Система нормативного правового регулирования аудита и аудиторской деятельности

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ определяет Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Ранее аудиторская деятельность регулировалась Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудите 2001 года). Помимо этого, аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Законом о саморегулируемых организациях, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Большую роль в регулировании аудита играют акты Минфина России.

Закон об аудите (ст. 7) предусматривает принятие федеральных стандартов аудиторской деятельности и стандартов саморегулируемых организаций аудиторов (СРО аудиторов).

Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД): определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Законом об аудите; разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита; являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также СРО аудиторов и их работников.

Закон об аудите (ст. 15) принятие ФСАД относит к функциям Минфина России, а их разработку — к функциям Совета по аудиторской деятельности при Минфине России[647]. Так, Приказом Минфина РФ от 16 августа 2011 г. № 99н утвержден ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства»; ФСАД 8/2011 «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам».

В соответствии с Законом об аудите 2001 г. стандарты аудита утверждались Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»). Всего было утверждено 34 стандарта. В качестве примера приведем Правило (стандарт) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»; Правило (стандарт) № 2 «Документирование аудита» и др. Поскольку приказы Минфина России имеют меньшую юридическую силу, чем постановления Правительства России, утвержденные Минфином России ФСАД вступают в силу с даты вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившими силу соответствующих стандартов, ранее утвержденных Правительством РФ.

ФСАД разрабатываются с учетом Международных стандартов аудита (МСА) — International Standards on Auditing (ISA)[648]. Разработкой стандартов на международном уровне занимается международное профессиональное объединение аудиторов и бухгалтеров — Международная федерация бухгалтеров (МФБ) — International Federatation of Accountants (IFAC)[649]. В составе МФБ действует Совет по международным стандартам аудита и уверенности[650] — International Auditing and Assurance Standards Board (IAASB)[651]. Функции данного Совета заключаются в независимой разработке и опубликовании стандартов и положений по аудиту, обеспечению уверенности и сопутствующим услугам под эгидой МФБ[652].

Стандарты СРО аудиторов определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности; не могут противоречить ФСАД; не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности; являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной СРО аудиторов.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 8 Закона об аудите каждая СРО аудиторов принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, устанавливает правила осуществления внешнего контроля качества работы своих членов. Согласно ст. 10 Закона об аудите аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы.

Кодекс профессиональной этики аудиторов — свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности. Кодекс этики аудиторов России одобрен Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г. (протокол № 4). Каждая СРО аудиторов принимает одобренный Советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов.

Минфин России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности. В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при Минфине России создан Совет по аудиторской деятельности. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций.

Наши рекомендации