: Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т. 1. М., 1994. С. 194.

*(182) С3 РФ. 2001. N 33. ст. 3436.

*(183) О деятельности СРО на рынке ценных бумаг см. параграф 13.3 главы 13 учебника.

*(184) Общественная защита клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг рассмотрена в главе 13 учебника.

*(185) СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

*(186) СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

*(187) СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023.

*(188) СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3049.

*(189) СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

*(190) СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.

*(191) См. подробнее: Андреев В.К. Предмет предпринимательского права (на примере железнодорожного транспорта)//Предпринимательское право. 2005. N 2. С. 6.

*(192) СЗ РФ. 2003. N 1. Ст. 134.

*(193) См. подробнее: Андреев В.К. Право государственной собственности в России. М., 2004. С. 162-165.

*(194) См.: Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица по российскому гражданскому праву: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2004.

*(195) Гутин А.С. Корпоративный контроль в акционерных обществах и его правовые формы: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2005. С. 10.

*(196) Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001. С. 76.

*(197) Анализ точек зрения по данному вопросу см.: Тотьев К.Ю. Предпринимательское право: учеб. пособие. М., 2003. С. 42-43.

*(198) Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник/отв. ред. О.М. Олейник. Т. 1. М., 1999. С. 194. Точнее, наверное, сказать о вступлении в силу норм, содержащих соответствующие требования.

*(199) В литературе встречается утверждение, что суть прямого регулирования заключается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, обязательного для предпринимателя и содержащее предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. См.: Предпринимательское право РФ: учебник/под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М., 2003. С. 407.

*(200) Теория государства и права: учебник/отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2004. С. 236.

*(201) ВБР. 2004. N 15.

*(202) О техническом регулировании см. параграф 5.3 главы 5.

*(203) От лат. licentia - право, позволение.

*(204) Легитимация (от лат. legitimus - законный, узаконенный) - признание или подтверждение законности какого-либо права или полномочия. См.: Словарь иностранных слов. М.: Советская Энциклопедия, 1964. С. 359.

*(205) Термин "легитимация" применительно к государственной регистрации субъектов был применен профессором В.С. Мартемьяновым. (см.: Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Общие положения: курс лекций. Т. 1. М.: Изд-во БЕК, 1994. С. 55). Обратим внимание, что лицензирование является легитимацией именно деятельности предпринимателя в отличие от государственной регистрации, легитимирующей правовой статус субъекта в качестве предпринимателя. Исключения предусмотрены для субъектов с исключительной правоспособностью (например, инвестиционных фондов).

*(206) СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430 (с изм. от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта, 2 июля, 31 декабря 2005 г.). Действие Закона исходя из его названия и перечня видов деятельности, указанного в п. 1 ст. 17, распространяется, как нам представляется, на отдельные виды хозяйственной деятельности, направленной прежде всего на достижение социально полезного результата. К вопросу о разграничении понятий хозяйственной и предпринимательской деятельности см.: Хозяйственное право: учебник/под ред. В.К. Мамутова. Киев: Юринком Интер, 2002. С. 3.

*(207) В сфере внешнеэкономической деятельности лицензированию подлежит оборот товара, а не вид деятельности. См. главу "Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности".

*(208) Предпринимательское право Российской Федерации/отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно М.: Юристъ, 2003. С. 126 (автор главы - Д.И. Дедов).

*(209) СЗ РФ. 2002. N 9. Ст. 928.

*(210) Структура федеральных органов исполнительной власти существенным образом изменена, но соответствующие уточнения в данное постановление Правительства РФ не внесены. Пунктом 24 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 установлено, что лицензирование отдельных видов деятельности может по решению Правительства РФ производиться федеральным министерством или федеральным агентством //СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945 (с изм. от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября 2005 г.).

*(211) СЗ РФ. 2005. N 20. Ст. 1882.

*(212) Положение о Комитете лицензирования города Москвы утверждено постановлением Правительства Москвы от 25 марта 2003 г. N 175-ПП//Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2003. N 20 (с изм. от 18 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г.).

*(213) В частности, Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ в перечень лицензируемых видов деятельности включена деятельность по продаже электрической энергии гражданам. Согласно ст. 14 указанного Закона лицензирование этого вида деятельности введено с 1 января 2004 г.//СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1178 (с изм. от 28 декабря 2004 г.).

*(214) Вопрос о критериях определения лицензируемых видов деятельности является дискуссионным. В частности, О.М. Олейник предлагает следующие критерии: 1) деятельность является опасной для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении (например, захоронение отходов); 2) деятельность вовлекает в свою среду неограниченный круг участников, включая их имущество, в производство (банковская деятельность); 3) деятельность является слишком доходной и подлежит в связи с этим повышенному налогообложению и дополнительному контролю (например, производство, хранение и оптовая продажа алкогольной продукции). См.: Олейник О.М. Лицензирование отдельных видов деятельности в российском праве//Закон. 2000. N 1.

*(215) См.: Ионова Ж.А. Правовые проблемы государственной регистрации и лицензирования предпринимательства: автореф. дисс... канд. юрид. наук; Юридические науки: 12.00.04/РАН, Ин-т государства и права. М., 1997. С. 18-19.

*(216) Так, Положением о лицензировании космической деятельности (утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. N 422) определено, что космическая деятельность включает в себя пять видов работ и услуг. Для получения лицензии соискатель лицензии в заявлении указывает работы и услуги в рамках лицензируемой деятельности, которые он намерен осуществлять//СЗ РФ. 2002. N 25. Ст. 2454 (с изм. от 3 октября 2002 года, 1 февраля 2005 г.).

*(217) Обратим внимание на изменения в определении понятия "лицензия". Так, в ранее действовавших нормативных правовых актах лицензия рассматривалась в качестве официального документа (постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418), разрешения (права) (Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Кроме того, в нормах действующего законодательства данное понятие трактуется неоднозначно. В частности, в ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" (с изм. и доп.), устанавливающего порядок лицензирования деятельности, связанной с использованием природных ресурсов, лицензия определена в качестве документа.

*(218) Новая аптека. 2003. N 7.

*(219) Закон о лицензировании предусматривает, что государственная пошлина уплачивается за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, предоставление лицензии и переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии. Размер и порядок уплаты государственной пошлины установлены главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

*(220) Понятия "требования" и "условия" рассматриваются в качестве синонимов.

*(221) См.: Тотьев К.Ю. Предпринимательское право. Публично-правовой статус предпринимателя: учеб. пособие. М.: ООО "Профобразование", 2003. С. 218-220.

*(222) Существенные условия договора страхования гражданской ответственности, перечень сертификатов соответствия, при наличии которых может применяться упрощенный порядок лицензирования, устанавливаются Правительством РФ.

*(223) Так, лицензия на осуществление деятельности инвестиционных фондов предоставляется на 5 лет, при продлении срока действия лицензии она действует бессрочно либо в течение срока, указанного в заявлении о продлении срока действия лицензии. См.: Положение о лицензировании деятельности инвестиционных фондов, утверждено постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 394//СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2191 (с изм. от 3 октября 2002 г.).

*(224) См.: Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности". М.: Статут, 2000. С. 83.

*(225) Такие виды деятельности определены в постановлении о лицензировании, например заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов.

*(226) СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3436 (с изм. от 30 октября 2002 г., 10 января, 1 октября 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 2 июля 2005 г.).

*(227) Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

*(228) Такой порядок приостановления и аннулирования лицензии будет действовать с 1 июня 2006 г., а в отношении деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами и др. - с 1 января 2007 г. (см.: п. 7 ст. 1 Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ//СЗ РФ. 2005. N 27. Ст. 2719).

*(229) О применении ст. 171 УК см.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем"//Бюллетень ВС РФ. 2005. N 1.

*(230) СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

*(231) Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 25. Ст. 917; N 26. Ст. 967.

*(232) СЗ РФ. 2004. N 46 (ч. II). Ст. 4551.

*(233) См.: Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294//СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2575.

*(234) См.: Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы).

*(235) См.: Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 594//СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3773.

*(236) СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3773.

*(237) См.: Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию"//СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3367.

*(238) Положение о регистрации системы добровольной сертификации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 января 2004 г. N 32//СЗ РФ. 2004. N 5. Ст. 371.

*(239) СЗ РФ. 2003. N 47. Ст. 4547.

*(240) См.: Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии"//СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2575.

*(241) СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009 (в ред. от 9 мая 2005 г.).

*(242) См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"//СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133 (в ред. от 9 мая 2005 г.); Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"//СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650 (в ред. от 9 мая 2005 г.); Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"//СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141 (в ред. от 22 августа 2004 г.); Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"//СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552 (в ред. от 22 августа 2004 г.); ГК РФ, ЗК РФ, ВК РФ, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах"//СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823 и др.

*(243) Статьи 36, 38 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

*(244) Статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

*(245) СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2772.

*(246) См.: Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и паспортизации опасных отходов"//СЗ РФ. 2000. N 45. Ст. 4476.

*(247) Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. (в ред. от 1 июля 2005 г.) N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления"//СЗ РФ. 2003. N 25. Ст. 2528.

*(248) Приказ МПР РФ от 2 декабря 2002 г. N 786 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов"//БНА. 2003. N 4 (в ред. от 30 июля 2003 г.).

*(249) См.: Постановление Правительства РФ от 23 мая 2002 N 340 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами"//СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2157 (в ред. от 3 октября 2002 г.).

*(250) Порядок паспортизации определяется постановлением Правительства

Наши рекомендации